, подскажите пожалуйста, гжи отписалась, что температура ГВС в точке водоразбора потребителя в 59 градусов находится в пределах нормы (п. 5 приложение 1 Правил КУ). при этом требований о перерасчёте или проверки начисления платы по гвс ненадлежащего качества в гжи не заявлялось. СанПиН, где темпер определен в 60 градусов игнорится. но Решением Верховного Суда РФ от 31 мая 2013 г. N АКПИ13-394 пункт 5 настоящего приложения признан недействующим в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случаях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении комму-нальной услуги ненадлежащего качества.
Показать текст
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. N АКПИ13-394
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседа-нии гражданское дело по заявлению З. о признании частично недействующим пункта 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользо-вателям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммуналь-ных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к данным Правилам.
Пункт 5 приложения N 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Рос-сийской Федерации о техническом регулировании (санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Глав-ного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09); предусматривает допустимое отклонение темпе-ратуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водо-разбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3 °C; устанавливает, что за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, темпе-ратура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду. Приведен-ный пункт содержит сноску <2>, согласно которой перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 ми-нут.
З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 приложения N 1 к Правилам в той мере, в которой данная норма позволяет снижать температуру горячей воды в системах горячего водоснаб-жения в местах водоразбора ниже 60 °C от установленной СанПиН 2.1.4.2496-09 и тем самым допускает опасность загрязнения горячей воды инфекционными возбуди-телями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 °C. Заявитель считает, что норма в оспариваемой ча-сти противоречит статьям 19 и 39Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", значительно повышает риск инфицирования и нарушает право на охрану здоровья.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минре-гион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявле-ние указало, что приложение N 1 устанавливает лишь условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадле-жащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжи-тельность.
Оспариваемая в части норма определяет случаи и порядок снижения платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества и не допускает откло-нений температуры горячей воды в точке водоразбора от требований законодатель-ства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности СанПиН 2.1.4.2496-09.
З., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбиратель-ства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Минрегиона России Р., оце-нив оспариваемый в части нормативный правовой акт на его соответствие федераль-ному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридиче-скую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Правительство Российской Федерации, реализуя требования части 1 статьи 157Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило оспариваемые в ча-сти Правила. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, и в "Российской газете", 1 июня 2011 г.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водо-снабжении и водоотведении" предписывает, что требования к качеству и безопасно-сти воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых си-стем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-гополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Согласно пункту 10 статьи 2 названного Федерального закона качество и без-опасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризую-щих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное во-доснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и пи-тьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19); на территории Российской Федерации действуют федеральные санитар-ные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сани-тарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Пра-вительством Российской Федерации; нормативные правовые акты, касающиеся во-просов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при-нимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противо-речить санитарным правилам (пункты 1 и 4 статьи 39).
СанПиН 2.1.4.2496-09, как следует из содержания его пунктов 1.1 и 1.2, устанав-ливает гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизо-ванного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм соб-ственности, и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно указанным СанПиН температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горя-чего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями ви-русного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при темпера-туре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (пункты 2.3 и 2.4).
Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требо-вания к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении ком-мунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечиваю-щему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется мини-мальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обес-печивается качество коммунальной услуги.
Правительство Российской Федерации определило в приложении N 1 требования к качеству коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению (раздел II), и установило в оспариваемом пункте 5 этого приложения допустимые отклонения от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, что фактически озна-чает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование противо-речит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании.
Вместе с тем отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества.
В силу пунктов 1 и 98 Правил размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потреби-теля от оплаты этой услуги. Случаи и основания изменения размера платы за комму-нальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определены в том числе в приложении N 1 и соответственно в оспариваемой норме.
Пункт 5 приложения N 1 закрепляет условия и порядок изменения размера пла-ты за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежа-щего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.
Правительство Российской Федерации, обеспечивая исполнение требова-ний пункта 10 части 1 статьи 4, части 4 статьи 5, пункта 16 статьи 12 и части 1 ста-тьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, было вправе определить условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Федерального закона или иного акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставле-ние коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, не имеется.
Доводы заявителя о том, что размер платы за ненадлежащую услугу по горячему водоснабжению подлежит снижению в соответствии с положениями пункта 101 Правил, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного пред-писания. Данный пунктПравил, являясь отсылочной нормой, применяется в случаях, предусмотренных приложением N 1 к Правилам и, следовательно, не отменят усло-вий и порядка изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставле-нии коммунальной услуги ненадлежащего качества, закрепленных оспариваемым пунктом.
Таким образом, пункт 5 приложения N 1 к Правилам в той мере, в которой он подлежит применению для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего каче-ства, действующему законодательству не противоречит.
Невозможность применения оспариваемого пункта приложения N 1 в истолкова-нии, расходящемся с требованиями закона, не прекращает действие данной нормы, однако исключает ее применение в прежнем понимании.
С учетом изложенного пункт 5 приложения N 1 подлежит признанию недей-ствующим в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случаях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услу-гу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление З. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в закон-ную силу пункт 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых до-мов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в той мере, в которой данная норма допускает ее применение в случа-ях, не связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА
имеется желание о направлении предписания ГЖИ в адрес УО об устранении недостатков по ГВС по температурному режиму (в иное время темпер не выше 55 градус- к проверке готовятся). что можно сделать в этой ситуации?