Переходим ко второй части нашей сегодняшней программы. Поговорим о жилищном обеспечении военнослужащих. У нас в гостях заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ Игорь Владимирович Лысенко. Добрый день.
И. ЛЫСЕНКО: Здравствуйте.
И. КОРОТЧЕНКО: Насколько мне известно, сейчас разрабатываются законодательные инициативы, цель которых – позволить уволить с военной службы так называемых распоряженцев. То есть офицеров, которые находятся в распоряжении, попавших под сокращения, под оргштатные мероприятия, но которые постоянно отказываются от предлагаемого жилья, получая при этом ежемесячное денежное довольствие, находясь в рядах вооружённых сил. И тем самым решить эту проблему таким образом, чтобы и военнослужащие могли получить то жильё, от которого они постоянно отказываются, желая сохранить статус распоряженца, и одновременно выполнить обязательства перед теми людьми, которые, увольняясь из вооружённых сил, должны получить жильё. Причина понятна – это дополнительные бюджетные нагрузки, которые ложатся на министерство обороны. Но всё-таки почему офицеры отказываются от того жилья, которое им предлагают? Эта ситуация типична только для Москвы или для других городов тоже? И в чём будет заключаться эта законодательная инициатива, каковы подходы министерства обороны к данной проблеме?
И. ЛЫСЕНКО: Министерство обороны и департамент жилищного обеспечения в ходе обеспечения военнослужащих жильём столкнулись с такой проблемой, что военнослужащие часто отказываются либо от тех жилых помещений, которые им предлагают, либо от жилищных субсидий. Особенно это характерно для военнослужащих, находящихся в распоряжении, командиров частей или организаций. Военнослужащий, находящийся в распоряжении – это военнослужащий, должность которого сокращена в связи с оргштатными мероприятиями, он не выполняет обязанностей военной службы, но при этом он де-юре проходит эту службу, получая оклады денежного содержания. Для районов средней полосы они составляют порядка 50-60 тысяч рублей, в случаях прохождения службы в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока они могут составлять 100 тысяч рублей и более. При этом такие военнослужащие не могут быть уволены до обеспечения их жильём, и отказываются от предлагаемых им жилых помещений. Для того чтобы решить эту проблему, министерство обороны и департамент жилищного обеспечения вышли с инициативой внести изменения в закон о статусе военнослужащих части статьи 23, которая предусматривает увольнение военнослужащих с военной службы без их согласия в том случае, если они отказались от жилых помещений или жилищных субсидий. Хотел бы пояснить, что департамент жилищного обеспечения не ставит перед собой задачу получить инструмент, с помощью которого мы могли бы расправиться с неугодными военнослужащими. Работа эта будет проводиться в рамках правового поля, каждый отказ военнослужащего будет объективно оцениваться. Бывают ситуации, в которых военнослужащему предлагается жилое помещение, которое не соответствует требованиям, например, не оборудовано сантехникой или чем-то подобным, либо военнослужащий увольняется по состоянию здоровья, а ему предлагают жилое помещение на высоком этаже. Всё это будет учитываться. Но при этом, если военнослужащий необъективен и неоднократно будет отказываться от жилого помещения, мы будем применять эту норму.
И. КОРОТЧЕНКО: А эта ситуация типична только для Москвы, когда офицеры отказываются от получения жилья или в других городах тоже приходится с ней сталкиваться?
И. ЛЫСЕНКО: На самом деле, это общая проблема, она характерна не только для Москвы, но и для всей территории Российской Федерации. Хочу привести пример. Есть у нас военнослужащий Тимур Шамильевич. Он прошёл службу в Дагестане, закончил её и попал в распоряжение соответствующего командира. Он избрал место жительства, допустим, город Реутов. В этом городе в настоящее время министерство обороны не строит. И закупка жилья по ценам, установленным правительством РФ, сейчас не представляется возможным. Мы предлагали ему жилые помещения в Балашихе, микрорайоне Салтыковка, это буквально 500 метров до административной границы города Реутова. Военнослужащий принципиально отказался от такого жилого помещения и потребовал жилья именно в Реутове. Ответ в этой ситуации лежит на поверхности: в Дагестане, скорее всего, трудно найти работу с размером заработной платы 50-60 тысяч рублей или больше. Другие военнослужащие, скорее всего, мотивированы именно экономической стороной вопроса.
И. КОРОТЧЕНКО: Будем говорить, что всё-таки эта черта характерна не для всех, а для определённой категории людей, которые пытаются извлечь дивиденды из данной правовой коллизии.
И. ЛЫСЕНКО: Безусловно.
И. КОРОТЧЕНКО: А по итогам жилищного обеспечения военнослужащих за последнее время, какая сейчас очередь на постоянное жильё? Каковы цифры, и будет ли виден конец этой очереди?
И. ЛЫСЕНКО: В настоящее время на учёте нуждающихся в жилых помещениях минобороны состоят 35,5 тысяч военнослужащих. В 2014 году главные усилия департамента жилищного обеспечения были сосредоточены на выполнении указа президента РФ от 7 мая 2012 года №604 части обеспечения военнослужащих постоянных жильём и формировании фонда служебно-жилых помещений. В 2014 году мы обеспечили жилыми помещениями 47 тысяч 346 семей военнослужащих, в том числе, служебным жильём - более 18 тысяч военнослужащих, по накопительной ипотечной системе у нас приобрели жильё более 15 тысяч военнослужащих, 7,8 тысяч получили квартиры, более 4,5 тысяч получили жилищные субсидии. 460 военнослужащих были обеспечены жильём посредством государственных жилищных сертификатов. Если взять предысторию и понаблюдать за динамикой очереди, то на 1 января 2012 года в очереди у нас состояло 82,4 тысячи человек. При этом в течение 2012-2014-х годов встало на учёт 45,6 тысяч человек. Всего с января 2012 года по настоящее время мы обеспечили жильём 84,5 тысяч семей военнослужащих. При этом в процессе контроля обоснованности предоставления жилых помещений утратили право на различных основаниях 8,5 тысяч военнослужащих. В основном это были те военнослужащие, которые состояли в распоряжении, а затем были назначены на воинские должности, утратив в связи с этим право на получение постоянного жилья. Таким образом, с 1 января 2012 года по настоящее время мы уменьшили очередь в 2,4 раза. То есть мы уже практически видим хвост этой очереди. В настоящее время качество очереди меняется, на учёт встают военнослужащие, заключившие первые контракты после 1998 года. Они обрели право на получение жилья по избранному мести жительства, и при этом они продолжают военную службу в течение 7-12 лет. За это время мы сможем в спокойном плановом режиме обеспечить их жильём, и в будущем у нас не будет такой проблемы, как военнослужащие, находящиеся в распоряжении. Как я уже говорил, в 2014 году мы обеспечили жильём 7,8 тысяч семей военнослужащих, таким образом, мы решили проблему с постоянным жильём в таких городах, как Тула, Калуга, Орёл, Владимир, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск, Рязань. В этих городах военнослужащие полностью обеспечены постоянным жильём, и проблем очередников не существует. В 2015 году мы планируем увеличить количество военнослужащих, обеспеченных жильём, до 22,1 тысяч человек. При этом путём предоставления жилых помещений по договорам соцнайма мы планируем обеспечить 14,7 тысяч человек, за счёт обеспечения жилищной субсидией – 7,4 тысяч.
И. КОРОТЧЕНКО: А как решается вопрос с жильём для столичных очередников? Какие приняты решения, и что будет в дальнейшем, учитывая то, что наши радиослушатели – это, в том числе и офицеры, проходящие службу в столичном гарнизоне?
И. ЛЫСЕНКО: В Москве в настоящее время осуществляется строительство жилых помещений на четырёх больших площадках застройки. Это улица Большая Очаковская, там 1796 квартир, улица Левобережная с 5592 квартирами, улица Полины Осипенко на 1929 квартир. Таким образом, общее количество жилых помещений в Москве – 9317 квартир. Но эти жилые помещения до настоящего времени не введены в эксплуатацию, и на них не оформлено право собственности РФ. Оценив обстановку с наличием жилья в городе Москва, департаментом было принято решение о предварительном распределении жилых помещений. Предварительное распределение – это распределение жилых помещений, которые ещё не введены в эксплуатацию, но имеют высокую степень строительной готовности. Мы это сделали для того, чтобы военнослужащие, которые видят, что идёт строительство жилья, но не владеют информацией о том, что эти жилые помещения ещё не готовы к распределению, то есть, на них не оформлены правоустанавливающие документы, были спокойны. Чтобы, получив извещение о распределённом им жилом помещении, они могли спокойно ожидать, контролировать строительство жилья, и вместе с тем, учитывая необходимость оформления такого большого количества жилых помещений, департамент жилищного обеспечения получал возможность заблаговременно провести работу по проверке документов, предложить военнослужащим устранить выявленные недостатки. Таким образом, к моменту оформления права собственности РФ, в кратчайшие сроки будет произведено заселение жилых помещений.
И. КОРОТЧЕНКО: Какая сейчас ситуация по жилищным субсидиям?
И. ЛЫСЕНКО: Жилищная субсидия – это новая форма обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. Первые жилищные субсидии были вручены министром обороны РФ Сергеем Шойгу на церемонии по случаю празднования 150-летия Западного военного округа.
И. КОРОТЧЕНКО: По цифрам что-то мы можем сказать? Насколько широко сейчас реализуется эта практика?
И. ЛЫСЕНКО: В 2014 году было выделено 26 миллиардов рублей для предоставления жилищных субсидий. В рамках выделенных средств мы предоставили жилищные субсидии 4818 военнослужащих. Средний размер субсидии составил 5,5 миллионов рублей. Вместе с тем, есть отдельный случай, когда военнослужащему на состав семьи из 11 человек было предоставлено 19,5 миллионов рублей. Как показывает практика реализации жилищных субсидий, военнослужащие приобретают жильё гораздо лучшего качества, чем им предусмотрено по действующему законодательству. То есть жилищная субсидия позволяет военнослужащим в полном объёме решать их жилищный вопрос. В 2015 году нам выделено 30 миллиардов рублей, и мы предполагаем обеспечить 5,5 тысяч военнослужащих жилищными субсидиями.
И. КОРОТЧЕНКО: Игорь Владимирович, у меня вопрос по служебному жилью. Сколько сегодня стоит в очереди на служебное жильё российских военнослужащих, как решается эта проблема, и какие инициативы будут вноситься для того, чтобы её решить?
И. ЛЫСЕНКО: В настоящее время в Минобороны состоит на учёте 88,6 тысяч военнослужащих, нуждающихся в служебном жилье. Для решения этой проблемы Минобороны в 2015 году планирует применить следующие подходы. Первый: предоставление военнослужащим служебных жилых помещений в имеющемся специализированном жилищном фонде и во вновь построенном служебном фонде в случае дислокации воинских частей в отдалённых гарнизонах и закрытых военных городках, в которых отсутствует рынок жилья. Второй способ – это аренда жилых помещений военнослужащими у собственников жилых помещений в местах дислокации воинских частей, где у Минобороны служебное жильё имеется в недостаточном количестве. Учитывая то, что постановление правительства РФ от 31 декабря 2004 года №909, которое регламентирует компенсацию средств за поднаём жилых помещений, не перерабатывалось практически 10 лет, Минобороны посчитало необходимым инициировать работу по увеличению размера денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим-контрактникам для самостоятельной аренды жилых помещений. Соответствующее предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу 26 февраля 2015 года поддержано президентом Российской Федерации. В целях реализации указанного решения президента РФ, в настоящее время департаментом жилищного обеспечения разработан порядок изменений в постановлении в части установления денежной компенсации в размерах, применяемых для государственных и гражданских служащих, назначенных в порядке ротации в федеральный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации. Устанавливается денежная компенсация, исходя из предельной стоимости найма одного квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Минтруда России. В настоящее время проект постановления проходит внутриведомственное согласование в центральных органах военного управления Минобороны России. Это правовой департамент, департамент финансового планирования, департамент социальной гарантии. Увеличение размера денежной компенсации для аренды военнослужащими жилых помещений позволит решить задачу обеспечения военнослужащих жильём в сжатые сроки и с меньшими затратами для федерального бюджета. Вместе с тем, в целях рационального расходования бюджетных средств и недопущения образования пустующего специализированного жилищного фонда, компенсация за аренду жилых помещений будет выплачиваться только в случае отсутствия свободных жилых помещений, в том числе в общежитиях, которые могут быть предоставлены военнослужащим в качестве служебных жилых помещений. Кроме того, Минобороны рассматривает возможность использования специализированного жилищного фонда в качестве маневренного фонда, для обеспечения военнослужащих сержантского и рядового составов, проходящих службу по контракту. Это даст возможность обеспечить жилыми помещениями ещё не менее 5 тысяч военнослужащих. Такие планы у нас по решению вопроса служебного жилья.
И. КОРОТЧЕНКО: И в целом, завершая нашу беседу, есть уверенность в том, что задачи, поставленные президентом, министром обороны по части обеспечения жильём военнослужащих, будут решены?
И. ЛЫСЕНКО: Безусловно. Все эти задачи будут решены в полном объёме.
И. КОРОТЧЕНКО: Спасибо. Сегодня у нас в гостях был заместитель руководителя департамента жилищного обеспечения Министерства обороны России Игорь Владимирович Лысенко. Спасибо Вам за то, что пришли к нам и дали подробные ответы по проблемам жилищного обеспечения военнослужащих.
И. ЛЫСЕНКО: Спасибо.
http://rusnovosti.ru/posts/367959