Архив - Динамика прав военнослужащих

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 23607
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Контактная информация:

Архив - Динамика прав военнослужащих

#1

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 16 фев 2006, 15:34

АКАДЕМИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБОРОНЫ И ПРАВОПОРЯДКА _____ 4 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ _____ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ М. Ф. ГАЦКО ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ И ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ (СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) Автор: ГАЦКО Михаил Федорович – полковник юстиции, помощник начальника 4 ЦНИИ Минобороны России по правовой работе, кандидат философских наук, гранд доктор философии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Рецензенты: ЛУКИН Владимир Петрович – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор КОРЯКИН Виктор Михайлович – полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации, доктор юридических наук СКУРАТОВ Юрий Ильич – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права Российского государственного социального университета 1. Динамика изменений прав, льгот и социальных гарантий военнослужащих и членов их семей … Ныне действующий Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» оказался менее стабильным, чем одноимённый первый закон и снискал славу одного из самых изменяемых федеральных законов. С момента принятия указанный закон уже 17 раз претерпевал существенные изменения: от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля 2005 г. …, причём нередко одновременно в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вносились десятки изменений (например, в редакции от 22 августа 2004 года в указанный закон было внесено более 70 изменений). В абсолютном большинстве случаев изменения Федерального закона «О статусе военнослужащих» были связаны с ограничением ранее действовавших прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей. Наиболее ощутимо права военнослужащих и членов их семей были ограничены дважды: с 1 июля 2002 года и с 1 января 2005 года. …. Как известно, большинство молодых офицеров не имеют собственного жилья и если они снимают его на условиях поднайма, то должны на это расходовать от трети до половины своего денежного довольствия. Если же на иждивении военнослужащего находятся неработающая жена и малолетние дети (а именно так обстоит дело в большинстве семей молодых офицеров), то такой семье до величины прожиточного минимума просто не дотянуть. … на момент принятия указанного выше Федерального закона стало очевидно, что предусмотренные в нём меры не приведут к существенному улучшению материального положения военнослужащих и членов их семей. Одновременно с отменой ряда льгот и преимуществ военнослужащих и членов их семей исполнительная власть инициировала практику временного приостановления действия отдельных льгот. В последние годы при хронической нехватке средств на финансирование национальной обороны Правительство Российской Федерации оказалось не в состоянии в полном объёме обеспечить военнослужащих всеми видами натурального обеспечения (вещевым, продовольственным и жилищным). На компенсацию военнослужащим положенных видов натурального довольствия денежными выплатами бюджетных средств также не хватает. В этих условиях Правительство Российской Федерации выработало правовой механизм приостановления ежегодно принимаемым в ранге федерального закона федеральным бюджетом действия норм законодательных актов о правах и льготах военнослужащих. В 2002 – 2004 годах сложилась практика, когда приостановление действия льготы военнослужащих на один год продлевалось и на последующие годы, тем самым была создавалась ситуация, при которой льгота не отменялась, но её действие замораживалось на длительный период, с чем с годами смирялись не только законодатели, но и сами льготополучатели – военнослужащие, что в последствии позволило законодателям отменить большинство из ранее приостановленных льгот военнослужащих…. Следует отметить, что происходило приостановление действия льгот для военнослужащих и на подзаконном уровне… Являются ли такого рода ограничения нарушением законных прав военнослужащих?… Ограничение прав и преимуществ военнослужащих осуществляется на политическом уровне – по совместному решению исполнительной и законодательной властей. Однако армия не является политической трибуной, у военнослужащих нет возможностей митинговыми или иными политическими методами отстаивать свои права и льготы. Как известно, в Вооружённых Силах Российской Федерации фактически ещё не сформированы военные профсоюзы, деятельность которых в принципе допускается отечественным законодательством, следовательно, в армии и на флоте нет организованных структур, которые могли бы профессионально защищать декларированные законом права человека в погонах. У военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, есть только два выбора: либо согласиться с ограничением его прав, либо уволиться с военной службы…. … Второй этап существенного изменения прав и социально-правового статуса военнослужащих связан с введённой с 1 января 2005 года «монетизацией» (заменой на денежные выплаты) социальных льгот граждан Российской Федерацией. Если при прежнем составе Государственной Думы Российской Федерации, когда сторонники правительственной концепции «монетизации» льгот не имели явного большинства, реализация отдельных льгот военнослужащим могла быть только приостановлена, то с формированием по результатам выборов от 7 декабря 2003 г. парламентского большинства во главе с депутатской фракцией «Единая Россия» (304 голоса) стала возможностью и широкомасштабная ревизия самого Федерального закона «О статусе военнослужащих». … Отменённый пакет социальных льгот военнослужащих и членов их семей в денежном эквиваленте составил не менее 3 тысяч рублей ежемесячно. Принятое законодателями решение о переводе натуральных льгот в денежную форму путем включения компенсационных выплат военнослужащим в ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы вызывает некоторые сомнения, а именно: правомерно ли включение компенсационных выплат в состав денежного довольствия, подлежащего налогообложению? почему различие в должностных окладах военнослужащих должно влиять на размер надбавки, а значит и на компенсационную сумму? чем мотивируется явное ущемление прав пенсионеров военной службы, если указанная надбавка не входит в базу для расчета пенсии? насколько будут сопоставимы индексация денежного довольствия, включающая в себя компенсационные выплаты, с реальным ростом инфляции? … Очевидно, что введённые с 1 января 2005 года ограничения ранее действовавших прав военнослужащих привели к фактическому ухудшению положения военнослужащих и членов их семей по сравнению с установленным ранее их статусом и пакетом социальных льгот. По нашему мнению любое уменьшение объёма социальных гарантий военнослужащих и членов их семей не соответствует базовому принципу законодательного регулирования вопросов социальной защиты в Российской Федерации. Данное положение подтверждается и Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем определении от 4 июля 2002 года № 184-О отмечает, что особый правовой статус военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной и правоохранительной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий. Необходимо отметить, что в 2005 году были предприняты определённые меры по недопущению снижения уровней доходов отдельных категорий военнослужащих и совершенствованию системы их денежного довольствия. Так, Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» с 1 октября 2004 г. было установлено ежемесячное денежное поощрение военнослужащим, замещающим отдельные воинские должности в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в размерах, кратных окладам по их воинской должности. Однако такого рода ежемесячное денежное поощрение распространяется только лишь на военнослужащих, занимающих соответствующие должности в центральном аппарате Минобороны России, и не подлежит выплате другим военнослужащим, например войсковым. Исходя из установленного размера старшие офицеры в отделе главного управления Минобороны России, имеющие должностные оклады порядка 2500 рублей получили ежемесячную прибавку в 7500 рублей. В результате их доходы увеличились фактически в два раза по сравнению с офицерами, занимающими равнозначные должности в воинских частях и учреждениях, не относящихся к центральному аппарату Минобороны России. …Представляется, что действие Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 целесообразно распространить на всех военнослужащих, лишь тогда можно будет признать, что замена пакета социальных льгот военнослужащим на денежные выплаты не привела к снижению их доходов и понижению их уровня жизни. … размеры денежного довольствия защитников Отечества на фоне отмены для них права бесплатного проезда на общественном транспорте и налоговых льгот свидетельствуют об очередном провале правительственной заботы о материальном благосостоянии военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. … Проанализировав динамику изменений правовых основ регулирования статуса военнослужащих и его нынешнее состояние, приходим к следующим выводам: 1. Произошедшее в 2002-2005 годах определённое увеличение денежного довольствия военнослужащих в совокупности с одновременной отменой для них ряда льгот и преимуществ (в налоговой сфере, по проезду на общественном транспорте, по оплате жилья), с учётом ужесточения ответственности военнослужащих за административные правонарушения, не разрешило проблем повышения их социально-правового статуса. 2.Увеличение размеров должностных окладов военнослужащих до уровня соответствующих размеров должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих принесло реальное увеличение доходов военнослужащих пока всего на уровень, адекватный годовому росту инфляции в Российской Федерации. Сегодня военнослужащие по-прежнему являются одной из наиболее социально незащищённых категорий граждан. Будучи ограниченными в ряде прав и свобод, они не должны ущемляться в реализации тех социальных льгот и преимуществ, которые традиционно им гарантировались ранее государством. 3. Особый правовой статус военнослужащих и специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий. 4. Практика временного приостановления федеральными законами действия льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также осуществлённая с 1 января 2005 года замена льгот прямого действия на социальные гарантии, устанавливаемые на подзаконном уровне, привели к фактическому сужению гарантированных законом прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей. 5. В целях усиления социальной защиты военнослужащих на законодательном уровне целесообразно ввести запрет на приостановление другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащим, установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». 6. В законодательстве Российской Федерации также следует предусмотреть норму, устанавливающую, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, могут быть отменены или снижены федеральными законами только путём замены соответствующими компенсационными мерами материального и иных видов обеспечения. 7. В целях исключения существенного различия в доходах военнослужащих, проходящих службу в центральном аппарате Минобороны России и в войсках, действие Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» целесообразно распространить на всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Полностью документ можно прочитть: http://www.ombudsmanrf.ru/doc/spdoc/doclad_gacko.doc (602 КБ) • 30.11.2005
Телеграм этого форума https://t.me/N_Voensud_ru

Заштатниk
Активный новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 фев 2008, 00:15

#2

Непрочитанное сообщение Заштатниk » 20 фев 2008, 07:06

Полагаю, что форумчанам будет небезинтересно ознакомиться с прилагаемым материалом - что наболело и как решаются в Гонду.. (пардон!) в России проблемы военнослужащих.
Емко и перекликается с тем, что неоднократно обсуждалось на форуме.2007.doc (218

Лёпс
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 23 фев 2008, 15:07
Откуда: Москва

#3

Непрочитанное сообщение Лёпс » 23 фев 2008, 20:29

Спасибо,очень содержательно! Кратенько,но самая суть.

yur9903
Участник
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 07 июл 2009, 17:54

#4

Непрочитанное сообщение yur9903 » 13 июл 2009, 14:43

Военнослужащего, уволенного с военной службы и зачисленного в распоряжение до обеспечения жильем по нормам действующего законодательства, заставить ходить на службу и исполнять какие-либо обязанности не может НИКТО. Если вас не коробят факты эпизодического привлечения вас к дисциплинарной ответственности, которые, по сути незаконны. Из чего такой вывод:
1. Данный военнослужащий не решает задачи мобилизационной и боеготовности части, не выполняет служебные обязанности, которые и преследую как раз указанные задачи.
2. При его отсутствия в части не могут наступить какие-либо негативные последствия для военной службы, имиджа единоначалия и другие последствия.
3. Все это формирует отсутствие признаков преступления, предусмотренные статьями УК против военной службы, что позволяет сделать вывод об отсутствии правоотношений между военнослужащим и ведомством, где законом предусмотрена военная служба.
4. Если не могут привлечь к уголовной ответственности, почему есть основания привлечения в дисциплинарной ответственности?
Очень интересно услышать мнения участников форума.


Вернуться в «Общая информация»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 21 гость