Возмещение бюджету средств за обучение при увольнении

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 14280
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1194 раза
Поблагодарили: 14236 раз
Контактная информация:

Возмещение бюджету средств за обучение при увольнении

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 24 дек 2017, 10:11 #1

Граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Основные документы:
- п. 7 ст.35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Постановление Правительства РФ от 25.06.2007 N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования"

Постановление Правительства РФ от 01.10.2007 N 629 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"

Приказ Министра обороны РФ от 08.08.2008 N 434 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402" (вместе с "Методиками расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации")

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 14280
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1194 раза
Поблагодарили: 14236 раз
Контактная информация:

Возмещение бюджету средств за обучение при увольнении

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 24 дек 2017, 10:13 #2

"О правомерности требования о возмещении средств федерального бюджета с курсантов военных образовательных учреждений и граждан, обучавшихся по программе военной подготовки в учебных военных центрах, которые отказались заключать контракты о прохождении военной службы" (К.В. Фатеев, доктор юридических наук, профессор "Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2010 г.)

Показать текст
1. В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать:
- граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет;
- граждане, прошедшие военную службу, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба.

Согласно п. 2 ст. 35 указанного Закона граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.
Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном указанным Федеральным законом, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.
Таким образом, к категории лиц, которые не заключают контракт о прохождении военной службы при поступлении в военное образовательное учреждение профессионального образования, относятся граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.
Согласно п. 11 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 82 (с изменениями от 10 июня 2010 г.), условия и порядок приема граждан Российской Федерации в высшие военно-учебные заведения определяются нормативными правовыми актами соответствующего федерального органа.
Инструкция об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2010 г. N 100, при приеме в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования гражданина в возрасте от 16 до 22 лет, не проходившего военную службу, не предусматривает документального фиксирования им условий о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его последующую военную или специальную подготовку при обучении.
Только при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы.
Согласно п. 7.1 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, который был дополнен Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 1172, при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
При приеме в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, согласно п. 89 указанной Инструкции, фиксируется факт ознакомления кандидата со свидетельством о государственной аккредитации вуза по выбранной специальности в документах приемной комиссии и заверяется личной подписью кандидата. В таком же порядке подписью кандидата также заверяется:
- получение высшего (среднего) профессионального образования впервые;
- ознакомление с датой представления оригинала документа государственного образца об образовании;
- сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах или о месте сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки проведения ЕГЭ;
- какие результаты ЕГЭ и по каким общеобразовательным предметам использует кандидат при наличии у него нескольких результатов ЕГЭ, срок действия которых не истек;
- ознакомление с порядком и правилами рассмотрения приемной комиссией обращений, заявлений, жалоб кандидатов и их родителей (законных представителей);
- согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном Федеральным законом "О персональных данных" от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ.
Кандидаты, принятые в вузы на основании решений приемных комиссий, зачисляются в вузы приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу и назначаются на воинские должности курсантов приказами начальников вузов с 1 августа года приема в вузы.
Таким образом, при зачислении в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования военнослужащего, с которым заключается контракт о прохождении военной службы, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его последующую военную или специальную подготовку при обучении, и размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы, а при зачислении в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования гражданина, не проходившего военную службу, который приобретает статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его последующую военную или специальную подготовку при обучении, и размер подлежащих возмещению средств документально не закрепляются.
Права, обязанности и ответственность курсантов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения.
За невыполнение профессиональной образовательной программы, нарушение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации курсанты могут быть отчислены из высшего военно-учебного заведения.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.
Пунктом 31 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования предусмотрено, что порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы.
Такой порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации изложен в Руководстве по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80 (с изменениями от 16 июня 2005 г., 27 января 2010 г.).
Согласно п. 94 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации курсанты до заключения ими контракта о прохождении военной службы представляются к отчислению из военно-учебного заведения в установленном порядке по неуспеваемости, недисциплинированности, нежеланию учиться, по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии), в связи с невозможностью продолжать обучение по не зависящим от них причинам, а также при незаключении контракта о прохождении военной службы.
Дела курсантов, представляемых к отчислению, рассматриваются на ученом совете вуза (факультета). Отчисление со всех курсов, кроме выпускного, производится приказом начальника вуза. Отчисление курсантов с выпускного курса производится приказом начальника, которому подчинен вуз. Лицам, отчисленным из высшего военно-учебного заведения, выдается справка установленного образца об обучении в высшем военно-учебном заведении.
Порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения, установленный Руководством по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, не предусматривает условия о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку курсантов, представленных к отчислению из военно-учебного заведения при незаключении ими контракта о прохождении военной службы.
В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обязаны возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 (с изменениями от 1 октября 2007 г.), граждане, отказавшиеся заключить контракт, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается для граждан, отказавшихся заключить контракт, в размере, рассчитанном по формуле:

ТЗ = ФЗ х (ПЛО + ПМО / 12),

где:
ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей;
ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт (выделено автором), тыс. рублей в год;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

Таким образом, порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования содержит норму, определяющую размер возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, исходя из фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.

Вывод: поскольку при зачислении в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования гражданина, не проходившего военную службу, приобретшего статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его последующую военную или специальную подготовку при обучении, и размер подлежащих возмещению средств документально до него не доводятся, а при исчислении размера возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, отказавшихся заключать контракт, исходят из фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, постольку на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и отказавшихся заключать контракт о прохождении военной службы, требования о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, не должны распространяться.
Военнослужащие мужского пола, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.
2. Требование о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, распространяется на граждан, отказавшихся заключить контракты о прохождении военной службы, при их обучении по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования относится к добровольной подготовке гражданина к военной службе.
В соответствии с п. 14 ст. 6 Федерального закона "Об обороне", ст.ст. 20.1 и 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и в целях повышения эффективности использования потенциала федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в интересах обеспечения обороны и безопасности страны Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 152 утверждено Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Статьей 13 названного Положения установлено, что гражданин, зачисленный приказом ректора в высшее учебное заведение, прошедший предварительный отбор и заключивший договор, зачисляется в учебный военный центр.
Требования к указанным гражданам для их зачисления в учебный военный центр установлены Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п. 1 ст. 20.1 данного Федерального закона гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также производятся другие выплаты в порядке и размере, которые определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2007 г. N 846.
В соответствии с п. 3 ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, заключивший договор, предусмотренный данной статьи, обязан непосредственно после окончания федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором названным Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с данного Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает, в соответствии с ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре. При этом, указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с данным Федеральным законом.
Условие о возмещении средств, указанных в п. 5 ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также размер подлежащих возмещению средств включаются в договор, предусмотренный ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В п. 2 разд. III Договора об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания этого образовательного учреждения (приложение к об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 152) также закреплено условие о том, что в случае отказа заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, гражданин в соответствии с указанным Договором возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в размере ____ рублей за каждый полный месяц обучения в учебном военном центре.

Вывод: гражданин, обучавшийся в учебном военном центре, не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным ст. 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в учебном военном центре.

Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 14280
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Благодарил (а): 1194 раза
Поблагодарили: 14236 раз
Контактная информация:

Возмещение бюджету средств за обучение при увольнении

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 24 дек 2017, 10:57 #4

"Обзор судебной практики рассмотрения военными судами дел о возмещении средств Федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, гражданами, отчисленными из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракты о прохождении военной службы"

(Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2015 г.)

Показать текст
Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 103-ФЗ статья 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" была дополнена пунктом 7, которым установлены условия, основания и порядок возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку трех категорий граждан: граждан, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования (далее - курсанты); граждан, отчисленных из учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (далее - гражданские лица); граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы (далее - досрочно уволенные военнослужащие).
Применение положений пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" к курсантам и досрочно уволенным военнослужащим осуществляется во взаимосвязи с положениями пунктов 5 и 7.1 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, а к гражданским лицам - во взаимосвязи с положениями статьи 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации изучена и обобщена практика рассмотрения военными судами дел о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, курсантами, отчисленными из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшимися заключать контракты о прохождении военной службы, а также досрочно уволенными военнослужащими.
Анализ изучения и обобщения судебной практики показал, что руководители (начальники) военных профессиональных образовательных организаций, военные прокуроры, выступающие в защиту интересов Российской Федерации в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, обращались в военные суды с исками о взыскании средств, затраченных на военную или специальную подготовку, с бывших курсантов, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций за недисциплинированность, неуспеваемость, нежелание учиться либо отказавшихся заключать контракты о прохождении военной службы, а также с досрочно уволенных военнослужащих по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Предусмотренная указанным пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, направлена на возмещение государству понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
Такое правовое регулирование направлено на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в квалифицированных военных кадрах, которые оказались неоправданными по вине указанных граждан, и не может рассматриваться как нарушающее их права.
Суды в основном правильно применяют положения законодательства Российской Федерации по вопросам возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан. Вместе с тем по ряду вопросов суды по-разному трактуют действующее законодательство, допускают ошибки в судебных постановлениях в применении норм материального и процессуального права, которые являются предметом обжалования в окружных (флотских) военных судах и в Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

* * *

Отчисление курсанта, проходившего военную службу по призыву, в связи с отказом в заключении контракта о прохождении военной службы не является основанием для взыскания с него денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку.
Начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России обратился в Абаканский гарнизонный военный суд с иском к бывшему курсанту П. о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку, в размере 65633 руб. 83 коп.
В исковом заявлении истец, ссылаясь на нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402, полагал, что с ответчика подлежат взысканию денежные средства в возмещение затрат на военную подготовку, поскольку он был отчислен из учебного заведения в связи с отказом заключить контракт о прохождении военной службы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе в связи с отказом заключить контракт о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в названном выше пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Указанной Методикой установлен порядок исчисления размера подлежащих к возмещению средств, который включается в контракт о прохождении военной службы (пункт 6).
Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 1172 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237" типовая форма контракта о прохождении военной службы была изложена в новой редакции, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, и в подпункте "в" пункта 2 типовой формы контракта о прохождении военной службы указывается размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и в дальнейшем подлежат постановке на воинский учет и призыву на военную службу, а граждане, достигшие 18-летнего возраста, направляются для прохождения военной службы по призыву.
Поскольку курсант П. не достиг возраста 18 лет, в период обучения исполнял обязанности военной службы по призыву, при указанных обстоятельствах суд обоснованно отказал начальнику военного института в удовлетворении его исковых требований.
Что касается применения положений пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" о возмещении гражданами средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, в связи с их отказом заключить контракт о прохождении военной службы, то они подлежат применению к гражданским лицам, отчисленным из учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, которые, с учетом положений пункта 3 статьи 20.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", заключали договор об обучении по программе военной подготовки и были обязаны после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы.

При принятии решения о возмещении средств, затраченных на военную или специальную подготовку, суды должны учитывать обстоятельства, имеющие отношение к заключению контракта о прохождении военной службы.
Курсант Х. с 1 августа 2010 г. проходил обучение в Новосибирском военном институте внутренних войск, 3 августа 2011 г. отчислен по недисциплинированности и исключен из списков переменного состава военного института.
Полагая, что действиями Х. государству причинен материальный ущерб, военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в Томский гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Х. в пользу Российской Федерации денежные средства, затраченные на военную и специальную подготовку за период обучения, составляющие 28885 руб. 53 коп.
В обоснование требований прокурор указал, что во время обучения 31 августа 2011 г. Х. заключил контракт о прохождении военной службы на срок обучения и пять лет после окончания учебного заведения, условием которого является, в частности, его обязанность возместить средства, затраченные на его военную подготовку, в случае досрочного отчисления из военного института. Ответчик отчислен из учебного заведения как нарушивший условия контракта, и его виновными действиями наступил материальный ущерб, вызванный расходами на военную подготовку.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с курсантами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Согласно контракту о прохождении военной службы от 31 августа 2011 г., заключенному с Х. на период обучения и пять лет военной службы после окончания военного института, ответчик обязался возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 28885 руб. 53 коп. за один год обучения. О вступлении контракта в силу объявлено приказом начальника военного института от 31 августа 2011 г.
Пунктом 8 статьи 4 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, о чем издается соответствующий приказ. Дата и номер приказа, в котором объявлено о вступлении контракта в силу, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Положения указываются в контракте.
Однако согласно приказу от 31 августа 2011 г., представленному истцом, Х. не числится среди лиц, заключивших контракт.
Как следует из приказа начальника военного института от 3 августа 2011 г., Х. с этой даты отчислен из числа курсантов по недисциплинированности и исключен из списков переменного состава военного института с направлением в распоряжение командира войсковой части 3695 для дальнейшего прохождения службы.
Оценивая представленную копию контракта в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о недостоверности указанного доказательства, поскольку 31 августа 2011 г. Х. находился в войсковой части 3695, дислоцированной в другом регионе, и проходил военную службу по призыву.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что условия для взыскания с Х. средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, не соблюдены, в связи с чем требования военного прокурора Новосибирского гарнизона являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Граждане, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
Военный прокурор гарнизона обратился в Заозерский гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с А. средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования, в размере 384685 руб. в связи с увольнением ответчика с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы.
Судом установлено, что 30 января 2009 г. между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника Омского танкового инженерного института и А. был заключен контракт на время обучения в данном военном образовательном учреждении профессионального образования и на пять лет военной службы после его окончания. Согласно подпункту "в" пункта 2 контракта А. принял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 132650 руб. ежегодно.
По приговору Заозерского гарнизонного военного суда от 18 сентября 2013 г., вступившему в законную силу, А. признан виновным в совершении трех преступлений, предусмотренных пунктом "а" части 3 статьи 286 УК РФ, и ему назначено уголовное наказание в виде лишения свободы условно.
Приказом командующего Северным флотом от 7 апреля 2014 г. А. досрочно уволен с военной службы на основании подпункта "е.1" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно).
Согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования или учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1", "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 указанного Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.

Оснований для взыскания средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, относящихся к детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, не имеется.
Начальник Военно-морской академии обратился в военный суд с исковым заявлением о взыскании на основании пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" денежных средств с отчисленного по неуспеваемости из военно-учебного заведения курсанта К.
В исковом заявлении истец просил взыскать с ответчика средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в размере 254625 руб. в связи с его отчислением по неуспеваемости из названного военно-учебного заведения.
224 гарнизонным военным судом в удовлетворении исковых требований отказано по следующим основаниям.
Как установлено судом, приказом от 1 августа 2007 г. К. был зачислен на первый курс в академию, а приказом от 11 мая 2011 г. К. отчислен из академии (подпункт "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
К. родился 24 июня 1990 г., его родители умерли в 2003 г.
Из копии постановления главы администрации г. Коврова Владимирской области от 5 ноября 2003 г. следует, что с ноября 2003 г. К. находился на попечении своего дяди, назначенного его опекуном.
Таким образом, К., в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", относился к лицам из числа детей-сирот и имел право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Федеральным законом.
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
С принятием Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки" отменены возрастные ограничения, распространяемые на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при предоставлении им мер социальной поддержки.
Согласно статье 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии, предусмотренные этим Законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В такой ситуации возложение на К. обязанности возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку в период обучения, нарушало бы гарантированное ему статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение и противоречило бы механизму полного государственного обеспечения и социальной поддержки лиц из числа детей-сирот на период обучения, закрепленному в пункте 3 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Сумма иска, предъявляемого к взысканию в возмещение средств федерального бюджета, должна соответствовать реальным средствам, затраченным на военную или специальную подготовку граждан.
Военный прокурор гарнизона обратился в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд с иском о взыскании с бывшего курсанта Военно-воздушной академии Г., отчисленного в марте 2011 г. с четвертого курса по неуспеваемости, 3108000 руб. - в счет возмещения средств, затраченных на его военную (специальную) подготовку.
Суд удовлетворил исковые требования частично, на сумму 2432900 руб., по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что, заключая контракт, Г. добровольно взял обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, исходя из фиксированного значения суммы, подлежащей возмещению, размер которой составляет 847800 руб. в год.
Как следует из Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2008 г. N 434 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 402", в соответствии с названным Постановлением была утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.
Из пункта 2 Приказа следует, что статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации до 30 сентября 2008 г. было предписано организовать разработку рекомендаций должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации по организации исчисления и обеспечению возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, и утвердить их.
Данные рекомендации были разработаны и утверждены статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 15 названных рекомендаций на каждого поступившего в военно-учебное заведение гражданина заводится индивидуальная карта учета средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обучения. Указанная карта Г. суду представлена не была.
Предъявленные к Г. исковые требования основаны на Расчете фиксированных значений сумм подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2008 г., утвержденных главнокомандующим ВВС 27 марта 2009 г. Согласно данному расчету в общую сумму расходов, помимо прочего, включена стоимость износа стрелкового оружия (17200 руб.) и стоимость боеприпасов (657900 руб.) - всего 675100 руб.
Из объяснений ответчика, а также исследования иных доказательств, нашедших подтверждение в ходе судебного заседания, можно сделать вывод, что за время обучения стрельбы, метание гранат, занятия с использованием взрывпакетов, сигнальных патронов и т.п. не проводились. Данные объяснения подтверждены также учебной карточкой Г., в которой отсутствовали сведения о сдаче им за время обучения таких предметов, как огневая подготовка, парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей.
При указанных обстоятельствах с учетом того, что в средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку Г., стоимость износа оружия и стоимость боеприпасов включены необоснованно, суд правильно снизил общую сумму иска на стоимость износа оружия и стоимость боеприпасов.

* * *

Начальник Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина обратился в Краснодарский гарнизонный военный суд с иском к бывшему курсанту М. о взыскании денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, в размере 252110 руб.
Суд удовлетворил исковые требования частично, на сумму 230099 руб., по следующим основаниям.
Установлено, что на основании приказа начальника академии от 1 августа 2007 г. М. с указанной даты зачислен на первый курс, назначен на должность курсанта, поставлен на все виды довольствия и ему присвоено воинское звание рядового.
30 декабря 2008 г. М. заключил контракт о прохождении военной службы на срок обучения и пять лет военной службы после его окончания.
Приказом начальника академии от 21 декабря 2010 г. М. отчислен из военно-учебного заведения в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы (по неуспеваемости). В данном приказе содержится указание о необходимости возмещения М. денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку.
29 августа 2011 г. М. повторно зачислен (восстановлен) в военно-учебное заведение на четвертый курс и поставлен на все виды обеспечения, заключил с Министерством обороны Российской Федерации контракт о прохождении военной службы на срок обучения и пять лет военной службы после его окончания.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 августа 2012 г. М. отчислен из военно-учебного заведения в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы (по неуспеваемости). В данном приказе также содержится указание о необходимости возмещения М. денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную подготовку.
Проверив правильность расчета фиксированных значений сумм подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, суд обоснованно пришел к выводу, что с учетом содержания условий заключенных контрактов о прохождении военной службы, периодов обучения ответчика: с 1 августа 2007 г. по 21 декабря 2010 г. и с 29 августа 2011 г. по 20 июля 2012 г., фиксированного значения суммы, подлежащей возмещению, - 54200 руб. в первом контракте и фиксированного значения суммы, подлежащей возмещению, - 59320 руб. в контракте, заключенном после восстановления в военно-учебном заведении, с М. подлежит взысканию 230099 руб., а не 252110 руб.

* * *

Военный прокурор гарнизона в интересах Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова обратился в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд с исковым заявлением к Н. о взыскании денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, в размере 418359 руб. 17 коп.
Н. на основании приказа начальника академии был зачислен курсантом первого курса 1 августа 2007 г. 28 ноября 2008 г. ответчик заключил контракт о прохождении военной службы, в котором был прописан размер средств, подлежащий возмещению, - 74930 руб. в год.
26 февраля 2013 г. приказом статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации ответчик отчислен по неуспеваемости и 14 марта 2013 г. исключен из списков личного состава академии.
В судебном заседании Н. иск прокурора не признал, поскольку не обучался последние семь месяцев и не переводился на шестой курс.
Военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям и специализациям.
Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.
Вопреки статье 56 ГПК РФ прокурор и истец не представили в суд каких-либо доказательств, свидетельствующих о занятости в последние семь месяцев ответчика обучением в академии по специальности "лечебное дело на кораблях". Как видно из приказа об отчислении Н. из академии по неуспеваемости, вопрос о его отчислении решался на протяжении нескольких месяцев: решение ученого совета академии об этом было принято 29 октября 2012 г., представление начальника академии было подписано 12 декабря 2012 г., а ходатайство директора Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации было подписано 23 января 2013 г.
Суд установил, что в последние семь месяцев перед отчислением Н. фактически не проходил обучение, а исполнял обязанности военной службы. Пункт 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения.
Таким образом, на ответчика академией было затрачено денежных средств на его военную и специальную подготовку в размере 374650 руб. за пять лет обучения, и поэтому в удовлетворении требований в части превышения указанного размера суд обоснованно отказал.

Единовременное денежное пособие, выплачиваемое при заключении контракта о прохождении военной службы, не входит в перечень средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, подлежащих взысканию в порядке пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Решением Оренбургского гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении искового заявления военного прокурора гарнизона о взыскании с бывшего курсанта Военно-космической академии А. в пользу указанного образовательного учреждения средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, в виде выплаты единовременного денежного пособия при заключении контракта.
В соответствии с приказами статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. и начальника Военно-космической академии от 4 апреля 2011 г. А. отчислен по неуспеваемости, уволен с военной службы и исключен из списков личного состава академии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования за неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402, в состав средств, подлежащих возмещению из федерального бюджета, включаются расходы:
- на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки;
- на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований;
- на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями. Единовременное пособие при заключении контракта в указанный перечень не входит.
Поскольку единовременное денежное пособие не входит в перечень расходов, подлежащих возмещению из федерального бюджета и исчисляемых в порядке пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", суд обоснованно отказал во взыскании средств, затраченных на выплату пособия.

Восстановление курсанта для обучения в военно-учебном заведении исключает взыскание средств, затраченных на его военную и специальную подготовку.
В связи с отчислением П. за недисциплинированность из Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации военный прокурор гарнизона обратился в Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд с требованием взыскать с него в пользу академии 230498 руб. 33 коп., затраченные на его военную и специальную подготовку.
Согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, отчисленные за недисциплинированность из военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования, обязаны возместить затраченные на их военную или специальную подготовку средства федерального бюджета.
Из представленных суду послужного списка, контракта о прохождении военной службы и других документов следует, что П. был отчислен 24 июня 2011 г. из указанного выше учебного заведения за недисциплинированность, однако впоследствии с 30 января 2012 г. он был восстановлен в нем, успешно окончил обучение и в настоящее время проходит военную службу по контракту в воинском звании лейтенанта.
Оценив данные обстоятельства дела, суд обоснованно признал иск не подлежащим удовлетворению, поскольку приведенная выше норма Закона на ответчика в данном случае не распространяется в связи с окончанием им обучения по военной специальности и прохождением военной службы в соответствии с заключенным контрактом.

Отчисление курсанта из военно-учебного заведения и последующее его обучение в учебном военном центре при гражданском образовательном учреждении не является основанием для освобождения от возмещения средств, затраченных на его военную или специальную подготовку в военно-учебном заведении.
Начальник Военной академии Министерства обороны Российской Федерации обратился в Воронежский гарнизонный военный суд с исковым заявлением к бывшему курсанту М., в котором указал, что М. 1 августа 2008 г. был зачислен курсантом на первый курс и проходил обучение до 28 марта 2011 г., когда по неуспеваемости был отчислен.
Ответчик М. в судебном заседании заявил, что был отчислен по неуспеваемости, однако иск не признает, поскольку в настоящий момент в качестве студента проходит обучение в учебном военном центре при Воронежском государственном техническом университете и у него заключен договор на прохождение им военной службы по контракту после окончания обучения. При этом из его возражений следует, что данное отчисление, по сути, он рассматривал как возможность перевестись в другое учебное заведение по месту жительства.
Из контракта о прохождении военной службы М. следует, что фиксированное значение суммы, подлежащей возмещению, составляет 70778 руб. за год обучения. Размер средств, затраченных на военную и специальную подготовку М., в период с августа 2008 года по март 2011 года составляет 182843 руб.
Из копии договора на обучение в учебном военном центре, заключенного М. 13 октября 2011 г. с ректором Воронежского государственного технического университета, следует, что договор вступает в силу с даты его подписания, при этом в данном договоре отсутствует указание на наличие у М. обязательств по расторгнутому с ним контракту о прохождении военной службы, которые включались бы в обязательства по данному договору.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд удовлетворил исковое заявление начальника академии и обоснованно указал, что позиция М. относительно прохождения обучения в учебном военном центре при государственном техническом университете и относительно того, что он не обязан возмещать средства, затраченные на его военную подготовку в военной академии, несостоятельна, поскольку заключенный М. договор об обучении по программе военной подготовки был подписан им 13 октября 2011 г., при этом именно с этой даты указанный договор вступает в силу, а обязательств М. по расторгнутому контракту о прохождении им военной службы данный договор не учитывает.
При указанных обстоятельствах гарнизонный военный суд в соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обоснованно возложил на М. обязанность возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в Военной академии.

При рассмотрении вопросов снижения размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку курсанта, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и его материального положения необходимо руководствоваться нормами права, регулирующими сходные отношения.
Приказом начальника Военного инженерно-технического института (г. Санкт-Петербург) от 12 июля 2011 г. курсант К. отчислен из института по неуспеваемости.
Военный прокурор гарнизона обратился в Брянский гарнизонный военный суд с иском, в котором просил взыскать с К. денежные средства, затраченные на его военную (специальную) подготовку в размере 94295 руб. 83 коп.
Ответчик К. исковые требования признал, но просил учесть его материальное положение и снизить размер подлежащих взысканию средств.
В судебном заседании установлено, что К. является студентом третьего курса Брянской государственной инженерно-технологической академии с очной бюджетной формой обучения, его средний доход за 2013 г. составил 9608 руб. в месяц, иных источников дохода он не имеет. При этом на его материальном обеспечении находятся младший брат (1995 года рождения) - инвалид II группы, который является студентом очной бюджетной формы обучения первого курса Брянского государственного университета и не имеет собственного заработка, а также мать, инвалид III группы с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности, пенсия по инвалидности которой составляет 7077 руб. Отца нет.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о доходах физического лица, справками из Брянского государственного университета и Брянской инженерно-технологической академии, справкой из отдела социальной защиты населения г. Брянска, справками из бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности.
С учетом положений пункта 3 статьи 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего.
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" постановлением Брянской городской администрации от 17 октября 2013 г. N 2559-п величина прожиточного минимума в г. Брянске за третий квартал 2013 года в расчете на душу населения установлена в размере 6680 руб.
Согласно проведенному расчету на основании представленных документов каждый член семьи ответчика К. обеспечен менее установленного прожиточного минимума, установленного в г. Брянске, а именно 5562 руб.
При таких обстоятельствах, а также учитывая ходатайство представителя истца об уменьшении размера взыскиваемых средств, суд уменьшил размер возмещения вреда до 40000 руб.

Истечение срока исковой давности является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении средств, затраченных на военную и специальную подготовку граждан.
Начальник Военно-морской академии обратился в Заозерский гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Ж. средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере 57860 руб.
1 августа 2008 г. Ж. зачислен на первый курс указанного образовательного учреждения и назначен на воинскую должность, а 1 октября 2009 г. между Министерством обороны Российской Федерации и курсантом Ж. заключен контракт, в котором он принял на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере 21040 руб. за год обучения.
Приказом от 11 мая 2011 г. Ж. отчислен из указанного образовательного учреждения в связи с невыполнением условий контракта (по нежеланию учиться).
Судом установлено, что истцу стало достоверно известно о том, что Ж. был обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, 18 мая 2011 г. - дата его исключения из списков личного состава. Вместе с тем в суд с исковым заявлением о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку, истец обратился лишь в декабре 2014 года, то есть по истечении более трех лет.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
При таких данных, учитывая заявление ответчика о применении исковой давности, а также то обстоятельство, что представителем истца не представлено сведений, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока исковой давности, суд обоснованно пришел к выводу о пропуске представителем истца указанного срока, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.


Вернуться в «ВВУЗы. Дополнительное образование. Переобучение.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость