Добавлено: 18 фев 2008, 04:35
Представляю Вашему вниманию мое заявление . Возможно многие увидят заимствования, но на то мы здесь все и собрались. Сомневаюсь по поводу своих требований, не могу их сформулировать правильно, может подскажете чтонить? Что писать после слова ПРОШУ? ЗАЯВЛЕНИЕ Я, майор запаса Иванов Иван Иваныч, закончил Урюпинское училище сторожей стоянок торпедных катеров в 1998г. (приложение №__) Сразу после выпуска был уволен из рядов вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп.«а» п.2 ст.51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»). 0 мая 1999г. с подписанием контракта с МО в лице командира в/ч 0000 восстановился в рядах вооруженных сил. Закончил военную службу по контракту (приложение №3) в в/ч 00001 на должности 0000 (приложение №4).
5 сентября 2005г. вышел Указ Президента РФ №1049 «О Федеральной аэронавигационной службе» на основании, которого и последующих распоряжения правительства от 7 февраля 2006г. №159-р и директивы Министра обороны ВС РФ от 00 00 2006г. №Д-00 подлежала расформированию в/ч 00001, а так же решался вопрос о прикомандировании военнослужащих в/ч 00001 к федеральной аэронавигационной службе. По неизвестной мне причине прикомандирования военнослужащих не произошло, всем желающим продолжить свою трудовую деятельность по специальности, было предложено написать рапорта на досрочное увольнение из рядов вооруженных сил с последующим поступлением на работу в филиал «Аэронавигация » ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Военнослужащим не обеспеченным жилыми помещениями, в том числе и мне, было предложено написать рапорта с обязательным указанием своего согласия на исключение из списков личного состава части, в случае невозможности обеспечения на момент увольнения жилыми помещениями, с оставлением в списках очередников части правопреемницы (согласно п.13 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). При этом от вышестоящего командования мы постоянно получали заверения в скорейшем решении нашего жилищного вопроса как, например, телеграмма начальника 0000 (приложение №8). Желая продолжить свою трудовую деятельность по специальности, которой я посвятил все свои профессиональные знания и умения, приобретенные за 00 лет военной службы, 00 августа 2007г. я такой рапорт написал (приложение №5). Приказом командира в/ч 00002 от 00 октября 2007г. №0000 (приложение №6) я был досрочно уволен из рядов вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп.«а» п.2 ст.51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе») и 00 декабря 2007г. приказом командира в/ч 00001 от 00 ноября 2007г. №000 (приложение №7) был исключён из списков личного состава части.
Согласно ст.ст. 14, 15, 16 и 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», государство в лице именно Правительства Российской Федерации осуществляет все необходимые мероприятия, связанные с обеспечением военнослужащих соответствующим жилищем, и через Министерство обороны Российской Федерации (его структурные подразделения) организует выполнение принятых на себя обязательств перед военнослужащими. Кроме того, Президент Российской Федерации своим Указом от 5 сентября 2005г. №1049 «О Федеральной аэронавигационной службе» именно на правительство возложил обязанность по обеспечению предоставления «увольняемым военнослужащим … льгот и компенсаций, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», а также обязал «решить финансовые, организационные, имущественные и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа».
Согласно п.п. 2, 3, 4, 5 ст. 3 Закона «О статусе военнослужащих» «социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления… Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, … а также является обязанностью командиров (начальников)». Министерство обороны Российской Федерации является именно тем органом военного управления (федеральным органом исполнительной власти), на которого и возложены функции по реализации моих прав. Кроме того, в силу абз. 1 п. 1 ст. 15 того же Закона именно государство посредством заключения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего контракта с гражданином гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. В частности в соответствии с п. 4 моего контракта о прохождении военной службы заключенного между мной и Министерством обороны Российской Федерации (Приложение №_), именно Министерство обороны обязывается обеспечить мне соблюдение моих прав, включая установленное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на жилище. При этом следует отметить, что под гарантией понимается обеспечение осуществления каких-либо обязательств (Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб., 1998, стр. 194). В свою очередь, понятие «обеспечить» означает снабдить в достаточном количестве, удовлетворить потребность в чем-то, предоставить достаточные материальные средства, создать все необходимые условия для осуществления чего-либо (Большой толковый словарь русского языка, стр. 666)
Помимо вышеизложенного, обязательства Министерства обороны Российской Федерации (а не только командира части) перед военнослужащими по реализации предусмотренных законом прав, вытекающих из факта заключения контракта о прохождении военной службы, подтверждаются следующими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации. В частности, в соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» «на основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны Российской Федерации либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин принимают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные федеральными законами... «О статусе военнослужащих»... определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих». В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «при рассмотрении дел, связанных с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия, судам необходимо иметь в виду, что порядок и размер указанного обеспечения установлены федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению в равной степени как для командира воинской части, непосредственно выдающего военнослужащим соответствующее довольствие, так и для всех иных вышестоящих органов и должностных лиц, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих».
Приказом командира в/ч 00002 от 00 марта 2007г. № 0000 (приложение №9) частью правопреемницей для в/ч 00001 назначена в/ч 00003. Так как в/ч 00003 не имеет своей собственной жилищной комиссии и только лишь решением жилищной комиссии в/ч 00002 военнослужащие в/ч 00003 признаются нуждающимися в получении (улучшении) жилых помещений, включаются и состоят в очереди нуждающихся в получении (улучшении) жилых помещений в в/ч 00002, а поступающие жилые помещения распределяются среди очередников в/ч 00002 решениями той же жилищной комиссии и утверждаются командиром в/ч 00002, я 28 января 2008г. подал на его имя рапорт (приложение №10) с требованием предоставить мне и членам моей семьи жилое помещение в собственность.
Однако до настоящего времени решения по моему рапорту не принято, право на получение жилья в собственность не реализовано.
(Однако я получил ответ (приложение №__) согласно которого мое включение в списки очередников и есть реализация моего права на жилище.)
Таким образом, я считаю, что имеет место бездействие органов государственной власти - Правительства и Министерства обороны Российской Федерации а так же должностного лица - командира войсковой части 00002 , которыми нарушены нормы действующего законодательства и соответственно мои права и охраняемые законом интересы, а именно:
1. Пункт 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в соответствии с которым «военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более».
Из смысла данной статьи следует, что указанные категории военнослужащих обеспечиваются жилыми помещениями не в произвольном порядке, а в установленном законом, то есть, в том числе и в порядке зависимом от времени поступления на военную службу и выслуги лет.
2. Абзац 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым «военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».
Предоставить - дать в пользование, сделать доступным для пользования, дать кому-н. возможность обладать кем-чем-н.(Большой толковый словарь русского языка стр.__) Включение меня в общий список очередников для предоставления жилья на общих основаниях (в социальный найм) не может быть реализацией этого права. Данная статья, так же, устанавливает точный срок предоставления жилых помещений в собственность – при увольнении. Кроме того, мое согласие на увольнение без предоставления жилья (согласно с пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих») относилось лишь к порядку окончания мною военной службы и устраняло препятствия командованию для исключения меня из списков личного состава части. Мое согласие на увольнение с оставлением в списках очередников так же относилось лишь к необходимости и после увольнения признания меня нуждающимся в получении жилого помещения, например, в случае если я изберу иной способ реализации моего права на жилище (допустим, получением государственного жилищного сертификата). Это согласие не может расцениваться как отказ от реализации, моего и членов моей семьи, права на получение жилья в собственность, а равно не должно использоваться для ограничения имеющихся у меня жилищных прав по сравнению с другими военнослужащими (не дававшими согласие на увольнение без предоставления жилья с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений). То есть, другими словами, Законом «О статусе военнослужащих» ст. 15 предусмотрены гарантии реализации моего и членов моей семьи жилищных прав, а ст. 23 всего лишь увязывает возможность моего увольнения с волеизъявлением, в случае если я не обеспечен жильем, и ни коим образом не может затрагивать мои и членов моей семьи жилищных прав. Реализация моего личного права на увольнение никак не может быть увязана с реализацией моего права на получение жилья в собственность, а тем более, права членов моей семьи.
2. Абзац 8 пункта 3 Указа Президента РФ от 5 сентября 2005г. №1049 «О Федеральной аэронавигационной службе» в соответствии с которым Президентом Российской Федерации было поручено «обеспечить предоставление увольняемым военнослужащим и высвобождаемому гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации льгот и компенсаций, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»
Обеспечить означает снабдить в достаточном количестве, удовлетворить потребность в чем-то, предоставить достаточные материальные средства, создать все необходимые условия для осуществления чего-либо (Большой толковый словарь русского языка. С. 666).
3. Пункт 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Порядок обеспечения жильем различных категорий военнослужащих отличается в зависимости от времени поступления на военную службу, выслуги лет и, в некоторых случаях, волеизъявления - предоставление служебного жилья, предоставление жилья на общих основаниях, предоставление жилья в собственность, получение и реализация ГЖС, участие в накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем и т.д. В затрагивающем меня случае это те, кто на весь срок военной службы обеспечивается служебным жильем и те, кто обеспечивается служебным жильем только на первые 5 лет военной службы. Включение этих разных категорий военнослужащих нуждающихся получении жилых помещений в одну очередь (одних через 20 лет военной службы, других через 5 лет, так как при обеспечении служебным жильем по нормам, военнослужащие снимаются с учета нуждающихся, согласно п. 31 Инструкции утвержденной приказом МО №80) являлось бы дискриминацией, что недопустимо. Поэтому законодатель и предусмотрел: для первой категории военнослужащих - предоставление жилых помещений в собственность (без всякой очереди) при достижении 20 лет выслуги (10 лет при увольнении по организационно-штатным мероприятиям), а для второй - уже по достижении 5 лет пребывания на военной службе предоставление жилых помещений на общих основаниях (по договору социального найма ст. 57 Жилищного Кодекса РФ согласно очереди). Кроме того существование очереди на предоставление жилья в собственность не предусмотрено ни одним нормативно правовым актом.
4. Статья 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Военнослужащие могут реализовать свое конституционное право на жилище, проживая в служебном жилье, в общежитиях, в жилье предоставленном в социальный найм, в жилье арендуемом воинскими частями или получая денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья. Для меня, как уже уволенного с военной службы, и членов моей семьи единственным доступным способом реализации права на жилище, гарантируемом статьей 40 Конституции РФ, является предоставление жилья в собственность.
5. Статья 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Имея общую продолжительность военной службы более 10 лет при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, я приобрел право на получение жилого помещения в собственность. Гражданский Кодекс РФ, в соответствии со ст. 209, не ограничивает круг объектов права собственности только материальными объектами, указывая на право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. К объектам гражданских прав в соответствии со ст. 128 относятся «вещи, включая ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права…». То есть гражданское законодательство определяет имущественные права в качестве объекта гражданских прав, формирующего в числе прочих объектов мое имущество. Под имущественными правами понимаются субъективные вещные права участников гражданских правоотношений, возникающие по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, а также обязательственные права требования, вытекающие как из договорных, так и из внедоговорных обязательств. В моем случае обязательств принятых государством при заключении со мною контракта о прохождении военной службы. В настоящий момент я не имею возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, равно как и никто не предлагал мне равноценного возмещения.
6. Статья 1 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой «каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права»
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации Европейская конвенции о защите прав человека и основных свобод является частью правовой системы России. Кроме того, в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законом, то применяются правила международного договора. Ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловила принятие Россией на себя целого ряда правовых обязательств, в числе которых не последнее место занимает приведение в соответствие с Конвенцией национального законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, Россия приняла на себя обязательство в случае возникновения коллизии между нормами национального права и положениями Конвенции обеспечить реализацию правоприменительными, в том числе судебными органами норм Конвенции о защите прав человека. В связи с этим необходимо обратить внимание на последовательно реализуемый подход Европейского Суда по правам человека, отображенный в целом ряде прецедентов и ориентированный на чрезвычайно расширительное толкование прав и свобод лица. Как следствие, и понятие «имущество», сформулированное Европейским Судом, наполняется более емким содержанием. Так, в Постановлении по делу «Ван Марле против Нидерландов» от 26 июня 1986 г. Судом отмечено, что в спектр статьи подпадает любое «...частное право, представляющее имущественную ценность и, следовательно, «имущество» по смыслу первой фразы ст. 1...». В Постановлении Европейского Суда по правам человека от 16 сентября 1996 г. по делу «Гейгусуз против Австрии» указано, что «право на финансовую помощь, если она предусматривается законодательством, является материальным правом, включаемым в понятие "имущество" по смыслу ст. 1 Протокола №1». По делу «Доймеланд против Федеративной Республики Германия» (Постановление Европейского Суда от 29 мая 1986 г.) предметом требования в национальных судебных инстанциях явилось требование о предоставлении заявительнице дополнительной пенсии в связи со смертью ее мужа в результате несчастного случая на производстве. Суд в п. 71 Постановления признал это право "личным, имущественным и субъективным", т.е. правом частным. В качестве критерия определения характера права, подлежащего защите, Суд предложил использовать «содержание и последствия осуществления данного права, а не его юридическую классификацию в соответствии с внутренним законодательством заинтересованного государства». С учетом вывода Суда по уже упоминавшемуся делу «Гейгусуз против Австрии» можно прийти к аналогичному выводу в рамках приведенного дела, указав, что право на получение пособия, равно как и право на получение финансовой помощи, является материальным. По мнению Суда, материальное право, в том числе обязательственное право требования, может входить в состав имущества лица при условии, чтобы право было бесспорным, действительным, подлежащим исполнению и, следовательно, защищаемым ст. 1 Протокола N 1. Таким образом, исходя из сложившейся практики Европейского Суда по правам человека, можно сделать вывод, что в собственности лица может находиться любое имущество, как выраженное в материальной форме (вещи), так и представляющее собой права на вещи и обязательственные права требования. Собственность лица способна формироваться и за счет нереализованных требований, если в достаточной мере установлено, что оно может быть юридически реализовано. Соответствующая позиция Европейского Суда была отображена в его постановлении от 7 мая 2002 г. по делу российского гражданина А. Бурдова и постановлении от 7 июля 2005 г. по делу «Шпаковский против Российской Федерации». Указанное бездействие Правительства Российской Федерации, Министерства Обороны Российской Федерации и командира войсковой части 10253 нарушает мое право на получение жилого помещения в собственность в порядке, установленном законом.
Принимая во внимание вышеизложенное и в соответствии со ст. ст. 40, 246, 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ПРОШУ: 1. Признать бездействие Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части 00002, выразившееся в непредоставлении жилого помещения в собственность Иванову Ивану, незаконным.
2. Обязать Правительство Российской Федерации выделить денежные средства для приобретения Министерством обороны Российской Федерации через войсковую часть 00002 благоустроенного жилого помещения в г. N для последующего его предоставления в собственность Иванову Ивану.
3. Обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить через войсковую часть 00002 благоустроенное жилое помещение в г. N для последующего его предоставления в собственность Иванову Ивану.
4. Обязать командира войсковой части 00002 предоставить благоустроенное жилое помещение Иванову Иану в собственность. Приложения (на __ листах): «___» февраля 2008 года ______________/И.И. Иванов/
5 сентября 2005г. вышел Указ Президента РФ №1049 «О Федеральной аэронавигационной службе» на основании, которого и последующих распоряжения правительства от 7 февраля 2006г. №159-р и директивы Министра обороны ВС РФ от 00 00 2006г. №Д-00 подлежала расформированию в/ч 00001, а так же решался вопрос о прикомандировании военнослужащих в/ч 00001 к федеральной аэронавигационной службе. По неизвестной мне причине прикомандирования военнослужащих не произошло, всем желающим продолжить свою трудовую деятельность по специальности, было предложено написать рапорта на досрочное увольнение из рядов вооруженных сил с последующим поступлением на работу в филиал «Аэронавигация » ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Военнослужащим не обеспеченным жилыми помещениями, в том числе и мне, было предложено написать рапорта с обязательным указанием своего согласия на исключение из списков личного состава части, в случае невозможности обеспечения на момент увольнения жилыми помещениями, с оставлением в списках очередников части правопреемницы (согласно п.13 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). При этом от вышестоящего командования мы постоянно получали заверения в скорейшем решении нашего жилищного вопроса как, например, телеграмма начальника 0000 (приложение №8). Желая продолжить свою трудовую деятельность по специальности, которой я посвятил все свои профессиональные знания и умения, приобретенные за 00 лет военной службы, 00 августа 2007г. я такой рапорт написал (приложение №5). Приказом командира в/ч 00002 от 00 октября 2007г. №0000 (приложение №6) я был досрочно уволен из рядов вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп.«а» п.2 ст.51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе») и 00 декабря 2007г. приказом командира в/ч 00001 от 00 ноября 2007г. №000 (приложение №7) был исключён из списков личного состава части.
Согласно ст.ст. 14, 15, 16 и 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», государство в лице именно Правительства Российской Федерации осуществляет все необходимые мероприятия, связанные с обеспечением военнослужащих соответствующим жилищем, и через Министерство обороны Российской Федерации (его структурные подразделения) организует выполнение принятых на себя обязательств перед военнослужащими. Кроме того, Президент Российской Федерации своим Указом от 5 сентября 2005г. №1049 «О Федеральной аэронавигационной службе» именно на правительство возложил обязанность по обеспечению предоставления «увольняемым военнослужащим … льгот и компенсаций, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», а также обязал «решить финансовые, организационные, имущественные и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа».
Согласно п.п. 2, 3, 4, 5 ст. 3 Закона «О статусе военнослужащих» «социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления… Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, … а также является обязанностью командиров (начальников)». Министерство обороны Российской Федерации является именно тем органом военного управления (федеральным органом исполнительной власти), на которого и возложены функции по реализации моих прав. Кроме того, в силу абз. 1 п. 1 ст. 15 того же Закона именно государство посредством заключения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего контракта с гражданином гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. В частности в соответствии с п. 4 моего контракта о прохождении военной службы заключенного между мной и Министерством обороны Российской Федерации (Приложение №_), именно Министерство обороны обязывается обеспечить мне соблюдение моих прав, включая установленное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на жилище. При этом следует отметить, что под гарантией понимается обеспечение осуществления каких-либо обязательств (Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов, СПб., 1998, стр. 194). В свою очередь, понятие «обеспечить» означает снабдить в достаточном количестве, удовлетворить потребность в чем-то, предоставить достаточные материальные средства, создать все необходимые условия для осуществления чего-либо (Большой толковый словарь русского языка, стр. 666)
Помимо вышеизложенного, обязательства Министерства обороны Российской Федерации (а не только командира части) перед военнослужащими по реализации предусмотренных законом прав, вытекающих из факта заключения контракта о прохождении военной службы, подтверждаются следующими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации. В частности, в соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» «на основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны Российской Федерации либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин принимают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные федеральными законами... «О статусе военнослужащих»... определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих». В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «при рассмотрении дел, связанных с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия, судам необходимо иметь в виду, что порядок и размер указанного обеспечения установлены федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению в равной степени как для командира воинской части, непосредственно выдающего военнослужащим соответствующее довольствие, так и для всех иных вышестоящих органов и должностных лиц, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих».
Приказом командира в/ч 00002 от 00 марта 2007г. № 0000 (приложение №9) частью правопреемницей для в/ч 00001 назначена в/ч 00003. Так как в/ч 00003 не имеет своей собственной жилищной комиссии и только лишь решением жилищной комиссии в/ч 00002 военнослужащие в/ч 00003 признаются нуждающимися в получении (улучшении) жилых помещений, включаются и состоят в очереди нуждающихся в получении (улучшении) жилых помещений в в/ч 00002, а поступающие жилые помещения распределяются среди очередников в/ч 00002 решениями той же жилищной комиссии и утверждаются командиром в/ч 00002, я 28 января 2008г. подал на его имя рапорт (приложение №10) с требованием предоставить мне и членам моей семьи жилое помещение в собственность.
Однако до настоящего времени решения по моему рапорту не принято, право на получение жилья в собственность не реализовано.
(Однако я получил ответ (приложение №__) согласно которого мое включение в списки очередников и есть реализация моего права на жилище.)
Таким образом, я считаю, что имеет место бездействие органов государственной власти - Правительства и Министерства обороны Российской Федерации а так же должностного лица - командира войсковой части 00002 , которыми нарушены нормы действующего законодательства и соответственно мои права и охраняемые законом интересы, а именно:
1. Пункт 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в соответствии с которым «военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более».
Из смысла данной статьи следует, что указанные категории военнослужащих обеспечиваются жилыми помещениями не в произвольном порядке, а в установленном законом, то есть, в том числе и в порядке зависимом от времени поступления на военную службу и выслуги лет.
2. Абзац 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым «военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».
Предоставить - дать в пользование, сделать доступным для пользования, дать кому-н. возможность обладать кем-чем-н.(Большой толковый словарь русского языка стр.__) Включение меня в общий список очередников для предоставления жилья на общих основаниях (в социальный найм) не может быть реализацией этого права. Данная статья, так же, устанавливает точный срок предоставления жилых помещений в собственность – при увольнении. Кроме того, мое согласие на увольнение без предоставления жилья (согласно с пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих») относилось лишь к порядку окончания мною военной службы и устраняло препятствия командованию для исключения меня из списков личного состава части. Мое согласие на увольнение с оставлением в списках очередников так же относилось лишь к необходимости и после увольнения признания меня нуждающимся в получении жилого помещения, например, в случае если я изберу иной способ реализации моего права на жилище (допустим, получением государственного жилищного сертификата). Это согласие не может расцениваться как отказ от реализации, моего и членов моей семьи, права на получение жилья в собственность, а равно не должно использоваться для ограничения имеющихся у меня жилищных прав по сравнению с другими военнослужащими (не дававшими согласие на увольнение без предоставления жилья с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений). То есть, другими словами, Законом «О статусе военнослужащих» ст. 15 предусмотрены гарантии реализации моего и членов моей семьи жилищных прав, а ст. 23 всего лишь увязывает возможность моего увольнения с волеизъявлением, в случае если я не обеспечен жильем, и ни коим образом не может затрагивать мои и членов моей семьи жилищных прав. Реализация моего личного права на увольнение никак не может быть увязана с реализацией моего права на получение жилья в собственность, а тем более, права членов моей семьи.
2. Абзац 8 пункта 3 Указа Президента РФ от 5 сентября 2005г. №1049 «О Федеральной аэронавигационной службе» в соответствии с которым Президентом Российской Федерации было поручено «обеспечить предоставление увольняемым военнослужащим и высвобождаемому гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации льгот и компенсаций, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»
Обеспечить означает снабдить в достаточном количестве, удовлетворить потребность в чем-то, предоставить достаточные материальные средства, создать все необходимые условия для осуществления чего-либо (Большой толковый словарь русского языка. С. 666).
3. Пункт 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Порядок обеспечения жильем различных категорий военнослужащих отличается в зависимости от времени поступления на военную службу, выслуги лет и, в некоторых случаях, волеизъявления - предоставление служебного жилья, предоставление жилья на общих основаниях, предоставление жилья в собственность, получение и реализация ГЖС, участие в накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем и т.д. В затрагивающем меня случае это те, кто на весь срок военной службы обеспечивается служебным жильем и те, кто обеспечивается служебным жильем только на первые 5 лет военной службы. Включение этих разных категорий военнослужащих нуждающихся получении жилых помещений в одну очередь (одних через 20 лет военной службы, других через 5 лет, так как при обеспечении служебным жильем по нормам, военнослужащие снимаются с учета нуждающихся, согласно п. 31 Инструкции утвержденной приказом МО №80) являлось бы дискриминацией, что недопустимо. Поэтому законодатель и предусмотрел: для первой категории военнослужащих - предоставление жилых помещений в собственность (без всякой очереди) при достижении 20 лет выслуги (10 лет при увольнении по организационно-штатным мероприятиям), а для второй - уже по достижении 5 лет пребывания на военной службе предоставление жилых помещений на общих основаниях (по договору социального найма ст. 57 Жилищного Кодекса РФ согласно очереди). Кроме того существование очереди на предоставление жилья в собственность не предусмотрено ни одним нормативно правовым актом.
4. Статья 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Военнослужащие могут реализовать свое конституционное право на жилище, проживая в служебном жилье, в общежитиях, в жилье предоставленном в социальный найм, в жилье арендуемом воинскими частями или получая денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья. Для меня, как уже уволенного с военной службы, и членов моей семьи единственным доступным способом реализации права на жилище, гарантируемом статьей 40 Конституции РФ, является предоставление жилья в собственность.
5. Статья 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Имея общую продолжительность военной службы более 10 лет при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, я приобрел право на получение жилого помещения в собственность. Гражданский Кодекс РФ, в соответствии со ст. 209, не ограничивает круг объектов права собственности только материальными объектами, указывая на право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. К объектам гражданских прав в соответствии со ст. 128 относятся «вещи, включая ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права…». То есть гражданское законодательство определяет имущественные права в качестве объекта гражданских прав, формирующего в числе прочих объектов мое имущество. Под имущественными правами понимаются субъективные вещные права участников гражданских правоотношений, возникающие по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, а также обязательственные права требования, вытекающие как из договорных, так и из внедоговорных обязательств. В моем случае обязательств принятых государством при заключении со мною контракта о прохождении военной службы. В настоящий момент я не имею возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, равно как и никто не предлагал мне равноценного возмещения.
6. Статья 1 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой «каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права»
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации Европейская конвенции о защите прав человека и основных свобод является частью правовой системы России. Кроме того, в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законом, то применяются правила международного договора. Ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловила принятие Россией на себя целого ряда правовых обязательств, в числе которых не последнее место занимает приведение в соответствие с Конвенцией национального законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, Россия приняла на себя обязательство в случае возникновения коллизии между нормами национального права и положениями Конвенции обеспечить реализацию правоприменительными, в том числе судебными органами норм Конвенции о защите прав человека. В связи с этим необходимо обратить внимание на последовательно реализуемый подход Европейского Суда по правам человека, отображенный в целом ряде прецедентов и ориентированный на чрезвычайно расширительное толкование прав и свобод лица. Как следствие, и понятие «имущество», сформулированное Европейским Судом, наполняется более емким содержанием. Так, в Постановлении по делу «Ван Марле против Нидерландов» от 26 июня 1986 г. Судом отмечено, что в спектр статьи подпадает любое «...частное право, представляющее имущественную ценность и, следовательно, «имущество» по смыслу первой фразы ст. 1...». В Постановлении Европейского Суда по правам человека от 16 сентября 1996 г. по делу «Гейгусуз против Австрии» указано, что «право на финансовую помощь, если она предусматривается законодательством, является материальным правом, включаемым в понятие "имущество" по смыслу ст. 1 Протокола №1». По делу «Доймеланд против Федеративной Республики Германия» (Постановление Европейского Суда от 29 мая 1986 г.) предметом требования в национальных судебных инстанциях явилось требование о предоставлении заявительнице дополнительной пенсии в связи со смертью ее мужа в результате несчастного случая на производстве. Суд в п. 71 Постановления признал это право "личным, имущественным и субъективным", т.е. правом частным. В качестве критерия определения характера права, подлежащего защите, Суд предложил использовать «содержание и последствия осуществления данного права, а не его юридическую классификацию в соответствии с внутренним законодательством заинтересованного государства». С учетом вывода Суда по уже упоминавшемуся делу «Гейгусуз против Австрии» можно прийти к аналогичному выводу в рамках приведенного дела, указав, что право на получение пособия, равно как и право на получение финансовой помощи, является материальным. По мнению Суда, материальное право, в том числе обязательственное право требования, может входить в состав имущества лица при условии, чтобы право было бесспорным, действительным, подлежащим исполнению и, следовательно, защищаемым ст. 1 Протокола N 1. Таким образом, исходя из сложившейся практики Европейского Суда по правам человека, можно сделать вывод, что в собственности лица может находиться любое имущество, как выраженное в материальной форме (вещи), так и представляющее собой права на вещи и обязательственные права требования. Собственность лица способна формироваться и за счет нереализованных требований, если в достаточной мере установлено, что оно может быть юридически реализовано. Соответствующая позиция Европейского Суда была отображена в его постановлении от 7 мая 2002 г. по делу российского гражданина А. Бурдова и постановлении от 7 июля 2005 г. по делу «Шпаковский против Российской Федерации». Указанное бездействие Правительства Российской Федерации, Министерства Обороны Российской Федерации и командира войсковой части 10253 нарушает мое право на получение жилого помещения в собственность в порядке, установленном законом.
Принимая во внимание вышеизложенное и в соответствии со ст. ст. 40, 246, 254, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ПРОШУ: 1. Признать бездействие Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части 00002, выразившееся в непредоставлении жилого помещения в собственность Иванову Ивану, незаконным.
2. Обязать Правительство Российской Федерации выделить денежные средства для приобретения Министерством обороны Российской Федерации через войсковую часть 00002 благоустроенного жилого помещения в г. N для последующего его предоставления в собственность Иванову Ивану.
3. Обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить через войсковую часть 00002 благоустроенное жилое помещение в г. N для последующего его предоставления в собственность Иванову Ивану.
4. Обязать командира войсковой части 00002 предоставить благоустроенное жилое помещение Иванову Иану в собственность. Приложения (на __ листах): «___» февраля 2008 года ______________/И.И. Иванов/