Решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1719 Об отказе в признании недействующим пункта 13 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па
Показать текст
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Ивашовой О.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ануфриева A.И. о признании недействующим пункта 13 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, установил:
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Перечень). Постановление опубликовано в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 1 июля 2002 г., N 26, "Российской газете" 5 июня 2002 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 г., N 3488.
Пунктом 13 Перечня установлено, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных данным Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
Ануфриев А.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 13 Перечня в части, предусматривающей, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о среднемесячном заработке, ссылаясь на то, что данное положение ущемляет его право на получение пенсии из более высокого заработка и в более высоком размере, а также в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), которая предусматривает расчет пенсии, исходя из величины среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд.
В обоснование заявленного требования указал, что ему было отказано в перерасчете пенсии по копии справки, выданной в 2001 году.
В судебное заседание Ануфриев А.И. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Вилкова С.М., Васильева Т.Ю., Ерохина Ю.В., представитель Пенсионного фонда Российской Федерации Гусева В.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Фоменко Ю.А. возражали против доводов заявителя и пояснили, что Перечень утвержден Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с предоставленной компетенцией, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Во исполнение указанных положений, то есть в пределах предоставленной компетенции, Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2009 г. по делу N ГКПИ09-1239 положения пункта 26 Перечня признаны не противоречащими федеральному законодательству.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, в частности справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (статья 62).
Федеральным законном от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона (часть 1 статьи 17).
Из изложенного следует, что установленное пунктом 13 Перечня положение о том, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о среднемесячном заработке, соответствует вышеуказанным положениям законов.
Утверждение заявителя о том, что данное положение не предусматривает какой-либо порядок подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены, не свидетельствует о его противоречии действующему законодательству.
При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации были даны Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер письма от 27 ноября 2001 г. следует читать как "N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704"
Учитывая изложенное, пункт 13 Перечня в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав и свобод заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Ануфриева А.И. о признании недействующим пункта 13 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышева
Решение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1719
Текст решения официально опубликован не был
Обзор документа
Постановлением Минтруда РФ и ПФР определен список документов, необходимых для назначения пенсии (трудовой и по государственному пенсионному обеспечению). В п. 13 указанного перечня закреплено следующее. В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (кроме трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами (должностными лицами).
Приведенная норма оспаривалась в части, требующей подлинные документы о среднемесячном заработке. Так, заявителю отказали в перерасчете пенсии по копии справки, выданной в 2001 г.
Верховный Суд РФ не нашел оснований, чтобы удовлетворить требование.
Ст. 62 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя выдать сотруднику по его письменному заявлению копии документов, связанных с работой. В частности, справки о зарплате, о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование. Срок - не позднее 3 рабочих дней.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об архивном деле государственные и муниципальные органы, организации и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, должны обеспечивать сохранность архивных документов, в т. ч. по личному составу, в течение сроков их хранения.
Заявитель ссылался на то, что п. 13 перечня не предусматривает какого-либо порядка подтверждения среднемесячного заработка лиц, документы о заработке которых утрачены. Но следует обратить внимание на письмо Минтруда РФ и ПФР от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704, в котором указано следующее. Если работодатель утратил первичные документы и невозможно определить причинителя вреда, то органы пенсионного обеспечения вправе принять к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок лица на конкретном предприятии.
Добавлено спустя 23 минуты 7 секунд:
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 ноября 2011 г. N 03-04-06/8-306
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 6 декабря 2011 г. N 46
Обзор документа
Разъяснено, что в целях исчисления НДФЛ дата получения дохода в виде отпускных определяется как день их выплаты.
Для дохода в виде оплаты труда такая дата определяется как последний день месяца, за который работнику начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Показать текст
12 декабря 2011
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 ноября 2011 г. N 03-04-06/8-306 О предоставлении стандартного налогового вычета по НДФЛ
Справка
Вопрос: ОАО просит Вас дать разъяснения по вопросу применения стандартных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ, в межрасчетный период.
Работник Банка:
- 11.01.2011 г. получил отпускные за 14 дней в сумме 28 000 руб.,
- 31.01.2011 г. заработную плату за январь в сумме 14 000 руб.
Банк не предоставляет стандартные налоговые вычеты при промежуточных выплатах в течение месяца, в частности, при выплате отпускных 11.01.2011 НДФЛ удерживается с полной суммы дохода без предоставления стандартного вычета в сумме 3 640 руб. (28 000*13%).
Стандартные налоговые вычеты Банком предоставляются по окончании месяца, при выплате заработной платы за январь - 31.01.2011, в связи с тем, что только 31.01.2011 будет известен исчисленный нарастающим итогом с начала года за январь. В связи с тем, что исчисленный нарастающим итогом с начала года доход работника составит 42 000 руб. (больше 40 000 руб.), основания для предоставления стандартного налогового вычета отсутствуют.
В течение месяца стандартный налоговый вычет предоставляется Банком только:
- в случае увольнения сотрудника при окончательном расчете;
- по гражданско-трудовым договорам с лицами, не состоящими в трудовых отношениях с Банком, при окончательном расчете.
С точки зрения Банка, в случае предоставления стандартного налогового вычета при выплате отпускных в приведенном выше примере налог на доходы физических лиц был бы удержан в сумме 3 588 руб. ((28 000-400)*13%), что на 52 руб. меньше, так как по итогам января 2011 г. исчисленный нарастающим итогом с начала года доход за январь составит 42 000 руб. и предоставление стандартного налогового вычета при выплате отпускных 11.01.2011 г. будет признано неправомерным. При данном расчете недоудержанные 52 руб. будут удержаны и перечислены в бюджет только 31.01.2011 г.
Просим Вас подтвердить правильность позиции Банка по неприменению стандартных налоговых вычетов в межрасчетный период в связи с тем, что в межрасчетный период невозможно контролировать общую сумму дохода, полученного физическим лицом.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что 11 января 2011 г. работник получил доход в виде отпускных в сумме 28000 рублей, а 31 января заработную плату в сумме 14000 рублей.
Пунктом 3 статьи 210 Кодекса установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 218 Кодекса налогоплательщик вправе получить стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода. Указанный налоговый вычет распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 218 Кодекса, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40000 рублей, стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей не применяется.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13 процентов, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (пункт 3 статьи 226 Кодекса).
При этом согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении дохода в денежной форме, за исключением дохода в виде оплаты труда, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Таким образом, для доходов в виде выплат сумм отпускных дата получения дохода определяется как день выплаты дохода, а для дохода в виде оплаты труда - как последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Учитывая вышеизложенное, при выплате отпускных налоговая база определяется с учетом предоставления стандартного налогового вычета в размере 400 рублей, поскольку на момент выплаты доход работника не превысил 40000 рублей.
По окончании месяца налоговый агент должен определить налоговую базу и исчислить сумму налога нарастающим итогом, исходя из общей суммы дохода, полученного за январь, включая доходы в виде сумм отпускных и оплаты труда, с учетом ограничения на предоставление вышеуказанного стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 218 Кодекса. Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин