Уполномоченный по правам человека в РФ

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15140
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14484 раза
Контактная информация:

Уполномоченный по правам человека в РФ

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 15 май 2015, 09:24 #1

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год
Опубликовано: 7 мая 2015 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6667.

Знакомимся и обсуждаем здесь : Обсуждаем жилищную проблему

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15140
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14484 раза
Контактная информация:

Уполномоченный по правам человека в РФ

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 06 авг 2017, 13:39 #2

"Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год"
(выдержки)

Показать текст
На встрече Президента с членами своего Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 года Уполномоченным по правам человека в РФ было внесено предложение наделить российских военнослужащих, участвующих в операции в Сирии, статусом ветеранов боевых действий. Поддержав предложение Уполномоченного, Президент России В.В. Путин поручил Правительству РФ рассмотреть вопрос о возможности внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений.

Социальная защита отдельных категорий граждан является одним из направлений правозащитной деятельности Уполномоченного. По сравнению с 2014 годом несколько увеличилось число обращений по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей: с 8,7% в 2014 году до 11% в 2015 году. Большинство жалоб касалось права на жилище, охрану здоровья, вопросов трудоустройства, пенсионного обеспечения военнослужащих, социальной защиты членов их семей, приговоров военного суда, а также вопросов прохождения и увольнения с военной службы, пребывания в запасе. Жалобы по тематике обращений "защита семьи, материнства и детства" составили 10% от числа обращений группы социальных прав. В большинстве случаев граждане жаловались на отказ в предоставлении установленных льгот либо на их недостаточность в современных экономических условиях. Ряд обращений был посвящен вопросам прав и обязанностей родителей и детей, алиментных обязанностей, вопросам усыновления и удочерения, в том числе усыновления и удочерения российских детей иностранными гражданами.

Уполномоченный неоднократно обращался к Председателю Совета судей Российской Федерации в связи с жалобами на нарушение судами прав граждан на доступ к информации о деятельности органов правосудия. В частности, шла речь о ненадлежащем размещении судами текстов судебных актов в Интернете.
Совет судей Российской Федерации, обсудив информацию об обобщении практики исполнения судами общей юрисдикции требований закона в части размещения текстов судебных актов и порядка их деперсонификации, принял постановления, в которых Судебному департаменту и комиссии Совета судей Российской Федерации по информатизации и автоматизации работы судов предписано доработать разъяснения регламента размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов;
разработать до 1 июля 2016 года учебный видеокурс по этим вопросам; председателям районных судов, гарнизонных военных судов, мировым судьям - принять дополнительные меры к обеспечению надлежащего исполнения требований закона в части размещения текстов судебных актов в Интернете. Советам судей субъектов Российской Федерации поручено продолжить работу по обобщению практики исполнения требований законодательства. Уполномоченный надеется, что поручение Совета судей Российской Федерации будет выполнено и в 2016 году гражданам не придется обращаться с подобными жалобами.

Нарушение жилищных прав военнослужащих и членов их семей

В соответствии с жилищным законодательством, действовавшим до 1 января 2005 года, обеспечение жилыми помещениями семей военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществлялось органами местного самоуправления. В связи с этим уволенные до названной даты военнослужащие были поставлены в льготные очереди на предоставление жилых помещений в различных субъектах Российской Федерации, в которых состоят и до настоящего времени.
По информации Минстроя России, в настоящее время в льготных жилищных очередях субъектов Российской Федерации продолжают состоять 1779 семей бывших военнослужащих, так и не получивших положенные им квартиры. При этом неопределенность в разрешении их жилищного вопроса сохранялась до четвертого квартала 2015 года, поскольку финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, уволенных из армии до 1 января 2005 года, в 2013 - 2015 годах вообще не осуществлялось и не было запланировано на 2016 год.
В связи с этим обстоятельством в апреле 2015 года Уполномоченным было направлено обращение Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий по обеспечению жильем указанной категории граждан.
По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Минстроем России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России была проработана обозначенная проблема. В результате было принято решение о включении в федеральный бюджет Российской Федерации расходов на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, уволенных из армии до 1 января 2005 года, в рамках Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", что позволит в полном объеме в 2016 - 2017 годах обеспечить жилыми помещениями 1779 семей и окончательно решить проблему. Проблема нарушения прав военных пенсионеров, оставшихся проживать в бывших закрытых военных городках, на заключение договоров социального найма и реализацию своих прав на приватизацию занимаемых квартир уже освещалась в Докладе Уполномоченного за 2014 год. Наиболее остро ситуация складывалась в городском поселении Рощинский Самарской области. В результате совместных усилий Уполномоченного, органов прокуратуры, Минобороны России и местных органов власти, проблема исключения из специализированного жилищного фонда и передачи объектов недвижимости в собственность городского поселения Рощинский частично решена. Издан соответствующий приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации о переводе квартир из служебного фонда в собственность муниципалитета.
Положение осложнилось в 2015 году, так как в изданном приказе были включены далеко не все квартиры бывших военных, подлежащие передаче в собственность городского поселения Рощинский. Допущены многочисленные технические ошибки, препятствующие оформлению документов на квартиры, имели место задержки в пересылке актов приема-передачи квартир другие нарушения.
В истекшем году при содействии Уполномоченного положение стало меняться. Так, в апреле 2015 года Минобороны России издало приказ об исправлении технических ошибок, допущенных ранее, а 19 ноября 2015 года заместителем Министра обороны Российской Федерации подписан приказ по названному населенному пункту о передаче в собственность муниципалитета дополнительно 164 квартиры.
Аналогичная проблема по заключению договоров социального найма и реализации своих прав на приватизацию занимаемых квартир сложилась и у жителей, проживающих в бывшем закрытом военном городке Чебаркуль Челябинской области. В результате совместных усилий всех заинтересованных сторон, 6 октября 2015 года заместителем Министра обороны Российской Федерации наконец-то издан приказ о передаче в собственность муниципального образования "Чебаркульский городской округ" Челябинской области 529 квартир военных пенсионеров. В результате права более чем 1600 граждан были восстановлены.
Исключение многих военных городков из перечня закрытых должно было позволить переадресовать обязательства государства по выполнению программы переселения граждан, утративших связь с Вооруженными Силами России, на муниципальные органы, в целях обеспечения жильем в населенных пунктах по их выбору. Но на деле получилось, что граждане, многие годы посвятившие служению Родине, остались один на один со своими проблемами.
Если бывшие закрытые военные городки находятся в черте или вблизи достаточно крупных населенных пунктов, то жизнь в них после передачи фондов в муниципальную собственность для граждан приемлема. Однако большинство закрытых ранее военных городков находятся на значительном удалении от населенных пунктов, иногда и до нескольких сотен километров, в "медвежьих" краях, в которых вся инфраструктура была привязана к дислоцировавшейся там воинской части (воинским частям). С передислокацией этих воинских частей или их расформированием население этих городков обречено на жалкое существование без работы, без школ и детских садов, без поликлиник. При этом после исключения военных городков из перечня закрытых, проживающие в них военные пенсионеры и члены их семей утратили законные основания на отселение из них за счет федерального бюджета. По данным Минстроя России количество таких семей составляет 4274.
При таких обстоятельствах видится возможным и правомерным, основываясь на действующем законодательстве, определить перечень населенных пунктов из числа бывших закрытых военных городков, в которых сохранить за гражданами право на получение государственных жилищных сертификатов в целях переселения из этих городков. Для реализации указанного предложения по данным Минстроя России необходимо 9,8 миллиарда рублей. Данные предложения прорабатываются Минстроем России и необходимые нормативные правовые акты могут быть приняты в 2016 году. В случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований указанные средства будут направлены на обеспечение жильем указанной категории граждан.
Актуальной также остается проблема, связанная с невозможностью заселения военнослужащих на протяжении длительного времени в уже распределенные квартиры. Так, департаментом жилищного обеспечения Минобороны России военнослужащим, состоящим в жилищной очереди, были распределены квартиры в домах, расположенных в городе Балашихе Московской области. При этом часть квартир была передана военнослужащим в собственность и они оформили свидетельства о регистрации права собственности на них. Вместе с тем вселиться в предоставленные квартиры с марта 2015 года семьи военнослужащих не могли, так как дома не были приняты в эксплуатацию по причине многочисленных строительных недостатков.
Уполномоченным было направлено обращение Министру обороны Российской Федерации о необходимости безотлагательно принять меры по восстановлению нарушенных жилищных прав семей военнослужащих. В настоящее время все три многоэтажных дома в Балашихе приняты в эксплуатацию управляющей компанией и в них заселены семьи военнослужащих.

