#775
Непрочитанное сообщение AntiMO » 17 фев 2014, 08:48
Друзья, посмотрите апелляционное решение! Что Вы думаете по этому?
Судья: ХХХ. Гр. дело № 111
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2013 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – ХХХ
судей – ХХХ
с участием прокурора – ХХХ
при секретаре – ХХХ
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 02 августа 2013 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к 1, 2, 3, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительными решения о заключении договора социального найма, договора социального найма жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда ХХХ., судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федераций обратилось в суд с иском к 1., 2, 3., ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительными решения о заключении договора социального найма, договора социального найма жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ принято решение № о предоставлении 1. и членам его семьи жилого помещения по адресу: <адрес>. Между 1. и ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ заключен договор социального найма№ от ДД.ММ.ГГГГ на данное жилое помещение. Впоследствии поступили сведения, указывающие на злоупотребление 1. правом на получение жилья от Министерства обороны РФ, а именно, ответчиком предоставлены сведения, не соответствующие действительности. При проверке данных о наличии у военнослужащего и членов его семьи жилой площади, выяснилось, что на момент принятия 1. на учет нуждающихся, супруга военнослужащего 2 являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 35,30 кв.м, а также собственником 1/3 доли в праве собственности на <адрес>, общей площадью 00 кв.м. Данная собственность была в дальнейшем отчуждена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать недействительным решение начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о заключении договора социального найма №от ДД.ММ.ГГГГ г.; признать недействительным договор № от ДД.ММ.ГГГГ социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный между 1 отделом (г. Самара) ФКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и 1; выселить ответчиков из занимаемого жилого помещения указанному по адресу и снять их с регистрационного учета.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм закона, неполное установление обстоятельств дела, подлежащих доказыванию, и отсутствие надлежащей правовой оценки юридически значимых обстоятельств по делу.
В судебном заседании коллегии представитель ответчиков 4 (по доверенности) с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Трифонова А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
1, 2, 3, представитель Министерства обороны Российской Федерации, представитель ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», представитель ОУФМС в Куйбышевском районе г. Самара в судебное заседание не явились, извещены.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку не предоставлено доказательств уважительности причин неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признания недействительным решения о заключении договора социального найма и признании недействительным договора социального найма, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу статьи 59 и п. «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 данного Федерального закона, а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых силах Российской Федерации соответствующей Инструкцией, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года.
В соответствии с приказом МО РФ от 15 февраля 2000г. N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ», утратившего силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1297, полномочия по распределению жилых помещений принадлежали жилищным комиссиям воинских частей.
В настоящее время названные полномочия возложены на Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации(приказ Министра Обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280, приказ Министра обороны Российской Федерации № 1550 от 18.11.2010, приказ Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 г. № 1455).
Согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма в полномочия Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации входит признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1280, снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учётной нормы площади жилого помещения.
Дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, необходимых для постановки на учёт и указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
а) подачи ими заявления о снятии с учета;
б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005г. сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 п. «б» ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно справке командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ 1. проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 22 года.
ДД.ММ.ГГГГ военнослужащий 1. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, что подтверждено личной карточкой очередника.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ 1. и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное казенное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», в лице начальника 1 отдела (г. Самара) ФИО1, действующей от имени Министерства обороны РФ на основании доверенности, 1. и совместно проживающим с ним членам семьи, предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 65,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому жилое помещение по указанному адресу предоставлено ответчикам в бессрочное владение и пользование.
В настоящее время в спорной квартире помимо ответчиков по делу, также зарегистрирован и проживает сын 3. — ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из материалов дела также следует, что решением № ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» отДД.ММ.ГГГГ 1 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Обратившись в суд, Министерство обороны Российской Федерации, ссылалось на то, что при проверке данных о наличии у военнослужащего и членов его семьи жилой площади, а также о сделках по ее отчуждению были выявлены обстоятельства, являющиеся основанием для снятия 1 с учета нуждающихся в получении жилых помещений (п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п.п. «д» п. 10 Инструкции), а соответственно, и отказа военнослужащему в предоставлении жилого помещения. А именно стало известно, что на момент постановки 1. на учет нуждающихся его супруга имела на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>, площадью 35.3 кв.м. Кроме того, 2. ДД.ММ.ГГГГ стала собственником 1/3 доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 52,8 кв.м.. Указанное имущество отчуждено 2. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. В нарушение ч. 8 ст. 57 ЖК РФ указанные обстоятельства не были учтены при предоставлении ответчику жилого помещения по договору социального найма, что свидетельствует о неправомерности действий должностных лиц при принятии решения о постановке ответчика на учет нуждающихся. Ответчиком совершены действия, свидетельствующие об утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:
а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);
б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);
в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;
г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Оставляя исковые требования Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения, суд обоснованно принял во внимание следующее.
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что супруге военнослужащего 1 – 2., в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежала <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрации права собственности и отчуждения 2. 0,33 доли в <адрес>.
Суд пришел к правильному выводу, что указанное обстоятельство не является основанием для удовлетворения иска, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие предоставление ответчиком сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Напротив, из материалов дела следует, что при разрешении вопроса о постановке ответчика на учет нуждающихся в 2008 г., ответчик предоставлял пакет документов, в том числе и сведения о наличии в собственности членов его семьи жилого помещения. Указанные доводы истцом опровергнуты не были.
Из материалов дела видно, что решение жилищной комиссии в установленном законом порядке никем оспорено и отменено не было, вопрос о законности постановки 1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение, предметом рассмотрения жилищной комиссии также не являлся.
Установив, что 1. в предусмотренном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, решения о снятии его с учёта нуждающихся в жилье не принималось, на момент предоставления ему и членам его семьи жилого помещения иного жилья у него не имелось, спорное жилое помещение предоставлено ему в связи с прохождением военной службы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения о заключении договора социального найма, договора социального найма недействительными.
Поскольку исковые требования о выселении ответчиков из спорного жилого помещения и снятии их с регистрационного учета являются производными от первоначальных требований, то правовые основания к их удовлетворению также отсутствуют.
Судебная коллегия также соглашается с мнением суда первой инстанции об имеющемся нарушении порядка предоставления спорного жилого помещения со стороны истца.
Поскольку полномочия по распределению жилых помещений возложены на Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, то и контроль за соблюдением условий предоставления жилых помещений лежит на данном органе.
В силу этого, ничто не препятствовало истцу как органу, ответственному за предоставление жилья в истребовании сведений о наличии либо отсутствии в собственности ответчиков жилых помещений на момент принятия оспариваемого решения и заключения договора социального найма. По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что при заполнении сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, ответчик скрыл информацию о наличии ранее в собственности семьи жилья, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Кроме того, судебная коллегия учитывает также, что в настоящее время на основании решения Куйбышевского районного суда г. Самара от 19.02.2013 г. по иску 1 к Министерству обороны РФ о приватизации, спорная квартира находится в собственности ответчиков. Министерство обороны РФ возражений относительно предоставления спорного жилья ответчикам в порядке приватизации суду не представило. Таким образом, ответчики в настоящее время проживают в указанном жилом помещении, являющимся их собственностью. С переходом жилого помещения в собственность частных лиц статус помещения в качестве социального утрачен в связи с чем правовые основания для признания договора социального найма недействительным также отсутствуют.
Судебная коллегия также принимает во внимание отсутствие процессуального документа, подтверждающего неправомерность действий должностного лица при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, а также учитывает, что ответчики ни на момент предоставления спорного жилого помещения, ни в настоящее время другого жилья не имеют, на основании ст. ст. 15, 15.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» ответчиком произведена оплата за счет личных средств стоимости части предоставляемого жилого помещения, превышающей норму предоставления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, высказанные обоснование возражений на заявленные требования, они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 02 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: