Обзор судебной практики ЛОВС 2010 по исключению из реестра НИС
Показать текст
Отказ в удовлетворении заявления военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до января 2005 года, об исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы признан противоречащим принципу добровольности реализации гражданских прав и свобод.
Ермаков Д.М. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ начальника Северо-Западного КЭУ (территориального) в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы (далее НИС) жилищного обеспечения военнослужащих в связи с его нежеланием участвовать в указанной системе.
Суд отказал в удовлетворении заявления в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает возможность исключения военнослужащего из НИС по его волеизъявлению.
Окружной военный суд отменил решение по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, в июне 2005 года Ермаков окончил Военный университет МО РФ и получил в связи с этим первое воинское звание офицера «лейтенант юстиции».
01.09.2005 заявитель обратился к командованию с просьбой о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, что впоследствии и было выполнено. Таким образом, заявитель сам инициировал вопрос участия в НИС, и был включён в соответствующий реестр, что им не оспаривается.
Правильно установив это юридически значимое обстоятельство, суд пришёл к ошибочному выводу о том, что Ермаков не может быть исключён из реестра в связи с нежеланием участвовать в НИС.
Согласно п. 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Наряду с иными гражданами, к участникам накопительно-ипотечной системы относятся лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 01.01.2005. При этом указанные лица, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до января 2005 года, могут стать участниками накопительно-ипотечной системы, изъявив такое желание. Как следует из материалов дела, заявитель относится к данной категории военнослужащих.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» законодательство РФ о жилищном обеспечении военнослужащих основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не содержится какого-либо изъятия из этого общего правила и в упомянутых в ст. 2 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» общепризнанных принципах и нормах международного права, а также в международных договорах Российской Федерации.
Таким образом, участие в накопительно-ипотечной системе, применительно к спорным правоотношениям, напрямую зависит от волеизъявления самого военнослужащего, но не усмотрения командования.
Данная правовая позиция подтверждается положениями ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающей различные способы обеспечения жильем военнослужащих в зависимости от их категории, времени поступления на военную службу, личного желания и других обстоятельств: получение жилого помещения, выдача государственного жилищного сертификата или участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. При этом право выбора способа реализации конституционного права на жилище предоставлено самим военнослужащим.
О необходимости учитывать желание военнослужащих, к категории которых относится заявитель, на участие в НИС указано и в самом Федеральном законе «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона).
Отказывая в удовлетворении требований Ермакова, суд исходил из того, что согласно ч. 3 ст. 9 указанного Федерального закона основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:
1) увольнение его с военной службы;
2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
Действительно, приведённая правовая норма не содержит иных оснований для исключения военнослужащих из соответствующего реестра. Однако ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» не может толковаться вне взаимосвязи с указанными положениями закона, предписывающими учитывать желание военнослужащего на участие в НИС, и подлежит применению с учётом этого требования законодательства Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих.
Данная норма не содержит запрета на исключение из реестра военнослужащих, не желающих участвовать в НИС, не ограничивает общепризнанный принцип добровольной реализации гражданских прав, и, по существу, является законодательной гарантией для лиц, избравших такой способ обеспечения жильём, участия в НИС в период прохождения военной службы по контракту.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение было отменено окружным военным судом в связи с неправильным применением норм материального права и принято новое решение об удовлетворении заявления.
Добавлено спустя 4 минуты 32 секунды:
Обзор судебной практики МОВС за второе полугодие 2013 года
Прапорщики, общая продолжительность военной службы по
контракту которых начиная с 1 января 2005 г. составляет три года, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до указанной даты, при их желании могут стать участниками
накопительно-ипотечной системы
Показать текст
Прапорщики, общая продолжительность военной службы по
контракту которых начиная с 1 января 2005 г. составляет три года, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до указанной даты, при их желании могут стать участниками
накопительно-ипотечной системы
Прапорщик В. проходила военную службу по контракту с 1996 по 2001 годы, после чего вновь поступила на неё в апреле 2003 г. В мае 2012 г. заявитель обратилась к командованию с рапортом о включении её в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), однако в мае 2013 г. в удовлетворении данной просьбы командованием войсковой части 0000 заявителю отказано.
В. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать командира и жилищную комиссию воинской части включить её в реестр участников НИС с момента написания рапорта или заключения нового контракта.
Московский гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления В. отказал.
Суд первой инстанции верно указал, что В., поступившая на военную службу в 2003 году, в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Вместе с тем вывод суда о том, что заявитель не может стать участником НИС, поскольку по состоянию на 1 января 2005 г. её выслуга на военной службе составляет более трёх лет, является ошибочным.
Отменяя решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права и удовлетворяя заявленные требования суд апелляционной инстанции указал следующее.
Так, в соответствии с п. 3 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и подп. 3 п. 3 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – Правила), утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005г. № 89, прапорщики, общая продолжительность военной службы по контракту которых начиная с 1 января 2005 г. составляет три года, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до указанной даты, при их желании могут стать участниками НИС. Основанием для включения таких военнослужащего в реестр участников является их письменное обращение о включении в реестр.
Таким образом, из буквального толкования норм, устанавливающих правовые, организационные, экономические и социальные основы НИС жилищного обеспечения военнослужащих, применительно к спорным правоотношениям следует, что В., относящаяся к составу прапорщиков, заключившая первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и имеющая на момент обращения с просьбой о включении в реестр участников НИС выслугу на военной службе более трёх лет, имеет право на включение в данный реестр, поскольку изъявила такое желание.
При этом, исходя из приведённых выше норм, то обстоятельство, что заявитель относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, само по себе, не исключает возможность включения её в реестр участников НИС при соответствующем её волеизъявлении.
Поэтому командованием было необоснованно отказано В. в удовлетворении её просьбы.
В этой связи суд апелляционной инстанции признал, что для восстановления прав заявителя в полном объёме на командира воинской части следует возложить обязанность представить по команде в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решения о включении В. в реестр участников НИС.
Добавлено спустя 3 минуты 48 секунд:
О Б З О Р
судебной МОВС
за первое полугодие 2011 года
Денежные средства участникам накопительно-ипотечной системы предоставляются только военнослужащим, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения
Показать текст
Денежные средства участникам накопительно-ипотечной системы предоставляются только военнослужащим, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения
В период прохождения военной службы по контракту в войсковой части 0000 Ардемасов был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Приказом командующего Воздушно-десантными войсками от 31 марта 2010 года № 27 он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
7 июля 2010 года командиром войсковой части 0000 в адрес руководителя Департамента финансового планирования МО РФ было направлено письмо с просьбой о выделении Ардемасову денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, однако руководитель Департамента отказал в выделении этих денежных средств в связи с тем, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения.
Данные действия руководителя Департамента были обжалованы заявителем в Московский гарнизонный военный суд, решением которого в их удовлетворении было отказано.
При этом суд обоснованно исходил из того, что выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в силу части 2 статьи 4 Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе, или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с данным Федеральным законом.
На момент отказа в предоставлении Ардемасову спорной выплаты он был зарегистрирован и проживал в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери, то есть являлся членом семьи собственника жилого помещения в соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ и не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Это обстоятельство, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с приведенными правовыми нормами объективно препятствовало выплате Ардемасову денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, поэтому руководитель Департамента обоснованно отказал в предоставлении ему данной выплаты.
Добавлено спустя 2 минуты 21 секунду:
О Б З О Р
судебной МОВС
второе полугодие 2010 года
Основанием возникновения права на использование
накоплений, учтенных на именном накопительном счете
участника накопительно-ипотечной системы, в соответствии с
Федеральным законом, в частности является увольнение
военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более
Показать текст
Основанием возникновения права на использование
накоплений, учтенных на именном накопительном счете
участника накопительно-ипотечной системы, в соответствии с
Федеральным законом, в частности является увольнение
военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более
Лейтенанту И., командиром воинской части было отказано в предоставлении документов, необходимых для перечисления накоплений, учтенных на его именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, поскольку его общая продолжительность военной службы составляет менее 10 лет.
Полагая свои права нарушенными, И., обратился в Брянский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать названные действия командира воинской части незаконными и обязать его представить документы для перечисления накоплений, учтенных на его именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления И., отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам оставила это решение суда без изменения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с этим Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более.
Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктом 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, установлено, что определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Таким образом, лишь военнослужащий, увольняемый с военной службы, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, в соответствии с подп. 2 ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» имеет право на использование накоплений, учтенных на его именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
Согласно материалам дела И. досрочно уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), общая продолжительность военной службы заявителя составляет 7 лет 8 месяцев.
Каких-либо данных о том, что выслуга на военной службе Иванютина составляла более 10 лет, в материалах дела не имелось.
Добавлено спустя 23 минуты 4 секунды:
Участие в НИС не мешает быть обеспеченным как члену семьи
Показать текст
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2013 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., при секретаре судебного заседания Мамоновой Е.В., без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № майора Взводного В.В. об оспаривании решения начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 06 декабря 2012 года № 20–33/10 об отказе в предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Решением начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 06 декабря 2012 года № 20–33/10 Взводнову В.В. отказано в предоставлении на семью из 4-х человек жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 74.9 м2 в связи с достижением сыном заявителя ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 23 – летнего возраста, его раздельным от заявителя проживанием и участием в накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Полагая данное решение необоснованным, Взводнов В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать его незаконным и отменить, возложив на ответчика обязанность принять решение о предоставлении ранее распределенного жилого помещения, а также взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» 200 рублей в счет возмещения расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.
При этом Взводнов В.В. в своем заявлении указал, что в 2001 году он в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи 4 человека. В 2004 году его сын ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с поступлением в высшее военное учебное заведение, призван на военную службу, которую в настоящее время продолжает проходить по контракту. Несмотря на то, что сын ФИО10 проживает по месту прохождения военной службы в Тверской области, он зарегистрирован вместе с ним в городе Северодвинске, это обстоятельство является юридически значимым и свидетельствует о его праве на предоставление жилого помещения в избранном месте жительства с учётом жилой площади на сына, который согласен на совместное проживание по новому месту жительства. Накопления, учтённые на именном накопительном счёте участника НИС, его сын не использовал.
Заявитель, будучи надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Начальник территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, просил суд рассмотреть дело без его участия. При этом в своих письменных возражениях требования Взводнова не признал и указал, что оспариваемое решение было вынесены на основании представленных заявителем документов.
Начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своих представителей не направил, вопреки требованиям ч. 1 ст. 167 ГПК РФ об уважительности причин своей неявки суд не известил, отношения к предъявленным требованиям не выразил. В связи с этим, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия указанного должностного лица.
Исследовав материалы, имеющиеся в деле, военный суд приходит к выводу о том, что требования Взводнова В.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из материалов дела усматривается, что заявитель, проходящий военную службу с 1980 года, с 1991 года вместе с семьёй проживает в 2-х комнатной квартире жилой площадью 28.35 м2 по адресу: <адрес>.
29 марта 2001 года Взводнов В.В. на основании протокола жилищной комиссии войсковой части № признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи 4 человека: он, супруга, сын ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В августе 2004 года сын заявителя ФИО3 в связи с поступлением в высшее военное учебное заведение, призван на военную службу. В 2005 году он заключил контракт с МО РФ о прохождении военной службы в ВС РФ на время обучения в военной академии и 5 лет после её окончания. В настоящее время он проходит военную службу по контракту в войсковой части №.
С 02 ноября 2009 года заявитель подлежит увольнению с военной службы по достижению предельного возраста.
25 сентября 2012 года Департаментом жилищного обеспечения Минобороны РФ Взводнову В.В. на состав семьи 4 человека предложено жилое помещение в виде отдельной трёхкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 74.9 м2.
Однако, решением начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 06 декабря 2012 года № 20–33/10 заявителю отказано в предоставлении вышеуказанного жилого помещения в связи с превышением размера распределённой площади жилого помещения на 11.9 м2, так как сын заявителя ФИО3 к членам семьи Взводнова В.В. не относится, поскольку на иждивении не состоит, достиг 23 – летнего возраста, проживает раздельно от заявителя и является участником накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Вместе с тем, в соответствии с абз. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Таким образом, законодатель предусмотрел сохранение права на жилые помещения, а также на оставление в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до поступления на военную службу за курсантами военно-учебных заведений и военнослужащими других категорий в первые пять лет военной службы по контракту.
Из материалов дела усматривается, что ФИО3, являясь сыном заявителя, до поступления в 2004 году в высшее военное образовательное учреждение проживал вместе с заявителем. При этом, в 2001 году, то есть до призыва на военную службу, ФИО3 в составе семьи заявителя признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. С 2009 года, по окончании высшего военного образовательного учреждения, он проходит военную службу в войсковой части №, где в списках нуждающихся в получении жилых помещений не состоит.
Участие ФИО3 в накопительной ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих не препятствует получению заявителем жилого помещения с учётом жилой площади, полагающейся на сына ФИО3, так как законодательство такой запрет не содержит и, более того, сын заявителя не использовал для жилищного обеспечения средства, учтённые на именном накопительном счёте участника НИС.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что решение начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 06 декабря 2012 года № 20 – 33 / 10 об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения в виде отдельной трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 74.9 м2 подлежит отмене, так как принято вопреки нормам законодательства, полагающихся применению с учётом рассмотренных обстоятельств дела.
Помимо указанного, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Из этого следует, что Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Реализуя предоставленные Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (в настоящее время - Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации") полномочия, Министр обороны в целях реализации установленных законодательством социальных прав и гарантий военнослужащих Приказом от 30 сентября 2010 г. N 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).
Согласно п. 16 указанной Инструкции при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации, уполномоченным органом или структурным подразделением принимаются решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, которые подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня его принятия.
В случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.
При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений.
Анализ изложенных норм приводит к выводу о том, что решение об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган принимает лишь в случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения. При наличии же оснований для снятия военнослужащего с жилищного учета, он подлежит снятию с такового в соответствии с п. 10 Инструкции.
Поскольку уполномоченным жилищным органом в лице специализированной организации - территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ вопрос обеспеченности Взводного В.В. и членов его семьи жилыми помещениями на территории Российской Федерации не исследовался и оценка ему не дана, то есть поставленный заявителем вопрос по существу не разрешён, одновременно, принимая во внимание, что суд не является исполнительным органом власти, в компетенцию которого входит предоставление распределенного жилого помещения, а лишь рассматривает споры относительно принятых по таким обращениям решений, которого в отношении заявителя принято не было, военный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя о возложении на начальника территориального отделения в <адрес> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанности принять решение о предоставлении заявителю и членам его семьи распределенного жилого помещения в виде отдельной трёхкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 74.9 м2, как преждевременно заявленного.
Вместе с тем, в целях восстановления нарушенного права заявителя, суд считает необходимым возложить на начальника территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении Взводнову В.В. и членам его семьи указанного жилого помещения.
Поскольку требования заявителя удовлетворены частично, суд, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, находит правомерным и подлежащим удовлетворению требование Взводнова В.В. о взыскании с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербург, Ленинградской области и Республике Карелия» судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины в размере 150 рублей – пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 - 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление Взводного В.В. – удовлетворить частично.
Признать решение начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 06 декабря 2012 года № 20–33/10 об отказе в предоставлении Взводнову В.В. жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 74.9 м2, по указанным в нём основаниям, незаконным и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить его.
Возложить на начальника территориального отделения в Архангельской области – город Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении Взводнову В.В. и членам его семьи распределенного жилого помещения в виде отдельной трёхкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 74.9 м2, в срок не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации.
Взыскать в пользу Взводного В.В. с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» 150 (сто пятьдесят) рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд.
В удовлетворении остальных требований Взводнова В.В., а также взыскании судебных расходов в большем размере – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно: Председательствующий по делу М.В. Феоктистов
Секретарь судебного заседания ФИО6
Добавлено спустя 2 минуты 45 секунд:
обзор судебной практики
Северного флотского военного суда,
в 1 полугодии 2013 года
Участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не имеет права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Показать текст
Решением начальника отделения ЗРУЖО в Архангельской области ВЗВОДНОВУ на семью из четырех человек отказано в предоставлении трехкомнатной квартиры общей площадью 74,9 кв.м в г. Санкт-Петербурге в связи с превышением норм её предоставления, так как сын заявителя является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС).
ВЗВОДНОВ обратился в суд с заявлением, в котором просил признать названное решение незаконным и обязать начальника отделения ЗРУЖО в Архангельской области распределить ему указанное жилое помещение.
Решением Северодвинского гарнизонного военного суда (пред. Феоктистов М.В.) заявление ВЗВОДНОВА удовлетворено частично.
Суд признал незаконным решение начальника отделения ЗРУЖО в Архангельской области и возложил на данное должностное лицо обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении ВЗВОДНОВУ и членам его семьи оспариваемого жилого помещения.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета на получение заявителем жилой площади с учетом в качестве члена его семьи – сына В.А.В., являющегося участником НИС и не использовавшего денежные средства, учтенные на его именном накопительном счете, для реализации своего права на обеспечение жильем.
Однако данный вывод суда является ошибочным.
Пунктом 14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 15 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом на указанных военнослужащих и членов их семей не распространяется действие абз.12 п.1, п.п.13 и 14 ст.15, а также абз.2 п.1 ст.23 настоящего Федерального закона.
Согласно подп.1 п.2 ст.9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», военнослужащие, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года с момента получения первого воинского звания офицера включаются в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, и это участие от волеизъявления самого военнослужащего не зависит.
Из материалов дела усматривалось, что сын заявителя В.А.В. в июне 2009 года окончил Военную академию воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и ему было присвоено первое воинское звание офицера – лейтенант.
При таких данных, вопреки выводу гарнизонного военного суда, участие В.А.В. в НИС в силу прямого запрета законодательства не позволяло заявителю претендовать на получение жилой площади оспариваемой квартиры с учетом его сына как члена семьи заявителя в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку при определении размера предоставляемого заявителю жилого помещения должен был учитываться состав его семьи в количестве трех, а не четырех человек.
Таким образом, оспариваемое решение отделения ЗРУЖО в Архангельской области об отказе в предоставлении ВЗВОДНОВУ распределенной квартиры в связи с превышением размера распределения площади жилого помещения являлось законным и обоснованным.
Добавлено спустя 13 минут 11 секунд:
текст апелляционного определения к нему
Показать текст
Председательствующий по делу судья Феоктистов М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 185-АГ
город Североморск 15 апреля 2013 года
Северный флотский военный суд в составе: председательствующего - судьи Минакова А.Л., судей Волчка В.Г. и Агафонова И.Н.,
при секретаре Шалупа И.С.,
с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Северного флота подполковника юстиции Семизорова П.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» (далее – начальник отделения ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ») Скворцовой Н.С. на решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2013 года, принятое по заявлению военнослужащего войсковой части № майора ВЗВОДНОВА Валерия Васильевича об оспаривании действий начальника отделения ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ», связанных с отказом в предоставлении заявителю распределенного жилого помещения по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства, и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее – ФКУ «УФО МО РФ») о взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Волчка В.Г., флотский военный суд
установил:
Решением начальника отделения ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» №20-33/10 от 06 декабря 2012 года Взводнову на семью из четырех человек отказано в предоставлении трехкомнатной квартиры общей площадью 74,9 кв.м по адресу: г.Санкт-Петербург, пос. Шушары, <адрес> в связи с превышением норм её предоставления, так как сын заявителя - военнослужащий по контракту является участником накопительно-ипотечной системы (далее – НИС).
Полагая свои права нарушенными, Взводнов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать названное решение незаконным, обязав указанное должностное лицо его отменить и вынести новое – о предоставлении ему упомянутого жилого помещения. Также заявитель просил взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в его пользу 200 руб. в счет возмещения судебных расходов.
Решением Северодвинского гарнизонного военного суда заявление Взводнова удовлетворено частично.
Суд признал незаконным решение начальника отделения ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ», обязал ответчика его отменить и возложил на данное должностное лицо обязанность рассмотреть в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения им сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации вопрос о предоставлении Взводнову и членам его семьи оспариваемого жилого помещения, а также взыскал в его пользу с ФКУ «УФО МО РФ» судебные расходы в сумме 150 рублей.
В апелляционной жалобе начальник отделения ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» Скворцова Н.С., выражая несогласие с указанным решением суда, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и вынести новое – об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Аргументируя свою жалобу, Скворцова, ссылаясь на нормы ст.15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», утверждает, что в ходе рассмотрения данного гражданского дела суд первой инстанции не исследовал и не дал надлежащей оценки обстоятельствам, имеющим значение для его правильного рассмотрения. Так, не было удовлетворено ходатайство о привлечении к участию в деле ФГКУ «Росвоенипотека». При этом к полномочиям ответчика не относится возложенная на него судом обязанность по предоставлению заявителю оспариваемой квартиры, так как этот вопрос находится в ведении другого жилищного органа. Высказывает Скворцова и сомнения относительно того, какое именно жилое помещение предлагалось Взводнову на момент рассмотрения дела в суде. Кроме того, начальник Архангельского отделения «ЗРУЖО МО РФ» отмечает, что в деле отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что денежные средства сыном заявителя, являющимся участником НИС, с его именного накопительного счета не снимались. Обращает внимание Скворцова также на то, что суд не применил подлежащие применению нормы материального права, а именно измененные редакции ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Рассмотрев материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее заявителя, заслушав мнение военного прокурора, полагавшего необходимым решение суда отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении требований заявителя, флотский военный суд находит жалобу Скворцовой подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Гарнизонный военный суд, частично удовлетворяя требования Взводнова, пришел к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета на получение заявителем жилой площади с учетом в качестве члена его семьи – сына ФИО14., являющегося участником НИС и не использовавшего денежные средства, учтенные на его именном накопительном счете, для реализации своего права на обеспечение жильем. Также суд сослался в решении на абз.11 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. При этом они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
Однако данный вывод суда является ошибочным вследствие неправильного применения норм материального права, выразившегося в неправильном истолковании закона.
Пунктом 14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно подп.1 п.2 ст.9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» достаточным и необходимым условием для включения их в реестр участников НИС является получение ими первого воинского звания офицера и это участие от волеизъявления самого военнослужащего не зависит.
На основании п.15 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 года №90-ФЗ) к участникам НИС наряду с другими относятся военнослужащие-граждане, которые окончили военные образовательные учреждения профессионального образования и получили в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года.
Кроме того, в соответствии с этим же пунктом на указанных военнослужащих-граждан не распространяется действие абз.12 п.1, п.п.13 и 14 ст.15, а также абз.2 п.1 ст.23 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что сын заявителя ФИО14 в июне 2009 года окончил Военную академию воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова и ему было присвоено первое воинское звание офицера – лейтенант (л.д. 32, 33).
При таких данных, вопреки выводу гарнизонного военного суда, участие ФИО14. в НИС в силу прямого запрета законодательства не позволяет заявителю претендовать на получение жилой площади оспариваемой заявителем квартиры с учетом его сына как члена семьи заявителя в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поэтому при определении размера предоставляемого заявителю жилого помещения должен учитываться состав его семьи в количестве трех, а не четырех человек.
Таким образом, оспариваемое решение начальника отделения ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» №20-33/10 от 06 декабря 2012 года об отказе в предоставлении Взводнову распределенной квартиры в связи с превышением размера распределения площади жилого помещения на 11,9 кв. м является законным и обоснованным.
Кроме того, является необоснованной и ссылка в решении на абз.11 п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», запрещающий в первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) исключать военнослужащих из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу, поскольку вопрос обеспечения сына заявителя жильем подлежит решению самостоятельно от отца в рамках участия сына в накопительно-ипотечной системе.
Принимая во внимание, что обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, однако допущена ошибка вследствие неправильного применения норм материального права, флотский военный суд по вышеназванному основанию считает необходимым решение гарнизонного военного суда в части оспаривания указанного решения начальника отделения, возложения на ответчика обязанности его отменить и рассмотреть вопрос о предоставлении заявителю с членами семьи оспариваемого жилого помещения, а также о взыскании судебных расходов отменить и вынести новое – об отказе в удовлетворении указанных требований.
Поскольку заявление Взводнова не подлежит удовлетворению, то в силу ст.98 ГПК РФ отсутствуют основания и для возмещения ему судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328 и п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, флотский военный суд
определил:
Решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 21 февраля 2013 года по заявлению Взводнова Валерия Васильевича в части признания незаконным решения начальника территориального отделения в Архангельской области ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» от 06 декабря 2012 года №20-33/10, возложения на ответчика обязанности его отменить и рассмотреть в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения им сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации вопрос о предоставлении Взводнову и членам его семьи оспариваемого жилого помещения, а также о взыскании в его пользу с ФКУ «УФО МО РФ» судебных расходов в сумме 150 рублей в связи с неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении требований заявления Взводнова В. В. о признании незаконным решения начальника территориального отделения в Архангельской области ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» от 06 декабря 2012 года №20-33/10, возложения на ответчика обязанности его отменить и рассмотреть в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения им сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на жилые помещения на всей территории Российской Федерации вопрос о предоставлении Взводнову и членам его семьи оспариваемого жилого помещения, а также о взыскании в его пользу с ФКУ «УФО МО РФ» судебных расходов в сумме 150 рублей отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Подлинное за надлежащими подписями. Верно.
Судья Северного флотского
военного суда В.Г. Волчок
Добавлено спустя 13 минут 24 секунды:
верховный суд о выплате накоплений и ДОПов, решение интересно тем, что 3 инстанции в упор не видели выслуги более 10 лет хотя это было очевидно сразу, кроме того подробно расписываются нормы и есть интересные выкладки, например
Необходимо также отметить, что данный федеральный закон не содержит
оснований для отказа в выплате денежных средств, дополняющих накопления
для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте
участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения
военнослужащих.
http://supcourt.ru/stor_pdf.php?id=607110
Добавлено спустя 4 минуты 42 секунды:
верховный суд о порядке выплат по НИС, что от кого зависит в МОРФ, поскольку часто в суде происходит путаница в резолютивной части
http://supcourt.ru/stor_pdf.php?id=598778
всё пройдёт, пройдёт и это.