Наконец-то составил жалобу в КС по обжалованию ст.19 Статуса и пункта 19 приказа по переподготовке!!!
103132, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21
о проверке конституционности части четвёртой статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 19 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту".
Показать текст
I. Заявитель.
1. …Иванов.
2. Гражданство: Российская Федерация
3. Адрес места жительства гражданина:
193312, г. Санкт-Петербург,
II. Наименование и адрес государственного органа, издавшего закон, конституционность которого обжалуется:
1. Государственная Дума Российской Федерации:
103265, г. Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1.
2. Министерство обороны Российской Федерации:
119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19.
III. Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования обжалуемого закона, конкретный перечень обжалуемых норм:
1. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», принят Государственной Думой ФС РФ 06.03.1998 г., одобрен Советом Федерации 12.03.1998 г., подписан Президентом Российской Федерации 27.05.1998 г. (первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 01.06.1998 г., № 22, ст. 2331, "Российская газета", № 104, 02.06.1998).
- положение части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13798, опубликован в «Российской газете 29 апреля 2009 года № 75)
- пункт 19 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту".
IV. Наименование судебного акта, подлежащего проверке при рассмотрении жалобы:
1. Решение гарнизонного военного суда от 2011 года.
2. Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от ..
V. Нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации:
Часть 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьи 96, 97, 101 и 102 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
VI. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации:
1. Основанием для направления жалобы к рассмотрению дела послужила обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли статьям 2, 18, 19 (часть первая и вторая), 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации часть 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как позволяющая должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации на её основании лишать военнослужащих права на прохождение профессиональной переподготовки по гражданской специальности в год увольнения с военной службы, продолжительностью до четырёх месяцев с сохранением обеспечения всеми видами довольствия, по смыслу, придаваемому данной статье Федерального закона правоприменительной практикой.
2. Основанием для направления жалобы к рассмотрению дела послужила также обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли статьям 2, 18, 19 (часть первая, часть вторая), 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, изданный на основании части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пункт 19 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту", как позволяющий должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации на его основании увольнять военнослужащих с военной службы до окончания прохождения ими профессиональной переподготовки по гражданской специальности по смыслу, придаваемому данному пункту приказа Министра обороны Российской Федерации правоприменительной практикой.
VII. Описание обстоятельств, свидетельствующих о применении обжалуемых норм в конкретном деле заявителя:
Поводом для направления жалобы к рассмотрению дела послужило решение, принятое Южно-Сахалинским гарнизонным военным судом 13 апреля 2011 года по моему заявлению об оспаривании действий командира воинской части …. связанных с увольнением меня с военной службы до реализации мною права на прохождение профессиональной переподготовки по гражданской специальности в год увольнения с военной службы, с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в период обучения продолжительностью до четырёх месяцев в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктом 19 «Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» (утв. приказом Министра обороны РФ от 18.03.2009 г. №95).
Согласно решения … гарнизонного военного суда: «Системный анализ части 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 19 Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» (утв. приказом Министра обороны РФ от 18.03.2009 г. №95), с учетом положений пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которыми окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, позволяет придти к выводу, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и подлежащий увольнению с военной службы по вышеуказанным основаниям, должен быть направлен на профессиональную переподготовку с таким расчетом, чтобы она заканчивалась до дня исключения его из списков личного состава воинской части. Вместе с тем, положений, содержащих запрет на исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части до окончания переподготовки, названные закон и приказ не содержат».
Данное решение суда вступило в законную силу кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам … окружного военного суда от…..
В своём решении от …….. по моему заявлению о признании пункта 19 «Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту», утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95, противоречащим пунктам 1, 5 статьи 3, пункту 2 статьи 4 и пункту 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала: «Пунктом 19, утвержденного названным приказом Порядка фактически полностью воспроизводятся условия профессиональной переподготовки военнослужащих, предусмотренные пунктом 4 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Что же касается словосочетания «как правило», то оно, исходя из закрепленного в указанной выше норме закона права на увольнение военнослужащих с военной службы в период обучения (переподготовки), лишь детализирует возможность реализации этого права командования, не исключая прохождение полного курса обучения лицом в статусе военнослужащего.
Правовой анализ пункта 19 Порядка показывает, что он не содержит формулировок и предписаний, ограничивающих предусмотренное пунктом 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на обеспечение всеми видами довольствия на период профессиональной переподготовки».
Данное решение суда вступило в законную силу кассационным определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от …...
VIII. Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации:
Я не согласен с таким применением …… гарнизонным военным судом и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 19 «Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту», утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95, и считаю, что данное применение нарушает мои конституционные права, по следующим основаниям:
1. Я, Иванов Иван Иванович, проходил военную службу по контракту в воинской части ….. Приказом командующего войсками … от 26 ноября 2009 года № 425 был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Выслуга в Вооруженных Силах МО РФ на момент увольнения составляла более 20 календарных лет.
В октябре 2010 года я был зачислен на курсы профессиональной переподготовки по гражданской специальности по очно-заочной форме обучения. Через неделю после начала прохождения профессиональной переподготовки, а именно 2 ноября 2010 года приказом командира войсковой части …. № 239 мне был предоставлен отпуск с последующим исключением из списков личного состава воинской части с 24 февраля 2011 года и я был направлен для постановки на воинский учёт по избранному месту жительства. Более на профессиональную переподготовку по гражданской специальности никем из должностных лиц воинской части….. я не вызывался и не направлялся.
До настоящего времени профессиональная переподготовка по гражданской специальности мной так и не пройдена.
Считая нарушенными свои права на прохождение профессиональной переподготовки в год увольнения с военной службы с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в период обучения продолжительностью до четырёх месяцев на основании части 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в порядке и на условиях, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95, я обратился за защитой своих прав в…. гарнизонный военный суд.
Решением гарнизонного военного суда 2011 года действия командира воинской части … по увольнению меня с военной службы до окончания прохождения профессиональной переподготовки по гражданской специальности были признаны законными. Данное решение вступило в законную силу определением Судебной коллегии по гражданским делам окружного военного суда от …..
По мнению гарнизонного военного суда, часть 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункт 19 «Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» не содержат запрета на исключение военнослужащих из списков личного состава воинской части до окончания прохождения ими профессиональной переподготовки по гражданской специальности, а следовательно моё право на прохождение профессиональной переподготовки в год увольнения с военной службы, продолжительностью до четырёх месяцев с сохранением обеспечения всеми видами довольствия (что возможно только до исключения из списков личного состава воинской части) правомерно было нарушено командиром воинской части ….
Право военнослужащих, указанных в части 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на прохождение профессиональной переподготовки в год увольнения с военной службы с сохранением обеспечения всеми видами довольствия продолжительностью до четырёх месяцев подтверждено также и решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от ….., вступившим в законную силу кассационным определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от …..
Однако, по мнению данных судебных инстанций, законодатель в пункте 4 статьи 19 ФЗ «О статусе военнослужащих» установил не только право военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки продолжительностью до четырех месяцев в год увольнения с военной службы с сохранением обеспечения всеми видами довольствия (что возможно только лишь при нахождении на военной службе), но и прямо указал, что данное право может быть нарушено командованием: «В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учёбы бесплатно».
Считаю, что оспариваемое мной положение части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не соответствует статьям 2 и 18 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой ставит права должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации на увольнение военнослужащих с военной службы выше права, указанных в оспариваемой статье военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки по гражданской специальности в год увольнения с военной службы с сохранением обеспечения всеми видами довольствия продолжительностью до четырёх месяцев, что недопустимо в правовом государстве.
Оспариваемое мной положение части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», не соответствует также и статье 19 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, является дискриминационным, позволяет одних военнослужащих, (указанных в пункте 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), увольнять с военной службы в нарушение их права на прохождение обучения по избранной гражданской специальности с сохранением обеспечения всеми видами довольствия, (что возможно только при нахождении на военной службе), в порядке и на условиях установленных Министерством обороны Российской Федерации продолжительностью до четырёх месяцев, а других военнослужащих, на основании этого же положения закона, позволяет увольнять с военной службы только после прохождения четырёхмесячного обучения по гражданской специальности и тем самым нарушает конституционное право граждан на равенство всех перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, что не допустимо в правовом государстве.
Отнеся военнослужащих к лицам, которым государство предоставляет право на бесплатную профессиональную переподготовку по гражданской специальности, с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в период её прохождения продолжительностью до четырёх месяцев, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции.
Однако по смыслу, придаваемому положению части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» правоприменительной практикой, федеральный законодатель одновременно и ограничил данное право военнослужащих тем, что предоставил право должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации увольнять военнослужащих с военной службы на следующий же день после начала прохождения профессиональной переподготовки по гражданской специальности.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Оспариваемое мной положение части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, противоречит вышеприведенной статье Конституции, так как вводит не предусмотренные ей ограничения.
Пункт 19 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95, как изданный во исполнение части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», также не соответствует статьям 2 ,18, 19 (часть 1 и 2), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой по выше приведенным обстоятельствам.
Вытекающим из статей 1 (часть 1), 6 (часть 2), 17 (часть 3) и 19 Конституции Российской Федерации принципом юридического равенства обусловливается необходимость формальной определенности, точности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования, поскольку юридическое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы. Законоположения, не отвечающие указанным критериям, порождают противоречивую правоприменительную практику, создают возможность их неоднозначного истолкования и произвольного применения и тем самым нарушают конституционные гарантии государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Установленное в пункте 19 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95 положение о том, что: «Военнослужащие проходят профессиональную переподготовку, как правило, с таким расчетом, чтобы она заканчивалась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части» не имеет формальной определённости, точности и ясности и тем самым порождает противоречивую правоприменительную практику.
Более того, какого-либо иного порядка прохождения военнослужащими профессиональной переподготовки по гражданской специальности помимо установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года № 95 не существует.
Министерством обороны Российской Федерации не устанавливались порядок и условия прохождения профессиональной переподготовки по гражданской специальности военнослужащих, в случае их увольнения с военной службы в период обучения, что исключает саму возможность реализации права военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки в случае их увольнения с военной службы во время обучения.
Более того, пункт 19 приказа Министра обороны Российской Федерации имеет явно выраженные признаки коррупционности, так как позволяет командованию воинских частей на его основании и по своему усмотрению одних военнослужащих лишать права на прохождение профессиональной переподготовки в год увольнения с военной службы с сохранением обеспечения всеми видами довольствия (что возможно только при нахождении в списках личного состава воинской части) , а другим военнослужащим (за определённое вознаграждение) предоставлять право закончить обучение до исключения из списков личного состава воинской части.
VIII. Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ:
Прошу признать часть 4 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также изданный на его основании пункт 19 «Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту» (утв. приказом Министра обороны РФ от 18.03.2009 г. №95), несоответствующими Конституции Российской Федерации.
IX. Приложение:
1. копия жалобы – 2 экз.;
2. квитанция об оплате гос. пошлины;
3. копия Федерального закона от 27.05.1998 г. № 81-ФЗ «О статусе военнослужащих» - 3 экз.;
4. копия приказа Министра обороны РФ от 18.03.2009 г. №95 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" - 3 экз.;
5. копия решения .. гарнизонного военного суда от 13.04.2011г. – 3 экз.;
6. копия кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам окружного военного суда от .. – 3 экз.
7. копия решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от …– 3 экз.
8. копия кассационного определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от … – 3 экз.;
9. Цифровой носитель с текстом жалобы.
23 апреля 2012 года
Заявитель Иванов