Прошу разъяснить правомерность принятия решений командованием Минобороны России об увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и обеспеченных по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением, с военной службы при изъявлении указанными военнослужащими желания получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части. Правовым основанием для принятия таких решений, по мнению командования, является пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 16 сентября 1999 года № 1237, решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года № ВКПИ 07-30 и Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2007 года № КАСС 07-509.
Показать текст
Прошу разъяснить правомерность принятия решений командованием Минобороны России об увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и обеспеченных по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением, с военной службы при изъявлении указанными военнослужащими желания получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части. Правовым основанием для принятия таких решений, по мнению командования, является пункт 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 16 сентября 1999 года № 1237, решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года № ВКПИ 07-30 и Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2007 года № КАСС 07-509.
Комитет Государственной Думы по обороне по данному вопросу обратился к Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедеву и получил разъяснения от 16 апреля 2009 года, из которых следует, что по смыслу названных решений судов военнослужащие и члены их семей, изъявившие желание после увольнения получить жилье не по месту военной службы, а по избранному месту жительства, признаются нуждающимися в жилых помещениях независимо от наличия у них жилых помещений по месту военной службы.
В связи с этим указано, что абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по предусмотренным в нем основаниям военнослужащих, без их согласия, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без предоставления им жилых помещений.
Этой же нормой закона предусмотрено, что при желании вышеуказанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (т.е. федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета).
Поэтому каких-либо оснований рассматривать данные судебные решения как дающие основание увольнять военнослужащих, имеющих по месту прохождения военной службы служебные жилые помещения, до обеспечения их жильем по избранному месту жительства не имеется.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах".
По нашему мнению, при рассмотрении вопроса о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебных жилых помещений в других близлежащих населенных пунктах, при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в населенных пунктах в которых располагаются воинские части, прежде всего должны учитываться интересы службы, боевой готовности, возможность в максимально сжатые сроки прибывать к месту службы в случае экстренной необходимости.
Как известно, действующий Федеральный закон № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не устанавливает для военных, ранее являвшихся участниками данной системы и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, механизма участия в ней при заключении новых контрактов о прохождении военной службы.
Нарассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уже находится проект федерального закона № 427625-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (весен депутатами Государственной Думы Ю.А.Савенко, В.М.Заварзиным, М.В.Бабичем, М.Х.Манаровым, М.П.Ненашевым, И.Е.Пузановым, М.Л.Шаккумом, В.Я.Пекаревым), которым предусматривается механизм участия в накопительно-ипотечной системе военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, а также основания при которых ранее накопленные средства военнослужащему восстанавливаются.
Как известно, действующий Федеральный закон № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не устанавливает для военных, ранее являвшихся участниками данной системы и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, механизма участия в ней при заключении новых контрактов о прохождении военной службы.
Нарассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации уже находится проект федерального закона № 427625-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (весен депутатами Государственной Думы Ю.А.Савенко, В.М.Заварзиным, М.В.Бабичем, М.Х.Манаровым, М.П.Ненашевым, И.Е.Пузановым, М.Л.Шаккумом, В.Я.Пекаревым), которым предусматривается механизм участия в накопительно-ипотечной системе военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, а также основания при которых ранее накопленные средства военнослужащему восстанавливаются.
http://www.komitet2-15.km.duma.gov.ru/s ... 50051.html
Значит надо идти до ВС РФ !!!