Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"" (проект)
![](/styles/vsud/theme/images/spoiler_open.gif)
Показать текст
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
«О статусе военнослужащих»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 22, ст. 2331; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 53 (ч. 1), ст. 5030; 2002, N 19, ст. 1794; N 26, ст. 2521; 2003, N 46, ст. 4437; N 52 (часть I), ст. 5038; 2004, N 30, ст. 3089;
N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 2; N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; 2007, N 50,
ст. 6237; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5723; 2009, N 7, ст. 769; N 30, ст. 3739;
N 52, ст. 6415; 2010, N 50, ст. 6600; 2011, N 46, ст. 6407; N 51, ст. 7448; 2012, N 25, ст. 3270; N 26, ст. 3443; 2013, N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5447; N 44, ст. 5636, 5637;
N 48, ст. 6165; N 53, ст. 7613; 2014, N 48, ст. 6641; N 23, ст. 2930) следующие изменения:
1) в абзаце пятом пункта 1 статьи 13.1 слова «денежной компенсации
за наем (поднаем) жилых помещений» заменить словами «денежной компенсации за аренду (наем, поднаем) жилых помещений»;
2) в статье 15:
а) в пункте 1:
абзац второй исключить;
абзац третий считать абзацем вторым;
абзацы четвертый – одиннадцатый исключить;
абзац двенадцатый считать абзацем четвертым и заменить в нем слова «служебными жилыми помещениями» словами «жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения)»;
абзац тринадцатый считать абзацем пятым;
абзац четырнадцатый исключить;
абзацы пятнадцатый – шестнадцатый считать абзацами шестым – седьмым соответственно;
абзац семнадцатый считать абзацем восьмым и дополнить его после слов «(военных городках)» словами «и регистрируются по адресам воинских частей»;
абзац восемнадцатый считать абзацем девятым.
б) пункт 3 признать утратившим силу;
в) в пункте 4 слова «в соответствии с пунктом 3» заменить словами
«в соответствии с пунктами 2 и 7 статьи 15.2 настоящего Федерального закона»;
2) дополнить статьей 15.2 следующего содержания:
«Статья 15.2. Обеспечение военнослужащих специализированными жилыми помещениями.
1. На весь срок военной службы специализированными жилыми помещениями обеспечиваются:
военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования
и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;
офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту
после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Специализированные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
2. Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, не обеспеченные жилым помещением в соответствующем месту прохождения военной службы населенном пункте или близлежащем населенном пункте, не позднее трехмесячного срока
со дня прибытия на новое место военной службы обеспечиваются специализированными жилыми помещениями на период прохождения военной службы посредством предоставления служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, жилых помещений в общежитиях,
а при отсутствии специализированных жилых помещений – посредством выплаты до обеспечения специализированным жилым помещением денежной компенсации за аренду (наем, поднаем) жилого помещения либо посредством предоставления арендованных воинскими частями жилых помещений. Вне очереди специализированные жилые помещения предоставляются военнослужащим – гражданам, имеющим трех и более детей, а также иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Специализированные жилые помещения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить специализированные жилые помещения в указанных населенных пунктах –
в других близлежащих населенных пунктах. Критерии отнесения населенного пункта к указанной категории определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.
3. Военнослужащие – граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в специализированных жилых помещениях в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащим - гражданам, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в специализированных жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие военнослужащие - граждане могут быть признаны нуждающимися в специализированных жилых помещениях, до истечения пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий предоставляются жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда.
4. Военнослужащие - граждане и члены их семей, признанные федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в специализированных жилых помещениях, обеспечиваются служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или жилыми помещениями в общежитиях в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту менее 10 лет, и членам их семей предоставляются жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда.
Военнослужащие, обеспечиваемые специализированными жилыми помещениями, заключают с федеральным органом исполнительной власти,
в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, договор найма специализированного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления специализированного жилого помещения,
его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Служебные жилые помещения предоставляются из расчета не менее чем 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При согласии военнослужащего служебное жилое помещение может быть предоставлено менее нормы предоставления.
Жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда предоставляются по нормам, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное
и выше, проходящий военную службу, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень
и (или) ученое звание, при предоставлении им специализированного жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади специализированного жилого помещения производится по одному из них по выбору военнослужащего - гражданина.
6. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу
по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, регистрируются по месту жительства по адресам воинских частей.
7. В случае отсутствия свободных специализированных жилых помещений военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися
в специализированных жилых помещениях, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за аренду (наем, поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Дальнейшее обеспечение таких военнослужащих специализированными жилыми помещениями осуществляется в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащим - гражданам, отказавшимся от предложенного специализированного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или в близлежащем населенном пункте, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае утраты оснований для обеспечения специализированным жилым помещением, выплата денежной компенсации за аренду (наем, поднаем) жилых помещений прекращается.
8. За военнослужащими, обеспечиваемыми жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, на первые пять лет военной службы
по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.».
Президент
Российской Федерации В.Путин
![](/styles/vsud/theme/images/spoiler_open.gif)
Показать текст
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (далее – законопроект) предлагается ввести новую статьи 15.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон), а также внесение изменений в статьи 13.1
и 15 Федерального закона.
Законопроект разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 г. № РД-П4-46с и направлен
на оптимизацию форм обеспечения военнослужащих - граждан и членов их семей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В настоящее время основной формой обеспечения военнослужащих – граждан в период прохождения военной службы является предоставление
им служебных жилых помещений, построенных (купленных) федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом предоставление военнослужащему – гражданину жилого помещения в общежитии либо жилого помещения маневренного фонда возможно лишь до обеспечения военнослужащего – гражданина служебным жилым помещением.
Вместе с тем согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитии и жилые помещения маневренного фонда наравне со служебными жилыми помещениями относятся к разновидностям жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения). Объединяющим признаком указанных видов жилых помещений является их целевое назначение – для временного проживания граждан в период их работы, службы.
В связи с этим законопроектом предлагается установить,
что военнослужащие – граждане и члены их семей обеспечиваются специализированными жилыми помещениями на период прохождения военной службы посредством предоставления служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, жилых помещений в общежитиях.
Кроме того, поскольку действующая редакция Федерального закона предусматривает возможность предоставления военнослужащему служебного жилого помещения в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте, законопроектом конкретизируются основания, при которых военнослужащий – гражданин признается нуждающимся в специализированном жилом помещении: необеспеченность жилым помещением в соответствующем месту прохождения военной службы населенном пункте или близлежащем населенном пункте. При этом критерии отнесения населенного пункта
к категории «близлежащий», а также порядок принятия военнослужащих на учет нуждающихся в специализированных жилых помещениях определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях исключения случаев совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью получения специализированного жилого помещения (продажа жилья по месту прохождения военной службы, снятие с регистрационного учета в жилом помещении, право пользования которым не было утрачено, и т.п.) в законопроект введено положение о том, что военнослужащим, совершившим подобные намеренные действия, до истечения пяти лет со дня их совершения предоставляются жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда.
Кроме того, в целях повышения привлекательности военной службы
и создания реальной возможности федеральным органам исполнительной власти разместить военнослужащих контрактной службы (сержантов и старшин, солдат
и матросов) в специализированных жилых помещениях введена норма, согласно которой указанная категория военнослужащих – граждан до достижениями ими общей продолжительности военной службы по контракту обеспечивается жилыми помещениями в общежитиях и жилыми помещениями маневренного фонда.
Законопроектом также предлагается установить, что служебное жилое помещение предоставляется из расчета не менее чем 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации
и Федеральным законом норма, исходя из которой должно предоставляться служебное жилое помещение не установлена.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации термин норма предоставления используется применительно к определению минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого рассчитывается размер общей площади жилого помещения, предоставляемого
по договору социального найма. Она устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. При этом федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
Таким образом, в целом, понятие нормы предоставления относится
к случаям предоставления жилого помещения для постоянного проживания – исходя из положений статей 15 и 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», если речь идет о предоставлении по договорам социального найма либо в собственность бесплатно.
Служебное жилое помещение согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется для проживания граждан в связи
с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, в связи с прохождением службы. Проживание в служебном жилом помещении носит временный характер.
В связи с этим предоставление служебного жилого помещения по норме, установленной для случаев обеспечения военнослужащих постоянным жилым помещением не оправдано экономически и на практике приводит к тому,
что военнослужащие - граждане отказываются от служебного жилого помещения только потому, что его площадь меньше нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма (18 кв. м на одного члена семьи согласно статье 15.1 Федерального закона).
Вместе с тем, действующее законодательство оперирует ещё одним понятием – учётная норма, под которой подразумевается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях
их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, норма предоставления служебного жилого помещения может быть близка к учетной норме площади жилого помещения. В связи с этим по результатам проведения сравнительного анализа размеров учетных норм, установленных по 83-м городам – административным центрам субъектов Российской Федерации установлен диапазон размера учетной нормы составляет
от 7 до 16 кв. метров, позволивший определить среднюю норму, равную
12 кв. метрам общей площади жилого помещения на одного человека.
Установление рассматриваемой нормы позволит повысить эффективность использования фонда служебных жилых помещений.
В целях упорядочения вопросов регистрации военнослужащих – граждан по месту жительства при переводе к новому месту службы, а также упрощения процедуры сдачи служебных жилых помещений при убытии военнослужащих - граждан законопроектом предлагается определить, что военнослужащие – граждане и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, регистрируются по месту жительства по адресам воинских частей.
Законопроектом также уточнены положения, касающиеся выплаты военнослужащим – гражданам компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Указанная компенсация выплачивается военнослужащим – гражданам
в случае отсутствия специализированных жилых помещений. На практике военнослужащие – граждане для получения данной компенсации предоставляют не только договоры найма (поднайма) жилых помещений, но и договоры аренды жилых помещений, в связи с чем предлагается уточнить, что компенсация выплачивается за аренду (наем, поднаем) жилых помещений.
Кроме того, в целях исключения случаев необоснованных выплат денежной компенсации за аренду (наем, поднаем) жилых помещений в законопроект включено положение о том, что военнослужащим - гражданам, отказавшимся
от предложенного специализированного жилого помещения, расположенного
по месту военной службы или в близлежащем населенном пункте, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае утраты оснований для обеспечения специализированным жилым помещением, выплата денежной компенсации
за аренду (наем, поднаем) жилых помещений прекращается.
Принятие законопроекта приведет к оптимизации государственных обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих - граждан на период прохождения военной службы и повышению эффективности использования выделяемых на эти цели средств федерального бюджета.