Добавлено: 08 июл 2007, 21:20
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2007 года
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Князевой Н.В. при секретаре Марчак В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. Виталия Сергеевича к Администрации Муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» о предоставлении служебного жилого помещения и заключении договора найма служебного жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Л. В.С. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» (далее по тексту администрация Ногинского муниципального района) о предоставлении ему однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ногинск, ул. Бабушкина, ХХХХХХХХХ по договору найма служебного жилого помещения.
В обоснование заявленного требования истец ссылался на то, что проходит военную службу по контракту в войсковой части № ХХХХХХ г. Москвы. В г. Москву прибыл для прохождения военной службы по распределению из г. Санкт-Петербурга. По новому месту военной службы жилого помещения для проживания не имеет, а потому имеет право на получение служебного жилого помещения. Указанная выше квартира, занимаемая ранее семьей подполковника Л.Е.В., была распределена ему жилищной комиссией части как очереднику. Однако ответчиком до настоящего времени не разрешен вопрос о предоставлении ему данной жилой площади. Истец полагает, что его право на получение жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения закреплено пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Представитель Администрации Ногинского муниципального района иск не признала, ссылаясь на то, что пунктом 2 статьи 104 Жилищного кодекса РФ право устанавливать категории граждан, которым могут предоставляться служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, предоставлено органам местного самоуправления. Решением Совета депутатов Ногинского муниципального района № 713\77 от 07.12.2006 года было утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В указанном Положении определены категории граждан, которым может быть предоставлено служебное жилое помещение из муниципального жилищного фонда. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в качестве такой категории, не предусмотрены. Также представитель ответчика указала на то, что в отношении квартиры, на получение которой претендует истец, не было решения администрации Ногинского муниципального района об отнесении её к специализированному жилищному фонду.
Представитель войсковой части № ХХХХХХ, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в суд не явился, имеется письменное ходатайство войсковой части № ХХХХХХ с просьбой рассмотреть дело в отсутствие её представителя (л.д.114).
Ногинская КЭЧ района, привлеченная к участию в деле также в качестве третьего лица, о дне судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представитель в суд не явился (л.д.113).
Выслушав объяснения истца и представителя Администрации Ногинского муниципального района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее -специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ст.92 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Право военнослужащих на жилище регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4, 30 декабря 2006 г., 6 января 2007 г.).
В соответствии с абзацами 2, 3 и 4 пункта 1, абзацами 1, 2 и 3 пункта 3 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.
Таким образом, юридически значимыми по делу обстоятельствами являются установить относится ли истец к той категории военнослужащих, которые имеют право на получение жилого помещения по месту военной службы; к какому виду использования должно относится жилое помещение, на получение которого претендует истец; имеется ли решение местного органа власти о зачислении спорной жилой площади в категорию служебной жилой площади.
Нормативно в статьях 92 и 93 Жилищного кодекса РФ выделены юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (в том числе, военнослужащими); как правило, нахождение жилого помещения в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или в непосредственной близости от него); включение помещения в число служебных решением местной администрации (органа местного самоуправления).
По смыслу положений, содержащихся в статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Лачков В.С. в период с декабря 1998 года по 2002 год обучался в г. Санкт-Петербурге в филиале Военно-инженерного университета, где с ним был заключен контракт о прохождении военной службы на весь период обучения и на первые пять лет после окончания университета. Первые пять лет после окончания университета Лачков В.С. проходит военную службу в войсковой части № ХХХХХХ г. Москвы по контракту, заключенному 15.12.1998 года (л.д.6).
Таким образом, в соответствии с абзацем 4 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Л. В.С. относится к категории военнослужащих, которые обеспечиваются на время службы служебными жилыми помещениями.
Между тем, жилое помещение, на получение которого претендует истец, является муниципальной собственностью, и в разряд служебных жилых помещений не включалось, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» и сообщением за подписью заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Семина М.Ю. (л.д.111-112). Тот факт, что спорное жилое помещение служебным не является, не отрицал и сам истец. Данное обстоятельство подтверждается также ходатайством командира войсковой части № ХХХХХХ Г., направленным 21.03.2005 года за № 327 в адрес Главы администрации Ногинского района, в котором он просит рассмотреть вопрос о повторном заселении квартиры ХХХХХХХХ по ул. Бабушкина в г. Ногинске и присвоении указанному жилому помещению статуса «служебное жилое помещение» (л.д.10).
С учетом изложенного, требование Л. В.С. о предоставлении ему спорного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения удовлетворению подлежать не может.
Из объяснений истца Л. В.С. усматривается, что свое требование он обосновывает пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащего»,
применяя установленные им положения как самостоятельную норму. Между тем, анализ статьи 15 Федерального закона позволяет сделать вывод, что положения пункта 5 статьи 15 данного закона должны применяться только во взаимосвязи с положениями пункта 1 данной статьи, касающихся порядка предоставления служебных жилых помещений.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд учитывал и то обстоятельство, что выбор формы решения жилищной проблемы военнослужащего зависит от него. Истец выбрал для себя такую форму разрешения своей жилищной проблемы, как аренда жилого помещения. Из объяснений истца установлено, что в г. Москве, где он проходит военную службу, он арендует квартиру, а войсковая часть возмещает ему расходы за наем этого жилого помещения.
Руководствуясь ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.ст.92, 93, 99, 100, 104 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Л.В.С в удовлетворении иска к Администрации Муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» о предоставлении служебного жилого помещения и заключении договора найма служебного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение 10 дней. 16 мая 2007г. МОСОБЛСУД оставил решение без изменения. Готовлю надзорную жалобу в Верховный суд. Будет что – выложу.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2007 года
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Князевой Н.В. при секретаре Марчак В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. Виталия Сергеевича к Администрации Муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» о предоставлении служебного жилого помещения и заключении договора найма служебного жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Л. В.С. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» (далее по тексту администрация Ногинского муниципального района) о предоставлении ему однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Ногинск, ул. Бабушкина, ХХХХХХХХХ по договору найма служебного жилого помещения.
В обоснование заявленного требования истец ссылался на то, что проходит военную службу по контракту в войсковой части № ХХХХХХ г. Москвы. В г. Москву прибыл для прохождения военной службы по распределению из г. Санкт-Петербурга. По новому месту военной службы жилого помещения для проживания не имеет, а потому имеет право на получение служебного жилого помещения. Указанная выше квартира, занимаемая ранее семьей подполковника Л.Е.В., была распределена ему жилищной комиссией части как очереднику. Однако ответчиком до настоящего времени не разрешен вопрос о предоставлении ему данной жилой площади. Истец полагает, что его право на получение жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения закреплено пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Представитель Администрации Ногинского муниципального района иск не признала, ссылаясь на то, что пунктом 2 статьи 104 Жилищного кодекса РФ право устанавливать категории граждан, которым могут предоставляться служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, предоставлено органам местного самоуправления. Решением Совета депутатов Ногинского муниципального района № 713\77 от 07.12.2006 года было утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В указанном Положении определены категории граждан, которым может быть предоставлено служебное жилое помещение из муниципального жилищного фонда. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в качестве такой категории, не предусмотрены. Также представитель ответчика указала на то, что в отношении квартиры, на получение которой претендует истец, не было решения администрации Ногинского муниципального района об отнесении её к специализированному жилищному фонду.
Представитель войсковой части № ХХХХХХ, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в суд не явился, имеется письменное ходатайство войсковой части № ХХХХХХ с просьбой рассмотреть дело в отсутствие её представителя (л.д.114).
Ногинская КЭЧ района, привлеченная к участию в деле также в качестве третьего лица, о дне судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представитель в суд не явился (л.д.113).
Выслушав объяснения истца и представителя Администрации Ногинского муниципального района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее -специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ст.92 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст.93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Право военнослужащих на жилище регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4, 30 декабря 2006 г., 6 января 2007 г.).
В соответствии с абзацами 2, 3 и 4 пункта 1, абзацами 1, 2 и 3 пункта 3 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.
Таким образом, юридически значимыми по делу обстоятельствами являются установить относится ли истец к той категории военнослужащих, которые имеют право на получение жилого помещения по месту военной службы; к какому виду использования должно относится жилое помещение, на получение которого претендует истец; имеется ли решение местного органа власти о зачислении спорной жилой площади в категорию служебной жилой площади.
Нормативно в статьях 92 и 93 Жилищного кодекса РФ выделены юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (в том числе, военнослужащими); как правило, нахождение жилого помещения в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или в непосредственной близости от него); включение помещения в число служебных решением местной администрации (органа местного самоуправления).
По смыслу положений, содержащихся в статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Лачков В.С. в период с декабря 1998 года по 2002 год обучался в г. Санкт-Петербурге в филиале Военно-инженерного университета, где с ним был заключен контракт о прохождении военной службы на весь период обучения и на первые пять лет после окончания университета. Первые пять лет после окончания университета Лачков В.С. проходит военную службу в войсковой части № ХХХХХХ г. Москвы по контракту, заключенному 15.12.1998 года (л.д.6).
Таким образом, в соответствии с абзацем 4 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Л. В.С. относится к категории военнослужащих, которые обеспечиваются на время службы служебными жилыми помещениями.
Между тем, жилое помещение, на получение которого претендует истец, является муниципальной собственностью, и в разряд служебных жилых помещений не включалось, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» и сообщением за подписью заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Семина М.Ю. (л.д.111-112). Тот факт, что спорное жилое помещение служебным не является, не отрицал и сам истец. Данное обстоятельство подтверждается также ходатайством командира войсковой части № ХХХХХХ Г., направленным 21.03.2005 года за № 327 в адрес Главы администрации Ногинского района, в котором он просит рассмотреть вопрос о повторном заселении квартиры ХХХХХХХХ по ул. Бабушкина в г. Ногинске и присвоении указанному жилому помещению статуса «служебное жилое помещение» (л.д.10).
С учетом изложенного, требование Л. В.С. о предоставлении ему спорного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения удовлетворению подлежать не может.
Из объяснений истца Л. В.С. усматривается, что свое требование он обосновывает пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащего»,
применяя установленные им положения как самостоятельную норму. Между тем, анализ статьи 15 Федерального закона позволяет сделать вывод, что положения пункта 5 статьи 15 данного закона должны применяться только во взаимосвязи с положениями пункта 1 данной статьи, касающихся порядка предоставления служебных жилых помещений.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд учитывал и то обстоятельство, что выбор формы решения жилищной проблемы военнослужащего зависит от него. Истец выбрал для себя такую форму разрешения своей жилищной проблемы, как аренда жилого помещения. Из объяснений истца установлено, что в г. Москве, где он проходит военную службу, он арендует квартиру, а войсковая часть возмещает ему расходы за наем этого жилого помещения.
Руководствуясь ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст.ст.92, 93, 99, 100, 104 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Л.В.С в удовлетворении иска к Администрации Муниципального образования «Ногинский муниципальный район Московской области» о предоставлении служебного жилого помещения и заключении договора найма служебного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение 10 дней. 16 мая 2007г. МОСОБЛСУД оставил решение без изменения. Готовлю надзорную жалобу в Верховный суд. Будет что – выложу.