Дело Шаляпиной. Военно-врачебные комиссии правомочны устанавливать причинную связь увечий, заболеваний, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), независимо от времени, прошедшего с момента увольнения граждан с военной службы (прохождения военных сборов).
Показать текст
Верховный Суд Российской Федерации рассмотрев гражданское дело по заявлению Шаляпиной о признании недействующем недействующим подпункта «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123,
установил:
Шаляпина Г.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта «г» пункта 3 Положения недействующим в части, ограничивающей полномочия военно-врачебной комиссии определять причинную связь увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, по истечении одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов. В заявлении указано, что оспариваемая норма не соответствует закону № ЗОб-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и препятствует членам семьи военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, умерших вследствие военной травмы по прошествии года после увольнения, получать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную указанным Федеральным законом.
Суд находит заявление Шаляпиной Г.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Закрепление в Положении предписания о том, что на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, до истечения одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов, полностью согласуется с нормой Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», относящей к полномочиям Правительства Российской Федерации в том числе установление порядка проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Военно-врачебные комиссии правомочны устанавливать причинную связь увечий, заболеваний, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), независимо от времени, прошедшего с момента увольнения граждан с военной службы (прохождения военных сборов). Данный вывод подтверждается и содержанием Положения, предусматривающего, что военно¬врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «заболевание получено в период военной службы», если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах.
В соответствии с законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Утверждение заявительницы о несоответствии Положения в оспариваемой части приведенной норме является ошибочным, поскольку названный Федеральный закон вопросы компетенции военно-врачебных комиссий по определению причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах не регулирует. Предметом его регулирования является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» вступил в силу с 1 января 2012 г. без указания на то, что он имеет обратную силу (статья 7). Данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. Из представленных заявительницей материалов видно, что смерть ее мужа наступила 20 июля 1994 г. (по истечении 7 лет после окончания военных сборов), то есть до вступления в силу Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Следовательно, положения данного Федерального закона на нее не распространяются.
Верховный Суд Российской Федерации решил:
Шаляпиной Г. А. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
установил:
Шаляпина Г.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта «г» пункта 3 Положения недействующим в части, ограничивающей полномочия военно-врачебной комиссии определять причинную связь увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, по истечении одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов. В заявлении указано, что оспариваемая норма не соответствует закону № ЗОб-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и препятствует членам семьи военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, умерших вследствие военной травмы по прошествии года после увольнения, получать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную указанным Федеральным законом.
Суд находит заявление Шаляпиной Г.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Закрепление в Положении предписания о том, что на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, до истечения одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов, полностью согласуется с нормой Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», относящей к полномочиям Правительства Российской Федерации в том числе установление порядка проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Военно-врачебные комиссии правомочны устанавливать причинную связь увечий, заболеваний, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), независимо от времени, прошедшего с момента увольнения граждан с военной службы (прохождения военных сборов). Данный вывод подтверждается и содержанием Положения, предусматривающего, что военно¬врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «заболевание получено в период военной службы», если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах.
В соответствии с законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Утверждение заявительницы о несоответствии Положения в оспариваемой части приведенной норме является ошибочным, поскольку названный Федеральный закон вопросы компетенции военно-врачебных комиссий по определению причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах не регулирует. Предметом его регулирования является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» вступил в силу с 1 января 2012 г. без указания на то, что он имеет обратную силу (статья 7). Данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. Из представленных заявительницей материалов видно, что смерть ее мужа наступила 20 июля 1994 г. (по истечении 7 лет после окончания военных сборов), то есть до вступления в силу Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Следовательно, положения данного Федерального закона на нее не распространяются.
Верховный Суд Российской Федерации решил:
Шаляпиной Г. А. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.