Добавлено: 16 янв 2007, 20:52
ОПРЕДЕЛЕНИЕ №271-КГ
г. Санкт-Петербург 5 июня 2006 года
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: полковника юстиции БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ: полковника юстиции ПЕСТУНОВИЧА В.И., полковника юстиции ПОЗДНЯКОВА СИ.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя ответчиков лейтенанта юстиции ЛЕОНТЬЕВА С.А. на решение Пушкинского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2006 года по иску старшего прапорщика ШЕРШНЕВА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА к командирам войсковых частей 32103, 14108 и жилищной комиссии последней воинской части о внеочередном обеспечении истца жильем и его досрочном увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи БАСОВА А.И., объяснения представителя ответчиков ЛЕОНТЬЕВА С.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, истца и его представителя СПИЦЫНА А.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
ШЕРШНЕВ обратился в военный суд с исковым заявлением, в котором с учетом внесенных в него в судебном заседании уточнений просил обязать:
- командира войсковой части 14108 представить документы для его досрочного увольнения с военной службы по подп.«б» п.З ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе);
- командира войсковой части 32103 уволить его по этому основанию;
- командира и жилищную комиссию войсковой части 14108 до исключения его из списков личного состава части обеспечить его вне очереди жилым помещением для постоянного проживания по последнему месту жительства.
В обоснование этих требований истец в заявлении и своих объяснениях в судебном заседании сослался на то, что 6 декабря 2005 года заключением военно-врачебной комиссии он был признан ограниченно годным к военной службе. В январе-марте 2006 года он подал на имя командира войсковой части 14108 два рапорта с просьбой о досрочном увольнении с военной службы по подп.«б» п.З ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и о предоставлении ему перед увольнением во внеочередном порядке жилого помещения для постоянного проживания. Однако к моменту подписания иска и судебного разбирательства по делу жилым помещением он не обеспечен и решение об его увольнении не принято.
Решением Пушкинского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2006 года данный иск удовлетворен в полном объеме.
На командира войсковой части 14108 возложена обязанность представить ШЕРШНЕВА к увольнению с военной службы по подп.«б» п.3 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а на командира войсковой части 32103 -уволить его с военной службы по изложенному основанию.
Командир и жилищная комиссия войсковой части 14108 обязаны до исключения истца из списков личного состава части вне очереди обеспечить ШЕРШНЕВА и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по последнему месту жительства.
При этом суд первой инстанции, проанализировав требования ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.ст.49, 57 ЖК РФ, приказа Министра обороны РФ №80 2000 года, пришел к выводу, что истец имеет право на внеочередное обеспечение жильем как военнослужащий, подлежащий увольнению по здоровью и имеющий соответствующую выслугу лет.
В кассационной жалобе представитель командира, жилищной комиссии войсковой части 14108, командира войсковой части 32103 лейтенант юстиции ЛЕОНТЬЕВ С.А. просит отменить указанное судебное постановление в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение с отказом в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этой просьбы он указывает в жалобе на то, что согласно требованиям ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и определению Конституционного Суда РФ №322-0 от 30 сентября 2004 года истец не может быть представлен к увольнению и уволен с военной службы до обеспечения его жилым помещением, поскольку он категорически против этого возражает. К тому же командир войсковой части 14108 представлял документы на увольнение ШЕРШНЕВА с военной службы. Однако представление возвращено без реализации в связи с отсутствием четко выраженного согласия истца на увольнение без обеспечения его жильем.
Кроме того, в силу ст.57 ЖК РФ и ст.4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» истец не обладает правом на внеочередное получение жилья.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит оставить решение без изменения. По его мнению, возложение судом обязанности издать приказ об увольнении его с военной службы без исключения из списков личного состава части не противоречит требованиям ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как лицо утрачивает статус военнослужащего только после исключения его из указанных списков. Определение Конституционного Суда РФ №322-0 от 30 сентября 2004 года, на которое имеется ссылка в кассационной жалобе, не имеет прямого отношения к предмету рассматриваемого спора.
Вывод суда о праве истца на внеочередное обеспечение жильем соответствует требованиям ст.49 ЖК РФ, ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и приказа Министра обороны РФ №80 2000 года.
Кроме того, представителем ответчика документально не доказан факт направления представления на увольнение ШЕРШНЕВЛ с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Данная норма, равно как и п. 17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы действительно содержит прямой запрет на издание приказов об увольнении указанной категории военнослужащих, не обеспеченных жильем, без их четко выраженного согласия на это.
В то же время из рапорта ШЕРШНЕВА от 13 марта 2006 года (л.д.8) следует, что он был согласен со своим увольнением с военной службы и просил обеспечить его жилым помещением для постоянного проживания к моменту исключения его из списков личного состава части.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд обоснованно возложил на командиров войсковых частей 14108 и 32103 обязанность по оформлению документов на увольнение заявителя в запас по изложенному выше основанию.
Правильное решение принято судом первой инстанции и по вопросу обеспечения заявителя жилым помещением во внеочередном порядке.
Действительно, в соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ перечислены случаи внеочередного обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма.
В то же время порядок обеспечения военнослужащих жильем определяется не только нормами Жилищного кодекса РФ, но и требованиями, установленными специальным законодательством, - в частности, ст.ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановлениями Правительства РФ, приказами руководителей министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба, что вытекает из положений ст.5 ЖК РФ, а также определения Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года № 453-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для перечисленных в ней категорий военнослужащих определено точное время получения жилых помещений при наступлении определенных обстоятельств - до увольнения с военной службы. Невыполнение этих условий является нарушением закона. Следовательно, для восстановления нарушенных прав этим лицам должны быть созданы все условия для скорейшего получения жилья, то есть - они получают право на внеочередное обеспечение жилой площади.
Поэтому при невыполнении указанных требований в обеспечении жильем этих категорий военнослужащих они имеют право быть включенными в списки лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Такое право наступает у военнослужащих с момента возникновения определенных последствий: достижения предельного возраста пребывания на военной службе, признания военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, сокращения занимаемой должности и подачи рапорта с отказом в назначении на другую должность и т.д.
Аналогичными правами по внеочередному обеспечению жильем обладают также военнослужащие, увольняемые в запас в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченного годными к военной службе по состоянию здоровья (подп. «а» и «б» ч.З ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). В то же время увольнение последних двух категорий осуществляется исключительно по желанию самих военнослужащих. Причем, последние вправе изменить свое намерение на любой стадии увольнения, вплоть до издания соответствующего приказа об их увольнении с военной службы. Поэтому увольняемые военнослужащие в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченного годными к военной службе по состоянию здоровья приобретают право на внеочередное обеспечение жильем только с изданием приказа об их увольнении с военной службы.
Применительно к настоящему спору, у ШЕРШНЕВА право на внеочередное обеспечение жильем наступит с момента издания приказа об увольнении его с военной службы по изложенному выше основанию. Только тогда жилищная комиссия и командир войсковой части 14108 должны будут принять решение о включении истца в списки лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения. Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Пушкинского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2006 года по иску старшего прапорщика ШЕРШНЕВА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчиков - без удовлетворения.
г. Санкт-Петербург 5 июня 2006 года
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: полковника юстиции БАСОВА А.И.,
СУДЕЙ: полковника юстиции ПЕСТУНОВИЧА В.И., полковника юстиции ПОЗДНЯКОВА СИ.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя ответчиков лейтенанта юстиции ЛЕОНТЬЕВА С.А. на решение Пушкинского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2006 года по иску старшего прапорщика ШЕРШНЕВА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА к командирам войсковых частей 32103, 14108 и жилищной комиссии последней воинской части о внеочередном обеспечении истца жильем и его досрочном увольнении с военной службы.
Заслушав доклад судьи БАСОВА А.И., объяснения представителя ответчиков ЛЕОНТЬЕВА С.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, истца и его представителя СПИЦЫНА А.И., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
ШЕРШНЕВ обратился в военный суд с исковым заявлением, в котором с учетом внесенных в него в судебном заседании уточнений просил обязать:
- командира войсковой части 14108 представить документы для его досрочного увольнения с военной службы по подп.«б» п.З ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе);
- командира войсковой части 32103 уволить его по этому основанию;
- командира и жилищную комиссию войсковой части 14108 до исключения его из списков личного состава части обеспечить его вне очереди жилым помещением для постоянного проживания по последнему месту жительства.
В обоснование этих требований истец в заявлении и своих объяснениях в судебном заседании сослался на то, что 6 декабря 2005 года заключением военно-врачебной комиссии он был признан ограниченно годным к военной службе. В январе-марте 2006 года он подал на имя командира войсковой части 14108 два рапорта с просьбой о досрочном увольнении с военной службы по подп.«б» п.З ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и о предоставлении ему перед увольнением во внеочередном порядке жилого помещения для постоянного проживания. Однако к моменту подписания иска и судебного разбирательства по делу жилым помещением он не обеспечен и решение об его увольнении не принято.
Решением Пушкинского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2006 года данный иск удовлетворен в полном объеме.
На командира войсковой части 14108 возложена обязанность представить ШЕРШНЕВА к увольнению с военной службы по подп.«б» п.3 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а на командира войсковой части 32103 -уволить его с военной службы по изложенному основанию.
Командир и жилищная комиссия войсковой части 14108 обязаны до исключения истца из списков личного состава части вне очереди обеспечить ШЕРШНЕВА и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по последнему месту жительства.
При этом суд первой инстанции, проанализировав требования ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.ст.49, 57 ЖК РФ, приказа Министра обороны РФ №80 2000 года, пришел к выводу, что истец имеет право на внеочередное обеспечение жильем как военнослужащий, подлежащий увольнению по здоровью и имеющий соответствующую выслугу лет.
В кассационной жалобе представитель командира, жилищной комиссии войсковой части 14108, командира войсковой части 32103 лейтенант юстиции ЛЕОНТЬЕВ С.А. просит отменить указанное судебное постановление в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение с отказом в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этой просьбы он указывает в жалобе на то, что согласно требованиям ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и определению Конституционного Суда РФ №322-0 от 30 сентября 2004 года истец не может быть представлен к увольнению и уволен с военной службы до обеспечения его жилым помещением, поскольку он категорически против этого возражает. К тому же командир войсковой части 14108 представлял документы на увольнение ШЕРШНЕВА с военной службы. Однако представление возвращено без реализации в связи с отсутствием четко выраженного согласия истца на увольнение без обеспечения его жильем.
Кроме того, в силу ст.57 ЖК РФ и ст.4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» истец не обладает правом на внеочередное получение жилья.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит оставить решение без изменения. По его мнению, возложение судом обязанности издать приказ об увольнении его с военной службы без исключения из списков личного состава части не противоречит требованиям ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как лицо утрачивает статус военнослужащего только после исключения его из указанных списков. Определение Конституционного Суда РФ №322-0 от 30 сентября 2004 года, на которое имеется ссылка в кассационной жалобе, не имеет прямого отношения к предмету рассматриваемого спора.
Вывод суда о праве истца на внеочередное обеспечение жильем соответствует требованиям ст.49 ЖК РФ, ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и приказа Министра обороны РФ №80 2000 года.
Кроме того, представителем ответчика документально не доказан факт направления представления на увольнение ШЕРШНЕВЛ с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Данная норма, равно как и п. 17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы действительно содержит прямой запрет на издание приказов об увольнении указанной категории военнослужащих, не обеспеченных жильем, без их четко выраженного согласия на это.
В то же время из рапорта ШЕРШНЕВА от 13 марта 2006 года (л.д.8) следует, что он был согласен со своим увольнением с военной службы и просил обеспечить его жилым помещением для постоянного проживания к моменту исключения его из списков личного состава части.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд обоснованно возложил на командиров войсковых частей 14108 и 32103 обязанность по оформлению документов на увольнение заявителя в запас по изложенному выше основанию.
Правильное решение принято судом первой инстанции и по вопросу обеспечения заявителя жилым помещением во внеочередном порядке.
Действительно, в соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ перечислены случаи внеочередного обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма.
В то же время порядок обеспечения военнослужащих жильем определяется не только нормами Жилищного кодекса РФ, но и требованиями, установленными специальным законодательством, - в частности, ст.ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», постановлениями Правительства РФ, приказами руководителей министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба, что вытекает из положений ст.5 ЖК РФ, а также определения Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года № 453-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Сертолово» Ленинградской области на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для перечисленных в ней категорий военнослужащих определено точное время получения жилых помещений при наступлении определенных обстоятельств - до увольнения с военной службы. Невыполнение этих условий является нарушением закона. Следовательно, для восстановления нарушенных прав этим лицам должны быть созданы все условия для скорейшего получения жилья, то есть - они получают право на внеочередное обеспечение жилой площади.
Поэтому при невыполнении указанных требований в обеспечении жильем этих категорий военнослужащих они имеют право быть включенными в списки лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Такое право наступает у военнослужащих с момента возникновения определенных последствий: достижения предельного возраста пребывания на военной службе, признания военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, сокращения занимаемой должности и подачи рапорта с отказом в назначении на другую должность и т.д.
Аналогичными правами по внеочередному обеспечению жильем обладают также военнослужащие, увольняемые в запас в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченного годными к военной службе по состоянию здоровья (подп. «а» и «б» ч.З ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). В то же время увольнение последних двух категорий осуществляется исключительно по желанию самих военнослужащих. Причем, последние вправе изменить свое намерение на любой стадии увольнения, вплоть до издания соответствующего приказа об их увольнении с военной службы. Поэтому увольняемые военнослужащие в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченного годными к военной службе по состоянию здоровья приобретают право на внеочередное обеспечение жильем только с изданием приказа об их увольнении с военной службы.
Применительно к настоящему спору, у ШЕРШНЕВА право на внеочередное обеспечение жильем наступит с момента издания приказа об увольнении его с военной службы по изложенному выше основанию. Только тогда жилищная комиссия и командир войсковой части 14108 должны будут принять решение о включении истца в списки лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения. Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Пушкинского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2006 года по иску старшего прапорщика ШЕРШНЕВА СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчиков - без удовлетворения.