Доклад по правам военнослужащих

Выступления, стенограммы
Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15165
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14496 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 02 мар 2006, 09:03 #1

АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБОРОНЫ И ПРАВОПОРЯДКА
_____

4 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
_____

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

М. Ф. ГАЦКО

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРАВ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ И ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ

(СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Автор:

ГАЦКО Михаил Федорович – полковник юстиции, помощник начальни-ка 4 ЦНИИ Минобороны России по правовой работе, кандидат философских наук, гранд доктор философии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка

Рецензенты:
ЛУКИН Владимир Петрович – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор

КОРЯКИН Виктор Михайлович – полковник юстиции, начальник юри-дической службы Главного управления воспитательной работы Вооружён-ных Сил Российской Федерации, доктор юридических наук

СКУРАТОВ Юрий Ильич – доктор юридических наук, профессор, заве-дующий кафедрой конституционного права Российского государственного социального университета

Настоящее исследование посвящено анализу социально-правовых проблем реализации прав и социальных гарантий военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и членов их семей, а также военных пенсионеров. Ав-тор исследует динамику изменений статуса военнослужащих, произошедших в последние годы. В связи с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ подробно анализируется суть «монетизации» льгот военно-служащих и членов их семей, а также характеризуется складывающаяся система социальных гарантий, установленная для указанных категорий граждан.
Автором даётся правовая оценка существующего состояния социального обеспечения военнослужащих, членов их семей, а также ветеранов военной и правоохранительной службы. В работе детально рассматриваются проблемы правового регулирования денежного довольствия, вещевого и продовольствен-ного обеспечения военнослужащих, специфика реализации их прав в жилищной сфере, а также особенности пенсионного обеспечения.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Динамика изменений прав, льгот и социальных гарантий военнослужащих и членов их семей

2. Проблемы правого регулирования вещевого обеспечения военнослужа-щих Вооружённых Сил Российской Федерации

3. Проблемы правого регулирования продовольственного обеспечения во-еннослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации

4. Проблемы реализации прав военнослужащих в жилищной сфере

5. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужа-щих и членов их семей


Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15165
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14496 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 02 мар 2006, 09:04 #2

1. Динамика изменений прав, льгот и социальных гарантий военнослу-жащих и членов их семей

… Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оказался менее стабильным, чем одноимён-ный первый закон и снискал славу одного из самых изменяемых федераль-ных законов. С момента принятия указанный закон уже 17 раз претерпевал существенные изменения: от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 де-кабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля 2005 г. …, причём нередко одновременно в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вносились десятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанный закон было внесено более 70 изменений). В абсолютном большинстве случаев изменения Федерального закона «О статусе военнослужащих» были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
Наиболее ощутимо права военнослужащих и членов их семей были ограничены дважды: с 1 июля 2002 года и с 1 января 2005 года.
…. Как известно, большинство молодых офицеров не имеют собствен-ного жилья и если они снимают его на условиях поднайма, то должны на это расходовать от трети до половины своего денежного довольствия. Если же на иждивении военнослужащего находятся неработающая жена и малолетние дети (а именно так обстоит дело в большинстве семей молодых офицеров), то такой семье до величины прожиточного минимума просто не дотянуть.
… на момент принятия указанного выше Федерального закона стало очевидно, что предусмотренные в нём меры не приведут к существенному улучшению материального положения военнослужащих и членов их семей.
Одновременно с отменой ряда льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей исполнительная власть инициировала практику временно-го приостановления действия отдельных льгот.
В последние годы при хронической нехватке средств на финансирова-ние национальной обороны Правительство Российской Федерации оказалось не в состоянии в полном объёме обеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным). На компенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольст-вия денежными выплатами бюджетных средств также не хватает.
В этих условиях Правительство Российской Федерации выработало правовой механизм приостановления ежегодно принимаемым в ранге феде-рального закона федеральным бюджетом действия норм законодательных ак-тов о правах и льготах военнослужащих.
В 2002 – 2004 годах сложилась практика, когда приостановление дей-ствия льготы военнослужащих на один год продлевалось и на последующие годы, тем самым была создавалась ситуация, при которой льгота не отменя-лась, но её действие замораживалось на длительный период, с чем с годами смирялись не только законодатели, но и сами льготополучатели – военно-служащие, что в последствии позволило законодателям отменить большин-ство из ранее приостановленных льгот военнослужащих….
Следует отметить, что происходило приостановление действия льгот для военнослужащих и на подзаконном уровне…
Являются ли такого рода ограничения нарушением законных прав во-еннослужащих?…
Ограничение прав и преимуществ военнослужащих осуществляется на политическом уровне – по совместному решению исполнительной и законо-дательной властей. Однако армия не является политической трибуной, у военнослужащих нет возможностей митинговыми или иными политическими методами отстаивать свои права и льготы. Как известно, в Вооружённых Си-лах Российской Федерации фактически ещё не сформированы военные профсоюзы, деятельность которых в принципе допускается отечественным законодательством, следовательно, в армии и на флоте нет организованных структур, которые могли бы профессионально защищать декларированные законом права человека в погонах. У военнослужащего, проходящего воен-ную службу по контракту, есть только два выбора: либо согласиться с огра-ничением его прав, либо уволиться с военной службы….

