Уважаемые коллеги.
Военнослужащий, увольняемый по ОШМ, на весь срок службы обеспечиваемый служебным жильем, написал рапорт с просьбой уволить по ОШМ, но после обеспечения постоянным жильем.
Его включили в списки внеочередников. Через полгода после включения в эти списки надоело ждать и написал новый рапорт уволить из рядов ВС РФ с оставлением в этих списках внеочередников. Жилье будет ждать на гражданке.
И жилкомиссия после увольнения из ВС РФ исключила его из списка внеочередников , но оставила в списке очередников.
Законно ли исключение из списка ВНЕочередников?
Чем обосновать законное/незаконное исключение?
Спасибо
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (
http://www.sudrf.ru) Вернуться назад
101 гарнизонный военный суд Оренбургская область — Решение 101 ГВС от 19.11.09г. по заявлению
капитана запаса М. на бездействия командира в/ч(Опубликовано 10.12.09г.)
Решение 101 гарнизонного военного суда от 19 ноября 2009 года
по заявлению капитана запаса М. на бездействия командира воинской части, связанные с непризнанием заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди.
(Извлечение)
М., будучи признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, командованием воинской части не был включен в список внеочередников на получение жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Считая свои права нарушенными, не оспаривая приказы об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, М. обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать действия командования воинской части, связанные с непредставлением заявителю жилого помещения при принятии и утверждении решений жилищной комиссии от 17 июля 2009 года, от 11 сентября 2009 года и последующие по 8 октября 2009 года включительно, созданием списка внеочередников без учета действующего жилищного законодательства, незаконными. При этом он просит восстановить его в списках граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Также заявитель просит взыскать с воинской части в его пользу судебные расходы.
Уточнив свои требования, М. просит военный суд признать действия командира воинской части, связанные с непризнанием заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди с августа 2005 года, а также просит признать порядок (методику) формирования в указанной воинской части списка внеочередников, для получения жилья вне очереди, незаконными, обязать указанное воинское должностное лицо признать заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди с августа 2005 года и предоставить жилье с момента признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Также он просит взыскать с воинской части в его пользу судебные расходы в сумме 125 рублей 15 копеек.
В обоснование своих уточненных требований М. пояснил следующее.
Приказом командира воинской части от 22 декабря 2006 года он был уволен с военной службы, а в феврале 2009 года заявитель был исключен из списков личного состава воинской части. 10 августа 2005 года М. и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список кандидатов на получение постоянного жилого помещения, но при увольнении с военной службы он не был включен в список внеочередников на получение жилого помещения по месту службы. Поэтому заявитель считает, что командир воинской части, в соответствии с требованиями действующего законодательства грубо нарушил его жилищные права.
В судебном заседании представитель заявителя Р. поддержал требования заявителя и пояснил, что заявитель в период прохождения военной службы был включен в список кандидатов на получение постоянного жилого помещения, а при увольнении с военной службы он не был включен в список внеочередников на получение жилого помещения по месту службы. Далее Р., ссылаясь на определения Верховного Суда РФ от 16 июня 2009 года № 85-В09-11 и 30 сентября 2008 года № 85-В08-3, пункт 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, пояснил, что командование воинской части при увольнении заявителя с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями должно было предоставить жилое помещение вне очереди с момента возникновения права, то есть с момента признания М. нуждающимся в улучшении жилищных условий (10 августа 2005 года), но этого сделано не было.
При этом Р. обращает внимание суда на то, что военнослужащим, увольняемым по льготным основаниям, жилые помещения предоставляются вне очереди без написания соответствующих рапортов. Также он указал, что в воинской части создан список внеочередников на основании представленных военнослужащими рапортов. Основным критерием создания этого списка послужил принцип: "кто быстрее всех подаст рапорт о своём желании быть «внеочередником», тот таковым и будет признан". Поэтому Р. убежден, что указанные действия командования воинской части, являются незаконными, так как они полностью противоречат действующему законодательству, и, соответственно, затрагивают конституционные права М. на обеспечение жилым помещением при увольнении с военной службы.
Представитель командира воинской части К. уточненные требования заявителя не признал и пояснил, что, действительно, капитан М. при увольнении с военной службы командованием воинской части не был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди, так как заявитель с указанным требованием в порядке подчиненности - не обращался. При этом К. указал, что вопрос о предоставлении М. жилого помещения вне очереди на заседании жилищной комиссии воинской части не рассматривался. Эти обстоятельства в суде подтвердили заявитель и его представитель.
Что касается создания списка внеочередников в воинской части, то представитель пояснил, что этот список был создан на основании решения ВК ВС РФ от 6 февраля 2008 года № ВКПИ08-5, пункта 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, из которых следует, что военнослужащие, имеющие право на обеспечение постоянным жильем, при увольнении с военной службы могут быть включены в льготный список на внеочередное получение жилых помещений, но для этого указанные военнослужащие должны были подавать соответствующий рапорт, который в последующем подлежал рассмотрению на заседании жилищной комиссии части. В связи с этим, в части был создан список внеочередников на основании, представленных военнослужащими части названных рапортов. Поскольку М. такого рапорта в порядке подчиненности не подавал, то командование воинской части при увольнении с военной службы не признало его нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди. Поэтому К. просит суд в удовлетворении уточненных требований М. отказать, поскольку жилищные права заявителя в соответствии с действующим законодательством нарушены не были, командир и жилищная комиссия воинской части при принятии своих решений действовала в строгом соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и приказом Министра обороны РФ "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 года № 80.
Рассмотрев дело по существу, заслушав объяснения сторон, мнение прокурора, полагавшего, что уточненные требования М. подлежат частичному удовлетворению, в части признания права заявителя на внеочередное получение жилья с момента увольнения с военной службы, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или, соответственно, законом субъекта Российской Федерации.
Категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, установлены ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 23 вышеназванного Федерального закона определено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Аналогичная норма содержится в пункте 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80. При этом в данном пункте значится, что указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что право военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих стаж военной службы 10 лет и более при увольнении с военной службы по вышеперечисленным обстоятельствам на предоставление жилых помещений возникает лишь при увольнении с военной службы, причём этим военнослужащим жилые помещения должны предоставляться вне очереди, поскольку они выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильём. Наряду с этим, перечень лиц, имеющих право на обеспечение жильем вне очереди, указанный в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, не является исчерпывающим. Данный вывод суда полностью согласуется с решением ВС РФ от 6 февраля 2008 года (ВКПИ 08-5).
В судебном заседании было установлено, что приказом командира воинской части от 22 декабря 2008 года М. был уволен с военной службы. В период прохождения военной службы заявитель, установленным порядком был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список кандидатов на получение жилого помещения в городе Л. Свердловской области. При увольнении с военной службы М., в установленном порядке не был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди в указанном выше населенном пункте, так как последний в порядке подчиненности такого требования перед командованием воинской части не заявлял, соответствующего рапорта от офицера не поступало.
Утверждение представителя К. о том, что жилищные права заявителя командованием воинской части при увольнении М. с военной службы нарушены не были,
в соответствии с приведенным выше анализом, противоречит действующему законодательству.
Требования М. об обязании командира воинской части о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди с августа 2005 года и предоставлении жилья с момента признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, по мнению суда, подлежат частичному удовлетворению, поскольку решение жилищной комиссии части о признании военнослужащих и членов их семей нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) в соответствии с пунктом 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации принимается указанной комиссией и утверждается командиром части, то военный суд считает, что жилищная комиссия воинской части обязана рассмотреть вопрос о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди с момента увольнения заявителя с военной службы по месту прохождения военной службы, а не с даты признания М. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий. Этот вывод суда полностью согласуется с пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, из которого следует, что военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями жилые помещения вне очереди предоставляются при увольнении с военной службы указанных лиц по названным обстоятельствам. Поскольку процесс увольнения военнослужащих с военной службы как правило затягивается на продолжительный период времени, а также в связи с невозможностью своевременного обеспечения этих военнослужащих жилым помещением вне очереди, и с учетом того, что 22 декабря 2008 года М. был уволен с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями, то право последнего на обеспечение жилым помещением вне очереди возникло у заявителя в декабре 2008 года.
Что же касается требования заявителя о признании действий командира воинской части, связанных с формированием в целом списка внеочередников в указанной воинской части, то оно, в соответствии с ч. 1 ст. 247 ГПК РФ удовлетворению не подлежит, поскольку суд первой инстанции рассматривает требования о нарушении прав и свобод заявителя, а не в отношении других, многих лиц.
Таким образом, заявление М. следует удовлетворить частично, так как основная часть его требований, являются законными и обоснованными, а потому действия командира воинской части, связанные с непризнанием заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди, следует признать незаконными.
Поскольку заявление М. подлежит удовлетворению частично, то в пользу заявителя, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с воинской части следует взыскать судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований в сумме 62 (шестьдесят два) рубля 60 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198, 258 ГПК РФ, военный суд РЕШИЛ:
Заявление капитана запаса М. удовлетворить частично.
Признать действия командира воинской части, связанные с непризнанием заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди, незаконными.
Обязать жилищную комиссию воинской части рассмотреть вопрос о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) вне очереди с момента возникновения права - 22 декабря 2008 года, а командира указанной части утвердить принятое ими решение.
Взыскать с воинской части в пользу М. расходы в сумме 62 (шестьдесят два) рубля 60 копеек.
В остальной части заявленных заявителем требований, отказать.
как вам это
я думаю что снимать с внеочередников нельзя. так как не тоснований указанных в ЖК РФ (т.е. не обеспечен жильем при увольнении)