#2610
Непрочитанное сообщение pensioner 2011 » 20 май 2013, 15:13
ЗДРАВСТВУТЕ УВАЖАЕМЫЕ ВОЕНСУДОВЦЫ.
Предлагаю знатокам права обсудить такую тему. В 2011 году подарил долю квартиры в N-ске (в городе субъекта федерации отличном от места службы). Суд посчитал мои действия ухудшением жилищных условий. Не согласен с таким решением. Вот мои доводы на которые хотелось бы выслушать ваше мнение.
Основа законодательного регулирования, реализации права увольняемых военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства закреплена в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в абзаце 12 пункта 1 которой определены две формы такового обеспечения и сказано, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы:
- по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
- по состоянию здоровья,
- в связи с ОШМ, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более,
предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору:
1) в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или
2) по договору социального найма с этим же федеральным органом
по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Аналогичные формы обеспечения жилыми помещениями в собственность бесплатно или по договору социального найма наряду с единовременной денежной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения, предусмотрены также и для граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.1 ст.15).
Таким образом, законодательством предусмотрен альтернативный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями после увольнения в избранном постоянном месте жительства, либо по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Далее в пункте 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», раскрываются два способа обеспечения таких военнослужащих при перемене места жительства, а именно:
1. За счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения;
2. Путем выдачи государственных жилищных сертификатов;
и устанавливаются обязательные условия такого обеспечения:
- только один раз;
- и при сдаче жилых помещений по прежнему месту жительства (но не любого, а ранее полученного от государства в лице Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).
При этом согласно абз.12 п.1 этой же статьи Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и Порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В развитие данной нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 29.06.2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужа-щих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», утвердило:
1. «Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями»;
2. «Правила предоставления военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно».
В свою очередь Министр обороны РФ своим Приказом № 1850 от 13.10.2011 года, во исполнение данного Постановления Правительства и в соответствии с пунктом 4 утвержденных этим Постановлением «Правил предоставления военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно», разработал и утвердил «Порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства».
Причем ранее Министр Обороны РФ в целях организации в Вооруженных Силах РФ деятельности по реализации права на жилище военнослужащих, проходящих военную службу по контракту Приказом №1280 от 30.09.2010 года, утвердил:
- Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, и
- Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Вместе с тем, ни Министром обороны РФ, ни Правительством РФ не разработаны и не приняты какие-либо специальные правила признания нуждающимися в жилых помещениях и правила предоставления военнослужащим жилых помещений именно по избранному постоянному месту жительства и именно по договору социального найма.
Однако согласно пункта 11 «Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями», утвержденных вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ №512, военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с «Правилами предоставления…», утвержденными этим же Постановлением Правительства, пункт 1 которых предусматривает предоставление военнослужащим жилых помещений по избранному постоянному месту жительства, только в собственность бесплатно, с применением Правил признания нуждающимися в жилых помещениях, содержащихся в этом же Постановлении № 512 и действующих положений «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку …, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных также Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года.
Положения данного нормативного акта, не только не противоречат действующему законодательству, но и предусматривают в подпункте «и» пункта 7 дополнительное основание признания военнослужащих, подлежащих увольнению, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, такое как:
- избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы, которое в статье 51 ЖК РФ, устанавливающей общие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма - отсутствует.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении военнослужащим (не принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года), жилых помещений по избранному после увольнения постоянному месту жительства и признании их нуждающимися там в этих жилых помещениях, можно руководствоваться только положениями:
- Постановления Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года
- Постановления Правительства РФ № 512 от 29.06.2011 года,
- Приказом Министра Обороны РФ № 1850 от 13.10.2011 года,
изданного во исполнение последнего.
Такой регламент также вытекает собственно и из форм документов в Приложении №1 и Приложении № 2 к этому ведомственному нормативному акту.
Согласно п. 1 и п. 2 этого же Приказа МО РФ для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства в собственность бесплатно подается заявление по форме (Приложении №1), с перечнем документов указанных в п. 3 Правил (Постановления Правительства РФ № 512 от 29.06.2011), в пункте 2 которых также сказано, что «в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства».
Вместе с тем, вопреки единственно возможному порядку обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства после увольнения, и сложившемуся на основании действующих нормативных актов различных уровней, регулирующих эти правоотношения - (т.е. в собственность бесплатно), органом регионального управления жилищного обеспечения МО РФ не учитывая желание самих военнослужащих оформляются документы для обеспечения их жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства, в соответствии с «Инструкцией о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» (Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 года №1280), предназначенную, как это следует из её собственного наименования для обеспечения их жильем в период прохождения военной службы и по месту её прохождения, что безусловно влечет для них вредные правовые последствия, поскольку нормы главы 7 ЖК РФ, предусматривающие основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отличаются от содержания специальных норм, вышеприведенных нормативных актов, регламентирующих эти же вопросы для спецсубъектов жилищных правоотношений, к которым относятся увольняемые военнослужащие.
Такой неверный, массовый правоприменительный подход жилищных органов Министерства обороны РФ ущемляет право увольняемых военнослужащих на обеспечение жильем в порядке и на условиях действующего законодательства.
Поскольку в соответствии с п. 5 ст. 57, п. 3 ст. 52 и ст. 51 ЖК РФ постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма и предоставления таковых осуществляется по месту их жительства, полагаю применение судами первой инстанции к действиям, связанными с отчуждением (дарением, уступкой) родственнику доли унаследованной после смерти родителей квартиры в г. N-ске, положений ст. 53 и ч.ч. 7- 8 ст. 57 ЖК РФ, а также пункта 16 и 18 «Инструкции о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» (Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280) неправильным, так как данные нормы не подлежали применению к спорным правоотношениям, потому что:
1. Я не претендую для постановки на учет в качестве нуждающегося и получение жилых помещений в г. N-ске.
2. Я и члены моей семьи не имеют каких-либо жилых помещений полученных от государства не только в избранном после увольнения месте жительства, но и на всей территории Российской Федерации.
3. Данная гражданская правовая сделка не может учитываться, в порядке предусмотренном ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, так как ни я ни члены моей семьи никогда не занимали указанное жилое помещение в г.N-ске.
4. В учет общей площади, предоставляемой гражданину по договору социального найма, в соответствии с п. 7 ст. 57 ЖК РФ, не может учитываться жилая площадь, находившаяся ранее у него в собственности в другом населенном пункте, т.к. согласно пункта 5 этой же статьи жилое помещение должно предоставляться только по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).
Кроме того, при вынесении обжалуемых судебных постановлений суды не применяют, подлежащие применению положения п.п. «д» п. 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку …., нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», также утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года, согласно которого не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения, но не любого, а ранее полученного от государства жилья.
Также полагаю, что военными судами первой инстанции, допускается неправильное толкование ст. 53 ЖК РФ и пункта 8 ст. 57 ЖК РФ, поскольку применение правовых последствий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, и ч. 8 ст. 57 этого же Кодекса возможно только в качестве самостоятельных юридические мер правового регулирования процедуры, соответственно, постановки и снятия граждан с учет нуждающихся в получении жилых помещений, а также - предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Одновременное применение этих последствий невозможно, так они носят взаимоисключающий характер.
Прошу дать квалифицированный ответ знатоков на мои доводы.