Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
судьи-председательствующего Турищева И.В.,
судей – Бояркина Д.В. и Гордеевой Е.О.,
при секретаре Батомункуевой С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 <...> Шафранца Д.В. об оспаривании действий командиров войсковых частей 11111 и 00000, связанных с увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, по апелляционной жалобе Шафранца Д.В. на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О., изложившей обстоятельства дела, содержание решения и доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления представителя Шафранца Д.В. Забелина К.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя командира войсковой части 11111 Семеновой А.В., возражавшей относительно удовлетворения жалобы, а также мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры <...> военного округа Гениатулиной З.Д. об оставлении решения без изменения, а жалобы – без удовлетворения, окружной военный суд
установил:
с 6 октября 2011 года Шафранец Д.В., проходивший военную службу по контракту, заключенному по 10 декабря 2011 года (первый контракт заключен в феврале 2000 года), состоял на учете в едином реестре военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма. Обеспечен на состав семьи <...> человек жилым помещением общей площадью 29,35 кв. м по договору найма служебного жилого помещения от 31 марта 2009 года <№> в Забайкальском крае, <адрес> (л.д. 56, 59).
Приказом Министра обороны РФ от 30 ноября 2012 года <№> Шафранец Д.В. зачислен в распоряжение командира войсковой части 00000 в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (л.д. 54).
7 июля 2014 года Шафранцу Д.В. на состав семьи <...> человек распределено жилое помещение в <адрес>, право собственности на которое у Российской Федерации отсутствует (л.д.59).
Приказом командира войсковой части 11111 от 26 февраля 2015 года <№> (по личному составу) Шафранец Д.В. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Согласно данному приказу выслуга лет военнослужащего в календарном исчислении составила 16 лет 9 месяцев (л.д. 57).
Полагая действия воинского должностного лица, связанные с вынесением данного приказа, незаконными, Шафранец Д.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать их таковыми и возложить на должностное лицо обязанность отменить этот приказ.
В обоснование своего заявления указал на то, что жилым помещением по избранному им месту жительства он не обеспечен, при этом своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жильем не давал.
Решением Борзинского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Шафранец Д.В., фактически ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование указывает на лист беседы, в котором он выражал намерение уволиться с военной службы после обеспечения жилым помещением.
Также в жалобе обращает внимание на то, что увольнение с военной службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, следовательно, после данного увольнения он жильем по месту военной службы не будет обеспечен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены, в суд не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно абз.4 п.48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года <№> «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», исходя из положений абз. 14 п. 1 ст. 15, абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, следует учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон) офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона в редакции, действовавшей на момент принятия решения об увольнении Шафранца Д.В. с военной службы, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
При этом п. 14 ст. 15 Федерального закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Положения п. 1 ст. 23 Федерального закона, а также п. 14 ст. 15 этого Федерального закона, согласно которому при наличии у военнослужащего по месту военной службы жилого помещения, в случае перемены места жительства, его сдача производится при получении жилого помещения по избранному месту жительства, не содержат указания на форму собственности жилищного фонда, в котором проживает увольняемый военнослужащий по месту военной службы.
В силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствием для увольнения в запас.
Решением Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 года № ВКПИ07-30, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 18 октября 2007 года № КАС07-509, п.17 ст. 34 указанного Положения в приведенной части признан соответствующим закону. При этом отмечено, что норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Поэтому препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с этим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом первой инстанции было установлено, что Шафранец Д.В., заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, на состав семьи один человек обеспечен служебным жилым помещением общей площадью 29,35 кв.м в Забайкальском крае, <адрес> на основании соответствующего договора найма служебного жилого помещения от 31 марта 2009 года (л.д. 28-29).
Приказом Министра обороны РФ от 30 ноября 2012 года <№> Шафранец Д.В., состоявший на учете нуждающихся в жилых помещениях, зачислен в распоряжение командира войсковой части 00000 в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (л.д. 54).
7 июля 2014 года Шафранцу Д.В. на состав семьи <...> человек распределено жилое помещение в <адрес>. Как следует из сообщения начальника <№> отдела ФГКУ «<...>-регионжильё» от 2 сентября 2015 года, в связи с отсутствием права собственности Российской Федерации на данное жилье принять решение о предоставлении его в собственность Шафранца Д.В. не представляется возможным, об оформлении данного решения и сроках его получения Шафранец Д.В. будет информирован дополнительно (л.д.59).
Приказом командира войсковой части 11111 от 26 февраля 2015 года <№> (по личному составу) Шафранец Д.В., имеющий выслугу лет в календарном исчислении 16 лет 9 месяцев, уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В ходе судебного заседания судом первой инстанции было установлено, что Шафранец Д.В. согласен на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, но при условии обеспечения его жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что Шафранец Д.В., имеющий общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями избравший местом жительства <адрес>, обеспечен служебным жильем в <адрес>, пришел к правильному выводу о том, что при таких обстоятельствах военнослужащий мог быть уволен с военной службы по указанному выше основанию.
При этом, принимая во внимание положения вышеприведенных нормативных правовых актов и обстоятельства данного дела, в рассматриваемом случае наличие или отсутствие согласия военнослужащего на увольнение с военной службы по данному основанию без обеспечения его жильем по избранному месту жительства вне места дислокации воинской части правового значения не имеет.
С учетом изложенного доводы жалобы о том, что в листе беседы Шафранец Д.В. указывал, что имел намерение уволиться с военной службы после обеспечения жилым помещением, а также утверждения представителя заявителя Забелина К.Н. в суде апелляционной инстанции о том, что Шафранец Д.В. не писал рапорт от 25 ноября 2014 года, в котором выразил согласие с увольнением и исключением из списков личного состава воинской части, основанием для отмены решения не являются.
Доводы представителя Забелина К.Н. в суде апелляционной инстанции о том, что Шафранец Д.В. исходя из нормы предоставления жилья в <адрес>, составляющей 33 кв.м общей площади жилья, жилым помещением не обеспечен, следовательно, приказ об увольнении с военной службы незаконен, окружной военный суд находит несостоятельными.
Из материалов дела следует, что Шафранец Д.В. обеспечен служебным жилым помещением общей площадью 29,35 кв.м, что заявитель подтвердил в судебном заседании суда первой инстанции.
С предоставлением ему в 2009 году жилого помещения общей площадью 29,35 кв.м заявитель согласился, проживает в нем по настоящее время. Доказательств иного в материалах дела не имеется.
Учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении на одного человека на территории сельского поселения <...> составляет 16 кв.м общей площади жилого помещения (решение Совета сельского поселения <...> муниципального района «<адрес>» <адрес> от 17 мая 2012 года № 20).
При таких обстоятельствах в настоящее время Шафранец Д.В. не является нуждающимся в предоставлении ему служебного жилого помещения.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обеспеченности военнослужащего жильем по месту прохождения военной службы.
Что касается суждений автора жалобы о том, что увольнение с военной службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, следовательно, после данного увольнения он жильем по месту военной службы не обеспечен, то они также несостоятельны.
По смыслу п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 года № 487, жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему жилого помещения в избранном месте жительства.
Таким образом, к моменту издания приказа об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями Шафранец Д.В. имел общую продолжительность военной службы более 10 лет, был обеспечен служебным жильем надлежащей площадью, из которого не может быть выселен до обеспечения жильем для постоянного проживания. При этом заявитель состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, его право на жилище может быть им реализовано без ограничений и после увольнения военной службы.
С учетом изложенного окружной суд приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, в том числе оснований для безусловной отмены решения, предусмотренных ч.1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Борзинского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 года по административному делу по заявлению Шафранца Д.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
http://vsovs.cht.sudrf.ru/modules.php?n ... _id=135744