ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств
Подполковник Иванов Иван Иванович проходил военную службу в войсковой части 02190.
За период с сентября 2014 г. по сентябрь 2015г. Ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства в качестве ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности.
Произведенная выплата подтверждается расчетными листками за сентябрь 2014 г. - сентябрь 2015г., а также реестрами на зачисление денежных средств (прилагается).
Из них ответчику не полагаются денежные средства в сумме 44 957.00 рублей.
Задолженность образовалась 15 октября 2015г. в результате отражения в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) сведений об ограничении периода выплаты ответчику надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности по 31 августа 2014 г. (просмотр «Периодические выплаты/удержания» прилагаются).
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 18 ст. 2 Закона о денежном довольствии ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности.
Правила выплаты указанной надбавки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011г. № 1073, определяются в зависимости от условий прохождения военной службы.
В соответствии с п. 39 Порядка надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБОРОНЫ РОССИИ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕДИНЫЙ
РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва, 105066, ул. Спартаковская, д. 2 «Б»
Ж М 2018 г. № Ж/з/00
На №__________________________
Приказом командира воинской части 02190 от 10.11.2014 г. №178 Иванову И.И. установлена надбавка за особые условия военной службы в размере 5% к окладу по воинской должности с 01 сентября 2014 года.
Однако, из расчетных листов за сентябрь 2014 г. - сентябрь 2015г. усматривается, что ответчику перечислена надбавка за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности, вместо положенной надбавки за особые условия военной службы за руководство подразделением в размере 5% от оклада по воинской должности за период с 01.09.2014г. по 30.09.2015г.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством Иванову И.И. полагалось к выплате денежное довольствие за сентябрь 2014 г. - сентябрь 2015г. в меньшем размере, чем фактически выплачено, денежные средства в сумме 44 957,00 рублей являются излишне выплаченными и не полагаются ему по закону.
Излишне выплаченные денежные средства в размере 44 957,00 руб. подлежат возврату в государственный бюджет исходя из следующего.
В соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в процессе использования программного изделия ресурсного обеспечения «Алушта», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2017г. № 785 - дсп (далее Инструкции), границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются:
- выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы;
- администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления).
Следовательно, сотрудники ФКУ «ЕРЦ МО РФ» производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», и не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах.
О факте необоснованной выплаты ФКУ «ЕРЦ МО РФ» стало известно 15 октября 2015г. после отражения в СПО «Алушта» сведений об ограничении периода выплаты ответчику надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности по 31 августа 2014 г.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал в постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П и от 21 марта 2013 года N 6-П, что, заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности. Также, в указанных судебных актах определено, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и осуществляемой в публичных интересах.
Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим регулируются нормами не трудового или гражданского, а военного законодательства (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 322-0).
Абзацем 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским Судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.
Тем самым, военно-служебные отношения характеризуются особыми публичными правами и обязанностями военнослужащих, которые не имеют аналогов в частно-правовых отношениях, а также в иных государственно-служебных отношениях. Для таких отношений характерен метод исключительно законодательного регулирования в отличие от договорного регулирования, преобладающего в трудовом праве.
Данная позиция находит свое отражение и в п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой гражданское законодательство не применяется.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700.
Поскольку в соответствии с п. 38 Порядка ответчику полагалось к выплате денежное довольствие за сентябрь 2014г. по сентябрь 2015г., в меньшем размере, чем фактически выплачено, денежные средства в сумме 44 957,00 рублей являются излишне выплаченными и подлежат возврату.
При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ФКУ «ЕРЦ МО РФ», а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают ни приказы, ни штат). В соответствии с Уставом ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и Инструкцией, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств исходя из имеющихся на дату расчета сведений в СПО «Алушта» по каждому военнослужащему.
Таким образом, денежные средства подлежат возврату ФКУ «ЕРЦ МО РФ» как излишне выплаченные. При этом перечисление денежного довольствия в большем размере при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства.
Исходя из принципа, установленного ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый вправе рассчитывать на равное вознаграждение лишь за равный труд.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 5-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало, размере.
Поскольку денежное довольствие в качестве средств к существованию было выплачено ответчику в причитающемся размере, а взыскиваемые денежные средства были выплачены сверх причитающихся по закону, они подлежат возврату в федеральный бюджет как излишне выплаченные.
Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено также на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.
Таким образом, возврат излишне выплаченных денежных средств направлен в том числе на обеспечение стабильности, целостности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
% •
Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п.2 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы - это органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Следовательно, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков.
Как следует из п. 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8, при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные НК РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 33.36 НК РФ при выступлении в качестве истцом и ответчиков.
Согласно п. 1 Устава ФКУ «ЕРЦ МО РФ», Центр создан для оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.
Таким образом, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ПРОШУ:
1. Взыскать с Иванова Ивана излишне выплаченные денежные средства в сумме 44 957,00 рубля в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».
2. Истребовать в войсковой части 02190 выписки из приказов об установлении/отмене Иванову И.И. надбавки за особые условия военной службы за сентябрь 2014г. - сентябрь 2015г., истребуемые доказательства приобщить к материалам дела.
3. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК рассмотреть гражданское дело в отсутствии истца и направить копию судебного решения в его адрес. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
4. Направлять судебные извещения по электронной почте
[email protected] либо по факсу: 8(495) 693-68-19 с последующей досылом оригиналов почтой.
Приложение:
1. Доверенность на представителя.
2. Справка-расчет.
3. Фотокопия базы данных.
4. Расчетные листы.
5. Реестры на зачисление денежных средств.
6. Устав ФКУ «ЕРЦ МО РФ». .
7. Исковое заявление для ответчика с приложенияими.
Представитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по доверенности
Исп. Саломатина М.А. Гм.: К (495)693-68-22
О.В. Бирюкова
Отзыв-возражение.
ОТЗЫВ НА ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств
Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обратился к мировому судье Судебного участка № 23 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области с иском к Козлову Владимиру Александровичу, в котором просит взыскать с Козлова Владимира Александровича излишне выплаченные денежные средства в сумме 44 957,00 рубля в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».
В качестве основания иска ссылается на следующие обстоятельства:
Приказом командира воинской части 02190 от 10.11.2014 г. №178 Козлову В.А. установлена надбавка за особые условия военной службы в размере 5% к окладу по воинской должности с 01 сентября 2014 года.
Однако, из расчетных листов за сентябрь 2014 г. - сентябрь 2015г. усматривается, что ответчику перечислена надбавка за особые условия военной службы в размере 20% от оклада по воинской должности, вместо положенной надбавки за особые условия военной службы за руководство подразделением в размере 5% от оклада по воинской должности за период с 01.09.2014г. по 30.09.2015г.
В соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в процессе использования программного изделия ресурсного обеспечения «Алушта», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 декабря 2017г. № 785 - дсп (далее Инструкции), границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются:
- выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы;
- администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления).
Следовательно, сотрудники ФКУ «ЕРЦ МО РФ» производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», и не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах.
О факте необоснованной выплаты ФКУ «ЕРЦ МО РФ» якобы стало известно 15 октября 2015г. после отражения в СПО «Алушта» сведений об ограничении периода выплаты ответчику надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности по 31 августа 2014 г.
Поскольку в соответствии с п. 38 Порядка ответчику полагалось к выплате денежное довольствие за сентябрь 2014 г. по сентябрь 2015г., в меньшем размере, чем фактически выплачено, денежные средства в сумме 44 957,00 рублей являются по мнению истца излишне выплаченными и подлежат возврату.
Задолженность образовалась 15 октября 2015г. в результате отражения в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) сведений об ограничении периода выплаты ответчику надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности по 31 августа 2014 г. (просмотр «Периодические выплаты/удержания» прилагаются).
Приложенные распечатки надлежащим образом не заверены и в качестве доказательства по гражданскому делу приняты быть не могут.
Выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ФКУ «ЕРЦ МО РФ», а произошла поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают ни приказы, ни штат). В соответствии с Уставом ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и Инструкцией, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств исходя из имеющихся на дату расчета сведений в СПО «Алушта» по каждому военнослужащему.
То есть, никакой счетной ошибки не было, это утверждает истец в своем исковом заявлении.
Переплата произошла, так как по неизвестной и не названной истцом причине сотрудники кадровой службы не ввели данные, необходимые для расчета в систему. Это могло произойти как по причине халатности и ненадлежащего исполнения сотрудниками кадровой службы своих обязанностей при наличии изданного приказа командира в/ч, либо по причине не издания приказа с описанным истцом содержанием в указанные истцом сроки, фактически приказ появился только в октябре 2015 года.
Ответчик полагает, что в период до 15.10.2015 года фактически никакого приказа относительно размера надбавки за руководство - 5% издано не было, что может быть подтверждено путем направления запроса Журнала учета служебных документов Войсковой части 02190, а также документа с подписью ответчика, подтверждающего факт доведения указанного приказа до его сведения.
Правовым основанием взыскания истец указывает статью 1102 ГК РФ, согласно которой лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно п. 6 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 г. Москва "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.
Недобросовестность ответчика отсутствует, о ней нет речи и в иске.
Сведений о наличии счетной ошибки ни в иске, ни в приложенных материалах - нет.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, а причиненный государству ущерб подлежит взысканию с виновных лиц: командира в/ч или сотрудников кадровой службы.
Следовательно иск заявлен к ненадлежащему ответчику, истец избрал неверный способ защиты нарушенных прав, в связи с чем ответчик просит суд разъяснить истцу возможность предъявления иска к причинителям вреда после выяснения кто именно ненадлежащим образом исполнил свои служебные обязанности.
Аналогичную позицию заняла Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в апелляционном определении от 20.03.2018 г. по делу №33-3608/2018.
В связи с вышеизложенным и в соответствии с п. 3 статьи 1109 ГК РФ
Прошу суд:
В удовлетворении иска Федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Козлову В.А. отказать.
Оказать истцу содействие в получении доказательств по делу и запросить в Войсковой части 02190, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 165 Журнал учета служебных документов Войсковой части 02190, за 10.11.2014 г., а также документа с подписью ответчика, подтверждающего факт доведения до сведения Козлова В.А. Приказа командира воинской части 02190 от 10.11.2014 г. №178 об установлении Козлову В.А. надбавки за особые условия военной службы в размере 5% к окладу по воинской должности с 01 сентября 2014 года.
“06” ноября 2018 года.
Ответчик: _____________________ Козлов В.А.
В решение суда кратко, что иск удовлетворить в полном объеме.