Второй этап существенного изменения прав и социально-правового статуса военнослужащих связан с введённой с 1 января 2005 года «монети-зацией» (заменой на денежные выплаты) социальных льгот граждан Рос-сийской Федерацией.
Если при прежнем составе Государственной Думы Российской Феде-рации, когда сторонники правительственной концепции «монетизации» льгот не имели явного большинства, реализация отдельных льгот военно-служащим могла быть только приостановлена, то с формированием по ре-зультатам выборов от 7 декабря 2003 г. парламентского большинства во главе с депутатской фракцией «Единая Россия» (304 голоса) стала возможно-стью и широкомасштабная ревизия самого Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Отменённый пакет социальных льгот военнослужащих и членов их се-мей в денежном эквиваленте составил не менее 3 тысяч рублей ежемесячно. Принятое законодателями решение о переводе натуральных льгот в денеж-ную форму путем включения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы вызывает некоторые сомнения, а именно:
правомерно ли включение компенсационных выплат в состав денежно-го довольствия, подлежащего налогообложению?
почему различие в должностных окладах военнослужащих должно влиять на размер надбавки, а значит и на компенсационную сумму?
чем мотивируется явное ущемление прав пенсионеров военной служ-бы, если указанная надбавка не входит в базу для расчета пенсии?
насколько будут сопоставимы индексация денежного довольствия, включающая в себя компенсационные выплаты, с реальным ростом инфля-ции?

Очевидно, что введённые с 1 января 2005 года ограничения ранее дей-ствовавших прав военнослужащих привели к фактическому ухудшению по-ложения военнослужащих и членов их семей по сравнению с установленным ранее их статусом и пакетом социальных льгот. По нашему мнению любое уменьшение объёма социальных гарантий военнослужащих и членов их се-мей не соответствует базовому принципу законодательного регулирования вопросов социальной защиты в Российской Федерации.
Данное положение подтверждается и Конституционным Судом Рос-сийской Федерации, который в своем определении от 4 июля 2002 года № 184-О отмечает, что особый правовой статус военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, специфический характер их деятельности, со-пряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной и правоохранительной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.
Необходимо отметить, что в 2005 году были предприняты определён-ные меры по недопущению снижения уровней доходов отдельных категорий военнослужащих и совершенствованию системы их денежного довольст-вия.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» с 1 октября 2004 г. было установлено ежемесячное денежное поощрение военнослужа-щим, замещающим отдельные воинские должности в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена во-енная служба, в размерах, кратных окладам по их воинской должности.
Однако такого рода ежемесячное денежное поощрение распространя-ется только лишь на военнослужащих, занимающих соответствующие долж-ности в центральном аппарате Минобороны России, и не подлежит выплате другим военнослужащим, например войсковым. Исходя из установленного размера старшие офицеры в отделе главного управления Минобороны Рос-сии, имеющие должностные оклады порядка 2500 рублей получили ежеме-сячную прибавку в 7500 рублей. В результате их доходы увеличились факти-чески в два раза по сравнению с офицерами, занимающими равнозначные должности в воинских частях и учреждениях, не относящихся к центрально-му аппарату Минобороны России.
…Представляется, что действие Указа Президента Российской Федера-ции от 30 сентября 2004 г. № 1258 целесообразно распространить на всех во-еннослужащих, лишь тогда можно будет признать, что замена пакета соци-альных льгот военнослужащим на денежные выплаты не привела к сниже-нию их доходов и понижению их уровня жизни.
… размеры денежного довольствия защитников Отечества на фоне от-мены для них права бесплатного проезда на общественном транспорте и на-логовых льгот свидетельствуют об очередном провале правительственной заботы о материальном благосостоянии военнослужащих, проходящих воен-ную службу по контракту.

Проанализировав динамику изменений правовых основ регулирования статуса военнослужащих и его нынешнее состояние, приходим к следующим выводам:
1. Произошедшее в 2002-2005 годах определённое увеличение денежно-го довольствия военнослужащих в совокупности с одновременной отменой для них ряда льгот и преимуществ (в налоговой сфере, по проезду на обще-ственном транспорте, по оплате жилья), с учётом ужесточения ответст-венности военнослужащих за административные правонарушения, не раз-решило проблем повышения их социально-правового статуса.
2.Увеличение размеров должностных окладов военнослужащих до уровня соответствующих размеров должностных окладов соответствую-щих категорий федеральных государственных служащих принесло реальное увеличение доходов военнослужащих пока всего на уровень, адекватный го-довому росту инфляции в Российской Федерации. Сегодня военнослужащие по-прежнему являются одной из наиболее социально незащищённых катего-рий граждан. Будучи ограниченными в ряде прав и свобод, они не должны ущемляться в реализации тех социальных льгот и преимуществ, которые традиционно им гарантировались ранее государством.
3. Особый правовой статус военнослужащих и специфический харак-тер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной службы предпола-гают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.
4. Практика временного приостановления федеральными законами действия льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по кон-тракту, установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также осуществлённая с 1 января 2005 года замена льгот прямого действия на социальные гарантии, устанавли-ваемые на подзаконном уровне, привели к фактическому сужению гаранти-рованных законом прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.
5. В целях усиления социальной защиты военнослужащих на законода-тельном уровне целесообразно ввести запрет на приостановление другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащим, установ-ленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе воен-нослужащих».
6. В законодательстве Российской Федерации также следует преду-смотреть норму, устанавливающую, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, предусмотренные Фе-деральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужа-щих, могут быть отменены или снижены федеральными законами только путём замены соответствующими компенсационными мерами материаль-ного и иных видов обеспечения.
7. В целях исключения существенного различия в доходах военнослу-жащих, проходящих службу в центральном аппарате Минобороны России и в войсках, действие Указа Президента Российской Федерации от 30 сентяб-ря 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» целе-сообразно распространить на всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.


Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15165
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14496 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 02 мар 2006, 09:05 #3

2. Проблемы правого регулирования вещевого обеспечения
военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации

В числе проблемных вопросов, связанных с реализацией военнослужа-щими своих прав на вещевое обеспечение, рассмотрим следующие:
1) насколько сегодня государством удовлетворяется потребность во-еннослужащих в вещевом имуществе;
2) является ли в полной мере собственностью военнослужащих веще-вое имущество личного пользования;
3) насколько изменён порядок получения военнослужащими денежной компенсации взамен отдельных видов вещевого имущества личного пользо-вания;

4) какова юридическая сила отдельных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы вещевого обеспечения военнослужащих?
… к 2002 году задолженность военнослужащим по выплатам денежной компенсации за вещевое имущество достигла 3,5 млрд. рублей. Список выда-ваемого военнослужащим имущества индивидуального пользования армей-ские вещевые службы были вынуждены существенно сократить и вместо 3000 наименований военного имущества ограничились только 60 наименова-ниями. …
В 2005 году … выделенные средства не позволят выполнить все задачи по реализации поручения Президента Российской Федерации по обеспече-нию личного состава Вооружённых Сил предметами обмундирования. В 2005 году весь личный состав будет обеспечен только предметами полевой формы одежды. Повседневной формой одежды в полном объёме обеспечат только выпускников военно-учебных заведений…
..
С 1 января 2005 года в собственность военнослужащих с момента их получения могут переходить только расходные материалы. К расходным ма-териалам, например, относится мыло, которое выдаётся в санитарно-гигиенических и хозяйственных целях некоторым категориям военнослужа-щих …
... с 1 января 2005 года право на получение вместо положенных по нор-мам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов сохранено только тем военнослу-жащим, которые по характеру своей служебной деятельности, как правило, повседневно не носят военную форму …
… военнослужащие Вооружённых Сил Российской Федерации (кроме сотрудников ГРУ Минобороны России), увольняемые в запас или в отставку с правом ношения военной формы одежды, лишены возможности на получе-ние денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения пред-метов вещевого имущества и по их желанию могут получить только вещевое имущество, положенное им на месяц увольнения.

Ещё за месяц до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 848, которым с 1 января 2005 года была отменена выплата военнослужащим (кроме ГРУ Минобороны России и спец-служб) денежной компенсации взамен положенных предметов вещевого имущества, Центральным вещевым управлением (ЦВУ) Минобороны Рос-сии было направлено в войска указание от 24 ноября 2004 года № 164/23 о запрете выплаты военнослужащим указанной денежной компенсации.
… в феврале 2005 года в Минобороны России было принято решение о порядке погашения военнослужащим задолженности за вещевое имущест-во. ЦВУ были даны в войска указания о погашении военнослужащим за-долженности взамен предметов вещевого имущества, сложившейся по со-стоянию на 1 января 2003 года. При этом ЦВУ указало на то, что такого ро-да задолженность должна погашаться исключительно из денежных средств выделенных целевым порядком (т. е. при наличии денежных средств по кон-кретной статье расходов). Фактически в начале 2005 года денежных средств на погашение указанной задолженности целевым порядком не выделялось. … до настоящего времени органами военного управления так и не принято решений о порядке погашения военнослужащим задолженности по вещевому имуществу за 2003 и 2004 годы. В этой связи представляется, что за период до 1 января 2005 года военнослужащие вправе получать денежную компен-сацию вместо не выданных в год увольнения предметов вещевого обеспече-ния в размере стоимости этих предметов (на день осуществления выплат). …
В сложившихся условиях военнослужащие вновь вынуждены доби-ваться положенных им выплат в судебном порядке… Если в 2003 году на исполнение решений судов по искам военнослужащих Минобороны России было израсходовало порядка 800 млн. руб., то в 2004 году на такого рода выплаты личному составу затрачено уже более 5 млрд. руб.
… Пенсионер Минобороны России капитан 1 ранга запаса В. Миронов, проанализировав эти данные, пришел к выводу, что уже в 2003 году реальная стоимость многих предметов вещевого снабжения в 1,5-2 раза превышала размер денежных компенсаций, выплачиваемых взамен них. … На основании вышеизложенного В. Миронов приходит к выводу, что за последние 5 лет Минобороны России недоплатило каждому из военнослужащих, получав-ших денежную компенсацию взамен предметов военной формы одежды по-рядка 20-25 тысяч рублей. …
Анализ ведомственных нормативно-правовых актов, устанавливающих правила ношения военной формы одежды, нормы снабжения вещевым имуществом, а также описание предметов военной формы одежды показыва-ет, что в настоящее время ряд приказов Министра обороны Российской Фе-дерации по вопросам вещевого обеспечения военнослужащих изданы в на-рушение установленного порядка, признаны судом не действительными, и применяться не должны.
… до настоящего времени в Минобороны России так и не изданы но-вые правила ношения военной формы одежды военнослужащими. В связи с этим сложилась парадоксальная ситуация: в соответствии со ст. 13 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации на каждого из военнослужащих при исполнении им служебных обязанностей возлагается обязанность быть всегда одетым по форме, однако надлежащих правил но-шений военной формы одежды в военном ведомстве до сих пор нет!

