Интернет-интервью с С.Ф. Вельмяйкиным,
директором Правового департамента Минздравсоцразвития России:
"Актуальные правовые вопросы в сфере здравоохранения, социального развития и труда"
http://www.consultant.ru/law/interview/velmyakin2.html
С 2009 г. я являюсь пенсионером МВД РФ. Пенсию и медицинское обслуживание получаю по линии МВД. Стаж службы в органах МВД составил 23 года, в льготном исчислении 28 лет. Гражданского стажа работы не имею. С октября 2010 г. я приобрела статус адвоката. Пенсионный фонд, ссылаясь на изменения в ФЗ N 167, N 212, заставляет меня как адвоката отчислять фиксированные денежные суммы на страховую часть пенсии, т.е. для получения второй трудовой пенсии по старости (дополнительно к моей военной пенсии). При этом я должна как минимум иметь 5 лет гражданского трудового стажа и в течение этого периода отчислять взносы в Пенсионный фонд. Таким образом, нарушается принцип добровольности пенсионного страхования военных пенсионеров. Как быть, если я не смогу по состоянию здоровья проработать эти 5 лет, и как быть, если я не захочу при достижении мной 55 лет получать вторую трудовую пенсию по старости (по закону получение второй трудовой пенсии по старости - это право военного пенсионера, а не обязанность)? Могу ли я отказаться выплачивать взносы в Пенсионный фонд на страховую часть трудовой пенсии по старости? Ведь у меня нет гарантии, что смогу проработать 5 лет и отчислять взносы в Пенсионный фонд, а, кроме того, законодательство России изменяется непредсказуемо, и какое оно будет спустя 6 лет, судить трудно (через 6 лет мне будет 55 лет). - Коломина Татьяна Степановна (г. Томск)
Сергей Федорович: В соответствии с действующей в Российской Федерации пенсионной системой трудовые пенсии предоставляются гражданам по обязательному пенсионному страхованию, организационные, правовые и финансовые основы которого определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и которое реализуется в рамках системы отношений по формированию за счет страховых взносов и иных поступлений консолидированных средств (средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации), предназначенных для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты страхового обеспечения при наступлении страхового случая.
Лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, к которым, в частности, отнесены адвокаты, трудовая пенсия согласно части первой статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначается при соблюдении ими определенных условий. К их числу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ относит наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (абзац третий статьи 2): в частности, для приобретения права на трудовую пенсию по старости, назначаемую на общих основаниях, помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста необходим страховой стаж не менее пяти лет. При этом согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24 февраля 1998 г. N 7-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П и от 22 марта 2007 г. N 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей (статья 1, часть 1; статья 6, часть 2; статья 19 Конституции Российской Федерации); этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.
В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абзацы четвертый и восьмой статьи 2, пункты 5 и 9 статьи 14, пункты 3 и 5 статьи 15, пункт 2 статьи 16, пункты 3 - 5 и 10 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 1 статьи 9, часть первая статьи 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Добавлено спустя 22 минуты 49 секунд:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 31 марта 2011 г. N 258н г. Москва "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости"
Как работник, который имеет право на досрочную пенсию, должен подтвердить свой льготный статус? Ответ на этот важный для многих вопрос дает документ, который публикует сегодня "Российская газета".
По данным Пенсионного фонда, примерно каждый третий пенсионер сегодня относится к числу тех, кто имеет право оформить ее на 5 -10 лет раньше "обычного" пенсионного возраста. Публикуемый сегодня приказ минздравсоцразвития утверждает Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочную пенсию.
Во-первых, документ дает исчерпывающий ответ на вопрос - "кому положено"? В нем дан полный перечень видов работ, которые при оформлении досрочной пенсии необходимо будет подтверждать документально. Это подземные работы, работы во вредных условиях и горячих цехах, с тяжелыми условиями труда. В перечень попадают работы в конкретных отраслях: например, работа женщин трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях; некоторые виды работ на железнодорожном транспорте и метрополитене и так далее.
Кроме того,
в перечень включена любая работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Всего в этом обширном списке 24 позиции.
Второй, не менее важный момент, каким образом подтверждать льготный стаж. Это может (и обязан) делать либо работодатель (предприятие, где человек трудился в условиях, дающих право на льготы), либо необходимые документы оформляются соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Речь идет о периодах работы до момента регистрации гражданина в системе персонифицированного учета в Пенсионном фонде РФ (согласно закону N27-ФЗ от 1 апреля 1996 года). После того, как работник получил страховое пенсионное свидетельство, данные обо всех его "перемещениях" по службе работодатели обязаны передавать в Пенсионный фонд. То есть необходимые сведения о "льготных" периодах работы после 1996 года стали накапливаться в Пенсионном фонде автоматически.
Тем не менее, как говорится, "возможны варианты". Проще говоря, ошибки. Поэтому наряду с перечнем подтверждающих справок предусматривается возможность для работников подтвердить свой льготный стаж до момента введения персонифицированного учета с помощью свидетельских показаний.
http://www.rg.ru/2011/05/27/pensiya-dok.html