Проект новых Общевоинских уставов

Каких изменений ждать и когда
Аватара пользователя
Владимир Черных
Админ
Админ
Сообщения: 23607
Зарегистрирован: 01 янв 2006, 17:25
Контактная информация:

#1

Непрочитанное сообщение Владимир Черных » 18 фев 2007, 10:24

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 383060-4
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ С.А. Поповым.
Ответственный комитет - Комитет по обороне. 11.01.2007 - внесен в Государственную Думу ФС РФ (Вх. N 1.1-132)
текст законопроекта, внесенного в ГД ФС РФ
пояснительная записка
финансово-экономическое обоснование
перечень актов федерального законодательства 18.01.2007 - рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол N 212, п. 26) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ
УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Необходимость принятия данного законопроекта вызвана тем, что в настоящее время существует определенная правовая коллизия.
14 декабря 1993 года (через два дня после принятия на всенародном голосовании действующей Конституции Российской Федерации, но за одиннадцать дней до вступления ее в силу) Президентом Российской Федерации был принят Указ N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации". Указом были утверждены, и с 1 июля 1994 года введены в действие Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав внутренней службы), Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав) и Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Устав гарнизонной и караульной служб). Эти уставы с внесенными в них изменениями применяются до настоящего времени.
Согласно Указу N 2140 Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Строевой устав) утвердить и ввести в действие было поручено Министру обороны Российской Федерации.
Указ был внесен на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации, но рассмотрен не был.
24 декабря 1993 года в соответствии с присвоенными себе Указом от 21.09.93 N 1400 "О поэтапной конституционной реформе" полномочиями Президент Российской Федерации своим Указом N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" внес в Закон Российской Федерации от 24.09.92 N 3531-1 "Об обороне" ряд изменений.
Однако Закон Российской Федерации "Об обороне", в том числе с изменениями, внесенными в него Указом Президента Российской Федерации, не наделял Президента Российской Федерации полномочиями по утверждению общевоинских уставов.
Позднее Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" Президент Российской Федерации был наделен полномочиями утверждать общевоинские уставы и положение о Боевом Знамени воинской части. Это положение в настоящее время является составной частью Устава внутренней службы.
В принципе, правовое регулирование, при котором Президент Российской Федерации утверждает общевоинские уставы, допустимо.
При этом необходимо:
- чтобы уставы не содержали (не создавали) норм, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, если эти нормы уже не содержатся в федеральных законах (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации);
- утвержденные указом Президента уставы не должны противоречить федеральным законам (часть 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации), а при изменении федеральных законов должны в разумные сроки приводиться в соответствие с ними. В противном случае тысячи военнослужащих, многие из которых не обладают надлежащей правовой квалификацией, будут вынуждены разрешать правовые коллизии;
- наконец, общевоинские уставы должны быть официально опубликованы (часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Однако в настоящее время ни одно из этих требований не выполняется: 1. Непредусмотренные федеральными законами ограничения прав и свобод человека и гражданина
- Статья 26 Устава гарнизонной и караульной служб устанавливает обязанность военного коменданта гарнизона в определенных случаях задерживать военнослужащих. Такая обязанность - необходимая для поддержания должного уровня воинской дисциплины - может быть установлена только федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Этим же пунктом предусмотрена возможность прекращения отпуска военнослужащего решением военного коменданта гарнизона (либо военного комиссара). Предоставление отпуска военнослужащему - реализация установленного частью 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации права на отдых. Это право может быть ограничено (даже при нарушении военнослужащим воинской дисциплины) только федеральным законом.
- Статья 28 того же Устава устанавливает, что "если доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток". Данная норма, если и может быть введена, то только федеральным законом.
- Статья 191 в его взаимосвязи со статьями 95 и 184 Устава гарнизонной и караульной служб ограничивает право на жизнь неопределенного круга лиц.
Согласно статье 191 часовой обязан применить оружие по любому лицу, сделавшему попытку проникнуть на пост (пересечь запретную границу) и обратившемуся в бегство после такой попытки. Более того, согласно Уставу оружие должно быть применено даже в том случае, если часовому очевидно, что такое лицо не слышало предупредительных команд и ни в один из моментов не создавало реальной опасности ни для жизни часового, ни для охраняемого им объекта.
При этом статья 95 Устава гарнизонной и караульной служб требует от часового точного соблюдения всех его положений и непреклонной решимости. Этот же пункт определяет, что виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность.
Указанное ограничение права на жизнь неопределенного круга лиц не закреплено никаким федеральным законом.
- Пунктом 18 приложения 14 "О гауптвахте" к Уставу гарнизонной и караульной служб установлено, что "продолжительность сна для всех арестованных предусматривается 7 часов в сутки". Данная норма вводит неоправданные и неустановленные федеральным законом ограничения для военнослужащих, привлеченных к уголовной ответственности.
- Абзацем 4 статьи 7 Устава внутренней службы установлено, что при необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время.
Норма - абсолютно необходимая для обеспечения обороноспособности страны - ограничивает права военнослужащего и может быть введена только федеральным законом. В настоящее время такая обязанность военнослужащего федеральным законом не установлена.
- Согласно статье 350 Устава внутренней службы "заключение на частичное или полное освобождение от занятий и работ дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, - фельдшером не более чем на 3 суток". Данный вопрос должен регулироваться федеральным законом, а не Указом Президента.
- Абзац 4 преамбулы Дисциплинарного устава распространяет положения Устава (в том числе установленную им ответственность) на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, при ношении ими военной формы одежды. Никаким федеральным законом такая ответственность не предусмотрена. 2. Несоответствие Уставов федеральным законам
- Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ (статья 40) текст Военной присяги был изменен. До настоящего времени (апрель 2006 года) соответствующие изменения в Устав внутренней службы не внесены. Военнослужащие в течение уже восьми лет приводятся к не соответствующей федеральному закону присяге. Между тем с приведением военнослужащего к утвержденной федеральным законом Военной присяге связаны установленные федеральным законом правовые последствия, в том числе: только после приведения к утвержденной федеральным законом Военной присяге военнослужащий может привлекаться к несению караульной службы, за ним могут быть закреплены оружие и военная техника.
- Статьей 362 Устава внутренней службы установлено, что военнослужащим по призыву отдых за неиспользованные в связи с несением боевого дежурства выходные и праздничные дни не предоставляется. Несмотря на то что пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил, что отдых предоставляется всем без исключения военнослужащим, привлеченным к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, соответствующие изменения в Устав не внесены до сих пор.
- Статья 11 Устава внутренней службы предусмотрела право командира (начальника) применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине. В год утверждения Устава измена Родине была уголовным преступлением, предусмотренным и описанным Уголовным кодексом (статья 64). Соответственно, право применения оружия было предоставлено командиру (начальнику) для пресечения особо опасного государственного преступления. С 1 января 1997 года понятие "измена Родине" Уголовным кодексом не предусмотрено. Тем самым командир (начальник) получил право применения оружия в не определенных законом ситуациях.
Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 28.06.2002 N 75-ФЗ), военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Пункт 7 Устава внутренней службы, также определяющий перечень указанных случаев, не вполне соответствует названному Федеральному закону.
- Статья 25 Устава внутренней службы не соответствует статье 2.5 Кодекса об административных правонарушениях "Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов". 3. Отсутствие официальной публикации Уставов
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Между тем официально опубликован был лишь Указ Президента Российской Федерации от 14.12.93 N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" ("Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации", 20.12.93, N 51, ст. 4931). Сами уставы при этом опубликованы не были.
Порядок официального опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации был утвержден Указами Президента Российской Федерации от 26.03.1992 N 302, от 05.04.1994 N 662, от 23.05.1996 N 763. При этом публикации уставов Военным издательством в 1994 году, а также и последующие их публикации официальными не являются.
Официальная публикация Уставов необходима еще и потому, что они устанавливают обязанности не только военнослужащих (хотя бы изучающих Уставы), но и гражданских лиц. Например, согласно пункту 184 Устава гарнизонной и караульной служб, все лица обязаны беспрекословно выполнять требования часового, определяемые его службой.
Указанные (и другие, не указанные) коллизии можно устранить двумя способами.
Первый способ - это принятие федеральных законов, ограничивающих права граждан, которые уже в нарушение Конституции ограничены уставами, приведение уставов в соответствие с этими и другими федеральными законами и официальная публикация уставов. При этом можно оставить у Президента полномочие по утверждению уставов. Минус этого способа - необходимость оперативного изменения уставов при соответствующих изменениях федеральных законов. Двенадцатилетняя практика показывает, что это трудно осуществимо. История с Военной присягой - яркий тому пример.
Второй способ - это придание уставам статуса федерального закона. В этом случае сразу будут решены проблемы с непредусмотренными федеральными законами ограничениями прав и свобод граждан, а также с официальной публикацией. Коллизии между уставами (в статусе федерального закона) и другими федеральными законами будут коллизиями между нормативными правовыми актами одного уровня и потому будут устраняться легче.
Предполагается, что во втором чтении коллизии уставов с федеральными законами будут устранены.
Кроме этого, при принятии законопроекта во втором чтении ряд положений общевоинских уставов заслуживает дополнительного рассмотрения:
- Согласно пункту 5 положения о Боевом Знамени воинской части, являющимся составной частью Устава внутренней службы "при утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду".
В настоящее время в законодательстве не установлена ответственность таких лиц, отсутствуют соответствующие составы уголовного преступления или административного правонарушения. Кроме того, не установлены круг лиц, в обязанность которых входит передача дела в суд в случае утраты Боевого Знамени.
- В статье 7 Устава внутренней службы употреблен не определенный законодательством термин "безвестно пропавший".
- В статье 11 того же Устава употреблен неиспользуемый в законодательстве термин "опасное преступление" (Судя по смыслу, имеется в виду "особо тяжкое преступление").
- Статья 28 Устава устанавливает, что за преступления против установленного порядка несения военной службы военнослужащие несут уголовную ответственность по Закону "Об уголовной ответственности за воинские преступления". Такого закона нет и, более того, в соответствии с частью первой статьи 1 Уголовного кодекса уголовное законодательство состоит только из Уголовного кодекса.
- Согласно статье 36 Устава "неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением". Данная формулировка некорректна. Термин "неповиновение" не определен, а неисполнение приказа согласно статье 322 УК Российской Федерации уголовно наказуемо только тогда, когда: а) приказ отдан в установленном порядке, и б) неисполнение причинило существенный вред интересам службы.
- В статье 244 говорится о военнослужащих с "увеличенным сроком военной службы". В настоящее время срок военной службы по призыву - 24 месяца. Никаких увеличенных сроков нет.
- Согласно статье 335 "ношение бороды разрешается только офицерам и прапорщикам (мичманам)". Целесообразность включения данной нормы в Устав вызывает сомнения.
- Согласно статье 400 Устава территория полигона (лагеря) должна содержаться в чистоте. При этом мусор должен вывозиться в места, согласованные с органами санитарного надзора. Очевидно, что этого недостаточно. Необходимо согласовать и с владельцем участка, куда будет вывозиться мусор, и с органом местного самоуправления.
- Согласно статье 420 "при длительном морском переходе тело умершего хоронят по морскому обычаю". Между тем статья 3 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" устанавливает, что захоронение в воду осуществляется в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Пункт 10 приложения 1 к статьям 75, 91 Устава (ритуал приведения к Военной присяге), устанавливающий, что военнослужащие-женщины приводятся к присяге в штабе части, нуждается в изменении, поскольку реально зачастую не выполняется, например, в военных учебных заведениях высшего образования.
- Статья 104 Дисциплинарного устава содержит ссылку на уже восемь лет не действующий Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Необходимо заменить ее ссылкой на Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Одновременно с настоящим законопроектом вносится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороне", согласно которому принятие общевоинских уставов (за исключением Строевого устава) исключается из компетенции Президента Российской Федерации.
Ввиду специфики Строевого устава предполагается предусмотреть возможность его утверждения как Президентом Российской Федерации, так и Министром обороны по поручению Президента.
Действующий Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации введен в действие 1 июля 2006 года Указом Президента Российской Федерации.
Федеральным законом от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" было установлено, что общевоинские уставы (в том числе и Строевой устав) утверждаются Президентом Российской Федерации. При этом Президенту не предоставлено право делегировать это полномочие кому-либо. Статьей 28 названного Федерального закона Президенту было предложено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с ним. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ
УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Реализация Федерального закона "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" не потребует финансирования за счет средств федерального бюджета. ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ
УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В связи с принятием Федерального закона "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" признанию утратившим силу подлежит Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской федерации". Текст проекта (zip, 352 кбт.):92779900.zip (352.5
Телеграм этого форума https://t.me/N_Voensud_ru

Аватара пользователя
eadec
Участник
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 09 май 2007, 15:07

#2

Непрочитанное сообщение eadec » 12 май 2007, 12:43

данный проект отклонен

Oleg
Участник
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 10:53

#3

Непрочитанное сообщение Oleg » 12 май 2007, 13:42

Об отклонении точная информация?

Аватара пользователя
eadec
Участник
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 09 май 2007, 15:07

#4

Непрочитанное сообщение eadec » 12 май 2007, 14:39

Извиняюсь, ошибся. Отклонен №308170-4 Досье на проект федерального закона N 308170-4
"О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороне" (об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил) внесен депутатом ГД Сергеем Алексеевичем Поповым
текст законопроекта, внесенного в ГД
пояснительная записка
08.09.2006 заключение Правового управления Аппарата ГД N вн. 2.2-1/2779
19.10.2006 заключение Комитета ГД по обороне N 127/1.2
03.11.2006 официальный отзыв Правительства РФ (письмо N 4074п-П4)
17.01.2007 отклонен ГД постановлением N 4068-4 ГД Письмо Правительства РФ от 3 ноября 2006 г. N 4074п-П4
"Официальный отзыв на проект федерального закона N 308170-4 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороне", внесенный депутатом Государственной Думы С.А. Поповым" В Правительстве Российской Федерации указанный проект федерального закона рассмотрен.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, завершается подготовка проектов общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, которые соответствуют Конституции и законодательству Российской Федерации.
С учетом изложенного указанный проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается. А текст проекта N 383060-4 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕВОИНСКИХ УСТАВОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" не соответствует 28 статье 76ФЗ. В ней куча ссылок на дисциплинарный устав, а в этом проекте не откоректирован ни перечень грубачей, ни перечень взысканий, ни права командиров по их наложению. Также ничего не сказано про дисциплинарный арест. Поэтому я думаю, что он или претерпит либо массу изменений, либо будет отклонен.

Oleg
Участник
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 04 фев 2007, 10:53

#5

Непрочитанное сообщение Oleg » 13 май 2007, 13:53

В том-то и дело, что не соответсвует, я почитал проект Дисциплинарного устава и ужаснулся, Вы правильно говорите в ДУ перечень грубых остался прежний а в ФЗ №202 прошлого года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" уже новый перечень. Кроме того очень много и других нестыковок, в т.ч. по порядку проведения разбирательства по грубым дисциплинарным проступкам, глава о жалобах, заявлениях и т. д. Если такой сырой устав примут, то это будет полная неразбериха.

mcl
Участник
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 18 авг 2008, 21:56
Откуда: Киров

#6

Непрочитанное сообщение mcl » 17 окт 2008, 00:17

фз - 203

serz1053
Новичок
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 08 апр 2009, 22:20

#7

Непрочитанное сообщение serz1053 » 21 июн 2009, 12:22

Кто нибудь что то может сказать о проекте новых ОВУ, которые будут введены в действие с 1 января 2011 года и с завтрашнего дня якобы поступят в войска на апробацию?

asvabaditelb
Активный новичок
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 18 дек 2008, 12:27

#8

Непрочитанное сообщение asvabaditelb » 21 июн 2009, 14:16

Quote (serz1053)200?"200px":""+(this.scrollHeight+5)+"px");">Кто нибудь что то может сказать о проекте новых ОВУ, которые будут введены в действие с 1 января 2011 года
сдесь об этом: http://www.redstar.ru/2009/06/06_06/1_02.html
«Если мы создаем новые Вооруженные Силы, нового офицера и сержанта, - заявил генерал армии Макаров, - значит, мы должны понимать, что нам необходимо пересмотреть всю нашу документацию, все наставления и уставы. Таких документов, причем только основополагающих, - более 140. До 1 апреля мы завершили их подготовку, до 15 июня внимательно посмотрим, чтобы они были увязаны между собой и не трактовали какие-то положения с двойных позиций, и уже с 20 июня их начнут отрабатывать в войсках. В течение года они будут апробированы, мы соберем все положительные и отрицательные отзывы, возникшие при их практическом применении. После этого все документы будут еще раз пересмотрены, и с 1 января 2011 года весь пакет вступит в действие.

VeterweW
Активный новичок
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 07 окт 2018, 19:09

Проект новых Общевоинских уставов

#9

Непрочитанное сообщение VeterweW » 16 окт 2018, 02:21

Struzhanin Сергей , Это как раз третий проект. Уже с некотрыми изменениями. К сожалению у нас издревле принято так, что промежуток от проекта до внедрения, НУ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ. Помимо того, чтоб принят даже эти правила необходимо изменить Закон об охоте, так как они противоречат Закону. Но на ганзе обсуждали, а чем мы хуже? Тоже имеем право внести свои 5копеек. Кто не верит или не хочет, так ни кто и не заставляет.

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28400
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Проект новых Общевоинских уставов

#10

Непрочитанное сообщение Знак » 14 июл 2021, 12:16

Указ Президента РФ от 12.07.2021 N 415
"О внесении изменений в Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495"

Актуализирован Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ


В устав внесены поправки в целях его приведения в соответствие с Федеральным законом от 27.10.2020 N 353-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Указ вступает в силу со дня его подписания.
http://www.consultant.ru/document/cons_ ... ontent=old

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28400
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Проект новых Общевоинских уставов

#11

Непрочитанное сообщение Знак » 04 мар 2024, 18:29

Указ Президента РФ от 01.03.2024 N 162
"О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"


Внесены изменения в общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ и в Устав военной полиции Вооруженных Сил РФ

Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ontent=old



Вернуться в «Проекты новых законов»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Amazon [Bot] и 8 гостей