Рассмотрев проблемы правового регулирования вещевого обеспечения военнослужащих, делаем следующие выводы:
1. Анализ ведомственных нормативно-правовых актов, устанавли-вающих правила ношения военной формы одежды, нормы снабжения веще-вым имуществом, а также описание предметов военной формы одежды, показывает, что в настоящее время ряд приказов Министра обороны Рос-сийской Федерации по вопросам вещевого обеспечения военнослужащих из-даны в нарушение установленного порядка.
2. При издании в Министерстве обороны Российской Федерации нор-мативно-правовых актов органов военного управления следует неукосни-тельно руководствоваться конституционной нормой (часть 3 статьи 15 Конституции), устанавливающей, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
3. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федера-ции, государство гарантирует равенство прав граждан без какой-либо дис-криминации. В этой связи вызывает сомнения обоснованность отмены пра-ва военнослужащих Минобороны России (за исключением офицеров ГРУ) на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных пред-метов, в то время как офицерам спецслужб такого рода право сохранено.
4. Невозможность полноценного обеспечения всех военнослужащих положенными видами вещевого довольствия негативно сказывается не только на внешнем виде защитников Отечества, но и не позволяет всем им с должной эффективностью участвовать в обеспечении интересов военной безопасности России.


Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15165
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14496 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 02 мар 2006, 09:07 #4

3. Проблемы правого регулирования продовольственного обеспечения
военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации

… С 1 января 2000 года, уже шестой год военнослужащим выплачива-ется в заниженном размере денежная компенсация взамен продовольствен-ного пайка. В этой связи рассмотрим правомерность и обоснованность за-нижения указанной дополнительной выплаты военнослужащим.
… за один только 2004 год разница между реальной стоимостью продоволь-ственного пайка и размером выплачиваемой военнослужащим денежной компенсации составили примерно 12 840 рублей.
Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, рассчитав разницу между полной стоимостью продпайка и огра-ниченным размером выплачиваемой им денежной компенсации взамен про-довольственного пайка, приходят к мнению, что за время действия ограниче-ний на размер компенсационных выплат (2000 – 2005 гг.) они «недополучи-ли» порядка 44 тысяч рублей (по состоянию на 1 сентября 2005 г.).

Рассмотрев проблемы правового регулирования продовольственного обеспечения военнослужащих, делаем следующие выводы:
1. Право военнослужащих на продовольственное обеспечение является одним из наиболее существенных прав военнослужащих. Однако в настоя-щее время механизм реализации такого вида натурального обеспечения во-еннослужащих, как продовольственное нуждается в совершенствовании.
2. Поскольку явно заниженный размер денежной компенсации, выпла-чиваемой военнослужащим взамен продовольственного пайка не соответ-ствует реальным затратам на питание военнослужащих по установленным нормам, назрела необходимость приведения размеров указанной компенса-ции к реальной стоимости продовольственного пайка.
3. Трудности в обеспечении военнослужащих денежными выплатами, адекватными затратам на их питание влечёт снижение уровня доходов во-еннослужащих, а также не позволяет гарантировать их полноценное пита-ние, что может негативно сказаться на выполнении задач по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.

4. Проблемы реализации
прав военнослужащих в жилищной сфере

…общее количество нуждающихся в жилье составляет порядка 163 ты-сячи семей.

Состояние жилого фонда, занимаемого военнослужащими, по данным Минобороны России, только на 70% отвечает современным санитарным и техническим требованиям…
Кроме того, в последние годы наметилась тенденция снижения объе-мов ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на обеспе-чение жильем военнослужащих. Так, если в 2001 году Минобороны получи-ло за счет бюджетных средств около 29 тысяч квартир, то в 2004 году только 18 тысяч квартир.

Представляется ошибочным, что в последние годы ос-новные средства, выделяемые из федерального бюджета на жилищное строительство, направляются преимуществен-но на реализацию программы «Государственные жилищные сертификаты». …
В результате просчётов, допущенных в жилищной политике в послед-ние годы, не произошло сокращения числа бесквартирных офицеров и не имеющих жилья граждан, уволенных с военной службы. Срок ожидания получения социального жилья для действующих офицеров и прапорщиков в среднем по Вооружённым Силам Российской Федерации уже составил бо-лее 10 лет. … Положение с обеспечением жильём в Вооружённых Силах усу-губляется и тем, что в закрытых военных городках остаётся проживать около 58,6 тысячи семей военнослужащих запаса, подлежащих отселению. …
По мнению заместителя начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны России генерал-майора В. В. Никольского «при существующей системе жилищного обеспечения пробле-му бесквартирных военнослужащих можно будет решить лет так через 40 – 50. …
… теперь военнослужащим, проходящим военную службу в Москве, на вполне законных основаниях могут предоставлять квартиры в ближнем Под-московье, а военнослужащим, проходящим службу в других городах, теперь можно предоставлять квартиры в близлежащих населённых пунктах, в том числе имеющих статус посёлков.
… бывшие военнослужащие, уволенные с военной службы без права на получение жилых помещений (например, имеющие общую продолжитель-ность военной службы менее 20 лет и уволенные с военной службы по окон-чании контракта, по личным или семейным обстоятельствам, по невыполне-нию ими условий контракта), подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья. Аналогичный порядок рас-пространяется и на военнослужащих, уволенных с военной службы по со-стоянию здоровья, по достижению предельного возраста нахождения на во-енной службе или сокращению штатов, если они имеют общую продолжи-тельность военной службы менее 10 лет.
…очевидно, что накопительно-ипотечная система затронет интересы только армейской молодёжи, то есть тех военнослужащих, которые только собираются окончить военные вузы или планируют заключить после 1 янва-ря 2005 года первые контракты на прохождение военной службы (всего по-рядка 60 тысяч человек). …
Министром обороны Российской Федерации обещано в ближайшие го-ды сохранить объемы ввода жилья за счёт бюджетных средств только на уровне 2003 года (23 тыс. квартир). Необходимо отметить, что при нынеш-нем количестве семей офицеров, нуждающихся в улучшении жилищных ус-ловий (163 тысячи), для окончательного разрешения жилищной проблемы военнослужащих потребуется порядка 10 лет. Следует признать, что если сохранятся достигнутые темпы строительства жилья за счёт бюджетных средств, при этом одновременно начнёт функционировать система ипотечно-го кредитования, то только к 2015 году удастся практически решить пробле-му предоставления военнослужащим служебного жилья, сократив сроки пре-доставления его до 3 месяцев, как установлено сегодня Федеральным зако-ном «О статусе военнослужащих» В этой связи, помимо строительства новых жилых помещений, в Минобороны России планируется активно перестраи-вать под служебное жилье казармы и другие здания, освобождающиеся в хо-де планового сокращения численности войск. Таковы реальные перспективы на ближайшее десятилетие.

Рассмотрев проблемы жилищного обеспечения военнослужащих, делаем следующие выводы:
1. Наиболее острой социальной проблемой Вооружённых Сил Россий-ской Федерации в настоящее время является нуждаемость в улучшении жилищных условий значительной части военнослужащих, проходящих воен-ную службу по контракту, а также многих граждан, уволенных с военной службы.
2. Федеральная программа «Государственные жилищные сертификаты» в силу своего несовершенства не смогла разрешить жилищную проблему военнослужащих и не решила своей главной цели – ускорения сро-ков обеспечения жильём военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
3. Введённая с 1 января 2005 года накопительно-ипотечная система затронет только интересы армейской молодёжи, то есть тех военнослу-жащих, которые только собираются окончить военные вузы или планиру-ют заключить после 1 января 2005 года первые контракты на прохожде-ние военной службы (всего порядка 60 тысяч человек).
4. Эффективного и действенного механизма реализации жилищных прав военнослужащих до настоящего времени ещё не выработано. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости принятия на феде-ральном уровне решения о массовом строительстве жилья и его передаче на условиях социального найма либо по договору пользования служебной жилой площадью бесквартирным военнослужащим и членам их семей.


Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15165
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14496 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 02 мар 2006, 09:10 #5

5. Социально-правовые проблемы
пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
… существующая система исчисления военных пенсий явно несовер-шенна и не соответствует современным условиям. …. В результате прове-дённых в 2002 – 2004 годах изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения военнослужащих оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на ин-фляционные процессы. …с 1 января 2005 года пенсии старшего офицера только и хватает, что на оплату ЖКУ и квартирного телефона.
…Несмотря на то, что в 2004 году рост инфляции составил порядка 12%, в Минобороны России было произведено повышение денежного до-вольствия только лишь военнослужащим центрального аппарата (10300 чел.). … Но указанные выплаты не повлияли на перерасчёт военных пенсий. Большинству же военнослужащих в 2004 году индексации денежного до-вольствия не производилось, соответственно не производилось и увеличения военных пенсий. Заметим, что в соответствии со ст. 17 Федерального зако-на от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Феде-рации» , в связи с ростом цен трудовые пенсии гражданским пенсионерам с 2002 года индексировалась уже более 14 раз.
… в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и до-полнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пен-сий.
… в целях экономии государственных средств было принято решение увеличить военным пенсионерам пенсии только пропорционально увеличе-нию трудовых пенсий.

Примечательно, что занижено уравненную 240-рублёвую прибавку получили все военные пенсионеры, невзирая на их воинские звания и долж-ности, занимаемые перед увольнением с военной службы. Вместе с тем дей-ствующее законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает порядок расчета военных пенсий в зависимости от реаль-ных должностных окладов и окладов по воинским званиям действующих во-енных. Очевидно, что на подзаконном уровне явно прослеживается попыт-ка приведения порядка расчета военных пенсий по аналогии с трудовыми пенсиями. Таким образом, исполнительная власть стремится уровнять воен-ных пенсионеров с гражданскими пенсионерами.
…уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их се-мей является не только показателем отношения государства к защитникам Отечества, но и прямо влияет на качество комплектования силовых структур военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
… в расчёт военных пенсий сегодня входит явно заниженная месячная стоимость продовольственного пайка.
...права военных пенсионеров в части пересмотра их пенсий с учетом изменения стоимости продовольственного пайка не соблюдаются.

Большинство военных пенсионеров вынужденно мирятся с явно не-справедливым подходом к исчислению размеров компенсации взамен про-довольственного пайка, однако многие из них обращаются в суды и выигры-вают судебные иски. Так, в 2003 – 2005 годах более 15 тысяч военных пен-сионеров обратились в суды с исками к областным военкоматам о перерас-чёте пенсий в части стоимости продпайка.
Отдельные военные пенсионеры в судебном порядке доказали, что им занижают стоимость одной из составляющих пенсии – продовольственного пайка, военные пенсионеры, проживающие в г. Липецке. В их числе бывший заместитель командира полка по тылу Н. В. Алейник. Суд признал правоту Н. В. Алейника и обязал Липецкий облвоенкомат выплатить в его пользу не-дополученную сумму (порядка 23000 рублей). Примеру отставного подпол-ковника последовали его бывшие сослуживцы. Так, решением Правобереж-ного районного суда г. Липецка от 6 августа 2003 года (дело №2-1106/2003) федеральный судья Кожина А. В. удовлетворила иски военных пенсионеров Калугина Н. С., Елисеева А. М., Кузнецова И. А. к облвоенкомату, Липецкий областной суд оставил это решение в силе.
Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени ещё не сло-жилось единого подхода в судебной практике по вопросу перерасчёта воен-ных пенсий исходя из фактической стоимости продовольственного пайка. При одних и тех же обстоятельствах одни суды выносят решения в пользу военных пенсионеров, другие же отказывают в удовлетворении требований о перерасчёте пенсий.
…Президиум Верховного Суда Российской Федерации не торопится с рассмотрением обращения российского омбудсмена, и не стремится поста-вить точку в затянувшемся споре между военными пенсионерами и исполни-тельной властью о пересмотре пенсий пенсионерам военной и правоохрани-тельной службы.

Рассмотрев проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих, при-ходим к следующим выводам:
1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика по-вышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различ-ных надбавок и увеличения им дополнительных выплат. При этом не проис-ходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществ-ляется повышение военных пенсий, что неизбежно влечёт снижение уровня доходов военных пенсионеров.
2. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации пенсии военным пенсионерам подлежат пересмотру при увеличе-нии любой составляющей денежного довольствия военнослужащих для ис-числения им пенсии, в том числе стоимости продовольственного пайка. Вместе с тем права военных пенсионеров в части пересмотра пенсий с учетом изменения стоимости продовольственного пайка с 2000 года по на-стоящее время не соблюдаются.
3. В целях восстановления нарушенных прав военных пенсионеров, целе-сообразно рекомендовать Правительству Российской Федерации привести в соответствие с вступившими в законную силу судебными актами дейст-вующее Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сен-тября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и вы-платы пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противо-пожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной систе-мы, и их семьям в Российской Федерации».
4. Также представляется целесообразным рекомендовать Правитель-ству Российской Федерации определить порядок компенсации недоплат, возникших в результате выплаты пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожар-ной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям без учета роста реальной стоимости продовольст-венного пайка.
5. Согласно статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужа-щих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года , уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их се-мей, устанавливаемый законодательством государств – участников СНГ в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военно-служащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февра-ля 1992 года , не может быть ниже уровня, установленного ранее законо-дательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Полностью текст доступен:
www.ombudsmanrf.ru/doc/spdoc/doclad_gacko.doc (602 КБ)


Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15165
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14496 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 20 фев 2008, 12:21 #6

Правозащита виртуального характера

Владимир Лукин опасается массовых акций протеста военных пенсионеров

С резкой критикой ситуации в области социальной защищенности военнослужащих и отставников выступил уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. В представленном им на днях ежегодном докладе о проблемах соблюдения прав человека в России в 2007 году значительное место уделено именно проблемам военнослужащих и военных пенсионеров.
Примечательно, во-первых, что доклад омбудсмена резко контрастирует с последними заявлениями президента страны Владимира Путина и его преемника Дмитрия Медведева о позитивных итогах развития армии и росте достатка офицеров. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от прошлых лет доклад не представлен в правительственных СМИ, а размещен лишь на интернет-сайте ведомства Владимира Лукина.
«Судя по всему, это связано с предстоящими президентскими выборами, – полагает советник Ассоциации социальной защиты ветеранов спецподразделений, профессор Академии безопасности генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – Выводы Лукина разрушают сложившиеся мифы о положительных сдвигах в жизни военнослужащих».
Действительно, выводы Лукина явно неприятны для нынешней власти. «Государство по-прежнему не способно обеспечить военнослужащих достойным денежным довольствием и жильем, защитить от самоуправства командиров, от побоев и издевательств старослужащих, – говорится в докладе. – Отягощенные житейскими невзгодами, неуверенные в завтрашнем дне люди склонны порой к обостренному восприятию любой, даже кажущейся несправедливости, к вымещению обиды на окружающих, особенно на подчиненных».
Что касается недавнего повышения окладов для военных, то, по мнению Владимира Лукина, деятельность государства в этой области – «не более чем поправка на инфляцию». Отдельно в докладе рассматривается тема отставников: «Многие военные пенсионеры находятся сегодня на грани отчаяния, ибо их неоднократные обращения в различные госорганы по вопросам повышения пенсий и неприменения к ним закона о так называемой монетизации льгот ни понимания, ни поддержки не нашли».
Омбудсмен приводит такую статистику: средний размер пенсий военнослужащих за выслугу лет составляет 6162 руб., по инвалидности, если она наступила в период службы, – чуть более 3600 руб., а по случаю потери кормильца, если он умер во время военной службы, – меньше 3 тыс. руб. В результате, отмечает автор доклада, совокупные доходы пенсионеров в ряде случаев «даже ниже регионального прожиточного минимума».
Главный российский правозащитник указывает, что низкое социальное положение отставников провоцирует и может спровоцировать «в будущем их массовые протестные акции – организованные и стихийные». Как заявили «НГ» лидер Военно-державного Союза генерал-полковник Леонид Ивашов и председатель Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) Олег Шведков, «с тезисами Лукина трудно спорить». При этом они не исключили, что накануне и в День защитника Отечества именно члены их организаций проведут ряд акций протеста. Правда, по мнению собеседников «НГ», они не будут столь масштабными, как это было в 2005 году, после того как военнослужащих и военных пенсионеров государство лишило практически всех льгот.
По мнению Леонида Ивашова, отставники в основном проявят свое отношение к власти на президентских выборах: «Они на них попросту не пойдут». Иная точка зрения у Олега Шведкова: «Офицеры и военные пенсионеры пойдут на выборы, но в основном будут голосовать не за выдвиженца партии власти. Я проводил встречу с активистами нашей организации в Калининграде. На ней присутствовали 324 человека. Как выяснилось, большинство из них проголосуют за Геннадия Зюганова».
По данным Шведкова, 23 февраля массовые выступления членов военного профсоюза военнослужащих ожидаются в Калининградской, Псковской и Рязанской областях. Но наиболее массовый митинг ожидается в Приморье. Здесь в организацию ОПСВ включены не только представители ВС РФ, но и других силовых структур страны, в том числе МВД, МЧС и т.п. Олег Шведков не исключает участия в митингах и других акциях протеста действующих офицеров, которым рекомендовано прибывать туда в гражданской одежде.
По словам собеседника «НГ», в последнее время в его организацию стали чаще обращаться кадровые офицеры. В основном эти обращения связаны с нарушением действующего законодательства по увольнению с военной службы, обеспечением жильем и отдельным произволом командиров и начальников. Военные по-прежнему возмущены тем, что так и не начата выплата компенсаций за увеличенную после 2000 года реальную стоимость продпайка, отставникам не разрешено получать вторую пенсию и т.д. То есть протестные настроения в армии и среди отставников растут. Но действующие власти и Минобороны этого замечать не желают.
материалы: Независимая Газета© 1999-2007 Опубликовано в Независимой Газете от 19.02.2008
Оригинал: http://www.ng.ru/politics/2008-02-19/4_lukin.html

Полный текст доклада Лукина здесь:

Doklad_2007.rar (355.31


Аватара пользователя
mike1965
Заслуженный участник
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 13 апр 2007, 17:38
Благодарил (а): 25 раз
Поблагодарили: 260 раз

Непрочитанное сообщение mike1965 » 21 фев 2008, 13:35 #7

Quote (PRAPOR)
Бадяга, а не доклад!!! Неужели мы этого не знали??? Опубликовали, покритиковали и что???

Хорошо, что сказали.
А то сейчас многие и сказать-то боятся...

Добавлено (2008-02-21, 13:35)
---------------------------------------------
В свете решения основного вопроса ВС РФ - жилищного, есть свежая информация:
http://www.rambler.ru/news/events/crime/558332590.html

Думаю, смерть была неслучайной...


Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15165
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14496 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 22 фев 2008, 16:00 #8

2008-02-18-001
Сообщение пресс-службы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
18 февраля под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина состоялся «круглый стол» по проблемы прохождения гражданами военной службы по контракту, в котором приняли участие представители Министерства обороны Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главной военной прокуратуры и общественных организаций.
Выступая перед участниками заседания Владимир Лукин отметил, что в таком составе впервые обсуждается тема: «Контракт: проблемы и реальность».
Как известно, постановлением Правительства РФ от 25 августа 2003 г. N 523 утверждена федеральная целевая программа "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы". Это касается воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в частях постоянной боевой готовности.
Переход к профессиональной армии в России — дело новое и естественно здесь не обходится без перекосов.
Общественность, правозащитников, родителей военнослужащих, военных прокуроров и следователей волнуют проблемы, которые возникли в процессе реализации программы, а таковые есть, сказал Уполномоченный .
Первое – это рост преступности среди контрактников (особенно число уклонений от военной службы). Причины кроются в отсутствии привлекательности военной службы по контракту: недостаточное денежное довольствие — это основной материальный стимул, отсутствие жилья, неудовлетворенность решением вопросов социального характера, злоупотребления со стороны старших должностных лиц, низкие морально-деловые качества военнослужащих. В контрактники, как правило, идут те, кто не нашел себе места в обществе.
Кроме того, по информации В.Д.Мельниковой - ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей России, члена Общественного Совета при Минобороны России, в последнее время молодых контрактников из числа солдат и сержантов местный криминалитет обкладывает финансовой данью.
Сегодня немало важную роль играет дефицит опытных офицеров-воспитателей, отсутствие должных контактов и практического взаимодействия с местными правоохранительными органами, общественными и государственными правозащитными и ветеранскими организациями в области правового воспитания солдат и предупреждения правонарушений. Второе, на что обратил внимание в своем выступлении Владимир Лукин – это нарушение прав человека при подписании контракта. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи принуждения к подписанию контракта путем обмана, запугивания, шантажа, а иногда даже насилия. Используются любые методы в угоду выполнения программы по количественным показателя в ущерб качеству, - подчеркнул Уполномоченный. Он призвал участников «круглого стола» проанализировать сложившуюся ситуацию и подумать, что нужно предпринять, чтобы служба по контракту стала действительно таковой в лучшем смысле этого слова. Заседание прошло в конструктивной заинтересованной обстановке. Принимая во внимание важность обсуждаемых проблем и необходимость совершенствования работы по укреплению правопорядка в войсках, соблюдения конституционных прав и гарантий граждан при прохождении ими военной службы по контракту, развитие системы гражданского контроля в Вооруженных Силах (других войсках, воинских формированиях и органах) его участники приняли решение рекомендовать: - провести подобные мероприятия с участием органов военной прокуратуры, военных следственных органов, государственных и общественных институтов в области прав человека, ветеранских организаций в субъектах Российской Федерации; - предложить Главной военной прокуратуре, органам воспитательной работы Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований и органов) организовывать постоянный обмен информацией по вопросам соблюдения прав граждан при прохождении контрактной службы; - в ходе работы выездных приемных Министра обороны, Главной военной прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской федерации активнее сотрудничать с правоохранительными органами, общественными, культурными, ветеранскими и родительскими организациями, шире использовать их возможности по предупреждению правонарушений в воинских коллективах, правовому воспитанию военнослужащих.
http://ombudsman.gov.ru/doc/vistup11/s18_02_08.shtml

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 17237
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54
Благодарил (а): 672 раза
Поблагодарили: 7785 раз

Непрочитанное сообщение Знак » 05 мар 2012, 19:39 #9

Дата первой официальной публикации: 6 марта 2012 г.
Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5721 6 марта 2012 г.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
В. Лукин

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год
http://www.rg.ru/2012/03/06/doklad-dok.html

Каждая четвертая жалоба от их общего количества подана в связи с нарушением социальных прав граждан. Внутри этой категории жалоб, как и в предыдущем году, чуть меньше половины (44,6%) составили жалобы на нарушение права на жилище, в частности, на неисполнение государством своих обязательств как по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, так и по его предоставлению очередникам в муниципальных образованиях.

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 17237
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54
Благодарил (а): 672 раза
Поблагодарили: 7785 раз

Непрочитанное сообщение Знак » 01 июн 2012, 12:21 #10

Достаточно много различного материала по военнослужащим …. !!!!!

МАТЕРИАЛЫ,
поступившие в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности для обсуждений в рамках интернет-конференции «Правоприменительная практика социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей: федеральный и региональный аспекты»


http://council.gov.ru/kom_home/kom_safe ... m2274.html
За это сообщение автора Знак поблагодарил:
safocl (01 июн 2012, 14:59)

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 17237
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54
Благодарил (а): 672 раза
Поблагодарили: 7785 раз

Непрочитанное сообщение Знак » 23 июн 2012, 14:47 #11

Совет по правам человека под угрозой распада: во всем виноват интернет?

http://tvrain.ru/news/sovet_po_pravam_c ... et-314963/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 17237
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54
Благодарил (а): 672 раза
Поблагодарили: 7785 раз

Непрочитанное сообщение Знак » 02 ноя 2012, 13:24 #12

Большой "хурал" Владимир Путин предложил расширить Совет по правам человека

http://www.rg.ru/2012/11/01/president-site.html


Вернуться в «Власть о проблемах военнослужащих»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 24 гостя