Предоставление права на обследование и лечение
в военно-медицинских учреждениях бывшим военнослужащим
по призыву, уволенным с военной службы вследствие
военной травмы

К Уполномоченному поступают жалобы матерей бывших военнослужащих по призыву, уволенных с военной службы вследствие военной травмы (увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы), на отказ в лечении их сыновей в военно-медицинских учреждениях.
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (пункт 5 статьи 16) указанные военнослужащие могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские учреждения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, но только без ущерба для граждан, пользующихся правом на бесплатное получение медицинской помощи. Приведенная редакция закона позволяет отказывать в приеме на лечение в военно-медицинские учреждения уволенных военнослужащих, потерявших здоровье (ставшими инвалидами) именно на военной службе и при исполнении обязанностей.
Отношение к рядовым защитникам Отечества, потерявшим здоровье как при выполнении спецопераций, так и при исполнении ими иных обязанностей военной службы, со стороны государства, безусловно, требует изменений. Необходимость в этом подтверждается также и резонансными трагедиями, произошедшими в нашей стране. Например, в июле 2015 года в Омске при обрушении солдатского общежития погибли 24 военнослужащих по призыву, а 16 человек получили различной степени тяжести травмы и увечья. Пострадавшие военнослужащие и их родственники должны быть уверены, что государство в лице Минобороны России не бросит их в случае необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях. К тому же, как известно, в военно-медицинских учреждениях оказывается высокотехнологичная медицинская помощь, а военные медики имеют огромный опыт и квалификацию по оказанию именно экстренной медицинской помощи и по лечению последствий ранений, травм и увечий.
Позиция Уполномоченного о необходимости положительного решения затронутого вопроса была выражена в письме, направленном Председателю Правительства Российской Федерации.
Согласно ответу Минобороны России, которому было поручено рассмотрение предложения Уполномоченного, по существу вопрос о возможности внесения изменений в пункт 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" рассмотрен не был. Более того, ответ содержит вывод об отсутствии оснований для дополнительного законодательного урегулирования затронутого вопроса.
С такой позицией Минобороны России трудно согласиться, в связи с чем Уполномоченным было направлено обращение заместителю Председателя Правительства Российской Федерации с просьбой поручить повторно рассмотреть обозначенную проблему.
Одновременно было направлено обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой рассмотреть в Комитете по обороне правовой аспект обеспечения социальными льготами указанной категории граждан и возможность инициирования внесения соответствующих изменений в статью 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15140
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14484 раза
Контактная информация:

Уполномоченный по правам человека в РФ

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 06 авг 2017, 13:41 #3

"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год"
(выдержка)

Показать текст
3.2. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ
Существенно увеличилось число жалоб по вопросам, связанным с длительным непредоставлением жилых помещений и (или) мер государственной жилищной поддержки отдельным категориям граждан. Речь идет, в частности, о сотрудниках правоохранительных органов, военнослужащих, детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами, о пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, а также иных категориях граждан.
Основная часть жалоб от сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы МЧС России была связана с нарушением их прав на обеспечение жильем. Анализ поступивших обращений свидетельствует о необеспеченности жильем большого числа граждан из указанной категории <2> вследствие недостаточных объемов бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на названные цели.
Так, по состоянию на 2016 год в обеспечении жильем нуждались более 180 тыс. сотрудников правоохранительных органов, из них 151,7 тыс. - сотрудников МВД России, 10,7 тыс. - сотрудников ФСИН России, 20 тыс. - сотрудников МЧС России.
По данным МЧС России, в 2016 году было предусмотрено 147 млн. руб. на жилищное обеспечение сотрудников Государственной противопожарной службы, что позволило обеспечить жильем лишь 31 очередника, тогда как только на одних многодетных (712 человек, находящихся в очереди) необходимо свыше 3 млрд руб. При указанном объеме финансирования потребуется 23 года для обеспечения жильем только указанной категории очередников.
Потребность в бюджетных средствах на обеспечение жильем сотрудников ФСИН России составила около 18 млрд руб. в 2016 году. Однако бюджетом предусмотрена сумма значительно меньше указанной.
Еще хуже ситуация складывается в МВД России: для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам выделено 2,4 млрд руб. при потребности в 340 млрд руб. При подобных объемах финансирования очередь на получение жилья сотрудниками МВД может растянуться на десятилетия, а пенсионеры, ожидающие положенную им квартиру, могут вообще не успеть ее получить. Например, в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в 2016 году государственные жилищные сертификаты выдавались сотрудникам и гражданам, уволенным со службы в правоохранительных органах, которые были приняты на жилищный учет до 1990 года включительно.
Ряд жалоб связан с несовершенством правового регулирования порядка получения военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищных субсидий в случаях их выезда с указанных территорий.
Несмотря на то что Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" <1> устанавливает право указанных категорий граждан на получение жилищных субсидий, отсутствие механизма зачета периодов военной и приравненной к ней службы в общую продолжительность стажа работы в данных районах препятствует его должной реализации. По информации Минстроя России в связи с обращением Уполномоченного, разработка соответствующего законопроекта представляется нецелесообразной, поскольку положительное решение приведет к росту потребности в бюджетных средствах для финансирования принятых обязательств и вызовет социальную напряженность среди очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилищной субсидии. Такая позиция, по мнению Уполномоченного, неконструктивна.
Предоставление жилья сотрудникам и гражданам, уволенным со службы в вышеуказанных органах, является задачей государственной важности, в связи с чем Правительству Российской Федерации, по мнению Уполномоченного, необходимо проработать вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по обеспечению жильем названной категории граждан, обратив также внимание на целесообразность правового регулирования вопросов, связанных с исчислением стажа работы.
Во время выездной приемной Уполномоченного в мае 2016 года с жалобами на нарушения их жилищных прав обратились граждане Российской Федерации, являющиеся бывшими военнослужащими Вооруженных Сил Украины, которые утратили право на обеспечение жильем за счет жилищного фонда Вооруженных Сил Украины с момента приобретения гражданства Российской Федерации. Несмотря на то что законодательством <2> был установлен переходный период до 1 января 2015 года для урегулирования вопросов интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую и правовую системы Российской Федерации без ухудшения условий постоянно проживающих на их территории граждан, право на жилище указанной категории граждан остается нереализованным.
Подготовленный Минобороны России проект указа Президента Российской Федерации предусматривает решение жилищного вопроса бывших военнослужащих Вооруженных Сил Украины путем выдачи государственных жилищных сертификатов, но, по мнению бывших военнослужащих Вооруженных Сил Украины, предоставление сертификатов не покрывает и половины фактической стоимости квартир. Для решения затронутой проблемы Уполномоченным были направлены обращения в Минобороны России и Главную военную прокуратуру.
По сообщению Минобороны России, обеспечение жильем указанной категории граждан, исходя из реальных финансово-экономических и иных возможностей, предполагается осуществить посредством предоставления государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы. По мнению Главной военной прокуратуры, предлагаемая проектом указа Президента Российской Федерации одна форма обеспечения жильем граждан Российской Федерации, проходивших службу в Вооруженных Силах Украины, ущемляет их жилищные права, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о распространении на них и порядка обеспечения жильем лиц, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим представляется необходимым в ближайшее время принять соответствующие нормативные правовые акты, которые предоставят гражданам Российской Федерации, являющимся бывшими военнослужащими Вооруженных Сил Украины, равные возможности по обеспечению жильем с военнослужащими запаса Российской Федерации.

5.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Уполномоченным выявлена существенная коллизия нормативного правового регулирования механизма реализации военнослужащими права на улучшение жилищных условий. Если для предоставления жилых помещений военнослужащим применяется норма в 18 кв. м на 1 человека, то для постановки в очередь на улучшение жилищных условий единой федеральной учетной нормы нет. Ее размеры устанавливаются органами местного самоуправления (от 9 до 15 кв. м на человека), что меньше нормы предоставления жилья военнослужащим. В результате возникает неравенство между правом военнослужащих на обеспечение жильем и размерами жилья. А главное, в расчет принимается учетная норма, устанавливаемая органами местного самоуправления, тогда как обеспечение военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями осуществляется Минобороны России за счет средств федерального бюджета. Следовательно, требуется внести изменения в ст. 52 ЖК РФ "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части установления единой учетной нормы площади жилого помещения для военнослужащих.

ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
- рассмотреть вопрос о предоставлении лицам, являющимся бывшими военнослужащими Вооруженных Сил Украины и признанным гражданами Российской Федерации в результате принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, равных возможностей по обеспечению жильем с военнослужащими запаса Российской Федерации (параграф 3.2. Право на жилище);
- рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми-инвалидами; лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств; военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов (параграф 3.2. Право на жилище);
- рассмотреть вопрос об индексации денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц (параграф 3.3. Право на социальное обеспечение);

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 15140
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1203 раза
Поблагодарили: 14484 раза
Контактная информация:

Уполномоченный по правам человека в РФ

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 01 май 2018, 21:21 #4

Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ

"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год"
("Российская газета", N 81, 17.04.2018)
5.5. Защита прав военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов
Показать текст
Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов - отдельная категория граждан, объединенных профессиональной деятельностью, направленной на предотвращение внутренних и внешних угроз национальной безопасности России, на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Выполнение этих задач требует большой моральной стойкости, профессионального мастерства и мужества, готовности не щадить свои силы, в в случае необходимости - и жизни при выполнении служебного долга. В связи с этим соблюдение прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов находится в сфере особого внимания Уполномоченного.
На протяжении многих лет в рамках подписанного 16 июня 2006 г. Соглашения о порядке взаимодействия Уполномоченного и Главной военной прокуратуры сотрудники Аппарата Уполномоченного совместно с офицерами военной прокуратуры принимают участие в работе выездных приемных в различных гарнизонах страны. Во время командировок осуществляется личный прием военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, лиц гражданского персонала воинских частей, в также инспектируются воинские части и места содержания арестованных, проводятся беседы и встречи с военнослужащими, проверяется исполнение по отношению к ним действующего законодательства, а при выявлении нарушений принимаются меры к их устранению.
В 2017 г. были осуществлены совместные выезды на Балтийский флот, в Южный военный округ, в также в дисциплинарную воинскую часть. По результатам проведенных проверок Минобороны России направлены предложения в защиту прав военнослужащих, проходящих службу в Калининградской области, и осужденных военнослужащих, находящихся в дисциплинарном батальоне.
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в также гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военнослужащие) с 11 ноября 2009 года действует Меморандум Уполномоченного и Минобороны России, который усиливает конструктивный диалог между Аппаратом Уполномоченного и специалистами различных служб Минобороны России.
Юрисдикцией Уполномоченного также охвачены вопросы защиты прав сотрудников правоохранительных органов, при решении которых Уполномоченный опирается на заключенные межведомственные документы - Меморандум о сотрудничестве Уполномоченного и МВД России и Соглашение о взаимодействии Уполномоченного и МЧС России.
В результате взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти в 2017 году были восстановлены права более 1100 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в том числе по жилищным вопросам - 40 семей, по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления льгот - 606 граждан, по вопросам регистрации - более 300 граждан.
Вместе с тем проблемы реализации прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов остаются. В 2017 году Уполномоченному поступило 1722 обращения, преимущественно по вопросам реализации жилищных прав и социального обеспечения.
Как и в прошлом году, основная часть обращений в сфере реализации жилищных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов касалась предоставления жилья либо единовременной социальной выплаты для его приобретения.
Вопросы бессрочной задержки предоставления жилых помещений и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам правоохранительных органов уже освещались в Докладе Уполномоченного за 2016 год. К сожалению, за истекший период положение дел не изменилось. На финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями сотрудников правоохранительных органов и пенсионеров на 2017 год в бюджет МВД России было выделено 1,29 млрд. руб. (в 2016 году - 1,28 млрд. руб.), в ФСИН России - 746,5 млн. руб. (в 2016 году - 284,5 млн. руб.). Несколько больше средств предоставлено на обеспечение единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения: МВД России - 2,09 млрд. руб. (в 2016 году - 2,47 млрд. руб.); ФСИН России - 1,991 млрд. руб. (в 2016 году - 2,188 млрд. руб.).
Однако средств федерального бюджета, выделяемых на решение жилищных проблем сотрудников правоохранительных органов, явно недостаточно, очередь движется медленно. Так, по состоянию на 1 января 2018 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях состояло 37609 сотрудников органов внутренних дел (на 1 января 2017 г. - 41046 человек) и 8295 сотрудников уголовно-исполнительной системы (на 1 января 2017 г. - 6958 человек). В настоящее время первыми на получение жилого помещения состоят очередники, принятые на учет в МВД России в 1986 году, а во ФСИН России - в 1983 - 1988 годах.
Аналогично обстоят дела с предоставлением сотрудникам правоохранительных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, хотя определенный прогресс и наметился. На 1 января 2018 г. в очереди на получение данной социальной выплаты состояло 94917 сотрудников органов внутренних дел (на 1 января 2017 г. - 91474 человека) и 16260 сотрудников уголовно-испровительной системы (на 1 января 2017 г. - 7427 человек). При сохранении такого объема выделяемых денежных средств для решения жилищного вопроса потребуются долгие годы.
Статистика свидетельствует о недостаточном выполнении государством своих обязательств по обеспечению сотрудников правоохранительной и пенитенциарной систем жилыми помещениями в разумные сроки. В этой связи Правительству Российской Федерации представляется необходимым рекомендовать дополнительные возможности и средства для финансирования мероприятий по обеспечению жильем названной категории граждан.
В 2017 году сохраняла свою актуальность проблема обеспечения жильем граждан Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины, проживающих в Республике Крым и городе Севастополе.
Так, бывший военнослужащий Б. в обращении к Уполномоченному пишет: "Вся моя семья русские, уволился в запас из вооруженных сил Украины в 1995 г., и с этого года семья находилась в очереди для получения жилья. В этом году мне исполнится 68 лет, очень просим Вас войти в наше положение и помочь семье офицера в обеспечении жильем".
В обращениях председателя региональной общественной организации "Объединение военнослужащих запаса Севастополя", адресованных Уполномоченному от имени семей военнослужащих запаса, уволенных до 16 марта 2014 г., отмечается, что "департамент жилищного обеспечения Минобороны России отказывает нам в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на отсутствие нормативных правовых актов; после окончания переходного периода (1 января 2015 г.), социальные гарантии военнослужащих запаса из числа бывших граждан Украины до сих пор не приведены в соответствие с социальными гарантиями аналогичной категории граждан Российской Федерации...".
В своем Докладе за 2016 год Уполномоченный высказывался за принятие по данному вопросу соответствующего Указа Президента Российской Федерации. Проблема решена: 22 марта 2018 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя". Указ предоставил возможность обеспечения жилыми помещениями более 100 семей граждан Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины, состоявших на учете нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 г.
Наряду с этим Уполномоченный с удовлетворением отмечает, что в настоящее время также урегулированы вопросы регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины и членов их семей, проживающих в Республике Крым и городе Севастополе. С целью разрешения этой задачи с участием Уполномоченного два года проводились совещания, осуществлялись выезды на места. В итоге проблема была озвучена Президенту Российской Федерации, который поручил Правительству Российской Федерации принять меры к ее разрешению.
По результатам проведенной работы принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1379 "О регистрации по месту жительства отдельной категории проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя граждан Российской Федерации". Гражданам Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины и членам их семей предоставлена возможность зарегистрироваться по адресу военного комиссариата, расположенного на территории их места жительства, что позволяет им реализовать свои конституционные права.
Анализ поступающих к Уполномоченному обращений по рассматриваемой теме выявил еще одну острую жилищную проблему. При исчислении стажа военнослужащим для постановки на жилищный учет не засчитывается прошлая служба в правоохранительных органах.
По мнению Уполномоченного, такой подход нарушает конституционное право на жилище. Он не соответствует и сложившейся законодательной практике суммирования стажей военной и правоохранительной служб при решении других социальных вопросов. Так, для назначения военной пенсии в выслугу лет наряду с военной службой засчитывается и служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и ряде других силовых ведомств. Аналогично решается вопрос и при реализации права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
В связи с изложенным, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, предусматривающих учет выслуги лет на военной и правоохранительной службах при исчислении общей продолжительности службы для реализации гражданами права на жилище и другие меры социальной поддержки.
Кроме жилищной проблематики, много корреспонденции поступает Уполномоченному по вопросам социального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, большая часть которых касается пенсионного обеспечения. В рамках компетенции, предоставленной федеральным конституционным законом, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных пенсионных прав граждан, получающих военную пенсию.
В июле 2017 г. к Уполномоченному обратилась одиноко проживающая в Рязанской области 80-летняя Г. по вопросу начисления надбавки к выплачиваемой пенсии в связи с гибелью второго кормильца - младшего сына, сотрудника полиции (ее старший сын и муж умерли ранее). В результате проведенной работы вопрос был решен положительно, к получаемой Г. пенсии в соответствии со ст. 38 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" начислена надбавка в размере 200% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 названного Закона. Г. подтвердила получение надбавки к пенсии в благодарственном письме Уполномоченному.
Часто в обращениях граждане поднимают вопрос о нарушениях законодательства, регулирующего повышение военных пенсий, в честности, о неисполнении положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" в части увеличения размеров военных пенсий. Действительно, подпункт "г" пункта 1 названного Указа содержит требование о ежегодном увеличении военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, однако на практике это требование не исполняется.
Уполномоченный считает неприемлемым ущемление пенсионных прав ветеранов военной и правоохранительной службы и поддерживает предложение Государственной Думы Правительству Российской Федерации обеспечить в течение 2018 года выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 упомянутого Указа Президента Российской Федерации.
Еще одна проблема социального характера была выявлена в ходе совместной выездной приемной Уполномоченного и органов военной прокуратуры, которая состоялась на Балтийском флоте в июне 2017 года. Военнослужащие, проходящие службу в Калининградской области, обратились с просьбой о содействии в решении вопроса о компенсации расходов на проезд воздушным транспортом к месту использования основного отпуска на территории других субъектов Российской Федерации и обратно.
Ранее военнослужащие и члены семей военных по контракту имели право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом к местам использования основного отпуска и обратно. Однако в рамках проведенной в 2011 году реформы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации право на проезд в отпуск на безвозмездной основе было сохранено только за военнослужащими, проходящими службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, в также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, и за пределами территории Российской Федерации.
Уполномоченный полагает, что эта норма должна распространяться как на военнослужащих, так и сотрудников правоохранительных органов, проходящих службу в Калининградской области. В силу анклавного положения этого региона, отделенного от территории Российской Федерации несколькими государственными границами, по существу единственно возможным транспортом для военнослужащих и членов их семей остается воздушный. Выходом из создавшегося положения является внесение соответствующих изменений в статью Федерального закона "О статусе военнослужащих", утверждающих аналогичный порядок, установленный для семей военнослужащих, проходящих службу за пределами Российской Федерации.
Согласно статистике рассмотренных Уполномоченным заявлений, четвертая часть (26,8%) обращений военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов касается вопросов прохождения службы и увольнения с нее. Жалобы данной категории охватывают широкий спектр служебных правоотношений: поступление (призыв) на службу, назначение на должность, продвижение по службе, присвоение воинского (специального) звания, награждение государственными и ведомственными наградами, проведение аттестации, повышение квалификации, перевод к новому месту службы, предоставление отпусков, увольнение со службы.
Для проверки обращений по вопросам прохождения службы и увольнения с нее Уполномоченным привлекаются органы военного управления и прокуратуры. По результатам проверок, инициированных Уполномоченным, нарушенные права граждан, как правило, восстанавливаются.
Так, например, полковник внутренней службы М. обратился с жалобой на руководство ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Удмуртской Республике в связи с нарушением порядка проведения аттестации, рассмотрения поданного им рапорта об увольнении со службы, производства причитающихся выплат, выдачи трудовой книжки. Поступивший на запрос Уполномоченного ответ Управления кадров о проведенной проверке подтвердил указанные заявителем факты. Выявленные нарушения были устранены: заявителю была выдана трудовая книжка, произведены соответствующие денежные выплаты, после чего он был уволен со службы по имеющемуся основанию. Виновные в допущенных нарушениях были привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проверок выявлено, что в отдельных случаях командованием воинских подразделений кадровые решения принимаются без учета фактических обстоятельств, в которых оказались заявители. В этих случаях Уполномоченный инициирует дополнительное изучение всех обстоятельств дела и во многих случаях добивается положительного результата.
Так, военнослужащая по контракту Д. обратилась к Уполномоченному за содействием в отмене уже подписанного приказа о ее переводе к новому месту службы в другой гарнизон. Просьба женщины-военнослужащей была обусловлена обстоятельствами, вызванными серьезным заболеванием одного из двоих детей, а также онкологическим заболеванием матери. По обращению Уполномоченного руководством Минобороны России принято решение об отмене приказа о переводе заявительницы к новому месту службы по семейным обстоятельствам.
Постоянного внимания органов власти всех уровней требуют вопросы социальной поддержки семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей. Очень важно, чтобы на пути решения этой задачи, имеющей мощную нравственную нагрузку, в унисон с федеральной властью были активны и субъекты Российской Федерации.
В течение 2017 г. на контроле Уполномоченного оставался вопрос восстановления права членов семей погибших (умерших) сотрудников МВД России на бесплатный проезд в общественном транспорте Новосибирской области. Об этой проблеме Уполномоченный говорил в Докладе за 2016 г. Следует отметить, что органы власти области с пониманием и с гражданской ответственностью отнеслись к предложениям Уполномоченного. Правительством Новосибирской области членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, выплачена компенсация стоимости проезда, а 5 июля 2017 г. принят Закон Новосибирской области, который нетрудоспособным членам семей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и войск национальной гвардии, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), предоставлено право проезда по муниципальным и межмуниципальным маршрутам на основании приобретаемого специального месячного проездного билета.
Вместе с этим Уполномоченный обращает внимание руководителей субъектов Российской Федерации на необходимость принятия дополнительных мер социальной поддержки семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
Системный характер имеет проблема соблюдения прав граждан при передаче имущества военных городков, утративших статус закрытых, а также служебного жилого фонда от органов военного управления в муниципальную собственность. Проживание в закрытом военном городке (далее - ЗВГ) накладывает на граждан определенные ограничения их прав и свобод. В связи с тем, что в ЗВГ зачастую проживают граждане, давно утратившие связь с Минобороны России, они необоснованно лишены некоторых видов прав и свобод, к примеру, ограничены в праве на приватизацию жилья и свободу переселения. Данная проблема, в части реализации права на приватизацию жилых помещений, касается не только гражданских лиц, но и уволенных с военной службы граждан, оставшихся проживать в служебных квартирах.
К моменту ликвидации воинских частей и снятия с военного городка статуса закрытого Минобороны России прекращает или существенно снижает финансирование расходов на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры в этих зонах. В результате страдают и терпят лишения граждане. Выходом из создавшегося положения является передача жилого фонда и других объектов социальной инфраструктуры ЗВГ на содержание органов местного самоуправления. Однако и эти вопросы решаются крайне медленно. Решение проблемы находится на контроле у Уполномоченного.
За это сообщение автора Владимир Черных поблагодарил:
Знак (11 май 2018, 15:46)


Вернуться в «Официальные государственные организации»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей