Показать текст
Ведёт программу "Особое мнение" Игорь Гмыза.
Гость в студии – председатель комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Николаевич Каньшин.
Говорить с ним мы будем о различных армейских проблемах, а также о том, как общественники взаимодействуют с Министерством обороны при решении этих проблем.
Уже 11 месяцев во главе Министерства обороны находится Сергей Шойгу. Его уже, наверное, новым министром и назвать нельзя, достаточно большой промежуток времени прошёл. Он уже просто министр обороны. Как можно оценить то, что произошло за эти 11 месяцев в армейской среде? Известно, что предшественник С. Шойгу оставил много проблем. Что-то удалось решить? Что ещё предстоит сделать? По мнению А. Каньшина, 11 месяцев для такого монстра, которым являются Вооружённые силы, а они охватывают всю жизнедеятельность государства и общества, конечно, маловато. Но С. Шойгу был принят военной средой, потому что он – человек ей не чужой: 20 лет руководил МЧС, создавал это министерство, сам является генералом армии. Он принят и в войсках, и в органах военного управления, и, в целом, в государственных структурах. Гость в студии считает, что с назначением С. Шойгу В. Путин попал в десятку.
А. Каньшин бывает на совещаниях, которые проводит министр обороны, и видит, что и сам С. Шойгу, и его команда, которую он с собой привёл, набирают и в понимании задач, и в процессе управлении Вооружёнными силами.
Только что прошли совместные российско-белорусские военные учения "Запад-2013". А. Каньшин принимал в них участие на заключительном этапе, вылетал под Калининград. В целом учения прошли неплохо, хотя войск там было немного, чуть больше 10 тысяч. Помимо того, что красочно показывалось по телевидению: как корабли плывут, самолёты летят, БТР десантируют, главным было то, что в их ходе отрабатывались вопросы (может быть, впервые на таком серьёзном уровне) отмобилизования войск, взаимодействия различных министерств и ведомств (не только силовых, но и экономических) при переводе народного хозяйства или страны на особое положение. То есть на положение военного времени.
За время, прошедшее после развала Советского Союза и перехода к новой экономической формации, когда вместо министерств и государственных организаций появились акционерные общества, очень многое изменилось, и всё это нужно было стыковать.
Во время подведения итогов С. Шойгу почувствовалось, что в его лице общество приобретает сильного государственника, человека, способного руководить и Минобороны, и даже занимать более высокие посты.
Но самым главным было даже не это. За что критиковались Сердюков и его команда? За отношение к людям. С одной стороны, сейчас продолжают набирать обороты старые коррупционные дела, которые возникли при Сердюкове. Но, с другой стороны, справедливости ради надо сказать, что старый министр и его команда многое делали, пытались что-то сделать по довольствию, жилью, демократизации и гуманизации армейской жизни. Не всё было плохо. Но, тем не менее, и это самое главное, отношение к офицерскому составу, к военнослужащим было не очень. То ли сказывался менталитет налоговиков-фискальщиков, то ли ещё что-то.
С приходом С. Шойгу и его новой команды руководство стало как-то по-другому смотреть на людей. И обратная реакция офицерского состава, военнослужащих не замедлила сказаться. Прежде всего, морально-психологическая обстановка в Вооружённых силах стала почище, получше.
Новая команда также неплохо поработала в плане совершенствования управления войсками, создания центров. Сейчас объявлено, что в России будет создан Центр национальной обороны, который разместится на Фрунзенской набережной в здании бывшего Главкомата Сухопутных войск.
Кроме учений "Запад-2013", прошёл ещё целый ряд учений, охватившие практически все военные округа. В их ходе осуществлялась переброска войск на большие расстояния, в частности, на Дальнем Востоке. Что выявили эти учения? Насколько готовыми оказались части и подразделения к внезапному переходу из мирного состояния в боевое? А. Каньшин напомнил, что Вооружённые силы всегда, при любом министре жили напряжённо. Они отрабатывали элементы боевой готовности, занимались боевой подготовкой. Итогом всего этого обычно являются манёвры или учения. Конечно, внезапный подъём по тревоге, проведение незапланированных учений, маршей, перелётов в жизни армии должны быть. Это боевая учёба, потому что война не может начаться по плану. Поэтому армия или воюет, или готовится к войне.
Другое дело, насколько внезапными бывают такие подъёмы по тревоге. Конечно, в них есть элемент плановости. Генеральный штаб планирует, команду на проведение учений даёт Верховный главнокомандующий. Тем не менее, какая-то информация утекает.
С другой стороны, существует некая система, потому что Вооружённые силы – это слишком большая махина. Важно не только учить людей, но и обеспечить безопасность. При хаосе и неразберихе, которые могут возникнуть, когда учения вообще не запланированы, можно перестараться.
Кроме того, любые учения – это огромные государственные деньги. Руководство Минобороны, все командиры умеют считать деньги. Ведь любое движение (марш, перелёт, десантирование) – это деньги, которые надо считать и планировать.
Но ведь Минобороны России деньгами не обижено. Хотя госбюджет и будет подвергаться сокращениям, Минобороны обижаться на финансирование не следует. С одной стороны, признал А. Каньшин, это так. Хотя, с другой стороны, офицерскому составу всё-таки замораживают индексацию денежного довольствия. На год пока, но тем не менее. Это хорошо, когда денег государство на боевую подготовку выделяет много, но все равно счёт деньгам ведётся. Главной военной прокуратурой выявлено немало коррупционных дел, связанных с расходованием ГСМ и прочим.
Неплохо поработало руководство Минобороны с жильём, наконец, разобралось с ним. По словам А. Каньшина, на этой неделе было проведено совместное заседание Общественной палаты и Общественного совета при Минобороны с приглашением на него руководства, где этот вопрос обсуждался. Выступал новый директор департамента по обеспечению жильём Министерства обороны, бывший военнослужащий Сергей Владимирович Пирогов, который подробно рассказал о проблеме.
По его словам, сегодня наиболее актуальной для военнослужащих является проблема даже не постоянного, а служебного жилья. В Минобороны, наконец, разобрались с ситуацией по жилью. В 2013 году в очереди на получение постоянного жилья находятся 40 тысяч человек. Причем за 10 месяцев 2013 года встали на очередь 20 тысяч человек. Это в основном молодые офицеры, которые пришли служить в войска. А обеспечению служебным жильём подлежат более 70 тысяч человек. Что такое служебное жильё? Чем оно отличается от постоянного? Военный человек по роду службы всё время переезжает, ему необходимо служебное жильё. Потому что если не будет у него служебного жилья, он будет думать не о службе, а о том, как и где ему найти квартиру.
Проблема служебного жилья в армии сегодня существует, в том числе и в Москве. Офицеры неохотно сдают служебное жильё, не расстаются с ним. В то же время фонд служебного жилья и ветхий, и проблемный. А. Каньшин считает, что для улучшения качества служебного жилья нужны, во-первых, деньги, во-вторых, элементарный учёт и контроль за этим жильём. В принципе, у Минобороны достаточно возможностей, чтобы данную проблему постепенно решить. Прежде всего, оно должно чётко управлять всем процессом использования служебного жилья. Для этого надо с фондом разобраться, провести инвентаризацию и определить, кто живёт в этих квартирах. Очень часто в них проживают люди, которые никакого отношения к армии не имеют.
В 2010 году в вооружённых силах было 93 тысячи человек в очереди на получение постоянного жилья, в 2011 году – 79 тысяч, а в 2013 году – уже 40 тысяч. Тенденция очевидна. Но цифра все равно большая. Министерство обороны в середине сентября вышло с предложением в правительство и к президенту, которое в итоге было поддержано, о единовременной денежной выплате, чтобы офицеры могли сами покупать себе квартиры.
Полностью запись беседы с гостем в студии слушайте в аудиофайле.