Ликбез (процессуальные вопросы)

Sergei2013
Заслуженный участник
Сообщения: 648
Зарегистрирован: 12 дек 2012, 06:46

Ликбез

#811

Непрочитанное сообщение Sergei2013 » 26 сен 2015, 21:14

Подскажите.
Согласно ст. 12 ГК РФ: защита гражданских прав осуществляется путём: признания права;
Как правильно изложить в административном исковом заявлении требование о признании должностным лицом или ВРУЖО моего права на жильё?
Например: обязать начальника ВРУЖО (или ВРУЖО) признать моё право на жильё о чём направить мне письменное уведомление.

LUTIKS
Заслуженный участник
Сообщения: 5729
Зарегистрирован: 23 авг 2007, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Ликбез

#812

Непрочитанное сообщение LUTIKS » 26 сен 2015, 21:56

QR_BBPOST Подскажите.
Согласно ст. 12 ГК РФ: защита гражданских прав осуществляется путём: признания права;
Как правильно изложить в административном исковом заявлении требование о признании должностным лицом или ВРУЖО моего права на жильё?
В административном исковом заявлении вы можете обжаловать действия начальника РУЖО по отказу в признании вас нуждающимся (остановке на учет) либо бездействие начальника РУЖО по постановке вас на учет нуждающихся. Соответственно и требования должны быть: 1.признать незаконным действия (бездействие) начальника РУЖО. 2 обязать начальника признать нуждающимся (поставить на учет).
А вот признать право на жилищное обеспечение можно только в исковом порядке. ИМХО.

Sergei2013
Заслуженный участник
Сообщения: 648
Зарегистрирован: 12 дек 2012, 06:46

Ликбез

#813

Непрочитанное сообщение Sergei2013 » 27 сен 2015, 09:36

QR_BBPOST признать право на жилищное обеспечение можно только в исковом порядке.
но ответ на основной вопрос не прозвучал

LUTIKS
Заслуженный участник
Сообщения: 5729
Зарегистрирован: 23 авг 2007, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Ликбез

#814

Непрочитанное сообщение LUTIKS » 27 сен 2015, 10:21

QR_BBPOST Как правильно изложить в административном исковом заявлении требование о признании должностным лицом или ВРУЖО моего права на жильё?
В административном исковом производстве какое-либо право не признается.

Sergei2013
Заслуженный участник
Сообщения: 648
Зарегистрирован: 12 дек 2012, 06:46

Ликбез

#815

Непрочитанное сообщение Sergei2013 » 27 сен 2015, 10:35

QR_BBPOST В административном исковом производстве какое-либо право не признается.
Уберём слово "административное", оставляя "исковое заявление". Мне надо понять как я это право могу требовать. Напишите вариант требования, или несколько таких предложений. Столкнулся в суде с данной ситуацией, но по незнанию и отсутствию юридического образования, не мог её разрешить своими силами. Поэтому чтоб не наступить вторично "на грабли" требуется помощь в написании требования.

LUTIKS
Заслуженный участник
Сообщения: 5729
Зарегистрирован: 23 авг 2007, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Ликбез

#816

Непрочитанное сообщение LUTIKS » 27 сен 2015, 10:51

Нужно знать вашу ситуацию и с чем вы уже обращались в суд.
А если не вдаваться в подробности то можно так: Признать мое право на получение жилого помещения по договору социального найма (в собственность) по ИПМЖ г. .......

mprkur0
Заслуженный участник
Сообщения: 6321
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 17:39

Ликбез

#817

Непрочитанное сообщение mprkur0 » 27 сен 2015, 11:11

Мое заявление по 25 гл. суд переквалифицировал в исковое, я просил признать не законным бездействие Департамента соцзащиты по нераспределению санаторной путевки в летний период и просил обязать распределить, а обязать распределить судья посчитал - признать право на путевку. Назначил заседание на 14 октября.

LUTIKS
Заслуженный участник
Сообщения: 5729
Зарегистрирован: 23 авг 2007, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Ликбез

#818

Непрочитанное сообщение LUTIKS » 27 сен 2015, 11:21

Вот интересную статью нашел по вопросу какое заявление в суд подавать.


ОБРАЩЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СУДЫ ПО СПОРАМ О НАРУШЕНИИ ОРГАНАМИ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИХ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ С ИСКОВЫМИ ЗАЯВЛЕНИЯМИ

Конституция России, закрепив принципы рыночной экономики, изменила пути решения жилищного вопроса граждан, установив, что бесплатно или за доступную плату жилье предоставляется не всем гражданам Российской Федерации (как это было продекларировано ранее), а всего лишь двум их категориям:

1) малоимущим
2) иным указанным в законе лицам (ст. 40).
Ко второй категории таких лиц относятся, в частности, военнослужащие (ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Военнослужащие обладают общими правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными законами, а также специальными правами, связанными с их особым правовым положением. Поэтому право военнослужащих на жилище также можно рассматривать в двух ипостасях. В широком смысле оно сводится к положениям о конституционном праве граждан России на жилище (общее право), поскольку ничто не запрещает военнослужащему в общем порядке получить жилое помещение от органа местного самоуправления или приобрести его. В узком смысле право военнослужащих на жилище реализуется на условиях, установленных нормами специального (военного) законодательства, т.е. в тех формах обеспечения, которые гарантирует им государство при прохождении военной службы и, в определенных случаях, после увольнения с нее (специальное право).

Итак, ст. 46 Конституции России гарантирует гражданам судебную защиту прав и свобод. В силу ст. 17 (ч. ч. 1 и 2) Конституции России право на судебную защиту относится к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Специальное право военнослужащих на жилище, которое гарантировано им государством, также нередко нарушается, а потому подлежит судебной защите.

Каким же образом данное право подлежит защите?

Следует отметить, что военнослужащий вправе разрешать жилищные споры в административном и в судебном порядке.

Статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрен приоритет судебной защиты нарушенных или оспоренных жилищных прав. В соответствии с ч. 2 названной статьи ЖК РФ защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных самим ЖК РФ или другим федеральным законом. А решение по жалобе, принятое в административном порядке, в случае несогласия с ним военнослужащего может быть оспорено в судебном порядке.

Судебный порядок разрешения жилищных споров более результативен, поскольку судебное постановление обладает большей юридической силой и обязательно для всех организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), ст. 8 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").

Вместе с тем судебный порядок подразумевает более строгую его процедуру и регламентацию. Заявителю (истцу) требуется самому выбрать ту организацию или человека, с которыми он собирается судиться, указать в заявлении их адрес или место нахождения, определить предмет и основание спора, оплатить государственную пошлину, приложить к заявлению его копии и имеющиеся письменные доказательства, при необходимости - просить суд истребовать дополнительные доказательства и допросить свидетелей.

Защита жилищных прав граждан судами осуществляется посредством гражданского судопроизводства, а деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел урегулирована нормами ГПК РФ.

Статья 2 ГПК РФ в качестве задач гражданского судопроизводства называет правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Однако в ряде случаев, по мнению автора, эти задачи остаются лишь продекларированными, в том числе по причине ограничения прав военнослужащих на доступ к правосудию сложившейся судебной практикой. Имеется в виду устоявшаяся в последние годы практика отказа военных судов в рассмотрении исков военнослужащих, в том числе по жилищным вопросам.

Остановимся на данном вопросе более подробно. В ГПК РФ все виды гражданского судопроизводства регламентируются разд. II, озаглавленным "Производство в суде первой инстанции". В нем выделяются четыре подраздела: подразд. I "Приказное производство"; подразд. II "Исковое производство"; подразд. III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений"; подразд. IV "Особое производство". Каждый из указанных видов производства имеет свои характерные особенности, некоторые из них будут рассмотрены ниже.

Кроме собственно различий в видах судопроизводства, от которых на стадии подготовки к судебному разбирательству зависит форма изложения заявления в суд, военнослужащему необходимо также правильно определить подсудность его спора, т.е. выбрать суд, уполномоченный рассматривать его заявление.

По общему правилу определения территориальной подсудности, изложенному в ст. 28 ГПК РФ, иск предъявляется по месту жительства (нахождения) ответчика. Однако из этого правила есть исключения. В частности, по спорам об оспаривании действий воинских должностных лиц, органов государственного и военного управления ст. 254 ГПК РФ предоставляет заявителю право выбора суда: либо по месту нахождения должностного лица, чьи действия оспариваются, либо по своему месту жительства.

Родовая подсудность для военных судов определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы; права нарушены в период прохождения военной службы).

Частью 3 ст. 254 ГПК РФ установлено, что заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд. Указанная правовая норма, по мнению автора, изложена не совсем корректно, дословное ее толкование приводит к выводу о том, что в военные суды подаются только заявления об оспаривании неправомерных (по мнению военнослужащего) действий и решений органов военного управления и их должностных лиц. Про исковые заявления, заявления о выдаче судебного приказа или заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, в ч. 3 ст. 254 ГПК РФ не упоминается.

Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (п. 1 ч. 1 ст. 7) и ГПК РФ (ст. 25) дают более обобщенные формулировки и относят к подсудности военных судов гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

В чем же принципиальные различия между исковым производством и производством по делам, возникающим из публичных правоотношений?

Основным критерием разграничения видов производств названо наличие или отсутствие властных полномочий одной из сторон по отношению к другой, другими критериями - субъектный состав дел и характер обжалуемых (оспариваемых) действий и решений. В качестве факультативных отличий можно привести еще различные сроки рассмотрения указанных споров, различные сроки обжалования и сроки исковой давности, обязательность указания цены иска и т.д. Специфической чертой судебного производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по сравнению с делами искового производства, как об этом можно судить из содержания ст. 245 ГПК РФ, является отсутствие при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, спора о праве.

На практике же определить наличие или отсутствие в заявлении в суд спора о праве представляется довольно затруднительным.

Чем хорош исковой характер споров для военнослужащего? Прежде всего, тем, что при таком рассмотрении спора не применяется трехмесячный срок оспаривания каких-либо действий (бездействия) и решений, как это установлено для споров, вытекающих из публичных правоотношений (ст. 256 ГПК РФ). В ряде случаев именно пропуск данного трехмесячного срока является причиной отказа военнослужащему в его требованиях в суде, причем такие негативные последствия пропуска указанного срока наступают даже без заявления об этом должностного лица, чьи действия оспариваются, т.е. если в приведенном примере о негативной аттестации военнослужащего все написанные о нем нелицеприятные отзывы являются ложью и ничем не подтверждаются, но военнослужащий стал оспаривать в суде содержание своей характеристики после трех месяцев с момента ознакомления с ней, то его ждет отказ в восстановлении своих прав.

Трехмесячный срок для обращения в суд является явно недостаточным для осознания бесперспективности решения многих вопросов методом переговоров с командованием и качественной подготовки к судебному разбирательству. Поэтому исковой характер судопроизводства, где по общему правилу к жилищным правоотношениям применяется трехлетний срок исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)), снимает данную проблему для военнослужащего.

Таким образом, жилищные споры военнослужащего с Департаментом жилищного обеспечения Минобороны России, как вытекающие не из властных отношений и затрагивающие права других претендентов на жилище, могут рассматриваться в исковом порядке.

Однако на практике военно-судебные органы "по накатанной дороге" рассматривают практически все споры военнослужащего со своим командованием по правилам гл. 25 ГПК РФ, мотивируя это наличием между заявителем и воинским должностным лицом, чьи действия оспариваются, отношений власти - подчинения, что, по мнению судов, означает публичность отношений между сторонами. Изредка встречаются случаи переквалификации требований военнослужащих об оспаривании действий командования на исковые. Так, например, Московский окружной военный суд 23 сентября 2010 г. при рассмотрении кассационной жалобы признал, что требование военнослужащего к начальнику кадрового органа о компенсации убытков подлежит рассмотрению в исковом порядке.

В частности, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" указал:

"Военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.
Таким образом, нормы подраздела III раздела II (главы 23 - 25) ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления...

В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства".

Выводы Пленума Верховного Суда Российской Федерации о том, что все правоотношения военнослужащего, связанные с исполнением им обязанностей военной службы, являются публично-правовыми и не могут рассматриваться в исковом порядке, носят по меньшей мере дискуссионный характер.

Во-первых, все виды социальных гарантий, вытекающие из особого статуса военнослужащих (права на материальное и финансовое обеспечение, на труд, на отдых, на выбор места жительства и т.п.), связаны с исполнением военнослужащим обязанностей военной службы и регулируются нормами военного права. Все современные учебники по военному праву практически единодушно относят военное право, при всей специфике регулируемых им воинских правоотношений, к числу комплексных отраслей права. Военное законодательство как комплексная отрасль российского законодательства включает в себя нормы государственного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права. Поэтому правоотношения, связанные с реализацией военнослужащим своих прав, гарантированных ему именно в связи с его особым правовым статусом, регулируются не только методом властных предписаний, но и нормами гражданского права, основанными на равенстве участников правоотношений.

В рассмотренном выше примере о необъективной аттестации военнослужащего правоотношения сторон также связаны с исполнением им обязанностей военной службы, поскольку составляет отзыв на военнослужащего его прямой командир (начальник) исходя из его поведения на службе, а не в семейном кругу. Вместе с тем военнослужащий просит у суда защиты именно своих гражданских прав (чести, достоинства и деловой репутации), т.е. частно - правовых интересов.

Во-вторых, вряд ли является нормальной и законной ситуация, когда одни и те же права граждан одной и той же страны судами защищаются в различном порядке.

Несправедливость такого подхода выражается еще и в том, что фактически военнослужащие стали обладать меньшим объемом права на судебную защиту, чем обычные граждане. Между тем указанное конституционное право не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах (ст. ст. 19, 56 и 46 Конституции России).

В-третьих, буквально через пять месяцев после изложения п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 в новой редакции (февраль 2007 г.) Европейский суд по правам человека при вынесении Постановления по делу, огласил следующий подход для рассмотрения споров государственных служащих (в том числе и военнослужащих): "Чтобы исключить в отношении государственного служащего действие в отношении его статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, государство в своем законодательстве должно явно исключить доступ к суду определенных служащих или категорий служащих. Во-вторых, такое исключение должно быть объективно обосновано государственными интересами.

Таким образом, указание российского высшего судебного органа о невозможности применения к спорам военнослужащих по вопросам военной службы норм гражданского права, основанных на равенстве участников правоотношений, противоречит сформировавшейся и длительное время устоявшейся позиции Европейского суда по правам человека.

Какому органу должен быть отдан приоритет в толковании закона?

Конвенция о защите прав человека и основных свобод является международным договором и входит в систему российского законодательства. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Относительно применения прецедентных постановлений Европейского суда по правам человека следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" Российская Федерация признает и без специального соглашения его юрисдикцию обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Следовательно, в случае конкуренции позиций Европейского суда по правам человека и российских судов относительно порядка защиты прав человека от властных органов государства применению подлежат правовые позиции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). А тот, в свою очередь, не находит преград для рассмотрения судами споров военнослужащих с государственными органами с позиции применения гражданских правоотношений.

Возвращаясь к анализу основного вопроса настоящей статьи - о рассмотрении судами жилищных споров военнослужащих с органами военного управления, - следует отметить что, как указано в вышеприведенном Постановлении ЕСПЧ, требования военнослужащих о предоставлении им жилья перед увольнением были расценены как спор о гражданских правах. Правда, здесь необходимо сделать важную оговорку: у всех 59 заявителей-военнослужащих по данному делу имелись вынесенные в их пользу и вступившие в законную силу постановления российских военных судов.

Какие же действия (бездействие) и решения командования по жилищным вопросам оспаривают российские военнослужащие в военных судах? Для ответа на данный вопрос рассмотрим хронологию действий по жилищному обеспечению военнослужащих.

Процесс обеспечения жильем военнослужащего условно можно разделить на стадии, в каждой из которых требования военнослужащего в суд будут отличаться. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 9 августа 2002 г. N 82-В02пр-6, договор социального найма предусматривает предоставление жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий согласно очередности, т.е. подразумевается определенная процедура предоставления жилого помещения.

В самом общем виде данная процедура предполагает две стадии: 1) признание гражданина нуждающимся в жилом помещении и 2) распределение ему жилья. Именно на этих этапах и происходит подавляющее большинство нарушений прав военнослужащих на жилище.

Учитывая изложенное, военнослужащий, как правило, в своем заявлении в военный суд просит признать незаконными действия компетентного органа (например, Департамента жилищного обеспечения Минобороны России) либо об отказе в признании его нуждающимся в жилых помещениях, либо об отказе в предоставлении ему жилья (в заключении договора найма либо договора передачи в собственность жилого помещения). При рассмотрении такого рода споров судами акцент делается на проверку законности действий государственного органа, а не на рассмотрение субъективного права военнослужащего на жилище.

В настоящее время командиры воинских частей, начальники военных учреждений и гарнизонов уже не могут влиять на решение жилищных вопросов подчиненных военнослужащих. Все решения по данным вопросам, согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455, принимает Департамент жилищного обеспечения Минобороны России. Одновременно в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Хабаровске и Ростове-на-Дону созданы его территориальные органы, действующие в границах соответствующих военных округов.

Таким образом, вопросы жилищного обеспечения в настоящее время решают должностные лица, не входящие в прямой контакт с военнослужащими и не находящиеся с ними в отношениях власти - подчинения. Действительно, исходя из принципа единоначалия, учитывая то, что все должности в указанном Департаменте комплектуются государственными гражданскими служащими и лицами гражданского персонала, можно сделать вывод о том, что любой военнослужащий не подчинен чиновникам Департамента жилищного обеспечения Минобороны России.

Кроме того, действующими нормативными правовыми актами по вопросам механизма жилищного обеспечения военнослужащих вообще не определено, кто именно и в каком порядке принимает решения по жилищным вопросам: принимаются ли данные решения единолично чиновником или коллегиально, утверждаются ли они каким-либо должностным лицом, каким видом распорядительного документа оформляются такого рода решения.

Отсутствие властных полномочий у одной из сторон судебного спора по отношению к другой дает основание полагать, что такие категории споров больше не подпадают под рамки подразд. III разд. II ГПК РФ. Более того, поскольку предмет спора о жилищных правах военнослужащих может иметь и материальный характер, заявитель пытается отстоять свое право на жилище, имеются основания считать, что такие категории споров можно рассматривать в исковом порядке, например, как иски о признании права на жилое помещение.

Такой подход применим, во-первых, в случае принятия решения по жилищному вопросу коллегиальным органом, чьи решения могут быть оспорены только в исковом порядке. Подтверждением тому является позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который в п. 10 своего Постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указал, что нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке гл. 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства.

Во-вторых, исковой порядок рассмотрения споров с большой долей вероятности может быть распространен на вторую стадию жилищных правоотношений с участием военнослужащих - на стадию предоставления им жилых помещений. Ведь после определения конкретного жилого помещения, которое семья военнослужащего имеет основания считать своим "будущим домом", появляется и конкретный объект притязаний сторон, имеющий вещную природу.

Так, например, военнослужащий, нуждающийся в жилых помещениях, получил извещение Департамента жилищного обеспечения о распределении ему квартиры по договору социального найма (п. 12 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280). После этого такой военнослужащий при согласии с предоставлением данного жилого помещения в пятидневный срок должен направить в Департамент согласие и в тридцатидневный срок - определенный набор документов (в случае, если военнослужащие и члены их семей в течение пяти лет до даты выписки извещения изменяли место жительства, в уполномоченный орган предоставляются выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с этих мест жительства). В то же время должностные лица Департамента жилищного обеспечения Минобороны России самостоятельно проверяют сведения о наличии в собственности у членов семьи военнослужащих жилых помещений.

Как видно, на данном этапе уже имеется жилое помещение (вещь), которое может являться предметом спора. В то же время при выявлении Департаментом сведений, например, о наличии у членов семьи военнослужащего жилых помещений (даже в пользовании) или о совершении ими в последние пять лет сделок по отчуждению жилья, отсутствие решения суда о признании матери военнослужащего его иждивенцем и т.д., обещанная квартира такому военнослужащему не будет предоставлена, будет рассматриваться вопрос о ее распределении другому военнослужащему.

Исковой характер спора о признании права на указанную спорную квартиру может быть мотивирован следующими обстоятельствами:

1) такой способ защиты гражданских прав, как признание права (абз. 2 ст. 12 ГК РФ, п. 1 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ), в судебном порядке осуществляется в порядке искового производства;
2) если судебный спор будет вестись относительно конкретного жилого помещения по определенному адресу между несколькими военнослужащими - претендентами на него, то, несмотря на участие в процедуре его распределения органа военного управления (Департамента жилищного обеспечения), в рассматриваемых правоотношениях в большей степени присутствуют гражданские, а не административные начала. Поскольку на данной стадии жилищных правоотношений идет речь о передаче жилья в пользование или в собственность военнослужащему, такое действие носит характер передачи полных или ограниченных вещных прав на недвижимое имущество. На основании решения о предоставлении жилого помещения заключается соответствующий договор, а это уже гражданско-правовые отношения. Кстати, именно в форме жилищного договора, заключаемого еще до принятия решения о предоставлении военнослужащему конкретного служебного жилого помещения, оформляются гарантии силовых ведомств по отношению к военнослужащим соответствующей категории.
Еще более однозначным представляется вывод об исковом характере судебного спора о праве на предоставление военнослужащему жилья в собственность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512. Совместным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. определено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Интересным представляется вывод Верховного Суда Российской Федерации, который в конце 2008 г. счел незаконным определение судьи районного суда о возвращении истцам - семье военнослужащего - заявления о признании права собственности на занимаемую квартиру в порядке приватизации. В данном случае истцы оспаривали отказ им в приватизации жилья со стороны командования военного ФГУП, владеющего квартирой на праве хозяйственного ведения. В обоснование своего вывода Верховный Суд Российской Федерации указал: "суд не учел, что Б. и У. (истцы) обратились в районный суд не с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и интересов военнослужащих от действий органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, а с иском (выделено мной. - Е.Г.) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, т.е. в связи со спором, возникшим из жилищных правоотношений... Кроме того, суд не учел, что спорная квартира предоставлена истцам на семью из трех человек, двое из которых, истица У. и ее дочь, статуса военнослужащих не имеют".

В приведенном примере судебной практики Верховный Суд Российской Федерации счел необходимым рассмотреть вопрос о защите жилищного права не только самого военнослужащего, но и членов его семьи.

Аргументом в пользу искового производства по такой категории споров является и то, что конкретное жилое помещение можно оценить в денежном выражении, т.е. определить цену иска - один из атрибутов искового заявления (в случаях спора о признании права собственности на предоставляемое согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" жилое помещение в собственность).

Здесь следует напомнить, что правом на жилищное обеспечение от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрено прохождение военной службы, обладают не только военнослужащие, но и, в некоторых случаях, лица, уволенные с военной службы, а также члены семей военнослужащих и бывших военнослужащих. А поскольку ко времени распределения им жилых помещений указанные лица не обладают статусом военнослужащего, в отношении их тем более отсутствуют властные полномочия у любых должностных лиц Минобороны России. Кстати, споры между бывшими военнослужащими и военными организациями (их должностными лицами) по вопросам их материального обеспечения (в том числе пенсионного, отчасти жилищного), медицинского обеспечения уже сейчас по сложившейся практике рассматриваются районными судами в исковом порядке.

Естественно, военнослужащий, чьи жилищные права нарушены, может смириться с таким нарушением своих прав и не настаивать на их восстановлении и защите. В силу ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Словосочетание "гражданские права" в данном случае уместно, так как жилищные отношения на стадии предоставления жилья относятся к числу имущественных, регулированию которых специально посвящены две главы ГК РФ: "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения" и "Наем жилого помещения".

В ГК Российской Федерации имеется еще одно важное применительно к настоящему исследованию законоположение о том, что выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК Российской Федерации, принадлежит не суду, а истцу, который определяет в заявлении в суд избранный им способ защиты своего права. Отказ суда в рассмотрении такого заявления по существу свидетельствует о нарушении принципа доступности правосудия и связанного с ним права на справедливое разбирательство, указывает на существенные нарушения судом норм процессуального права.

Таким образом, сам заявитель должен иметь возможность выбрать, с каким заявлением ему обращаться в суд, если только в самом законе не указывается на возможность применения заявителем лишь конкретной меры (нескольких мер) защиты. Вместе с тем выбор способа судебной защиты определяется также характером правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, спецификой защищаемого права, характером совершенного или возможного нарушения.

Указанный подход может применяться в настоящее время и к жилищным правоотношениям с участием военнослужащих. Принципиальным здесь является формулирование требований военнослужащим относительно своего нарушенного или оспоренного жилищного права.

Sergei2013
Заслуженный участник
Сообщения: 648
Зарегистрирован: 12 дек 2012, 06:46

Ликбез

#819

Непрочитанное сообщение Sergei2013 » 27 сен 2015, 13:18

QR_BBPOST А если не вдаваться в подробности то можно так: Признать мое право на получение жилого помещения по договору социального найма (в собственность) по ИПМЖ г. .......
Допустим: суд удовлетворил такое требование. Допустим: РУЖО его исполнит.
Но в итоге я получаю "дырку от бублика".
Вопрос: каким образом РУЖО признает моё право на жилищное обеспечение? Как я это буду знать, видеть или слышать? Как я узнаю о исполнении РУЖО решения суда?
Например, я уточню в РУЖО: когда будет исполнено судебное решение? наверняка услышу ответ: решение исполнено в день его вынесения, РУЖО признало Ваше право на жилищное обеспечение.
По моему мнению, данное требование надо изложить в виде: обязать РУЖО признать моё право на обеспечение жильём в период прохождения военной службы с даты постановки на учёт 10.02.2013 г., о чём сообщить письменно

LUTIKS
Заслуженный участник
Сообщения: 5729
Зарегистрирован: 23 авг 2007, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург

Ликбез

#820

Непрочитанное сообщение LUTIKS » 27 сен 2015, 14:55

Вы знаете, я не ясновидящий. Если бы вы изложили ситуацию подробно - можно было бы конкретно и посоветовать.

Никола
Заслуженный участник
Сообщения: 1347
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 04:03
Откуда: Приморье

Ликбез

#821

Непрочитанное сообщение Никола » 10 окт 2015, 23:11

Действующие, подскажите, подшивается ли полевая форма нового образца?
Исполняя служебный долг, сильно переплатил :)

Sergei2013
Заслуженный участник
Сообщения: 648
Зарегистрирован: 12 дек 2012, 06:46

Ликбез

#822

Непрочитанное сообщение Sergei2013 » 30 окт 2015, 23:20

Суд вынес определение о оставлении АИЗ без движения. Указал на недостатки, которые в установленный срок надо устранить:
а) в АИЗ не указаны сведения о том, что подавалась ли в вышестоящий в порядке подчинённости орган (лицу) жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом АИЗ (п.п.9 ч.2 ст.220 КАС );
б) неточно изложены требований (п.п. 10 ч.2 ст.220 КАС).
Вопрос: как мне устранить недостатки? направить заявление о принятии исправленного и уточнённого текста листа 10 АИЗ? Кол-во таких исправленных листов по кол-ву ответчиков. ИЛИ надо отправить всё АИЗ с уточнёнными требованиями?

Аватара пользователя
globus
Заслуженный участник
Сообщения: 5743
Зарегистрирован: 29 май 2008, 16:34
Откуда: SIBERIAN GUBERNIA

Ликбез

#823

Непрочитанное сообщение globus » 31 окт 2015, 10:11

[ref]Sergei2013[/ref], так им пишите ....
В суд такой-то ... Заявление .....Во исполнение Определения суда от ....числа .....года об оставлении без движения АИЗ....., в котором... я, Сергей 2013, устраняю указанные мне судом в настоящем Определении недостатки и уведомляю суд, что:
а)
QR_BBPOST жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом АИЗ
QR_BBPOST в вышестоящий в порядке подчинённости орган (лицу)
(не) подавалась. То есть по ситуации. См.
QR_BBPOST (п.п.9 ч.2 ст.220 КАС )
б) требования в АИЗ излагаю в следующей редакции ....1) ...2)....3) и т д.
Видимо, требования , с Вашей точки зрения изложены нормально, а вот судьи они показались непонятными. Упростите задачу, изложите требования суду чуть проще или более простым языком.
QR_BBPOST направить заявление о принятии исправленного и уточнённого текста листа 10 АИЗ? Кол-во таких исправленных листов по кол-ву ответчиков.
Можно и так.
QR_BBPOST ИЛИ надо отправить всё АИЗ с уточнёнными требованиями?
Уверен, что это совершенно лишнее действие с Вашей стороны.
Кроме того, прикладываете к этому ващему заявлению ОРИГИНАЛ Определения суда о
QR_BBPOST оставлении АИЗ без движения
Имхо
Упал-встань. Упал сто раз- сто раз встань! Уверен, что прав - гни свою линию. Наше дело правое - мы победим!

Sergei2013
Заслуженный участник
Сообщения: 648
Зарегистрирован: 12 дек 2012, 06:46

Ликбез

#824

Непрочитанное сообщение Sergei2013 » 31 окт 2015, 10:27

Globus большое спасибо за предложения, указанные в сообщении № 823. Кнопка ПОБЛАГОДАРИТЬ не реагирует. А так же другим участникам моя благодарность. Незнаю почему не отправляется.

Аватара пользователя
globus
Заслуженный участник
Сообщения: 5743
Зарегистрирован: 29 май 2008, 16:34
Откуда: SIBERIAN GUBERNIA

Ликбез

#825

Непрочитанное сообщение globus » 31 окт 2015, 11:43

[ref]Sergei2013[/ref], Сейчас по- новому надо - правой кнопкой мыши нажать на "поблагодарить" и открыть этот значок в новой вкладке, только после этого
QR_BBPOST ПОБЛАГОДАРИТЬ (С) реагирует
:drink:

Отправлено спустя 2 минуты 14 секунд:
[ref]Sergei2013[/ref], сам в октябре проходил и сейчас прохожу тоже самое примерно, что и у Вас , и тоже судья подсовывал мне
QR_BBPOST определение о оставлении АИЗ без движения
, так что проходим эту "науку" вместе :drink:
Упал-встань. Упал сто раз- сто раз встань! Уверен, что прав - гни свою линию. Наше дело правое - мы победим!

mprkur0
Заслуженный участник
Сообщения: 6321
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 17:39

Ликбез

#826

Непрочитанное сообщение mprkur0 » 31 окт 2015, 11:52

б) неточно изложены требований (п.п. 10 ч.2 ст.220 КАС).
Будьте готовы, что суд оставит без рассмотрения, т.к. не устранили недостатки, требования повторно изложены не точно. :)

Sergei2013
Заслуженный участник
Сообщения: 648
Зарегистрирован: 12 дек 2012, 06:46

Ликбез

#827

Непрочитанное сообщение Sergei2013 » 31 окт 2015, 11:57

QR_BBPOST Кроме того, прикладываете к этому Вашему заявлению ОРИГИНАЛ Определения суда о оставлении АИЗ без движения
А это зачем и в чём заключается смысл направления определения, которое мне направил суд? В данном случае, я же не обжалую направленное мне ОПРЕДЕЛЕНИЕ, а всего лишь устраняю замечания. Какие то имеются примеры непонятных ситуаций?

Отправлено спустя 4 минуты 26 секунд:
QR_BBPOST Будьте готовы, что суд оставит без рассмотрения, т.к. не устранили недостатки, требования повторно изложены не точно.
В данный момент занимаемся устранением замечаний. К сроку уложусь, уточнив требования. Действительно они оказались некорректными, т.к. очень спешил.

Аватара пользователя
globus
Заслуженный участник
Сообщения: 5743
Зарегистрирован: 29 май 2008, 16:34
Откуда: SIBERIAN GUBERNIA

Ликбез

#828

Непрочитанное сообщение globus » 31 окт 2015, 12:05

QR_BBPOST А это зачем и в чём заключается смысл направления определения, которое мне направил суд? В данном случае, я же не обжалую направленное мне ОПРЕДЕЛЕНИЕ
а чтобы ВСЕ было, причем оригиналы, в материалах дела! Это очень важно. В суде апелляционной инстанции все будет иметь значение.
QR_BBPOST Будьте готовы, что суд оставит без рассмотрения, т.к. не устранили недостатки, требования повторно изложены не точно
Черная шутка. :) Так издеваться, по идее, можно над каждым шагом заявителя.
QR_BBPOST Действительно они оказались некорректными
судья это "уловил" и попросил быть понятнее, все верно. :drink:
Упал-встань. Упал сто раз- сто раз встань! Уверен, что прав - гни свою линию. Наше дело правое - мы победим!

mprkur0
Заслуженный участник
Сообщения: 6321
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 17:39

Ликбез

#829

Непрочитанное сообщение mprkur0 » 31 окт 2015, 12:16

[ref]globus[/ref], Так было раз, не смог доказать судье, чем нарушены мои права.

Аватара пользователя
globus
Заслуженный участник
Сообщения: 5743
Зарегистрирован: 29 май 2008, 16:34
Откуда: SIBERIAN GUBERNIA

Ликбез

#830

Непрочитанное сообщение globus » 31 окт 2015, 14:08

QR_BBPOST не смог доказать судье, чем нарушены мои права
Но довести до него свою позицию надо обязательно. В заявление надо обязательно один абзац прописать про нарушеные права и расписать его очень подробно, со ссылками на нарушения позиций ВС и КС, а также самой Конституции и НПА рангом поменьше.
:drink:
Плюс Пояснение еще написать, приобщить его к МД, где в слово слово написать то же самое - также прописать про нарушеные права и расписать его очень подробно, со ссылками на нарушения позиций ВС и КС, а также самой Конституции и НПА рангом поменьше.
Плюс лично выступая - ЕЩЕ раз суду напомнить, ЧТО, согласно своей позиции, выраженной в Заявлении и в Пояснении, Вы считаете нарушеными свои права - и пошли перечислять. И опять все слово в слово, как написано .....Пусть их честь маленько задумается и удивится напору заявителя. :D
Упал-встань. Упал сто раз- сто раз встань! Уверен, что прав - гни свою линию. Наше дело правое - мы победим!

mprkur0
Заслуженный участник
Сообщения: 6321
Зарегистрирован: 29 июн 2008, 17:39

Ликбез

#831

Непрочитанное сообщение mprkur0 » 31 окт 2015, 19:45

[ref]globus[/ref], Когда судебная практика поменялась, закон нет, а у меня есть решение практически с теми же основаниями и предметом, другому судье невозможно было доказать, чем в отношении меня нарушен закон.

Аватара пользователя
globus
Заслуженный участник
Сообщения: 5743
Зарегистрирован: 29 май 2008, 16:34
Откуда: SIBERIAN GUBERNIA

Ликбез

#832

Непрочитанное сообщение globus » 01 ноя 2015, 11:04

QR_BBPOST другому судье невозможно было доказать, чем в отношении меня нарушен закон.
верю, он просто включил "броню".
Упал-встань. Упал сто раз- сто раз встань! Уверен, что прав - гни свою линию. Наше дело правое - мы победим!

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 18:19

Ликбез

#833

Непрочитанное сообщение лсв62 » 02 ноя 2015, 11:55

QR_BBPOST Sergei2013 писал(а):
Источник цитаты А это зачем и в чём заключается смысл направления определения, которое мне направил суд? В данном случае, я же не обжалую направленное мне ОПРЕДЕЛЕНИЕ

а чтобы ВСЕ было, причем оригиналы, в материалах дела!
Не перегибайте, в материалах уже есть это определение суда, истцу высылают его копию, таким образом прикладывать её к исправленному заявлению необходимости никакой нет. :)
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

Аватара пользователя
globus
Заслуженный участник
Сообщения: 5743
Зарегистрирован: 29 май 2008, 16:34
Откуда: SIBERIAN GUBERNIA

Ликбез

#834

Непрочитанное сообщение globus » 02 ноя 2015, 14:38

QR_BBPOST Не перегибайте, в материалах уже есть это определение суда, истцу высылают его копию, таким образом прикладывать её к исправленному заявлению необходимости никакой нет.
1. не перегибаю (имхо) :drink:
2. у меня нет уверенности, что
QR_BBPOST в материалах уже есть это определение суда
, пока я лично в том не убедюсь.
3.
QR_BBPOST истцу высылают его копию
мне высылают оригинал
4.
QR_BBPOST таким образом прикладывать её к исправленному заявлению необходимости никакой нет
есть мнение очень опытных адвокатов, которые именно придерживаются такой постановки вопроса, причем они считают, что
QR_BBPOST таким образом прикладывать её к исправленному заявлению необходимости
есть. Я прислушиваюсь к этому мнению.
5. Впрочем, мне можно не верить. И каждый может поступить так как считает нужным ( с данным определением). Лично я делаю так, как написал. Проблем с тем, что я направляю оригинал определения обратно в суд, а себе оставляю копию данного определения "для коллекции", - совершенно нет.
С уважением :) :drink:
Упал-встань. Упал сто раз- сто раз встань! Уверен, что прав - гни свою линию. Наше дело правое - мы победим!

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 18:19

Ликбез

#835

Непрочитанное сообщение лсв62 » 02 ноя 2015, 14:44

QR_BBPOST мне высылают оригинал
:D и по каким признакам Вы его отличаете от копии!? ;) так как суд распечатывает на принтере необходимое число копий определения!

Отправлено спустя 1 минуту 39 секунд:
QR_BBPOST у меня нет уверенности, что
нет, тогда Вы вправе воспользоваться своим правом и
QR_BBPOST лично в том не убедюсь.
что он там есть!
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

Аватара пользователя
globus
Заслуженный участник
Сообщения: 5743
Зарегистрирован: 29 май 2008, 16:34
Откуда: SIBERIAN GUBERNIA

Ликбез

#836

Непрочитанное сообщение globus » 02 ноя 2015, 14:51

QR_BBPOST и по каким признакам Вы его отличаете от копии!?
Да нет в этом никакой необходимости! :) :drink:
QR_BBPOST Вы вправе воспользоваться своим правом
Да конечно, но мне делать это сподручнее уже на самом судебном заседании, когда в первую очередь надо поверить наличие доверенности представителя ответчика, наличие подписи, печати, текста доверенности, убедиться в наличии уведомления ответчика о предстоящем с/з и прочее, прочее .... в самую последнюю очередь я буду смотреть это определение, о котором идет (шла) речь :drink:
Заседания идут каждую неделю сейчас, и сегодня вот тоже было, так что периодически изучаю (приходится) разные МД. :D
Упал-встань. Упал сто раз- сто раз встань! Уверен, что прав - гни свою линию. Наше дело правое - мы победим!

Аватара пользователя
лсв62
Заслуженный участник
Сообщения: 12592
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 18:19

Ликбез

#837

Непрочитанное сообщение лсв62 » 02 ноя 2015, 15:05

QR_BBPOST это сподручнее уже на самом судебном заседании,
:) :drink:
Делай что должен - и будь, что будет!
Право не подкреплённое силой, есть простая его декларация, никого ни к чему не обязывающее.

double_tormoz
Заслуженный участник
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 16:24

Ликбез

#838

Непрочитанное сообщение double_tormoz » 03 ноя 2015, 17:18

Форумчане, подскажите , плиз
В какие сроки подается частная жалоба на определения судьи? У меня две версии ГПК: в одном написано 10 дней, в другом написано 15 дней. Какой срок действовал до сентября 2015г.

и ещё вопрос, кто знает дайте ссылку на статью НПА.
рассмотрение судьей заявления о восстановлении процессуального срока : судье дано право не извещать стороны или он должен направить извещение сторонам (стороне). Где в КАС или в ГПК посмотреть? что-то при первом просмотрении не смог обнаружить.

alex75
Заслуженный участник
Сообщения: 926
Зарегистрирован: 07 дек 2008, 00:16

Ликбез

#839

Непрочитанное сообщение alex75 » 03 ноя 2015, 18:35

QR_BBPOST У меня две версии ГПК: в одном написано 10 дней, в другом написано 15 дней. Какой срок действовал до сентября 2015г
В обеих "редакциях" ГПК общий срок обжалования определений суда первой инстанции -15 дней (ст.332 ГПК РФ)

double_tormoz
Заслуженный участник
Сообщения: 513
Зарегистрирован: 15 ноя 2010, 16:24

Ликбез

#840

Непрочитанное сообщение double_tormoz » 04 ноя 2015, 12:05

Форумчане
Подскажите, пожалуйста.
красноармеец подавал заявление в суд раньше (по 25 главе ГПК) и указывал ответчиком командира своей части (командира в/ч 11111) . Суд I инстанции отказал. Красноармеец направил жалобу (уже сам не помню то ли кассационную, то ли аппеляционную ) в суд II инстанции. За это время состоялся приказ и красноармейца перезачислили в другую воинскую часть (в/ч 22222). Вопрос такой: суд II инстанции, если он привлекает командира в/ч 22222 в качестве соответчика или в качестве "третьего лица" должен или нет отразить это в каком-либо определении (хотя бы абзац) в аппеляционном определении (типа того, " ... суд посчитал необходимым привлечь к рассмотрению дела командира (представителя) в/ч 22222 ...." ?
Дело в том, что в наст момент у меня нет физической возможности ознакомиться с делом (ни сейчас, ни в ближайшие дни), пытаюсь понять это из имеющегося на руках текста аппеляц. определения. Там в водной части нифига нет ни про проверку состава участников, ни про анализ оповещен или нет и в том числе ни слова не сказано о том, что суд II инстанции привлекает к процессу команча 22222.


Вернуться в «Механизм судебной защиты»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing и 4 гостя