Северодвинский гарнизонный военный суд Дело № 2а – 4/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., при секретаре судебного заседания Мамоновой Е.В., с участием представителя административного истца Щербаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Титова Олега Васильевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СРУЖО» МО РФ) и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово - экономическая служба» (далее - ФКУ «ОСК СФ» - «2 ФЭС»), связанных с уменьшением административному истцу и членам его семьи выделенной жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Титов О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника ФГКУ «СРУЖО» МО РФ, связанные с принятием решения от 18 сентября 2017 № 1/2/3/-211 по внесению изменений в учетные данные по уменьшению размера предоставленной административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) на 16,4 кв.м. и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить данное решение по внесению изменений в учетные данные. Кроме того, административный истец просит признать, что у его супруги Титовой О.Р. после совершения действий, выразившихся в отчуждении жилого помещения, истек срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, и она может быть признана нуждающейся в жилых помещениях как член семьи военнослужащего.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 28 декабря 2017 года, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен филиал ФКУ «ОСК СФ»-«2 ФЭС».
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 10 января 2018 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Титова О.Р. в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего ребенка Титовой А.О., как его законный представитель.
Административный истец Титов О.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не явился, направил своего представителя Щербакову О.В., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – начальник ФГКУ «СРУЖО» МО РФ, действующий в своих интересах и в интересах административного ответчика ФГКУ «СРУЖО» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил, в своих возражениях на административное исковое заявление указал, что административному истцу был уменьшен размер жилищной субсидии на 16,4 кв.м., поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, супруге административного истца – Титовой О.Р. принадлежала на праве собственности 1/3 доли в жилом помещении, общей площадью 49,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Данная жилая площадь была получена Титовой О.Р. в собственность от государства на безвозмездной основе, в связи с чем, при расчете жилищной субсидии указанная жилая площадь жилого помещения была учтена. Просил в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать, о причинах неявки суд не уведомил.
Административный ответчик – филиал ФКУ «ОСК» - «2 ФЭС», в лице своего начальника, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил, решение вопроса по существу исковых требований оставил на усмотрение суда и просил рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованное лицо на стороне административного истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Титова О.Р., действующая в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего ребенка Титовой А.О., как его законный представитель, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в него не явилась, своего представителя не направила, о причинах неявки суд не известила, отношения к предъявленным требованиям не выразила.
Суд, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрел при данной явке.
Выслушав пояснения представителя административного истца Щербаковой О.В. и исследовав доказательства, имеющиеся в деле с точки зрения их полноты, относимости и допустимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со справками командира войсковой части № от 04 августа 2017 года №452,459, Титов О.В. имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет в календарном исчислении и подлежит увольнению в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, то есть в соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих»), административный истец относится к числу военнослужащих, имеющих право на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по своему выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае обеспечения федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства, документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как следует из п. 3 «Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция), признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. п. 3 и 4 «Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76, установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности либо на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчете размера жилищной субсидии учету подлежит занимаемая военнослужащим и (или) членами его семьи на праве собственности, либо по договору социального найма общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем, и в отношении которой не дано обязательство о ее освобождении.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из содержания ч. 4 ст. 52 ЖК РФ следует, что при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему документов, подтверждающих сдачу ранее полученного жилого помещения или готовность и возможность такой сдачи.
Согласно ч. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», к членам семей военнослужащих относятся, в том числе супруга (супруг) и несовершеннолетние дети. При этом, на членов семьи военнослужащего распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Положениями ст. 15 и 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает взаимную обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий или члены его семьи распорядились полученным ранее от государства жилым помещением и не могут его сдать в установленном порядке, то они не имеют права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Кроме того, как следует из п.п. «д» п. 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление военнослужащим жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации без учета жилых помещений, ранее полученных им или членами его семьи за счет государства, и не сданного в установленном порядке государству, не допустимо, поскольку ведет к сверхнормативному обеспечению военнослужащего и (или) членов его семьи жилым помещением.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, то есть в период приобретения Титовой О.Р. в собственность 1/3 доли жилого помещения, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из решения начальника территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 29-20/69 Титов О.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 3 человека с супругой Титовой О.Р. и дочерью Титовой А.О. с 13 апреля 2015 года в избранном месте жительства г. Северодвинск Архангельской области.
Уведомлением начальника территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 09 июня 2015 года №29-12/1876 изменена форма обеспечения Титова О.В и членов его семьи жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением начальника ФГКУ «СРУЖО» МО РФ от 18 сентября 2017 года №1/2/3-211 внесены изменения в учетные данные для предоставления Титову О.В и членов его семьи жилищной субсидии с уменьшением нормы предоставления административному истцу и членам его семьи площади жилого помещения, поскольку супруга административного истца Титова О.Р. в 2001 году приобрела в собственность 1/3 долю в жилом помещении по адресу: <адрес>, а в 2005 году Титова О.Р. произвела отчуждение на основании договора дарения вышеуказанного жилого помещения, то есть распорядилась жилым помещением, полученным от государства, по своему усмотрению, в связи с чем, при расчете жилищной субсидии была учтена указанная жилая площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности и соответственно произведен вычет в размере 16,4 кв.м.
В соответствии с ордером №584 от 05 октября 1987 года выданным Исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов г. Новомичуринска, Титова О.Р. и ее родители ФИО1 вселены в предоставленное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно договору №90 о безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан квартиры от 20 декабря 2001 года Титова О.Р. и ее родители ФИО2 получили бесплатно от Муниципального образования – Пронский район Рязанской области жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 49,2 кв.м., который зарегистрирован в бюро технической инвентаризации при администрации г. Новомичуринска.
Как следует из договора дарения 1/3 доли указанной выше квартиры от 24 октября 2005 года Титова О.Р. подарила указанную долю в праве собственности на жилое помещение своей матери – ФИО4
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31 октября 2005 года ФИО5 стало принадлежать 2/3 доли в праве на указанное жилое помещение.
Согласно справке из поквартирной карточки от 20 декабря 2017 года, выданной специалистом паспортного стола МП «РКЦ» МО- Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области в квартире № 31 дома 17Д в городе Новомичуринске Пронского района Рязанской области, были зарегистрированы ФИО3 с 19 марта 1985 года до 26 августа 2014 года, а также их дочь - супруга административного истца Титова О.Р. с 10 октября 1995 года до 18 сентября 2010 года. 17 марта 2015 года сменился собственник данного жилого помещения.
Из сообщения главы администрации Новомичуринского городского поселения от 25 декабря 2017 года № 2837 следует, что передача квартиры, расположенной по адресу: <адрес> была произведена на бесплатной основе и до передачи ее ФИО6 и членам ее семьи ФИО7, Титовой О.Р. состояла на балансе Исполнительного комитета городского Совета народных депутатов г. Новомичуринска, являясь государственной собственностью.
Как следует из данных, предоставленных Росреестром супруга истца – Титова О.Р. являлась собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 49,2 квадратных метров.
Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами закона позволяют суду прийти к выводу о том, что супруга административного истца Титова О.Р. была обеспечена от государства на безвозмездной основе жилым помещением в виде 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 16,4 кв.м. жилого помещения, которое она подарила своей матери, то есть распорядилась им по своему усмотрению, государству его не передала. Таким образом, действия начальника ФГКУ «СРУЖО» МО РФ, связанные с уменьшением нормы предоставления административному истцу и членам его семьи площади жилого помещения на 16,4 кв. м. основаны на законе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действиями административных ответчиков какие-либо права либо законные интересы Титова О.В. нарушены не были, а заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении требований административного истца судом отказано, основания для возмещения Титову О.В. судебных расходов, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 111, 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Титова Олега Васильевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота»-«2 финансово - экономическая служба», связанных с уменьшением выделенной административному истцу жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, а также в возмещении судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу - судья (подпись) М.В. Феоктистов
Верно.
Председательствующий по делу - судья М.В. Феоктистов
Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова
18.01.2018
Отправлено спустя 1 минуту 45 секунд:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Северного флотского суда
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-71/2018
г. Североморск 12 марта 2018 года
Северный флотский военный суд в составе:
председательствующего – судьи БАСОВА А.И.,
судей – ГРУЗДЕВА К.Ю. и ЗНАМЕНЩИКОВА С.А., при секретаре ДМИТРИЕНКО А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ТИТОВА О.В. на решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 18 января 2018 года, принятое по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № капитана 2 ранга ТИТОВА Олега Васильевича об оспаривании решения начальника федерального государственного казённого учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжильё" МО РФ) и филиала федерального казённого учреждения "Объединённое стратегическое командование Северного флота" – "2-я финансово-экономическая служба" (далее – филиал ФКУ "ОСК СФ" - "2-я ФЭС"), связанных с уменьшением размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи ЗНАМЕНЩИКОВА С.А., флотский военный суд
У С Т А Н О В И Л:
ТИТОВ О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника ФГКУ "Северрегионжильё" МО РФ от 18 сентября 2017 года об уменьшении на 16,4 кв.м установленного норматива общей площади жилого помещения для расчёта жилищной субсидии административному истцу.
Определением суда к участию в деле привлечена супруга административного истца – ФИО11 в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца и представителя несовершеннолетней дочери ФИО10.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое - об удовлетворении административного искового заявления.
Аргументируя жалобу, он указывает, что относится к категории военнослужащих, имеющих право на получение по месту службы жилья для постоянного проживания, с рапортом об увольнении с военной службы он не обращался, поэтому при рассмотрении данного дела не подлежали применению положения норм законодательства, регулирующих вопросы обеспечения жильём военнослужащих, увольняемых с военной службы и изменяющих место жительства, а именно: п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пп."д" п.10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054.
Нормы Жилищного кодекса РФ, имеющего большую юридическую силу по отношению к вышеуказанным нормативным правовым актам, не содержат запрет на предоставление жилого помещения гражданину, который ранее получал жильё от государства, в связи с чем, как полагает ТИТОВ О.В., эти нормы подлежали применению при рассмотрении его административного искового заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, флотский военный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ТИТОВ О.В., родившийся в ДД.ММ.ГГГГ, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 25 лет, проходит военную службу в войсковой части №, дислоцированной в г. <адрес> Архангельской обл.
Контракт о прохождении военной службы с ТИТОВЫМ О.В. заключён 23 июня 2012 года, до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, по 21 февраля 2019 года.
Решением начальника отделения (территориального, г. Архангельск) федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 20 мая 2015 года административный истец вместе с членами семьи (он, супруга – ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения и дочь – ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения) принят с 13 апреля 2015 года на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в г. <адрес>.
Согласно предварительному решению вышеназванного жилищного органа от 7 августа 2017 года, административному истцу, на основании его заявления расчёт субсидии произведён исходя из 18 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, то есть всего 54 кв.м.
Решением начальника ФГКУ "Северрегионжильё" МО РФ от 18 сентября 2017 года № установленный норматив общей площади жилого помещения для расчёта жилищной субсидии административному истцу уменьшен на 16,4 кв.м в связи с тем, что его супруга в 2001 году произвела отчуждение 1/3 доли жилого помещения, ранее полученного от государства.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что решение начальника ФГКУ "Северрегионжильё" МО РФ основано на нормах действующего законодательства.
Такой вывод суда соответствует материалам дела и основан на правильном применении норм материального права.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Поэтому суд первой инстанции правомерно применил наряду с общими нормами, регулирующими спорные правоотношения, специальные нормы, изложенные в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" и в постановлении Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №1054.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Поэтому в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 г. - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, гражданин считается обеспеченным жильем за счёт государства.
Как установлено в суде первой инстанции, в октябре 1987 года супруга административного истца – ФИО11 в составе семьи своих родителей (три человека) вселилась в предоставленную исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов г.Новомичуринска двухкомнатную квартиру общей площадью 49,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В 2001 году супруга административного истца, несмотря на то, что заключила брак с военнослужащим и выехала в г.<адрес> к месту службы ТИТОВА О.В., вместе со своими родителями указанное жилое помещение приватизировала в собственность в равных долях.
Таким образом, супруга административного истца ФИО11 получила в собственность бесплатно из государственного жилищного фонда жилую площадь в размере 16,4 кв.м ( 49,2:3).
В октябре 2005 года ФИО11 подарила матери принадлежащую ей долю в квартире, но до 2010 года оставалась в ней зарегистрированной.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как указывалось выше, ФИО11 таким правом воспользовалась.
Обратившись в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии для приобретения с помощью этих денежных средств жилого помещения в собственность, с учётом права на это своей супруги, административный истец тем самым поставил вопрос о повторном обеспечении ФИО11 жильём от государства второй раз без сдачи ранее полученного помещения.
Между тем такая возможность ни названным Законом, ни Федеральным законом "О статусе военнослужащих" не предоставлена.
В частности, положениями, изложенными в п. 1, п.5. и п.16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", установлено одноразовое обеспечение жильём от государства, что возлагает на военнослужащего и членов его семьи обязанность сдать в установленном порядке ранее полученное от государства жилое помещение.
Такие условия, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (например, в определениях от 22 января 2014 года № 19-О, от 20 апреля 2017 г. № 890-О), основаны на вытекающем из Конституции РФ принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий.
Принимая во внимание, что супруга административного истца в настоящее время лишена возможности сдать в установленном порядке ранее полученное от государства жилое помещение, выделение административному истцу жилищной субсидии из расчета 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3-х человек и без учёта доли жилого помещения, принадлежавшей его супруге, приведет к сверхнормативному обеспечению их жильём.
При таких данных ТИТОВ О.В. вправе претендовать на получение жилищной субсидии с учётом 16,4 кв. м общей площади жилого помещения, которую имела в собственности его супруга в квартире, предоставленной из государственного жилищного фонда, в связи с чем вывод суда первой инстанции о правомерности решения начальника ФГКУ "Северрегионжилье" от 18 сентября 2017 года в части необходимости уменьшения норматива общей площади жилого помещения, рассчитываемого для размера жилищной субсидии административному истцу, основан на правильном применении норм материального права.
Поэтому решение гарнизонного военного суда не подлежит изменению по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, флотский военный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 18 января 2018 года по административному исковому заявлению ТИТОВА Олега Васильевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Отправлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Остальные чуть позже.
Отправлено спустя 5 минут 35 секунд:
Архангельский гарнизонный военный суд Дело 2а-9/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 февраля 2018 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре Кудровой Л.В., с участием представителя административного истца – адвоката Коршуновой Е.Г., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению майора Попова И. А., проходящего военную службу по контракту в войсковой части № о признании незаконными решений начальника Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Северрегионжилье») и начальника отделения территориального г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ТО «Северрегионжилье») от 22 и 29 декабря 2017 года №№ и №, соответственно, об установлении норматива общей площади жилого помещения в размере 54,8 кв.м. и снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений и о возложении на первое должностное лицо обязанности произвести доплату жилищной субсидии исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 72 кв.м. и стоимости одного квадратного метра на день перечисления доплаты, а на второе должностное лицо – обязанность восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Попов обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решения ФГКУ «Северрегионжилье» и ТО «Северрегионжилье» от 22 и 29 декабря 2017 года №№ и № соответственно, об установлении норматива общей площади жилого помещения в размере 54,8 кв.м. и снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, а также возложить на первое должностное лицо обязанность произвести доплату жилищной субсидии исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 72 кв.м. и стоимости одного квадратного метра на день перечисления доплаты, а на второе должностное лицо – восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В административном исковом заявлении Попов указал, что он проходит военную службу с августа 1991 года, последний контракт заключен до наступления предельного возраста пребывания на военной службе – 31 мая 2018 года, по состоянию на июль 2017 года его календарная выслуга лет составляет более 26 лет. Состав его семьи 4 человека: супруга - П.., сын - П., 0000 года рождения и дочь – Д., 0000 года рождения. Жилым помещением по линии МО РФ не обеспечивался, иными способами получения жилого помещения также не пользовался.
Попов также поясняет, что 26 декабря 2017 года на его банковский счет перечислены денежные средства для приобретения или строительства жилого помещения в размере 5774824 рубля 00 копеек, из расчета 54,8 кв.м., вместо положенных, по его мнению, 72 кв.м., основанием для уменьшения субсидии послужило решение начальника ФГКУ «Северрегионжилье», при этом в решении не указано, кому из членов семьи принадлежит на праве собственности жилое помещение, учтённое при определении размера жилой площади и по какому адресу оно расположено.
Представитель Попова – адвокат Коршунова в судебном заседании дала пояснения о том, что принадлежавшее супруге административного истца на праве собственности жилое помещение (1/3 доля в праве) по адресу: <адрес> было получено не от государства, а от муниципального образования, при этом до его передачи в муниципальное образование оно вообще находилось в собственности ОАО «Онежский ОГЗ», а поэтому данное жилое помещение не должно учитываться при расчете размера субсидии, предоставляемой Попову и членам его семьи.
Начальник ФГКУ «Северрегионжилье» в своих письменных возражениях просила отказать в удовлетворении требований административного истца по тем основаниям, что супруга административного истца – П. получила от государства бесплатно в общую долевую собственность 1/3 долю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 51,6 кв.м., что составляет 17,2 кв.м. (51,6/3), а в дальнейшем по своему усмотрению произвела отчуждение своей доли, поэтому площадь указанного отчужденного жилого помещения подлежит учету при обеспечении административного истца жилыми помещениями.
Начальник ТО «Северрегионжилье» в своих письменных возражениях просила отказать в удовлетворении требований административного истца по основаниям, изложенным в оспариваемом отказе.
Начальник филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
На основании ст. 150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в отсутствие административных истца и ответчиков, поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав материалы административного дела и, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Копией решения начальника ФГКУ «Северрегионжилье» от 22 декабря 2017 года №, подтверждается, что Попову И.А. и совместно проживающим с ним членам его семьи: П.., П. и Д.. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, исходя из норматива общей площади жилого помещения 54,8 кв.м., общая площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы и (или) членам его семьи на праве собственности составляет 17,2 кв.м.
Согласно реестра денежных средств с результатами зачислений по реестру № от 25 декабря 2017 года, на счет Попова И.А. перечислены денежные средства в размере 5774824 рубля 00 копеек, имеется отметка об исполнении от 26.12.2017 года.
Решением начальника ТО «Северрегионжилье» от 29 декабря 2017 года № подтверждается, что Попов И.А. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с перечислением 26 декабря 2017 года на банковский счет Попова жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, на основании решения от 22 декабря 2017 года №.
Как видно из решения Архангельского гарнизонного военного суда от 16 августа 2016 года, оставленного без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 24 октября 2016 года № 33а-401/2016, судом установлено, что Попов заключил первый контракт до 1 января 1998 года, его выслуга на военной службе – более 20 лет в календарном исчислении, подлежит увольнению с военной службы в мае 2018 года по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы и в связи с ее прохождением от МО РФ не обеспечивался, его супруга и дети – П.., П.. и Д.. получили от муниципального образования «Город Онега и Онежский район» в общую долевую собственность квартиру двухкомнатную, общей площадью 51,6 кв.м. по адресу: <адрес> по 1/3 доли каждый, а 14 сентября 2007 года произвели отчуждение указанной квартиры путем ее продажи.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого же Федерального закона.
Абзацем 6 п. 2.1 ст. 15 Федерального закона установлено, что при предоставлении в соответствии с этим же Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п.п. 3, 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 76, установленный норматив общей площади жилого помещения при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности либо общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Положения ст. ст. 15 и 23 Федерального закона возлагает на федеральные органы исполнительной власти или федеральный государственный орган, в которых предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению военнослужащим жилья только один раз за всё время военной службы. При этом, если военнослужащий (либо члены его семьи) распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, а согласно п. 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом МО РФ от 21 июля 2015 года № 510, уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу о том, что поскольку супруга административного истца была обеспечена от государства на безвозмездной основе жилым помещением из муниципального жилищного фонда, приватизировала его и получила в общую долевую собственность 1/3 его доли, что составило 17,2 кв.м. (51,6/3), а в дальнейшем его продала, то есть распорядилась им по своему усмотрению, поэтому площадь отчужденного супругой административного истца жилого помещения подлежит учету при обеспечении последнего жилыми помещениями, иначе произойдет необоснованное сверхнормативное обеспечение военнослужащего жилым помещением, в связи с чем начальник ФГКУ «Северрегионжилье» правомерно установил норматив общей площади жилого помещения Попову в размере 54,8 кв.м. (72-17,2) и оснований для исключения сведений об уменьшении данной нормы не имеется, в связи с чем действия должностного лица являются законными, а требования административного истца – необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поэтому решение о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях после обеспечения жилищной субсидией также является законным.
Что касается доводов Попова о том, что судебными решениями ранее установлен факт истечения пятилетнего срока с момента отчуждения П.. принадлежащей ей на праве собственности доли в жилом помещении, то суд исходит из того, что истечение пятилетнего срока с момента отчуждения супругой административного истца доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, влияет лишь на возможность принятия административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, что и было ранее установлено судом, и, не влияет на норму предоставления жилых помещений.
Доводы административного истца и его представителя о том, что <адрес> в 2014 году признан аварийным и подлежащим сносу также не влияет на вывод суда о правомерности действий начальников ФГКУ «Северрегионжилье» и ТО «Северрегионжилье», поскольку в период владения жилым помещением оно аварийным и подлежащим сносу не признавалось, было продано как жилое помещение.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Попова И. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.С. Веселовский
Отправлено спустя 5 минут 17 секунд:
Североморский гарнизонный военный суд ДЕЛО № 2а-40-2018 ~ М-41-2018
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Кормушкина А.В., при секретаре Сергеевой И.Н., с участием административных истца и представителя ответчика Савельева М.Ф. и Круглякова Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Савельева Максима Федоровича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северрегионжилье»), связанных с уменьшением общей площади предоставляемого жилого помещения при признании нуждающимся,
у с т а н о в и л:
Савельев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит обязать начальника ФГКУ «Северрегионжилье» исключить из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее – Реестр), сведений, связанных с уменьшением норматива общей площади жилья при расчете жилищной субсидии на 47,8 кв.м.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика по вопросу распределения судебных расходов привлечен филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее – филиал №2 ОСК СФ).
Надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, начальник филиала №2 ОСК СФ в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании Савельев, настаивая на удовлетворении заявленных требований, пояснил, что оспоренным решением в Реестр были внесены сведения об уменьшении норматива общей площади жилья при расчете жилищной субсидии на 47,8 кв.м. со ссылкой на отчуждение его женой в ДД.ММ.ГГГГквартиры, общей площадью 47,8 кв.м., по адресу: <адрес>
Однако, уменьшение общей площади предоставляемого жилья в связи с этим обстоятельством незаконно, поскольку он жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался, а его супруга – С.., была обеспечена указанной квартирой на основании ее бесплатной передачи в собственность в ДД.ММ.ГГГГ, а произвела ее отчуждение в ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда не являлась членом его семьи. Поскольку с момента отчуждения супругой квартиры прошло более 5-ти лет, то, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, совершение этой сделки учитываться не должно.
Представитель начальника ФГКУ «Северрегионжилье» Кругляков, не соглашаясь с поданным иском, показал, что супруга административного истца в ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение принадлежавшей ей на праве собственности квартиры, общей площадью 47,8 кв.м., по адресу: <адрес>, полученной в собственность безвозмездно в порядке приватизации жилищного фонда, то есть от государства, в ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав мнения сторон и исследовав письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Из справок войсковой части № видно, что Савельев, проходящий военную службу по контракту, получил первое офицерское звание в ДД.ММ.ГГГГ, в качестве членов семьи указаны супруга и сын, ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20.
Решением Североморского городского суда <адрес>, вступившим в законную силу, Г.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, признана членом семьи Савельева.
ДД.ММ.ГГГГ Североморский гарнизонный военный суд решением, вступившим в законную силу, возложил на начальника ФГКУ «Северрегионжилье» обязанность по внесению в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, Г. в качестве члена семьи военнослужащего войсковой части № Савельева.
Согласно справки формы №, Савельев с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован со всеми членами семьи в 3-х комнатной служебной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. При этом, как видно из договора найма служебного жилого помещения, Савельев с ДД.ММ.ГГГГ является его нанимателем.
Из свидетельства о заключении брака видно, что таковой был заключен ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и гражданкой Г..
Согласно копий договоров на бесплатную передачу квартиры в собственность, разделе имущества и акта передачи квартиры, ДД.ММ.ГГГГ Г. от администрации <адрес> была получена в собственность безвозмездно в порядке приватизации жилищного фонда 2-х комнатная квартира, общей площадью 47,8 кв.м., по адресу: <адрес>, которую последняя в ДД.ММ.ГГГГ передала Г.
Допрошенная в судебном заседании свидетель С. подтвердила факт получения ее в ДД.ММ.ГГГГ в собственность в порядке приватизации от администрации <адрес> 2-х комнатной квартиры, общей площадью 47,8 кв.м., по адресу: <адрес>, отчужденной ее в ДД.ММ.ГГГГ.
Решением начальника ФГКУ «Северрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № Савельев с составом семьи 4 человека принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с уменьшением норматива общей площади предоставляемого жилья при расчете жилищной субсидии на 47,8 кв.м.
Оценивая указанное решение ответчика на его соответствие закону, суд приходит к следующему выводу.
Пунктами 1 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Савельев имеет право на предоставление жилого помещения как военнослужащий, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет.
Пунктом 5 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Исходя из смысла приведенной нормы, реализация предусмотренных законодательством социальных гарантий для военнослужащих, в том числе связанных с обеспечением жилыми помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи военнослужащего. Право членов семьи военнослужащего является производным от права самого военнослужащего на определенную льготу.
Согласно пункту 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76, определено, что норматив общей площади жилого помещения при расчете субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Как установлено в судебном заседании, супруга административного истца в ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение принадлежавшей ей 2-х комнатной квартиры, общей площадью 47,8 кв.м., по адресу: <адрес>, полученной в порядке приватизации от государства.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 года № 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Действительно, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вместе с тем, согласно ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит как из жилищного кодекса РФ, так и принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и т.д.
Подпунктом «д» пункта 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку…», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года №1054 следует, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер и площадь отчужденной супругой Савельева квартиры по указанному выше адресу, решение начальника ФГКУ «Северрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № об уменьшении размера предоставляемой истцу жилой площади на 47,8 кв.м. для расчета жилищной субсидии и внесении сведений об этом в единый Реестр, является законным и прав истца не нарушает, в связи с чем его административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Доводы административного истца в обоснование своей позиции следует признать несостоятельными по вышеуказанным основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ, ввиду отказа в удовлетворении исковых требований, расходы, связанные с обращением административного истца в суд, возмещению не подлежат.
руководствуясь ст.ст. 177, 180 и 227 КАС РФ,
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Савельева Максима Федоровича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с уменьшением общей площади предоставляемого жилого помещения при признании нуждающимся, – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд.
Председательствующий по делу А.В. Кормушкин