![](/styles/vsud/theme/images/spoiler_open.gif)
Показать текст
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гарнизонный военный суд в составе: председательствующего с участием заявителя ИВАНОВа Д.Н., его представителя по заявлению Буденкова Р.И. представителей начальника ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» Зайцева М.Г., Васильченко С.Г. в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению майора ИВАНОВа Дмитрия Николаевича об оспаривании действий министра обороны РФ и начальника ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ», связанных с назначением на воинскую должность,
Установил:
ИВАНОВ Д.Н. обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать действия МО РФ и начальника ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ»(Далее – академия) по его назначению на равную воинскую должность начальника штаба-заместителя командира мотострелкового батальона, дислоцированного в южном военном округе незаконными, а приказ МО РФ № 68 от 14.02.2014 г. параграф 5 в части его назначения на должность незаконным и подлежащим отмене;
- обязать МО РФ отменить приказ № 68 от 14.02.2014 г. параграф 5 в части назначения его на должность;
- признать приказ № 66 от 18.03.2014 г. начальника академии в части исключения его из списков личного состава академии недействительным и обязать отменить его.
В своем заявлении и судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявленные требования, пояснив, что с 23 марта 2011 г. он проходит военную службу в распоряжении начальника филиала академии. 11 февраля 2011 г. им был подан рапорт о досрочном увольнении с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями. В связи с не обеспечением жилым помещением, он просил не увольнять его до предоставления жилья. Поскольку в распоряжении он находится более 6 месяцев, то он должен быть уволен с военной службы, а не назначен на какую-либо воинскую должность.
Представители должностных лиц, действия которых оспариваются, в судебном заседании требования заявителя не признали и пояснили, что назначение заявителя на равную воинскую должность производится без его согласия в связи со служебной необходимостью, что было и сделано. Поскольку заявитель не уволился с военной службы до обеспечения жильем, является военнослужащим, то, то обязан выполнять распоряжения командования.
Заслушав объяснения заявителя, представителей должностных лиц, действия которых оспариваются, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 – ФЗ « О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствие с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно – врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.
Пунктом 5 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 в редакции от 24 марта 2008 года, (далее - Положение) определено, что назначение военнослужащего на воинскую должность производится, в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитывается уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные настоящим Положением.
Согласно подпункту а пункта 1 статьи 15 Положения, военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации по служебной необходимости.
Пункт 2 статьи 15 Положения определяет, что, перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев:
а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно – врачебной комиссии;
б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети – учащиеся в возрасте до 23 лет, дети – инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно – врачебной комиссии;
в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико – социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Статья 13 Положения предусматривает порядок зачисления в распоряжение командира (начальника), а именно пункт 1 определяет, что для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
2. Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более чем на шесть месяцев;
Данная позиция заложена в статье 42 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», определяющая, что военнослужащий проходит военную службу на должности, однако в пункте 4 указано, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев;
Одновременно, согласно статье 32 данного Закона, пункт 1 определяет, что контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
Пункт 2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Пункт 3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Как усматривается из рапорта ИВАНОВа Д.Н. от 11 февраля 2011 г., последний просит освободить его от занимаемой должности и уволить с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями. До увольнения с военной службы обеспечить его жилым помещением.
Рапортом от 23 марта 2011 г. Иванов Д.Н. просил заключить с ним контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет.
Контракт о прохождении военной службы с ИВАНОВым Д.Н. сроком на 5 лет подписан 23 марта 2011 г.
Согласно копии представления к назначению ИВАНОВа Д.Н. на должность, последний, проходя военную службу в распоряжении начальника Военного института академии (16 тарифный разряд) с 23 марта 2011 г. представлен к назначению на должность начальника штаба – заместителя командира мотострелкового батальона войсковой части 27777 (16 тарифный разряд).
Из выписки из приказа МО РФ от 14 февраля 2014 г. № 68, усматривается, что ИВАНОВ Д.Н. назначен начальником штаба – заместителем командира мотострелкового батальона 18 гвардейской отдельной мотострелковой бригады 58 общевойсковой армии южного военного округа. Перемещается на равную воинскую должность по служебной необходимости.
На основании выписки из приказа начальника академии от 18 марта 2014 г. № 66, назначенный приказом МО РФ от 14.02.2014 г. № 68 на должность начальника штаба-заместителя командира мотострелкового батальона 18 гвардейской отдельной мотострелковой бригады 58 общевойсковой армии ЮВО ИВАНОВ Д.Н. 17 марта 2014 г. исключен из списков личного состава Военного института
Таким образом, судом установлено, что заявитель проходил военную службу на должности заместителя командира батальона обеспечения учебного процесса по вооружению филиала академии( 16 тарифный разряд), а с 23 марта 2011 г. проходил военную службу в распоряжении начальника филиала академии. 11 февраля 2011 г. им был подан рапорт о досрочном увольнении с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями. В связи с не обеспечением жилым помещением, он просил не увольнять его до предоставления жилья. Вместе с тем заявитель 23 марта 2011 г. заключил контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет. Приказом МО РФ от 14 февраля 2014 г. № 68, ИВАНОВ Д.Н. назначен начальником штаба – заместителем командира мотострелкового батальона 18 гвардейской отдельной мотострелковой бригады 58 общевойсковой армии южного военного округа(16 тарифный разряд) и 17 марта 2014 г. исключен из списков личного состава Военного института.
По мнению суда, заявитель, являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту заявил о своем желании быть уволенным с военной службы в связи с оргштатными мероприятиями, однако уволен не был, так как изъявил желание быть предварительно обеспеченным жильем. Тем самым, вопрос увольнения поставил под условие обеспечения жильем. Учитывая, что де- факто и де-юре, ИВАНОВ Д.Н. является военнослужащим, то в силу действующего законодательства обязан выполнять общие обязанности военнослужащего, в том числе в рамках перемещений по службе, тем более перемещение осуществляется на равнозначную воинскую должность и не требует его согласия. Поскольку служебная необходимость такого назначения определяется органом военного управления, данные факторы не могут являться предметом судебного контроля.
В связи с вышеизложенным и учитывая, что перемещение по службе произведено полномочным должностным лицом, требования заявителя признать действия МО РФ и начальника ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» по его назначению на равную воинскую должность начальника штаба-заместителя командира мотострелкового батальона, дислоцированного в южном военном округе незаконными, а приказ МО РФ № 68 от 14.02.2014 г. параграф 5 в части его назначения на должность незаконным и подлежащим отмене; обязать МО РФ отменить приказ № 68 от 14.02.2014 г. параграф 5 в части назначения его на должность и признать приказ № 66 от 18.03.2014 г. начальника академии в части исключения его из списков личного состава академии недействительным и обязать отменить его, удовлетворению не подлежат.
Довод заявителя и его представителя о невозможности его назначения на должность в связи с истечением 6 месяцев нахождения в распоряжении, судом во внимание принят быть не может, поскольку прямой обязанности на орган военного управления уволить военнослужащего, проходящего военную службу в распоряжении по истечении предельного 6-ти месячного срока нахождения в распоряжении законодатель не возложил. В связи с данной ситуацией у заявителя по истечении 6-ти месяцев возникает лишь право быть уволенным по оргштатным мероприятиям, которым последний не воспользовался, поставив увольнение с военной службы в зависимость от получения жилого помещения до увольнения.
По смыслу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку требования заявителя судом не удовлетворены, оснований для взыскания в его пользу госпошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении заявления майора ИВАНОВа Дмитрия Николаевича об оспаривании действий министра обороны РФ и начальника ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ», связанных с назначением на воинскую должность, - отказать.