Уполномоченный по правам человека в РФ

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 13605
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1187 раз
Поблагодарили: 13706 раз
Контактная информация:

Уполномоченный по правам человека в РФ

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 15 май 2015, 09:24 #1

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год
Опубликовано: 7 мая 2015 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6667.

Знакомимся и обсуждаем здесь : Обсуждаем жилищную проблему

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 13605
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1187 раз
Поблагодарили: 13706 раз
Контактная информация:

Уполномоченный по правам человека в РФ

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 06 авг 2017, 13:39 #2

"Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год"
(выдержки)

Показать текст
На встрече Президента с членами своего Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 года Уполномоченным по правам человека в РФ было внесено предложение наделить российских военнослужащих, участвующих в операции в Сирии, статусом ветеранов боевых действий. Поддержав предложение Уполномоченного, Президент России В.В. Путин поручил Правительству РФ рассмотреть вопрос о возможности внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений.

Социальная защита отдельных категорий граждан является одним из направлений правозащитной деятельности Уполномоченного. По сравнению с 2014 годом несколько увеличилось число обращений по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей: с 8,7% в 2014 году до 11% в 2015 году. Большинство жалоб касалось права на жилище, охрану здоровья, вопросов трудоустройства, пенсионного обеспечения военнослужащих, социальной защиты членов их семей, приговоров военного суда, а также вопросов прохождения и увольнения с военной службы, пребывания в запасе. Жалобы по тематике обращений "защита семьи, материнства и детства" составили 10% от числа обращений группы социальных прав. В большинстве случаев граждане жаловались на отказ в предоставлении установленных льгот либо на их недостаточность в современных экономических условиях. Ряд обращений был посвящен вопросам прав и обязанностей родителей и детей, алиментных обязанностей, вопросам усыновления и удочерения, в том числе усыновления и удочерения российских детей иностранными гражданами.

Уполномоченный неоднократно обращался к Председателю Совета судей Российской Федерации в связи с жалобами на нарушение судами прав граждан на доступ к информации о деятельности органов правосудия. В частности, шла речь о ненадлежащем размещении судами текстов судебных актов в Интернете.
Совет судей Российской Федерации, обсудив информацию об обобщении практики исполнения судами общей юрисдикции требований закона в части размещения текстов судебных актов и порядка их деперсонификации, принял постановления, в которых Судебному департаменту и комиссии Совета судей Российской Федерации по информатизации и автоматизации работы судов предписано доработать разъяснения регламента размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов;
разработать до 1 июля 2016 года учебный видеокурс по этим вопросам; председателям районных судов, гарнизонных военных судов, мировым судьям - принять дополнительные меры к обеспечению надлежащего исполнения требований закона в части размещения текстов судебных актов в Интернете. Советам судей субъектов Российской Федерации поручено продолжить работу по обобщению практики исполнения требований законодательства. Уполномоченный надеется, что поручение Совета судей Российской Федерации будет выполнено и в 2016 году гражданам не придется обращаться с подобными жалобами.

Нарушение жилищных прав военнослужащих и членов их семей

В соответствии с жилищным законодательством, действовавшим до 1 января 2005 года, обеспечение жилыми помещениями семей военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществлялось органами местного самоуправления. В связи с этим уволенные до названной даты военнослужащие были поставлены в льготные очереди на предоставление жилых помещений в различных субъектах Российской Федерации, в которых состоят и до настоящего времени.
По информации Минстроя России, в настоящее время в льготных жилищных очередях субъектов Российской Федерации продолжают состоять 1779 семей бывших военнослужащих, так и не получивших положенные им квартиры. При этом неопределенность в разрешении их жилищного вопроса сохранялась до четвертого квартала 2015 года, поскольку финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, уволенных из армии до 1 января 2005 года, в 2013 - 2015 годах вообще не осуществлялось и не было запланировано на 2016 год.
В связи с этим обстоятельством в апреле 2015 года Уполномоченным было направлено обращение Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий по обеспечению жильем указанной категории граждан.
По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Минстроем России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России была проработана обозначенная проблема. В результате было принято решение о включении в федеральный бюджет Российской Федерации расходов на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, уволенных из армии до 1 января 2005 года, в рамках Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", что позволит в полном объеме в 2016 - 2017 годах обеспечить жилыми помещениями 1779 семей и окончательно решить проблему. Проблема нарушения прав военных пенсионеров, оставшихся проживать в бывших закрытых военных городках, на заключение договоров социального найма и реализацию своих прав на приватизацию занимаемых квартир уже освещалась в Докладе Уполномоченного за 2014 год. Наиболее остро ситуация складывалась в городском поселении Рощинский Самарской области. В результате совместных усилий Уполномоченного, органов прокуратуры, Минобороны России и местных органов власти, проблема исключения из специализированного жилищного фонда и передачи объектов недвижимости в собственность городского поселения Рощинский частично решена. Издан соответствующий приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации о переводе квартир из служебного фонда в собственность муниципалитета.
Положение осложнилось в 2015 году, так как в изданном приказе были включены далеко не все квартиры бывших военных, подлежащие передаче в собственность городского поселения Рощинский. Допущены многочисленные технические ошибки, препятствующие оформлению документов на квартиры, имели место задержки в пересылке актов приема-передачи квартир другие нарушения.
В истекшем году при содействии Уполномоченного положение стало меняться. Так, в апреле 2015 года Минобороны России издало приказ об исправлении технических ошибок, допущенных ранее, а 19 ноября 2015 года заместителем Министра обороны Российской Федерации подписан приказ по названному населенному пункту о передаче в собственность муниципалитета дополнительно 164 квартиры.
Аналогичная проблема по заключению договоров социального найма и реализации своих прав на приватизацию занимаемых квартир сложилась и у жителей, проживающих в бывшем закрытом военном городке Чебаркуль Челябинской области. В результате совместных усилий всех заинтересованных сторон, 6 октября 2015 года заместителем Министра обороны Российской Федерации наконец-то издан приказ о передаче в собственность муниципального образования "Чебаркульский городской округ" Челябинской области 529 квартир военных пенсионеров. В результате права более чем 1600 граждан были восстановлены.
Исключение многих военных городков из перечня закрытых должно было позволить переадресовать обязательства государства по выполнению программы переселения граждан, утративших связь с Вооруженными Силами России, на муниципальные органы, в целях обеспечения жильем в населенных пунктах по их выбору. Но на деле получилось, что граждане, многие годы посвятившие служению Родине, остались один на один со своими проблемами.
Если бывшие закрытые военные городки находятся в черте или вблизи достаточно крупных населенных пунктов, то жизнь в них после передачи фондов в муниципальную собственность для граждан приемлема. Однако большинство закрытых ранее военных городков находятся на значительном удалении от населенных пунктов, иногда и до нескольких сотен километров, в "медвежьих" краях, в которых вся инфраструктура была привязана к дислоцировавшейся там воинской части (воинским частям). С передислокацией этих воинских частей или их расформированием население этих городков обречено на жалкое существование без работы, без школ и детских садов, без поликлиник. При этом после исключения военных городков из перечня закрытых, проживающие в них военные пенсионеры и члены их семей утратили законные основания на отселение из них за счет федерального бюджета. По данным Минстроя России количество таких семей составляет 4274.
При таких обстоятельствах видится возможным и правомерным, основываясь на действующем законодательстве, определить перечень населенных пунктов из числа бывших закрытых военных городков, в которых сохранить за гражданами право на получение государственных жилищных сертификатов в целях переселения из этих городков. Для реализации указанного предложения по данным Минстроя России необходимо 9,8 миллиарда рублей. Данные предложения прорабатываются Минстроем России и необходимые нормативные правовые акты могут быть приняты в 2016 году. В случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований указанные средства будут направлены на обеспечение жильем указанной категории граждан.
Актуальной также остается проблема, связанная с невозможностью заселения военнослужащих на протяжении длительного времени в уже распределенные квартиры. Так, департаментом жилищного обеспечения Минобороны России военнослужащим, состоящим в жилищной очереди, были распределены квартиры в домах, расположенных в городе Балашихе Московской области. При этом часть квартир была передана военнослужащим в собственность и они оформили свидетельства о регистрации права собственности на них. Вместе с тем вселиться в предоставленные квартиры с марта 2015 года семьи военнослужащих не могли, так как дома не были приняты в эксплуатацию по причине многочисленных строительных недостатков.
Уполномоченным было направлено обращение Министру обороны Российской Федерации о необходимости безотлагательно принять меры по восстановлению нарушенных жилищных прав семей военнослужащих. В настоящее время все три многоэтажных дома в Балашихе приняты в эксплуатацию управляющей компанией и в них заселены семьи военнослужащих.

Предоставление права на обследование и лечение
в военно-медицинских учреждениях бывшим военнослужащим
по призыву, уволенным с военной службы вследствие
военной травмы

К Уполномоченному поступают жалобы матерей бывших военнослужащих по призыву, уволенных с военной службы вследствие военной травмы (увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы), на отказ в лечении их сыновей в военно-медицинских учреждениях.
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (пункт 5 статьи 16) указанные военнослужащие могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, но только без ущерба для граждан, пользующихся правом на бесплатное получение медицинской помощи. Приведенная редакция закона позволяет отказывать в приеме на лечение в военно-медицинские учреждения уволенных военнослужащих, потерявших здоровье (ставшими инвалидами) именно на военной службе и при исполнении обязанностей.
Отношение к рядовым защитникам Отечества, потерявшим здоровье как при выполнении спецопераций, так и при исполнении ими иных обязанностей военной службы, со стороны государства, безусловно, требует изменений. Необходимость в этом подтверждается также и резонансными трагедиями, произошедшими в нашей стране. Например, в июле 2015 года в Омске при обрушении солдатского общежития погибли 24 военнослужащих по призыву, а 16 человек получили различной степени тяжести травмы и увечья. Пострадавшие военнослужащие и их родственники должны быть уверены, что государство в лице Минобороны России не бросит их в случае необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях. К тому же, как известно, в военно-медицинских учреждениях оказывается высокотехнологичная медицинская помощь, а военные медики имеют огромный опыт и квалификацию по оказанию именно экстренной медицинской помощи и по лечению последствий ранений, травм и увечий.
Позиция Уполномоченного о необходимости положительного решения затронутого вопроса была выражена в письме, направленном Председателю Правительства Российской Федерации.
Согласно ответу Минобороны России, которому было поручено рассмотрение предложения Уполномоченного, по существу вопрос о возможности внесения изменений в пункт 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" рассмотрен не был. Более того, ответ содержит вывод об отсутствии оснований для дополнительного законодательного урегулирования затронутого вопроса.
С такой позицией Минобороны России трудно согласиться, в связи с чем Уполномоченным было направлено обращение заместителю Председателя Правительства Российской Федерации с просьбой поручить повторно рассмотреть обозначенную проблему.
Одновременно было направлено обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой рассмотреть в Комитете по обороне правовой аспект обеспечения социальными льготами указанной категории граждан и возможность инициирования внесения соответствующих изменений в статью 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 13605
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1187 раз
Поблагодарили: 13706 раз
Контактная информация:

Уполномоченный по правам человека в РФ

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 06 авг 2017, 13:41 #3

"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год"
(выдержка)

Показать текст
3.2. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ
Существенно увеличилось число жалоб по вопросам, связанным с длительным непредоставлением жилых помещений и (или) мер государственной жилищной поддержки отдельным категориям граждан. Речь идет, в частности, о сотрудниках правоохранительных органов, военнослужащих, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами, о пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, а также иных категориях граждан.
Основная часть жалоб от сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы МЧС России была связана с нарушением их прав на обеспечение жильем. Анализ поступивших обращений свидетельствует о необеспеченности жильем большого числа граждан из указанной категории <2> вследствие недостаточных объемов бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на названные цели.
Так, по состоянию на 2016 год в обеспечении жильем нуждались более 180 тыс. сотрудников правоохранительных органов, из них 151,7 тыс. - сотрудников МВД России, 10,7 тыс. - сотрудников ФСИН России, 20 тыс. - сотрудников МЧС России.
По данным МЧС России, в 2016 году было предусмотрено 147 млн. руб. на жилищное обеспечение сотрудников Государственной противопожарной службы, что позволило обеспечить жильем лишь 31 очередника, тогда как только на одних многодетных (712 человек, находящихся в очереди) необходимо свыше 3 млрд руб. При указанном объеме финансирования потребуется 23 года для обеспечения жильем только указанной категории очередников.
Потребность в бюджетных средствах на обеспечение жильем сотрудников ФСИН России составила около 18 млрд руб. в 2016 году. Однако бюджетом предусмотрена сумма значительно меньше указанной.
Еще хуже ситуация складывается в МВД России: для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам выделено 2,4 млрд руб. при потребности в 340 млрд руб. При подобных объемах финансирования очередь на получение жилья сотрудниками МВД может растянуться на десятилетия, а пенсионеры, ожидающие положенную им квартиру, могут вообще не успеть ее получить. Например, в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в 2016 году государственные жилищные сертификаты выдавались сотрудникам и гражданам, уволенным со службы в правоохранительных органах, которые были приняты на жилищный учет до 1990 года включительно.
Ряд жалоб связан с несовершенством правового регулирования порядка получения военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищных субсидий в случаях их выезда с указанных территорий.
Несмотря на то что Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" <1> устанавливает право указанных категорий граждан на получение жилищных субсидий, отсутствие механизма зачета периодов военной и приравненной к ней службы в общую продолжительность стажа работы в данных районах препятствует его должной реализации. По информации Минстроя России в связи с обращением Уполномоченного, разработка соответствующего законопроекта представляется нецелесообразной, поскольку положительное решение приведет к росту потребности в бюджетных средствах для финансирования принятых обязательств и вызовет социальную напряженность среди очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилищной субсидии. Такая позиция, по мнению Уполномоченного, неконструктивна.
Предоставление жилья сотрудникам и гражданам, уволенным со службы в вышеуказанных органах, является задачей государственной важности, в связи с чем Правительству Российской Федерации, по мнению Уполномоченного, необходимо проработать вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по обеспечению жильем названной категории граждан, обратив также внимание на целесообразность правового регулирования вопросов, связанных с исчислением стажа работы.
Во время выездной приемной Уполномоченного в мае 2016 года с жалобами на нарушения их жилищных прав обратились граждане Российской Федерации, являющиеся бывшими военнослужащими Вооруженных Сил Украины, которые утратили право на обеспечение жильем за счет жилищного фонда Вооруженных Сил Украины с момента приобретения гражданства Российской Федерации. Несмотря на то что законодательством <2> был установлен переходный период до 1 января 2015 года для урегулирования вопросов интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую и правовую системы Российской Федерации без ухудшения условий постоянно проживающих на их территории граждан, право на жилище указанной категории граждан остается нереализованным.
Подготовленный Минобороны России проект указа Президента Российской Федерации предусматривает решение жилищного вопроса бывших военнослужащих Вооруженных Сил Украины путем выдачи государственных жилищных сертификатов, но, по мнению бывших военнослужащих Вооруженных Сил Украины, предоставление сертификатов не покрывает и половины фактической стоимости квартир. Для решения затронутой проблемы Уполномоченным были направлены обращения в Минобороны России и Главную военную прокуратуру.
По сообщению Минобороны России, обеспечение жильем указанной категории граждан, исходя из реальных финансово-экономических и иных возможностей, предполагается осуществить посредством предоставления государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. По мнению Главной военной прокуратуры, предлагаемая проектом указа Президента Российской Федерации одна форма обеспечения жильем граждан Российской Федерации, проходивших службу в Вооруженных Силах Украины, ущемляет их жилищные права, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о распространении на них и порядка обеспечения жильем лиц, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим представляется необходимым в ближайшее время принять соответствующие нормативные правовые акты, которые предоставят гражданам Российской Федерации, являющимся бывшими военнослужащими Вооруженных Сил Украины, равные возможности по обеспечению жильем с военнослужащими запаса Российской Федерации.

5.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Уполномоченным выявлена существенная коллизия нормативного правового регулирования механизма реализации военнослужащими права на улучшение жилищных условий. Если для предоставления жилых помещений военнослужащим применяется норма в 18 кв. м на 1 человека, то для постановки в очередь на улучшение жилищных условий единой федеральной учетной нормы нет. Ее размеры устанавливаются органами местного самоуправления (от 9 до 15 кв. м на человека), что меньше нормы предоставления жилья военнослужащим. В результате возникает неравенство между правом военнослужащих на обеспечение жильем и размерами жилья. А главное, в расчет принимается учетная норма, устанавливаемая органами местного самоуправления, тогда как обеспечение военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями осуществляется Минобороны России за счет средств федерального бюджета. Следовательно, требуется внести изменения в ст. 52 ЖК РФ "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части установления единой учетной нормы площади жилого помещения для военнослужащих.

ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
- рассмотреть вопрос о предоставлении лицам, являющимся бывшими военнослужащими Вооруженных Сил Украины и признанным гражданами Российской Федерации в результате принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, равных возможностей по обеспечению жильем с военнослужащими запаса Российской Федерации (параграф 3.2. Право на жилище);
- рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами; лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств; военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов (параграф 3.2. Право на жилище);
- рассмотреть вопрос об индексации денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц (параграф 3.3. Право на социальное обеспечение);


Вернуться в «Официальные государственные организации»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость