Важные судебные решения по ЖКХ

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#391

Непрочитанное сообщение Знак » 19 июл 2023, 11:30

Вот пляшут! А до этого эту обязанность нёс собственник...
[
Достаточно случаев когда собственники МКД сами покупали почтовые ящики. Тут видимо зависит как умело УО вешает лапшу и т.д...

ferganik
Заслуженный участник
Сообщения: 8353
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 04:28

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#392

Непрочитанное сообщение ferganik » 19 июл 2023, 16:06

Там закон о почте или связи применялся...

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#393

Непрочитанное сообщение Знак » 19 июл 2023, 16:17

Там закон о почте или связи применялся...
[
Не понял где там...?

ferganik
Заслуженный участник
Сообщения: 8353
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 04:28

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#394

Непрочитанное сообщение ferganik » 19 июл 2023, 17:42

для обоснования обязанности собственника ставить почтовые ящики использовался закон о связи/почте

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#395

Непрочитанное сообщение Знак » 19 июл 2023, 18:13

ferganik собственники сами по своей инициативе их покупали (сбрасывались) видимо не кому было в суд обратится и т.д...
Знаю случаи когда УО не выполняла положенную уборку подъезда, а собственники сами нанимали уборщиц...
Кроме того до сихпор некоторые считают что консьержу они платят за уборку подъезда, хотя это входит в оплату СиРЖП.

ferganik
Заслуженный участник
Сообщения: 8353
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 04:28

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#396

Непрочитанное сообщение ferganik » 20 июл 2023, 01:04

Думаю тут гжи бездействует.. и очень плохо, что их, уволенных ,потом снова допускают к проверкам

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#397

Непрочитанное сообщение Знак » 20 июл 2023, 14:03

Думаю тут гжи бездействует.. и очень плохо, что их, уволенных ,потом снова допускают к проверкам
[
Если туда обращались, то возможно. Но думаю собственники пошли по пути наименьшего сопротивления, это проще чем принуждать УО и судится...

ferganik
Заслуженный участник
Сообщения: 8353
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 04:28

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#398

Непрочитанное сообщение ferganik » 20 июл 2023, 18:07

Проще ничерта не делать, а почту с подоконника в подъезде забирать..

Отправлено спустя 2 минуты 29 секунд:
Кстати о птичках.. в мкд имеется первым этажом общежитие. Для квартир постовые ящики установлены в подъездах. а для комнат общежития- не установлены ящики. Нарушение?

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#399

Непрочитанное сообщение Знак » 20 июл 2023, 18:26

21. При возведении и последующей эксплуатации двух и более
отдельно стоящих многоквартирных домов, в том числе составляющих
единый жилой комплекс, допускается формирование единого земельного
участка, что влечет возникновение права собственности всех
собственников помещений в этих домах на единый земельный участок.
https://www.vsrf.ru/documents/practice/32658/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#400

Непрочитанное сообщение Знак » 20 июл 2023, 18:40

Проще ничерта не делать, а почту с подоконника в подъезде забирать..

Отправлено спустя 2 минуты 29 секунд:
Кстати о птичках.. в мкд имеется первым этажом общежитие. Для квартир постовые ящики установлены в подъездах. а для комнат общежития- не установлены ящики. Нарушение?
[
В общежитиях почту как правило передают вахтёрам, или ставят один общий ящик. А так надо читать нормативку общежития, гостиниц и т.д...

ferganik
Заслуженный участник
Сообщения: 8353
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 04:28

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#401

Непрочитанное сообщение ferganik » 21 июл 2023, 01:32

Нормативка - примерно которая?

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#402

Непрочитанное сообщение Знак » 21 июл 2023, 12:15

Нормативка - примерно которая?
[
В инете их полно..., у каждого общежития есть свои правила проживания, внутреннего распорядка и т.д...

ferganik
Заслуженный участник
Сообщения: 8353
Зарегистрирован: 06 июл 2011, 04:28

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#403

Непрочитанное сообщение ferganik » 21 июл 2023, 16:48

Нее.. тут часть федеральное имущество и часть - частник

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#404

Непрочитанное сообщение Знак » 21 июл 2023, 17:08

Нее.. тут часть федеральное имущество и часть - частник
[
Так не проще зайти и спросить..., что бы голову не ломать...
Или вы так интересуетесь для общего развития... ?

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#405

Непрочитанное сообщение Знак » 17 окт 2023, 19:03

Споры, связанные с началом отопительного периода, не так часто доходят до суда, но несколько значимых для правоприменительной практики дел все же имеется.
Показать текст
Начало отопительного периода

В 2020 году до Верховного Суда Российской Федерации дошло дело, в рамках которого истец пытался доказать, что содержащееся в п. 5 Правил № 354 положение о температурной режиме, влияющем на дату начала отопительного периода, нарушает права потребителей на охрану здоровья в форме обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, так как норма о среднесуточной температуре 8°C устарела и не отвечает современным физиологическим потребностям человека в температуре окружающего воздуха.

Истец привел две причины, по которым считает, что норма о среднесуточной температуре 8°C не отвечает современным физиологическим потребностям человека в температуре окружающего воздуха:

она изначально (в период существования СССР) была заниженной, установленной исходя из необходимости экономии топлива, поскольку расходы на его приобретение для нужд ЖКХ дотировались государством;
в настоящее время она еще более отличается от физиологических потребностей человека, поскольку эти потребности увеличились – современный человек менее тренирован и хуже переносит неблагоприятные погодные условия.
Более того, истец полагал, что установленный оспариваемым положением порядок определения начала и окончания отопительного периода не обеспечивает соблюдение даже устаревшей нормы, так как осенью начало теплоснабжения осуществляется не в момент, когда среднесуточная температура равна 8°C, а позже чем на пять дней. Весной же окончание теплоснабжения осуществляется в момент, когда среднесуточная температура гораздо выше 8°C.

Отказывая в удовлетворении иска, Верховный Суд Российской Федерации отметил, что предусмотренные п. 5 Правил № 354 условия начала и окончания отопительного периода в зависимости от температурных показателей наружного воздуха направлены на обеспечение пригодности жилого помещения для проживания, соответствия жилого помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях создания безопасных и безвредных условий проживания граждан. "Такое правовое регулирование также обеспечивает соответствие температуры воздуха в жилом помещении допустимым значениям, обоснованное начисление и взимание платы за отопление", – подчеркивалось в Решении Верховного Суда РФ от 2 июля 2020 г. № АКПИ20-249.

Такую позицию Суда поддержала и апелляционная инстанция, добавив, что указанные в тех же Правилах № 354 нормативы температуры, которые должны быть обеспечены в том числе при оказании услуги отопления, согласуются с оптимальными и допустимыми нормами температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий (для холодного и теплого периодов года), установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 2020 г. № АПЛ20-282).

Еще одно дело, связанное с началом отопительного сезона, рассматривалось Верховным Судом РФ в июле текущего года. Речь идет о привлечении организации, предоставляющей коммунальную услугу по подаче горячей воды, к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за срыв начала отопительного сезона. Как следует из материалов дела, по постановлению органа местного самоуправления датой начала отопительного периода являлось 9 сентября, а предоставление коммунальной услуги по отоплению фактически началось только с 15 сентября.

Организация попыталась обжаловать штраф в органе госжилнадзора и ей это удалось – надзорный орган не усмотрел в действиях состава правонарушения, сославшись на то, что в материалах дела нет информации об официальном опубликовании постановления органа местного самоуправления о датах отопительного периода. Однако суды с этим не согласились и вернули дело на новое рассмотрение. Они отметили, что в рассматриваемом случае имелись сведения о том, что постановление администрации о начале отопительного сезона было в свободном доступе в Интернете, в том числе на сайте администрации, а также в ГИС ЖКХ, а, как известно, сетевое издание наряду с печатным может использоваться муниципалитетом для официального опубликования (обнародования) своих правовых актов.

Суд сослался на п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50, в котором разъяснено, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с его содержанием тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Поскольку в рассматриваемом деле акт с датами отопительного сезона был опубликован в открытом доступе, то УК не освобождается от ответственности за нарушение указанного в этом акте срока начала отопительного периода (Постановление Верховного Суда РФ от 5 июля 2023 г. № 66-АД23-6-К8).

Напомним, в решении уполномоченного органа об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению должна быть указана информация о продолжительности отопительного периода (количество и наименование календарных месяцев, в том числе неполных), определенного для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период. Решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ (п. 17.1-18 Правил № 306).

Ответственность может грозить также администрации муниципалитета, если последняя не принимала необходимых мер по организации надежного теплоснабжения, должным образом не контролировала исполнение плана мероприятий по подготовке к отопительному периоду, в результате чего на начало отопительного периода у муниципалитета не оказалось необходимого запаса угля, который – в силу расположения муниципалитета – может быть поставлен только водным транспортом в период навигации, срок которой истек, что поставило под угрозу своевременное начало отопительного периода. Суд признал незаконным бездействие администрации по обеспечению организации теплоснабжения на территории муниципального образования и возложил на нее обязанность обеспечить организацию теплоснабжения, а именно – приобретение и завоз необходимого запаса топлива угля на котельные в требуемом для отопления объеме. Отметим, в этом деле иск был предъявлен одновременно администрации и теплоснабжающей организации, но суд напомнил, что действующим законодательством не предусмотрено солидарной ответственности за ненадлежащую подготовку к отопительному сезону (Решение Игарского городского суда Красноярского края от 13 сентября 2023 г. по делу № 2а-94/2023).

Примечательно, что решения суда, направленные на предотвращение угрозы срыва начала отопительного сезона, зачастую в резолютивной части содержат указание на то, что решение суда должно быть обращено к немедленному исполнению (Решение Бурейского районного суда Амурской области от 24 августа 2023 г. по делу № 2-347/2023, Решение Мурашинского районного суда Кировской области от 28 октября 2021 г. по делу № 2-178/2021, Решение Бурейского районного суда Амурской области от 19 августа 2021 г. по делу № 2-487/2021 и т. п.).

Некачественная услуга отопления

В одном из дел, рассматриваемых в Кирове, государственная жилищная инспекция пыталась привлечь поставщика коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей коммунальной услугой отопления, к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за то, что в течение нескольких дней последняя не подавала ресурс. В качестве предположительной причины такого нарушения рассматривалось переключение магистральных участков тепловых сетей, приведшее к завоздушиванию системы отопления. Однако ресурсоснабжающая компания не согласилась с таким обвинением и обратилась в суд.

Пытаясь доказать виновность ресурсоснабжающей организации, орган госжилнадзора привел составленные УК акты проверок, свидетельствующие о том, что в спорный период температура в жилых помещениях нескольких МКД не доходила до нормативных значений. Однако суду не хватило документального подтверждения, чтобы признать такие акты доказательствами по делу. Суд отметил, что материалы дела не содержат сведений:

на основании какой методики и каким способом управляющей организацией производились замеры температуры воздуха в жилых помещениях;
были ли соблюдены при проведении замеров все требования законодательства, в том числе требования стандартов (например, были ли при осуществлении измерений закрыты окна и двери, в каком состоянии находилась запорная арматура на радиаторах отопления, соответствовала ли мощность установленных радиаторов отопления объемам отапливаемых помещений и т. п.).
Насторожило суд и отсутствие в актах проверок, протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении информации о том, прошел ли примененный для замеров прибор учета регистрацию и имелся ли соответствующий сертификат.

"На основании указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что данные, полученные при замере температуры воздуха внутри жилых помещений без информации о соблюдении регламентированных методов проведения измерений, с помощью измерительных приборов, не имеющих соответствующих сертификатов, в отсутствие данных о поверках, не могут считаться достоверными и быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу", – отметил суд. Также он обратил внимание на противоречие довода УК о том, что в спорный период ресурс не подавался и представленным в материалы дела отчетом ресурсоснабжающей организации о суточных параметрах потребления тепла, из которого следовало, что в указанный период ресурс поступал.

Суд признал, что доводы административного органа о недостаточной температуре теплоносителя и завоздушивании системы отопления в МКД при отсутствии допустимых доказательств ненормативной температуры воздуха внутри жилых помещений сами по себе не свидетельствуют о наличии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ. Кроме того, установление самого факта завоздушивания системы отопления в результате исключительно действий компании основано только на утверждениях УК и не подкреплено документально.

В результате суд посчитал требование ресурсоснабжающей организации обоснованным, предписал признать незаконным и отменить постановление госжилинспекции о привлечении ее к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Кировской области от 29 сентября 2023 г. по делу № А28-4120/2023). Аналогичный исход дела имел место и в других судебных решениях – например, в Решении Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. по делу № А10-2211/2023. Однако если помимо отклонений в параметрах температуры в помещении будут выявлены отклонения и в параметрах теплоносителя на вводе в МКД в тепловом узле, то шансы ресурсоснабжающей организации доказать свою невиновность в нарушении значительно снижаются. Например, Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2023 г. по делу № А10-347/2023 назначенные по ст. 7.23 КоАП РФ штрафы сохранены.

К слову, штраф можно получить и за ограничение другой коммунальной услуги, косвенно влияющей на отопление, – например, если поставщик газа отключит абонента (жилой дом, домовладение) от газовой сети в отопительный период за неоплату потребленного газа, что фактически повлечет за собой невозможность отопления данного жилого помещения, то есть сделает его непригодным для проживания (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2023 г. № Ф08-7878/23 по делу № А25-2381/2022). Это же касается и электроснабжения, если речь идет об индивидуальных жилых домах, в которых имеется энергозависимое оборудование в целях обеспечения коммунальной услуги по отоплению. Хотя если будет доказано, что перерыв в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению не превысил допустимой продолжительности, то штрафа удастся избежать (Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 августа 2023 г. по делу № А63-4850/2023).

Судебная практика свидетельствует о том, что штраф за нарушение правил предоставления коммунальной услуги отопления может получить не только уполномоченная организация, но и отдельное должностное лицо. Так, в одном из дел из-за аварии на теплотрассе несколько домов были отключены от отопления, причем суммарный период отключения превысил максимально допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги. В таком нарушении обвинили заместителя начальника участка производственного подразделения предприятия по эксплуатации тепловых сетей, который в спорный период исполнял обязанности начальника этого производственного подразделения – именно в его должностной инструкции значилось, что обеспечение надлежащей работы тепловых сетей и соответствующего оборудования подразделения предприятия по эксплуатации тепловых сетей относится к его прямым должностным обязанностям. Сотруднику был назначен штраф по ст. 7.23 КоАП РФ, который обжаловать в суде не удалось (Решение Приморского краевого суда от 29 августа 2023 г. по делу № 21-763/2023).
https://www.garant.ru/article/1652948/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#406

Непрочитанное сообщение Знак » 06 ноя 2023, 14:21

Растительные отходы, образующиеся в результате ухода за придомовыми газонами, относятся к ТКО
3 ноября 2023

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рассмотрела вопрос об отнесении к ТКО растительных отходов, образующихся при уходе за цветникам, газонами и зелеными насаждениями на придомовой территории (как частных жилых домов, так и МКД) (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2023 г. № 16-КГ23-32-К4).
https://www.garant.ru/news/1655777/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#407

Непрочитанное сообщение Знак » 15 ноя 2023, 18:46

Обязывая УК устроить площадку для ТКО, суд должен убедиться в возможности соблюдения санитарных требований
14 ноября 2023

ОМСУ выиграл иск к нескольким УК об их обязании обустроить на придомовой территории нескольких МКД площадку для накопления ТКО и оборудовать ее контейнерами. Потому что подходящей площадки по спорным адресам нет, а ее обустройство является обязанностью собственников помещений соответствующего МКД и ответчиков.

Один из ответчиков добился пересмотра дела тройкой судей СК ЭС Верховного Суда РФ и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции:

рассматривая спор, связанный с обязанием ответчика совершить какие-либо действия, суд должен установить, что данные действия могут быть совершены ответчиком и действительно приведут к восстановлению нарушенных прав;
в соответствии с п. 1 ст. 13.4 Закона об отходах производства и потребления, п. 2 Правил № 1039 места накопления (площадка) ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований;
таким образом, возлагая на ответчиков обязанность по установке на придомовой территории контейнерной площадки, в целях исполнимости судебного решения суды должны исследовать вопрос о соответствии размещения данной площадки вышеуказанным требованиям;
разрешая спор, суды не учли, что возложение на ответчиков соответствующей обязанности без исследования существенных для разрешения спора обстоятельств не будет отвечать принципу исполнимости судебного акта (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31 октября 2023 г. № 304-ЭС23-10375).
https://www.garant.ru/news/1657865/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#408

Непрочитанное сообщение Знак » 21 ноя 2023, 16:01

УК должна выдавать реестр собственников помещений с указанием реквизитов документов и площадей
20 ноября 2023

Орган ГЖН выдал УК предписание о выдаче собственнику помещения в МКД реестр собственников помещений, содержащий все те данные, которые указаны как в ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, так и в подп. "а" пункта 20 Требований № 44/пр.

УК оспорила предписание в суде, указывая, что выданный реестр собственников полностью соответствовал требованиям, которые предъявляются к нему федеральным законом, то есть ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ. Что же до реквизитов, которые установлены в подп. "а" п. 20 Требований № 44/пр, то в данной части предписание незаконно:

Требования № 44/пр являются подзаконными;
да и они, строго говоря, относятся не к реестру собственников помещений, который упомянут в ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, а к оформлению протокола ОСС;
письмо Минстроя РФ от 11.02.2020 № 3747-ОГ/04, которое рекомендует УК выдавать собственникам реестр собственников помещений, соответствующий Требованиям № 44/пр, вообще не является правовым актом, даже подзаконным;
наконец, предписание является для УК неисполнимым.
Однако суды всех инстанций отказали УК:

частью 3.1 ст. 45 ЖК РФ предусмотрено, что УК обязана вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном доме, номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД;
согласно подп. "а" п. 20 Требований № 44/пр, обязательными приложениями к протоколу ОСС являются: реестр собственников помещений в МКД, содержащий сведения о собственниках всех помещений в доме, номера принадлежащих им на праве собственности помещений, реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в МКД и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
в спорном случае УК по запросу собственника, содержащему указание на цель запроса - инициирование и проведение ОСС, - предоставило последнему реестр, содержащий лишь указание на ФИО собственников - физических лиц, номера помещений и сведения о размерах долей в праве общей собственности на помещения;
отсутствие в данном реестре сведений, предусмотренных подп. "а" п. 20 Требований № 44/пр (в том числе реквизитов документов, подтверждающих право собственности на помещения, сведений о форме собственности, сведений о площади каждого помещения в МКД), не позволяет посчитать количество голосов для определения кворума, необходимого для проведения собрания и принятия соответствующего решения, оформить результаты голосования (ч. 1 ст. 46, чч. 1, 3, 5.1 ст. 48 ЖК РФ). Предоставление реестра, не содержащего необходимые для проведения общего собрания и определения его результатов сведения, не отвечает целям его запроса.
Необходимые данные, по мнению суда, УК могла взять из ЕГРН, находящегося в свободном доступе.

Верховный Суд РФ отказал УК в пересмотре дела (Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. № 310-ЭС23-17345).
https://www.garant.ru/news/1658453/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#409

Непрочитанное сообщение Знак » 30 ноя 2023, 16:18

Суды разрешили разобрать общедомовую стену МКД и переделать оконный проем в дверной без получения согласия 100% соседей
30 ноября 2023

Собственник самовольно провел перепланировку помещения в МКД, в том числе - разобрал несущую стену под окном и устроил вместо окна дверной проем. Затем он попытался легализовать перепланировку в суде, заявив соответствующий иск к администрации города.

Назначенная судом экспертиза пришла к выводу, что спорное помещение в переустроенном виде не нарушает требований строительного, пожарного, санитарного, экологического законодательства, не изменяет характеристик надежности конструкции МКД и не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Но при устройстве дверного проема собственник разобрал подоконную часть несущей стены. Эта стена является общим имуществом собственников помещений в МКД, ее размер уменьшился, а нормы ЖК РФ требуют согласия всех собственников МКД на реконструкцию, которая уменьшает размер общего имущества, между тем такого согласия истец не получил. Однако суды сочли, что в данном случае добиваться согласия всех 100% соседей и не нужно:

при проведении работ по устройству дверного проема на месте существующего оконного проема, действительно, затронута несущая стена МКД, а именно разобрана кирпичная кладка подоконной части стены в существующем оконном проеме, при этом в силу п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, подп. "в" п. 2 Правил № 491 ограждающие несущие конструкции МКД, включая несущие стены, входят в состав общего имущества собственников помещений МКД, а согласно ч. 3 ст. 36 и ч. 2 ст. 40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в МКД возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, а если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в МКД, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в доме;
истец, уже после проведения спорной перепланировки, собрал ОСС по вопросу согласования спорной перепланировки. В ОСС участвовали собственники, обладающие 73,70% голосов, по результатам голосования 72,64% собственников проголосовали за согласование перепланировки;
вместе с тем отсутствие согласия всех собственников помещений МКД в данном случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о сохранении помещения в перепланированном виде, поскольку,
во-первых, демонтаж подоконной кладки затронул не всю стену, а только ее часть,
во-вторых, устройство дверного проема на месте существующего оконного проема выполнено без изменения проектной ширины проема и не привело к снижению несущей способности стены, надежности несущей конструкции здания,
в-третьих, демонтированный участок стены расположен не в месте общего пользования собственников МКД, а в частном помещении,
а в-четвертых, ответчики не доказали, что указанное изменение общего имущества без согласия других собственников повлекло нарушения прав и интересов граждан, исключающие возможность сохранения помещения в перепланированном виде.
Верховный Суд РФ отказал в пересмотре дела (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2023 г. № 307-ЭС23-16625), отметив следующее: суды исходили из наличия предусмотренных законом оснований для сохранения спорной перепланировки, не нарушающей прав и законные интересы граждан, не создающей угрозу их жизни или здоровью и произведенной с учетом решения собрания собственников помещений, проголосовавших за согласование перепланировки.
https://www.garant.ru/news/1661058/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#410

Непрочитанное сообщение Знак » 02 дек 2023, 11:50

Ранее уже выкладывал, тут всё в одном месте.

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации1 № 3 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2023 г.)

Судебная коллегия по гражданским делам
Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав

3. Использование одним из собственников общего имущества многоквартирного дома (в том числе фасада здания для размещения наружного блока кондиционера) осуществляется в соответствии с решением общего собрания собственников помещений этого дома.

4. Условие договора управления многоквартирным домом о размере платы за ремонт (содержание) общего имущества должно соответствовать решению, принятому на общем собрании собственников помещений в этом доме.

5. Поскольку абонентские почтовые ящики относятся к общему имуществу многоквартирного дома, такое имущество подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения.
https://base.garant.ru/408094251/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#411

Непрочитанное сообщение Знак » 05 дек 2023, 12:02

04.12.2023
Кто должен платить за ЧП с водой в квартире. Объяснение Верховного суда РФ

Прорыв труб с водой в многоквартирном доме - одна из весьма распространенных неприятностей. В подобных случаях страдает не только квартира, в которой это несчастье произошло, но и жилье этажами ниже. И все, кто попадал в аналогичную ситуацию, знают, что кроме потраченного времени и нервов, потопы обычно оцениваются в очень не маленькие деньги, особенно, если от воды пострадали еще и комнаты соседей.
https://rg.ru/2023/12/04/potop-na-vashu-golovu.html

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#412

Непрочитанное сообщение Знак » 14 дек 2023, 18:24

"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)

Президиумом ВС РФ утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами


В обзоре приведены правовые позиции по вопросам ликвидации несанкционированных свалок, заключения договора оказания услуг по обращению с ТКО, накопления ТКО, привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере и пр.

Отражены, в частности, следующие выводы:

- договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа;

- в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике объекта недвижимости;

- если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано;

- обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов;

- несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
https://www.consultant.ru/document/cons ... ntent=body


Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#413

Непрочитанное сообщение Знак » 21 дек 2023, 15:59

Решение общего собрания о введении дополнительной услуги прекращает свою силу после смены УК
21 декабря 2023

УК оспорила предписание органа ГЖН о возврате собственникам начисленной за полгода платы за "охранные услуги". УК полагала предписание незаконным, потому что решение о предоставлении охранных услуг было принято на ОСС (еще до выбора УК в качестве управляющей МКД организации), данное решение ОСС в суде не оспорено и недействительным не признано, следовательно, обязательно к исполнению и новой УК, при этом последующие ОСС не принимали решений об отказе от названных услуг, охрана общего имущества МКД в рассматриваемый период не прекращалась. Суды двух инстанций согласились с этими доводами и признали предписание недействительным, но арбитражный суд округа встал на сторону органа жилнадзора (Определение Верховного Суда РФ от 2 октября 2023 г. № 307-ЭС23-15517):

в соответствии с положениями статей 44, 161, 162 ЖК РФ исключительно собственники помещений в МКД на основании решения ОСС вправе принимать решения о выборе УК, заключении с ней договора управления МКД на определенных условиях (в том числе установлении платы за содержание жилого помещения и платы за дополнительные услуги);
согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе УК на ОСС с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного ОСС;
в силу части 3 статьи 162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления относится, в том числе: перечень работ и (или) услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня; порядок определения цены договора. При этом дополнительными услугами по смыслу жилищного законодательства являются услуги, не входящие в установленный ч. 2 ст. 154 ЖК РФ перечень, то есть ни жилищные, ни коммунальные, а иные, прямо не предусмотренные законодательством;
таким образом, по смыслу действующего законодательства, собственники, принимая решение о смене (выборе новой) УК, утверждая на ОСС предлагаемые новой УК условия договора управления, исходят из того, что им предложен полный и исчерпывающий перечень работ и услуг, в том числе дополнительных, и плата за них (существенные условия договора управления);
иное при смене УК может вести к ситуации выборочного усмотрения и произвольности включения (переноса) тех или иных ранее установленных плат в текущие начисления собственникам, что нарушает права последних на заведомую определенность перечня и стоимости получаемых/ оплачиваемых услуг;
в данном случае в договоре управления к протоколу ОСС, которым заявитель выбран управляющей компанией рассматриваемого МКД, спорные охранные услуги и плата отсутствовали.
Верховный Суд РФ согласился с выводами, сделанными судом округа, и отказался пересматривать дело.
https://www.garant.ru/news/1664889/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#414

Непрочитанное сообщение Знак » 16 янв 2024, 15:04

Документацию на МКД нельзя передавать новой УК почтой, даже с нотариальной поддержкой
16 января 2024

Тройка судей ВС РФ пересмотрела судебные акты по законности постановления о прекращении исполнительного производства, смысл которого был в передаче вновь избранной УК технической документации на МКД по перечню, поименованному в исполнительном листе.

Прежняя УК представила судебному приставу-исполнителю нотариальное свидетельство о направлении спорных документов с отметками о приложении копий направления документов, о проверке установления личности представителя заявителя, правоспособности юридического лица и полномочий его представителя. И хотя в свидетельстве была отметка и том, что получение письма адресатом не подтверждено и оно возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения, свидетельство, тем не менее, убедило пристава (и суды трех инстанций), что исполнение судебного акта о передаче документации на МКД состоялось, а действия прежней УК в виде передачи документов через нотариальное почтовое направление не противоречат положениям законодательства.

Верховный Суд РФ с этим не согласился и признал постановление о прекращении исполнительного производства незаконным:

судебный пристав-исполнитель, оканчивая исполнительное производство, должен удостовериться в совершении лицом комплекса действий, направленных на исполнение судебного акта в соответствии с требованиями действующего законодательства, которые привели к эффективному исполнению решения суда, что в настоящем случае означает получение вновь избранной УК от прежней УК документации на МКД;
судебный пристав-исполнитель при вынесении оспариваемого постановления исходил из содержания представленного нотариального свидетельства. Но в нем же нет сведений о получении документов на МКД!
сведениями о противоправном поведении новой УК и ее намерении уклониться от получения документов судебный пристав, как следует из судебных актов, также не обладал. Кроме того, прежняя УК в суде подтвердила, что спорные документы до сих пор у нее;
следовательно, в данном случае судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления об окончании ИП фактически не установил надлежащее исполнение новой УК требований исполнительного документа. А это значит, что у него не было возможности прекратить исполнительное производство;
а что касается законности действий самой прежней УК, то и они не могут признаваться законными, потому что не учитывают особенности и порядок передачи такой документации новой УК, установленные нормами ЖК РФ и иными нормативными актами в сфере управления МКД;
в частности, п. 19, пп. 21 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению МКД (№ 416) предписывают оформлять передачу документации на МКД актом приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов, а также разногласия по количественному и (или) качественному составу документации;
направление документации почтовым отправлением исключает возможность заблаговременно указать дату, время и место передачи документации, а также составить акт приема-передачи с указанием сведений о дате и месте его составления и перечня передаваемых документов, как это предусмотрено пунктом 22 Правил № 416, ровно как и заявить возражения по составу передаваемых документов;
кроме того, невозможно установить подлинный качественный и количественный состав отправленных по почте документов, такие документы могут быть не получены по причине утраты почтой при пересылке, поэтому законодатель и определил прием техдокументации на МКД по акту приема-передачи;
представление в качестве доказательства нотариально заверенного свидетельства с указанным выше содержанием судебному приставу не может быть признано надлежащим исполнением решения суда о передаче документов на МКД, поскольку такой документ не подтверждает ни факт получения УК документов, ни ее согласие на подписание акта приема-передачи, ни отсутствие возражений относительно комплектности документов. Избранный прежней УК способ передачи документов на многоквартирный дом не позволяет оценить полноту и достоверность пересылаемой документации, идентифицировать ее соответствие наименованиям документов, указанных в описи вложения, фактически лишает новую УК возможности представить соответствующие возражения и поэтому противоречит положениям Правил № 416 (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. № 305-ЭС23-16912).
https://www.garant.ru/news/1676867/

Знак
Модератор
Модератор
Сообщения: 28482
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 21:54

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#415

Непрочитанное сообщение Знак » 29 янв 2024, 15:10

Жилинспекция вправе оценивать законность решения общего собрания собственников в МКД о выборе УК
29 января 2024

Как должен поступить орган жилнадзора, которому - помимо протокола ОСС о выборе новой УК для МКД - поступили также заявления от собственников о фальсификации их бюллетеней, учтенных этой новой УК в протоколе?

Судебная практика исходит из того, что орган ГЖН вправе "вычесть" такие фальшивые бюллетени из подсчетов, пересчитать кворум ОСС и установить, действительно ли новая УК получила согласие соответствующего количества собственников. Жалобы таких недовольных УК поступали в Верховный Суд РФ, который отказывал им в пересмотре дела и тем самым поддерживал сложившуюся практику (см., например, определения ВС РФ от 20 откября 2023 г. № 307-ЭС23-14727, от 30 июня 2023 г. № 303-ЭС23-10490, от 22 декабря 2022 г. № 303-ЭС22-24138).

Теперь же тройкой судей СКЭС ВС РФ принято полноценное определение, прямо указывающее на полномочия органа ГЖН (при проверке заявления УК о включении дома в реестре лицензий):

учесть заявления собственников помещений в МКД о том, что представленные УК бюллетени искажают их действительную волю,
установить признаки ничтожности решения такого ОСС,
отказать во внесении дома в реестр за УК-заявительницей,
и при этом не обращаться в суд с заявлением о признании недействительным указанного решения ОСС.
Обосновывая данную правовую позицию, тройка судей Верховного Суда РФ указала следующее:

согласно чч. 1 и 5 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению МКД осуществляется УК на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, предоставленной органом ГЖН на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению МКД, применяются положения Закона о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных ЖК РФ;
в рассматриваемом деле суды первых двух инстанций согласились с позицией органа жилнадзора и отказали УК, которая оспаривала отказ в изменении реестра лицензий. Суд округа, напротив, исходил из того, что наличие у органа ГЖН полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия ОСС решения не дает органу права самостоятельно устанавливать ничтожность решения ОСС без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных сроков;
при этом суд округа сослался по позицию, изложенную в различных определениях СКЭС ВС РФ применительно к случаям проведения органом ГЖН проверки в рамках государственного жилищного надзора и его полномочиям на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого ОСС в МКД (ч. 12 ст. 20 ЖК РФ), указав, что ОГЖН не вправе самостоятельно определять юридическую судьбу решений ОСС без обращения в суд;
между тем предметом государственного жилищного надзора согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ не является соблюдение лицензионных требований лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании лицензии;
напротив, лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД, согласно ч. 3 ст. 192 ЖК РФ, является частью лицензирования предпринимательской деятельности по управлению МКД;
частью 3 ст. 198 ЖК РФ предусмотрено, что орган ГЖН вносит изменения в реестр лицензий в порядке и сроки, утвержденные Порядком № 938/пр. В соответствии с подп. "б" и "е" п. 5 указанного Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом ГЖН осуществляется проверка заявления и документов на предмет, в том числе, отсутствия признаков ничтожности решения ОСС в МКД по основаниям, установленным гражданским законодательством;
согласно п. 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. "а", "г" - "е" п. 5 данного порядка (подп. "а"); несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подп. "б" и "в" п. 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 этого же порядка (подп. "б");
судами установлено, что органом ГЖН в ходе проверки заявления и документов, представленных УК, выявлено их несоответствие подпунктам "б", "е" п. 5 Порядка № 938/пр, что согласно п. 9 Порядка № 938/пр является основанием для отказа УК во внесении изменений в реестр лицензий;
следовательно, ОГЖН правомерно отказал УК во внесении изменений в реестр лицензий, основываясь на действующих положениях Порядка № 938/пр, непосредственно регулирующего условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий;
в данном случае орган ГЖН не определяет юридическую судьбу решения ОСС, а проверяет заявление и документы, представленные УК, на предмет соответствия условиям, предусмотренным Порядком № 938/пр (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 января 2024 г. № 307-ЭС23-16472).
https://www.garant.ru/news/1679231/


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 января 2024 г. N 307-ЭС23-16472 по делу N А56-45663/2022 Суд отменил кассационное постановление о признании недействительным распоряжения и обязании внести изменения в реестр лицензий субъекта, поскольку суда округа отменяя судебные акты в части и признавая недействительным оспариваемое распоряжение, исходил из того, что наличие у жилищной инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений, был сделан неверно
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 января 2024 г. N 307-ЭС23-16472 по делу N А56-45663/2022
https://base.garant.ru/408397105/

Аватара пользователя
Odyssey
Заслуженный участник
Сообщения: 7093
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 12:20

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#416

Непрочитанное сообщение Odyssey » 29 янв 2024, 15:38

..."в данном случае орган ГЖН не определяет юридическую судьбу решения ОСС, а проверяет заявление и документы, представленные УК, на предмет соответствия условиям, предусмотренным Порядком № 938/пр"... :lol:

Аватара пользователя
Етитма
Заслуженный участник
Сообщения: 1987
Зарегистрирован: 14 окт 2014, 20:26
Откуда: СТОЛЬГРАД

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#417

Непрочитанное сообщение Етитма » 29 янв 2024, 16:53

..."в данном случае орган ГЖН не определяет юридическую судьбу решения ОСС, а проверяет заявление и документы, представленные УК, на предмет соответствия условиям, предусмотренным Порядком № 938/пр"... :lol:
[
Не вижу причины для смеха.

Именно так и есть: ДГЖН всего лишь проверяет заявление и документы, представленные Заявителем, на предмет соответствия условиям, предусмотренным Порядком № 938/пр. А затем уже выносит своё Определение (Решение) - есть нарушения или нет их. Если есть, то сообщает Заявителю о праве на обращение в суд за защитой своих прав, либо сам ДГЖН инициирует иск. Если нет нарушений, то так же сообщает Заявителю об этом и напоминает, что Заявитель вправе оспорить решение ДГЖН в судебном порядке.

Аватара пользователя
Odyssey
Заслуженный участник
Сообщения: 7093
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 12:20

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#418

Непрочитанное сообщение Odyssey » 30 янв 2024, 09:00

Причин для смеха - уйма, на самом деле...Из понятного вам упомяну, как минимум, забавность надобности разъяснений судом жилинспекции её функционала на девятнадцатом году её, и ЖК РФ, "жизни"...

wolt123
Участник
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 19 сен 2022, 17:11

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#419

Непрочитанное сообщение wolt123 » 31 янв 2024, 16:32

[/quote]
Не вижу причины для смеха.
Именно так и есть: ДГЖН всего лишь проверяет заявление и документы, представленные Заявителем, на предмет соответствия условиям, предусмотренным Порядком № 938/пр. А затем уже выносит своё Определение (Решение) - есть нарушения или нет их. Если есть, то сообщает Заявителю о праве на обращение в суд за защитой своих прав, либо сам ДГЖН инициирует иск. Если нет нарушений, то так же сообщает Заявителю об этом и напоминает, что Заявитель вправе оспорить решение ДГЖН в судебном порядке.
[[/quote]
Вы где такого начитались? Чтобы ГЖИ СПБ самостоятельно проверила)))) Только в Определении .Это показуха,данная инспекция все заявления отфутболивает .Там целая картель трудится и ссылки на Порядок № 938/пр -это только у вас в мечтах. Игнорит эта инспекция направо и налево. Видимо кто-то занес что-то ,не иначе .Да никогда они не инициируют иск.Уже столько отписано, но "... сами ищите нарушения и сами в суд подавайте..." И тут они прогнулись. да ну нафиг. А вот теперь их спор в ВС РФ подспорье в суд первой инстанции . Я им уже написал. Не исключаю взаимодействие суда первой инстанции как и второй , как и кассации с ГЖИ СПБ.ВСе в одном корыте находятся, с ограничением знаками СПБ на белом фоне . Вот раньше хорошо было. Другая инстанция - другой город

Отправлено спустя 5 минут 44 секунды:
[[/quote]
KaterinaS интересно узнать, что же сделают с решением этой инспекции собственники в МКД?
[[/quote]
погладим по головке))рылом в определение .Дескать там вы можете, а тут не можете

Аватара пользователя
Odyssey
Заслуженный участник
Сообщения: 7093
Зарегистрирован: 10 мар 2008, 12:20

Re: Важные судебные решения по ЖКХ

#420

Непрочитанное сообщение Odyssey » 01 фев 2024, 07:48

wolt123, я прям неинтеллигентно, не по-питерски скажу...
Жилинспекция так ссыт вторгнуться в дела коммерса, что уже Верховному приходится время тратить на это всё д...мо...
20 лет не могут уяснить пределы полномочий. А на Московии так прям нянчатся с коммерсами, бесконечно продляя им "детский" период...
Московия типа флагман предпринимательства...надо бережно с ними...всё такое...
А многие уже давно не дети и злоупотребляют правом "на ура"... :roll:


Вернуться в «ЖКХ И УПРАВЛЕНИЕ ДОМАМИ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей