1. Выскажите свое мнение, как сдвинуть эту стену с мертвой точки (способ на Ваш взгляд максимальной эффективности)
На мой взгляд возможные пути решения проблемы:
1. Внесение изменений в законодательство с указанием сроков обеспечения жильем. В результате, теоретически, будет возможно решение вопроса в судебном порядке и взыскание средств за счет федерального бюджета. Проекты должны подготовить и внести на рассмотрение уполномоченные на то лица по инициативе очередников.
2. Появление политической воли, в результате чего будет перераспределение бюджетных средств и направление их на погашение задолженности по жилищной субсидии и на строительство жилья. Политическая воля может появиться в следствие общественных акций очередников, либо по собственной инифиативе руководства страны.
Насколько реально изменение ситуации с помощью вышеуказанных способов? Я оцениваю вероятность положительного прогноза в 1%.
На то есть ряд причин:
1. Ключевым звеном являются очередники. Именно заинтересованные лица должны проявлять обещственную активность, писать запросы депутатам, выходить на Комитет ГД по обороне, проводить акции протеста и создавать общественный резонанс. Моё мнение таково: большинство очередников просто не будет этим заниматься. В качестве среза можно привести пример этой ветки: десяток постоянных собеседников, выражающих озабоченность длительностью ожидания жилья, из них только несколько готовы (по крайней мере на словах) действовать. Когда встанет вопрос, например, о проведении акций, типа "Бездомный полк", сколько из 37 тысяч готовы выйти по городам? Я думаю в Москве и пару десятков не наберется, в других миллионниках единицы выйдут. Я уже не говорю, что возможно будет административное давление (вспомним ситуацию Скубака).
Контингент, в большинстве своём, вялый, пассивный, привыкли что им должны все разжевать и в рот положить. Пенсионеру проще жить, работать, заниматься своими делами без лишних проблем и ждать субсидию. Поэтому я иллюзий не питаю, хотя может и ошибаюсь.
2. Само по себе установление срока обеспечения жильем в законе не гарантирует на 100%, что можно будет спокойно взыскивать субсидии за счет федерального бюджета через Казначейство и получать жилье через суд. Аналогичную ситуацию уже имеем со средствами дополняющими накопления НИС. В законе четко установлен срок выплаты, а решением уполномоченного органа конкретно определена сумма средств. Однако, фактически сроки не соблюдаются, а суды избегают выносить решения с формулировками "взыскать с в пользу", которые можно исполнить через УФК, а выносят решения "обязать выплатить", которые фаткически не позволяют должным образом восстановить права.
3. Фактическая политическая и экономическая обстановка. Для изменений нет реальных политических и экономических предпосылок. Какой смысл делать исключение для военных очередников, которым худо-бедно дают жилье, в то время как например у полицейских по ЕСВ срок ожидания 80 лет. Да и по другим категориям люди не обеспечены. Не понятно, почему в пользу военных должны делать исключение, когда есть инвалиды, ветераны и масса других категорий, которые тоже ждут в очереди годами жилье и выплаты и которых надо тоже обеспечивать соцгарантиями.
Юрист или адвокат может подготовить обращения, письма, иски и иные процессуальные документы, вплоть до ЕСПЧ. Но ключевую роль играют очередники. Для начала надо определить круг конкретных лиц в чьих интересах будет действовать юрист(ы), а потом уже можно будет что-то обсуждать.