И. КОРОТЧЕНКО: Сегодня мы поговорим о ключевых моментах, важных для любого военного, для социального оптимизма армии. Это вопросы жилищного обеспечения. Потому что от решения этой проблемы во многом зависит то, как будут служить наши военные, как вообще в целом будет ощущать себя армия. Не случайно наш гость в студии директор департамента жилищного обеспечения министерства обороны России Сергей Владимирович Пирогов. Разумеется, наш разговор сегодня будет касаться непосредственно функционала того департамента, которым вы руководите. Первый вопрос – сколько военнослужащих сегодня находится в очереди на получение постоянного жилья? И сколько из них получили квартиры? Какие перспективы в целом?
С. ПИРОГОВ: Да, вы абсолютно правы. Вопрос обеспечения жильём, жилыми помещениями военнослужащих один из самых злободневных, серьёзных в плане социальной защиты военнослужащих. Надо сказать, что в ходе реформы вооружённых сил, которая была проведена в 2008-2011 гг. подлежали сокращению порядка 120 тысяч офицером, и был практически ликвидирован весь институт прапорщиков-мичманов, это ещё 140 тысяч человек. В это время на очереди находилось 60 тысяч, которые встали к этому времени в очередь, и в общей сложности вы понимаете, какое количество людей встали в очередь на обеспечение жильём. На 1 января 2012 года в очереди состояло 82 400 человек. Они были признаны нуждающимися в постоянном обеспечении жильём. При этом в 2012-2014 гг. дополнительно на очередь встали почти 46 тыс. человек. Всего с 1 января 2012 года по настоящее время органами жилищного обеспечения оказана помощь в реализации прав на постоянное жильё 84 300 семей военнослужащих. В результате удалось кардинально переломить ситуацию с обеспечением военнослужащих постоянным жильём, и сократить количество нуждающихся в жилье. До 2013 года в очереди на обеспечение жильём в среднем военнослужащий стоял 5-7 лет. Хотя это средний показатель. Буквально на днях мы вручали документы для обеспечения полковника центрального аппарата. Тот в очереди стоят почти 14 лет. По состоянию на сегодняшний день очередь по обеспечению постоянным жильём составляет 35 500 человек. Из них почти 18 000 военнослужащих предложены жилые помещения. Таким образом, сравнивая 2012-2014 гг. можно сказать, что удалось добиться снижения очереди более чем в 2,3 раза. Должен сказать, что мы полностью закрыли потребность военнослужащих в таких городах, как Тула, Калуга, Орёл, Владимир, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Рязань, Новороссийск и многим другим.
И. КОРОТЧЕНКО: Я знаю, что в целом вопрос по военнослужащим, которые не имеют своего жилья, стоит на первоочередном контроле министра обороны, генерала армии Сергея Шойгу. Здесь позиция министра способствует тому, что так решительно двигаемся вперёд? Не секрет, что в предшествующие временные отрезки были разные коллизии. Позиция министра в данном вопросе?
С. ПИРОГОВ: Вы знаете, я могу оценивать позицию министра только со стороны своей должности. Безусловно, я, наверное, имею право сказать о том, что именно благодаря воле, силе и самое главное, неравнодушию к военнослужащим во многом способствовало решению этой проблемы, в том числе, внедрению новых форм жилищного обеспечения. Для того, чтобы обеспечить военнослужащего жильём, необходимо построить дом. Для того, чтобы построить дом, нужно понимать, где его строить, как его строить, когда строить, на сколько человек, какая планировка. А всё это подразумевает проведение соответствующих организационных мероприятий, в том числе выполнение федеральных законов об оказании услуг, то есть конкурсные мероприятия, разработка документации, и в последующем оформление права на уже построенный дом. Мы вышли на некое предложение. И министр обороны это предложение всячески поддержал. И более того, был доклад президенту РФ, поскольку денежные средства очень значительные, и поскольку новизна этой формы откровенно была видна, последовал доклад министра обороны Сергея Шойгу президенту страны с целью получить одобрение на развитие этой новой формы обеспечения жильём.
И. КОРОТЧЕНКО: Мы в данном случае говорим про жилищные субсидии?
С. ПИРОГОВ: Да.
И. КОРОТЧЕНКО: Какая была идея для запуска этого механизма? Какими причинами было обусловлено её появление, и в целом на что рассчитывает министерство обороны от реализации этого проекта?
С. ПИРОГОВ: Из тех цифр, которые я привёл, тот колоссальный рост очереди военнослужащих, и, соответственно, отставание возможностей института строительных организаций, и значительный период времени, необходимый для проведения строительно-монтажных работ, и, соответственно, сдачи дома, оформления документов, мы пришли к той ситуации, что очередь росла совершенно в другой прогрессии, нежели чем мы имели возможность предоставлять военнослужащим, гражданам, уволенным в запас, которые стоят в реестре для обеспечения жильём, квартиры в натуральном виде. Поэтому пришли к выводу, что поскольку мы находимся в своей общественно-экономической формации, где довольно много определяют денежные средства, соответственно, если военнослужащему предложить достаточное количество денежных средств, то тем самым мы снимем все ограничения, которые в настоящее время есть по предложению жилых помещений военнослужащим, но и более расширим возможности его и его семьи для решения жилищной проблемы.
И. КОРОТЧЕНКО: Можем говорить о конкретных суммах, из чего они складываются? Учитывается ли стаж, состав семьи, боевые заслуги? Например, раньше кандидаты, доктора наук и полковники имели право на дополнительные метры. Из каких параметров сейчас складывается эта сумма, и жильё какого класса можно на неё приобрести?
С. ПИРОГОВ: Да, безусловно, об этом стоит рассказать. Начну с нормативной базы. Когда мы получили согласие президента РФ, Сергей Шойгу поставил задачу, в соответствии с которой жилищная субсидия должна превышать по стоимости государственные жилищные сертификаты и накопительную ипотеку. В 2014 году вступил в силу федеральный закон 405 «О внесении изменении в ФЗ от 27 мая 1998 года №76 о статусе военнослужащих». Соответственно, вышло постановление правительства РФ №76, которым были утверждены правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. И, соответственно, 21 июля 2014 года приказом министра обороны РФ №510 был определён порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим, гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей. И начал он действовать с 16 августа 2014 года.
Этим самым хотелось бы ответить на многочисленные вопросы, которые к нам приходили – почему мы раньше не могли использовать эту форму? Только по одной причине, что жилищная субсидия стала иметь право на существование только с 16 августа 2014 года, когда начал действовать приказ министра обороны. Надо сказать, что уже 22 августа 2014 года в рамках празднования 150-летия Западного военного округа министр обороны по случаю праздника вручил первые свидетельства о предоставлении жилищных субсидий. В течение следующей недели такие вручения первый жилищных субсидий прошли во всех военных округах и флотах. Данная форма жилищного обеспечения востребована военнослужащими, и позволяет обеспечить их в сжатые сроки в любом избираемом им месте жительства, вне зависимости от наличия готового жилого фонда министерства обороны для постоянного проживания. В чём плюсы жилищной субсидии? Во-первых, можно воспользоваться жилищной субсидией с привлечением средств материнского капитала, кредитных средств или собственных средств. Использовать жилищную субсидию можно на приобретение строящегося дома, чего в принципе раньше не было. И можно самостоятельно определять характеристики – площадь, планировку, этаж, вид приобретаемого жилого имущества, квартира, дом, коттедж.
Более того, предоставление жилищной субсидии в масштабе страны тоже даёт ряд существенных положительных эффектов, на наш взгляд. Первое – это равномерное заселение территории страны. Не секрет, в настоящее время значительное количество военнослужащих избирают местом жительства крупные города, в частности Москву, только исходя из того, что здесь больше стоимость квадратного метра, и получая здесь квартиру, в перспективе можно по-разному ей распорядиться, можно продать, а на вырученные деньги получить гораздо большую площадь в других регионах, на малой родине. Применение жилищной субсидии целиком снимает эту проблему. Второе – стимулирование роста рождаемости, и улучшение демографической ситуации в стране в связи с тем, что размер выплаты жилищной субсидии напрямую зависит от состава семьи, от количества детей. И, кроме того, многодетные семьи наделены правом внеочередного получения выплаты. Третье – безусловно, это даст новый толчок развитию строительного комплекса, развитию рынка жилья. Надо сказать, что только в этом году за неполные 4 месяца военнослужащие получили 26 млрд. 500 млн. рублей, что, в принципе, значительная сумма, и, безусловно, даст толчок к развитию строительного комплекса в разных регионах страны.
И. КОРОТЧЕНКО: Сумма, которую вы назвали – это общий объём жилищных субсидий?
С. ПИРОГОВ: Это общий объём, который структура жилищного обеспечения, я уже сказал, с 22 августа начав выдачу этих денежных средств, мы пришли к тому, что все денежные средства, которые нам министерство обороны выделило в этом году, в настоящее время они рассчитаны и распределены для военнослужащих. Четвёртое – сведёт к минимуму возможность использования так называемых «серых» схем при обеспечении военнослужащих жильём в натуральном виде, то есть, в виде получения готовых квартир. И, безусловно, экономия средств федерального бюджета. Надо сказать, что военнослужащие в этом случае не выводятся в распоряжение до момента получения жилья. То есть, получив жилищную субсидию, военнослужащий считается обеспеченным жильём, в связи с чем им не выплачивается денежное довольствие, существенно сокращаются затраты на строительство и содержание построенного жилья. Всё это вместе даёт нам экономию денежных средств, которая направляется на обеспечение жилищных субсидий.
И. КОРОТЧЕНКО: Здесь надо пояснить радиослушателям, что в предшествующие периоды было построено огромное количество жилья, которое пока остаётся в силу разных причин невостребованным военнослужащими. Люди просто отказываются по тем или иным причинам получать, и реализовать своё право на жильё. Эксплуатационные расходы, оплата коммуналки, тепло, другие услуги – всё это ложится на бюджет военного ведомства.
С. ПИРОГОВ: Да, безусловно, такая проблема есть. Но мы сейчас раскрываем суть жилищной субсидии. С нашей точки зрения введение новой формы обеспечения жильём мы уверены, что это будет способствовать развитию среднего класса в стране, как наиболее активности части населения нашей страны. Несколько слов о порядке расчёта жилищной субсидии. Чтобы рассчитать суммы выплаты, необходимо умножить количество положенных военнослужащему квадратных метров на норматив стоимости 1 квадратного метра жилой площади по РФ, который определяется Минстроем один раз в полугодие. И полученную сумму следует ещё раз умножить на поправочный коэффициент. Хочу обратить внимание, поскольку мы живём в стране, где действуют законы, соответственно, разрабатывая порядок расчёта жилищной субсидии, мы были обязаны действовать из тех нормативов, из тех правил, которые установлены.
Безусловно, здесь Минстрой определяет стоимость квадратного метра по всей территории РФ. Мы никоим образом не могли этот показатель обойти. Но мы ввели так называемый поправочный коэффициент, который зависит от продолжительности военной службы. Кроме того, мы вводили его ещё с той целью, чтобы придать больше позитива, и предложить тем военнослужащим, которые собираются больше и дольше служить в вооружённых силах, они, соответственно, должны получать и большие денежные средства. То есть, коэффициент по большому счёту зависит от количества членов семей, от длительности срока военнослужащего. Чем он больше служит, тем больше денег получает. Но и всё это, в принципе, позволило нам выйти на некие показатели. Например, военнослужащий в звании полковника, прослуживший 23 года и семья которого состоит из 4 человек – он, жена и двое детей, при желании получить жилищную субсидию получит порядка 7,8 млн рублей, чего ему будет достаточно для приобретения трёхкомнатной квартиры в городе Троицк. Надо сказать, что эта категория военнослужащего, такой же полковник, с таким же составом семьи, получит эти же 7,8 млн на территории всей страны, начиная от Калининграда до Сахалина.
Выполняя указания и требования министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу, основная цель была, чтобы не скомпрометировать новую форму обеспечения жильём, выйти на такие денежные показатели, вручаемые военнослужащему, где было бы гарантировано приобретение военнослужащим не менее чем положенных норм обеспечения жилья во всех регионах РФ, включая город Москва. Я говорил о том, что военнослужащий имеет приобрести в городе Троицк квартиру 80 кв.м. на состав семьи 4 человека. Так вот, на эту же сумму 7,8 млн он может получить большую площадь в городе Санкт-Петербург. Это будет около 95-100 м. В городе Ростов-на-Дону это будет уже 110 м. В городах Екатеринбург и Хабаровск это будет порядка 110-120, в Сочи – где-то 130 м. Это явный показатель того, что военнослужащий приобретает значительное большее по метражу количество жилья, что в принципе является решением его проблемы. Больше того, для того, чтобы распространить наше предложение, мы на сайте Министерства обороны разместили так называемый online калькулятор, где каждый военнослужащий, зайдя на сайт, сразу получает ту цифру, которую он получит по жилищной субсидии. Поверьте, эта форма в несколько раз увеличила количество захода на сайт среди военнослужащих.
И. КОРОТЧЕНКО: Сайт Минобороны
www.mil.ru.
С. ПИРОГОВ: В настоящее время, начиная с 22 августа органы жилищного обеспечения, получив эти деньги, а это 26,5 млрд рублей, провели огромную работу. Специфика заключается в том, что это не просто перевод денег. Мы должны были у каждого военнослужащего рассмотреть его подордерное дело, проверить наличие собственности у него, у членов семьи. Более того, даже у бывших жён. Мы проверяем на предмет объективного подхода, рационального использования выделенных денежных средств. За 4 месяца изъявили желание получить жилищную субсидию более 7 тыс. военнослужащих. Из них уже жилищная субсидия предоставлена 4800 военнослужащих. Процент военнослужащих, реализовавших своё право на жильё посредством жилищной субсидии, стремительно растёт. И уже в настоящее время значительно превышает показатель обеспечения жильём в натуральной форме, то есть в виде выделения квартир. На прошедшей неделе была обеспечена 931 семья военнослужащего, из которых 855 обеспечено за счёт предоставления жилищных субсидий. Что, в принципе, составляет более 91% от общего числа военнослужащих, обеспеченных жильём, включая квартиры и жилищные субсидии. Причём интересно, средний размер жилищной субсидии в настоящее время составляет 5,3 млн. рублей.
Хотя у нас есть и интересные примеры. У нас военнослужащий, старший мичман, проходящий службу в Восточном военном округе, получил 19,5 млн. рублей. У него многодетная семья, 11 человек. Возможности при получении такой суммы на Дальнем Востоке большие. Первые результаты выдачи субсидий свидетельствуют, что на полученные средства военнослужащие приобретают жильё существенно большего метража. Можно привести несколько примеров. Допустим, майор Семёнов, которому положена 1-комн. квартира площадью 32 кв.м. в пригороде Новосибирска, приобрёл двухэтажный таунхаус 140 кв.м. с гаражом, земельным участком. Капитан Голицын, Центральный военный округ, состав семьи 4 человека. При норме предоставления 87 кв.м., приобрёл две квартиры в Екатеринбурге 3-комн. и 2-комн. общей площадью 120 кв.м.
Первый из четырёх военнослужащих Восточного военного округа получил жилищную субсидию, причём капитан Жуковский из Амурской области приобрёл сразу две квартиры и коттедж на семью из 4 человек площадью около 190 кв.м. Семья Березнёвых, муж и жена, подполковники медицинской службы, на сумму субсидии 6,6 млн. рублей купила в городе Ростов-на-Дону три квартиры общей площадью 140 кв.м. Тем самым решили проблему жилья и себе и детям. Подполковник Жмайло на субсидию в размере 5,3 млн. рублей купил 2-этажный коттедж 120 кв.м. в городе Батайске. Можно много примеров приводить. Исходя из ежедневно увеличивающегося количества военнослужащих, желающих приобрести или реализовать своё право на получение жилья посредством жилищной субсидии, говорит о том, что Министерство обороны на правильном пути. Эта форма позволит значительно продвинуться вперёд в вопросе решения жилищного вопроса военнослужащих.
И. КОРОТЧЕНКО: Как обстоят дела с жильём для московских военных? Куда их заселяют, сколько осталось расселить? В целом как решается эта проблема для тех, кто проходит службу в московском гарнизоне?
С. ПИРОГОВ: Да, это очень существенный вопрос. В настоящее время из того количества военнослужащих, которые стоят в очереди, я напомню, их 35500 человек, порядка 10100 избрали местом жительства город Москву, это практически 30%. В настоящее время в 2013-2014 гг. в департамент жилищного обеспечения поступило порядка 14 тыс. квартир в городе Москва. В том числе, только на 1406 квартир у нас оформлено право собственности РФ. 6323 квартиры введены в эксплуатацию. 6319 квартир не введены в эксплуатацию, то есть, поступили для предварительного распределения. Мы уже говорили о том, что одна из основных причин избрания военнослужащим постоянного места жительства является как раз высокая цена на квадратный метр в нашем городе. Должен вам сказать, что в соответствии с решением коллегии министерства обороны, департамент жилищного обеспечения обязан предложить всем военнослужащим, которые избрали местом постоянного жительства Москву, квартиры в этом году. В принципе, это есть некое достижение. Я как полковник запаса вооружённых сил, не помню эту ситуацию, когда бы в армии предлагали всем, кто изъявил желание получить жильё в столице, предлагали жильё. На мой взгляд, такого не было. Это позволит в 2015 году закрыть очередь на постоянное жильё, и приступить ко второму этапу – это предоставление в Москве военнослужащим служебного жилья, высвобождающегося после предоставления постоянного.
Хотелось бы отметить, что департамент жилищного обеспечения распределяет квартиры, поступающие в департамент, которые должны полностью соответствовать техническим параметрам, и санитарно-эпидемиологическим нормам. В департамент жилищного обеспечения поступили квартиры в следующем порядке. Первым у нас поступил микрорайон на улице Большая Очаковская. Затем Левобережная, Полины Осипенко и улица Синявинская.
В настоящее время квартиры по адресам Большая Очаковская, Левобережная, Полины Осипенко все практически распределены. Я хотел бы обратить внимание наших слушателей, что департамент жилищного обеспечения по роду своей деятельности обязан предоставить военнослужащим квартиры. Отсутствие инфраструктуры в районе нахождения жилого помещения не является основанием для обоснованного отказа от квартиры. Естественно, что в районах новостройки это всё в большинстве своём находится в черте города, соответственно, рядом есть и общеобразовательные учреждения, магазины, культурные центры. И в перспективе, конечно, они будут ещё более и более развиваться. Военнослужащим принимается решение по предложенному жилью. Но, как известно, у нас демократия, военнослужащий может как согласиться, так и отказаться от предложенного жилья. Однако, необходимо иметь в виду, что на 2015 год объёмы выделяемых бюджетных ассигнований на строительство, покупку постоянного жилья, составит всего-навсего 9,5 млрд. рублей. Это говорит о том, что министерство обороны больше строить жилья для постоянного проживания военнослужащих не будет. А вот эта сумма пойдёт на завершение тех контрактов, которые в настоящее время находятся в разной стадии. То есть, основной формой на этот период мы избрали жилищную субсидию. Указанные средства планируется на завершение ранее заключённых контрактов. Лимиты бюджетных ассигнований на 2016-2017 гг. для осуществления строительства и покупки постоянного жилья не предусмотрены.
И. КОРОТЧЕНКО: Сколько человек имеет возможность отказаться от предложенных вариантов?
С. ПИРОГОВ: До введения 405 закона не было ограничений по отказам. Собственно, этим и было вызвано большое количество квартир, которые в настоящее время не используются для постоянного обеспечения. По большому счёту, военнослужащий изъявлял желание получить квартиру в некоем городе, пусть это будет Иваново. Таких военнослужащих набиралось 500 человек. Департамент жилищного обеспечения, анализируя ситуацию, делал соответствующую заявку.
Департамент строительства разрабатывал нормативную базу, проводили конкурсные мероприятия, выбирался подрядчик, который осуществлял строительно-монтажные работы. Потом осуществлялась разработка и согласование правоустанавливающих документов. Дом готов, мы об этом ставимся в известность. Мы предлагали военнослужащим, пожалуйста, заезжайте, дом готов. А военнослужащий говорит: «Я изменил решение. Я хочу теперь жить в Воронеже». И он имел на это право. Именно с этой целью была внесена поправка в 76 закон о статусе военнослужащего, где военнослужащий имеет только один раз право выбирать себе постоянное место жительства. А в случае его отказа, военнослужащему предоставляется другая форма обеспечения жильём – это жилищные субсидии.
И. КОРОТЧЕНКО: А что по поводу служебного жилья? В Москве много проходят службу. Какова потребность в служебном жилье в столице? Насколько реально обеспечить офицеров жильём для временного проживания в Москве?
С. ПИРОГОВ: Тут очень серьёзная проблема, потому что, не решив проблему постоянного жилья, нам тяжело приступать к служебному жилью. В настоящее время работа по обеспечению служебным жильём является одной из самых основных для департамента, поскольку это боевая готовность, боевое дежурство. Надо сказать, что структурные подразделения департамента жилищного обеспечения в 2014 году план, который нам руководство министерства обороны утвердило, выполнил. Мы обеспечили 18 тыс.900 военнослужащих специализированными жилищными помещениями. Выполнение плана составило почти 109%. По городу Москва у нас в настоящее время в очереди состоят 7800 военнослужащих на служебное жильё. Учитывая то, что в Москве служебное жильё не строится, мы планируем пойти несколькими путями. Во-первых, отнесение к специализированному жилищному фонду части квартир в новостройках по улице Синявинской, и других местах.
Безусловно, здесь встаёт проблема. И мы её, собственно, хотим решить посредством выдачи военнослужащим постоянного жилья. Постоянное жильё в городе Москва, правоустанавливающие документы на квартиру будут выдаваться департаментом жилищного обеспечения только после того, когда военнослужащий сдаст служебное жильё, в котором он проживает. Таким образом, это даст нам возможность существенно продвинуть вперёд очередь на служебное жильё. Я думаю, что это позволит из 10100 человек, которых мы обеспечим постоянным жильём в Москве, думаю, в 2015 году это позволит нам освободить для служебного жилья не меньше 5-6 тыс. квартир. Безусловно, мы в настоящее время работаем над вопросом возможности увеличения выплаты военнослужащему денежных средств в том случае, если он снимает квартиру в поднаём. К сожалению, в настоящее время сумма, которую военнослужащий платит за поднаём при отсутствии служебного жилья, государство компенсирует всего-навсего около 25-30%, что, в принципе, конечно, является не столь значительной величиной. А в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, 2/3 практически доплачивает семья, что затратно для семейного бюджета военнослужащего.
И. КОРОТЧЕНКО: По каким конкретно адресам в Москве какие квартиры и где строятся для предоставления постоянного жилья?
С. ПИРОГОВ: Мы с вами детально разобрали преимущества жилищной субсидии. Должен сказать, что именно эта форма не очень востребована военнослужащими в плане решения своей жилищной проблемы в городе Москва. По той причине, что, безусловно, конечно, чем ближе к центру, тем стоимость квадратного метра дороже. Да мы и не ставили перед собой задачу обеспечить военнослужащих в Москве с той целью, чтобы они купили себе квартиры на Остоженке или на Тверской, на Чистых прудах. Стоял вопрос обеспечения военнослужащих жильём. У нас в настоящее время из 10100 военнослужащих, которые стоят в очереди на обеспечение жильём в Москве только 8 изъявили желание получить жилищную субсидию. Что является подтверждением моих слов. 4 из них уже получили жилищную субсидию. Таким образом, получение квартир в натуральном виде является основной формой. В настоящее время департамент жилищного обеспечения, надо сказать, что закончил распределение жилья на Большой Очаковской – это 1344 квартиры введено в эксплуатацию. Общее количество квартир будет 1796. Улица Левобережная – общее количество 5856, из них введено в эксплуатацию 714 квартир. И улица Полины Осипенко – введено в эксплуатацию 1084 квартиры.
Я должен сказать ещё о некой форме, которую мы вынуждены были применить. Это так называемое предварительное распределение. Особенностью является то, что из того объёма квартир, которые я сказал, значительное количество в настоящее время не имеет правоустанавливающих документов на квартиры. В частности, нет права собственности РФ. Прекрасно понимая, что объём готовых домов, готовых квартир, или домов с высокой степенью готовности находятся в значительном количестве, департамент жилищного обеспечения предложил военнослужащим новую форму промежуточного распределения квартир в натуральном виде. Так называемое предварительное распределение. То есть мы знаем, что дом стоит, продолжаются работы, подключаются коммуникации, производится внутренний ремонт, отделка. Квартиры должны быть с муниципальной отделкой. Квартиры есть, и мы уже сейчас имеем возможность предоставить военнослужащим, его семье, чтобы они пришли, посмотрели, оценили этаж, планировку, соседей. Они уже сейчас могут вступить в общение со строителями с точки зрения устранения каких-то недостатков, в иных случаях, может быть, проведение более серьёзных ремонтных мероприятий с использованием своих средств. Они могут влиять на заключение договора с управляющей компанией, с решением вопроса о передаче, оформлением документов о передаче в собственность.
И тем самым мы, во-первых, снимаем социальную напряжённость, конечно, которая существует. Всё-таки столько лет люди стоят в очереди. А с другой стороны, они видят, что этот дом строится, строительные работы производятся, и по той мере, когда департамент строительства и подрядчик, а везде у нас работает СУ-155, как только они закончат эти работы, дома будут введены в эксплуатацию, приняты соответствующими организациями, зайдёт управляющая компания. Они уже знают, где у них будет квартира.
Когда департамент имущественных отношений министерства обороны оформит собственность РФ на них, мы, безусловно, сразу же им предоставим необходимые документы для оформления этих квартир либо по договору социального найма, либо будет принято решение о передаче квартир в собственность бесплатно. В настоящее время мы предложили более 9 тыс. квартир в Москве, из них около 8 тыс.200 человек согласились с нашими предложениями, и сейчас так называемый народный контроль влияет на строителей с той целью, чтобы ускорить, улучшить качество строительных работ. В подавляющем большинстве военнослужащие этой формой довольны. Я бы хотел подчеркнуть, что в настоящее время департамент закончил распределение квартир по ул. Большая Очаковская, Левобережная, Полины Осипенко. У нас впереди поступили квартиры по улице Синявинская. Здесь будет 4731 квартира. В настоящее время введено в эксплуатацию 4587 квартир. И более того, на 1406 квартир уже есть право собственности РФ, то есть, все основания эти квартиры предлагать. Надо сказать, что в настоящее время у нас уже на 1335 квартир заключены договоры социального найма, или выданы решения о предоставлении в собственность бесплатно. 763 военнослужащих согласились получить квартиры на Синявинской. И 676 квартир мы отнесли к специализированному жилищному фонду. Оставшиеся квартиры – это почти 2000 квартир, мы будем предлагать военнослужащим.
Я бы хотел подчеркнуть, что район Молжаниново как бы делится на две части. Застройщик примерно половину территории оставил себе под коммерческую застройку, и половина была построена для военнослужащих. Так вот, из коммерческой части 95% в настоящее время уже реализовано. Интересный факт. Уже в Москве появляются объявления о продаже квартир по улице Синявинской. Причём цена за квадратный метр устанавливается 100 тыс. рублей. При том, как наш военнослужащий доплачивает 73 тыс. рублей за превышение жилья. Разница 73 тыс., которую мы берём с военнослужащего в том случае, когда площадь предоставляемого жилья превышает ту, которая предназначена. И вот 100 тыс. – это как раз говорит о привлекательности в какой-то степени этого микрорайона. Что касается инфраструктуры, в настоящее время одна школа уже построена на 505 мест.
В 2015 году, насколько я знаю, планируется строительство ещё одной школы и двух детских садов. Рядом находятся такие гранты торговли как «Мега», «Ашан», «Икея», «Стокманн». Более того, по результатам проверки мы специально обращались в главную военную прокуратуру. Был сделан вывод, что квартиры в жилом комплексе на Синявинской соответствуют всем санитарно-эпидемиологическим нормам. В настоящее время это крайняя стройка в Москве, которая сейчас имеется. Остальные квартиры в Москве мы в большей степени распределили. И хотелось бы обратить внимание слушателей на то, что до Нового года всем оставшимся военнослужащим, которые имеют более позднее время постановки на учёт по обеспечению жильём, в соответствии с очередностью, все эти квартиры будут предложены. Таким образом, до конца года мы завершим предложение квартир, имеющихся у нас в департаменте жилищного обеспечения для обеспечения всем военнослужащим, которые изъявили своё желание получить квартиры в Москве. Хотелось бы обратить внимание на то, что в департаменте жилищного обеспечения это крайний район, больше квартир в Москве у нас нет. Поэтому военнослужащий вправе согласиться с нашим предложением, вправе отказаться от нашего предложения. В этом случае будет действовать форма жилищной субсидии. Но военнослужащий должен принять решение самостоятельно.
И. КОРОТЧЕНКО: Сегодня молодые офицеры реализуют своё право на жильё в основном с использованием военной ипотеки. Но в то же время не секрет, что к 2023 году этот вид жилищного обеспечения останется единственным. Расскажите, в чём её преимущество, сколько офицеров уже приобрели жильё через ипотечный кредит?
С. ПИРОГОВ: На самом деле, участие в этой системе не зависит от обеспеченности жильём самого военнослужащего и членов его семьи, и не требует признания нуждающимся в жилых помещениях. Возможность приобретения жилья в собственность в любом населённом пункте по выбору военнослужащего через три года после вступления в участие в накопительно-ипотечной системе по самостоятельному выбору. Третье – возможность приобретения жилья как на рынке первичного жилья, так и на вторичном рынке, в том числе по договору долевого строительства. Четвёртое – возможность реализовать свои жилищные условия не только путём получения займа на приобретение жилья в собственность, но и получение всех накопительных средств после увольнения с военной службы. Ежегодная индексация годовых взносов, безусловно, обеспечивает дополнительную привлекательность накопительной ипотечной системы. Всё это время за военнослужащим сохраняется право на служебное жильё по месту прохождения военнослужащих.
Здесь же была предусмотрена гарантия членам семьи в случае гибели военнослужащих. Всё это преимущество, а так же введённая законодательством обязательность выпускников высших военных учебных заведений участия в накопительной ипотечной системе, по подсчётам департамента жилищного обеспечения говорит о том, что вы правильно сказали, в 2023 году это будет основной вид обеспечения жильём. К этому времени, по большому счёту, обеспечение квартирами закончится практически в 2015 году в натуральном виде. Дальше будут работать жилищные субсидии для того, чтобы закончиться нашу очередь, хвост которой мы уже сейчас видим. У нас в 2014 году произошёл, надо сказать, знаковый момент. Военнослужащий министерства обороны, капитан вооружённых сил, проходящий службу на командном пункте, заключил 100-тысячный договор целевого жилищного займа на приобретение квартиры в рамках накопительной ипотечной системы. Таким образом, более 100 тыс. военнослужащих федеральных органов исполнительной власти уже обеспечены квартирам по накопительно-ипотечной системе. Надо сказать, что численность участников накопительной ипотечной системы возросло со 124 тыс. в 2013 году до 140 тыс. в 2014 году. Мы оцениваем ежегодный прирост участников накопительной ипотечной системы не менее чем около 20 тыс. военнослужащих в год. Надо сказать, что в 2014 году по этому виду обеспечения приобретено почти 14 тыс. квартир. И то, что эта форма дальше будет развиваться, у меня сомнений не возникает.
И. КОРОТЧЕНКО: Мы забыли про государственные жилищные сертификаты, те самые ГЖС. Не планирует ли министерство обороны отказаться от этой формы жилищного обеспечения?
С. ПИРОГОВ: Военнослужащий сам имеет право выбирать ту форму жилищного обеспечения, которую мы сейчас разобрали. Но для определённой категории – это, в частности, жители закрытых военных городков, она остаётся единственной в плане решения своей жилищной проблемы. Хочу сказать, что в 2014 году было оформлено 2011 ГЖС на сумму 4,2 млрд. рублей. Но при этом хотелось бы отметить, что государственным заказчиком, координатором подпрограммы в стране является Минстрой. И по большому счёту, федеральный орган исполнительной власти, который участвует в программе «Жилище», мы целиком зависим от них.
Нам Минстрой на 2014 год выделил 2,3 млрд. рублей на оформление около 1000 жилищных сертификатов, что, естественно, очень мало для министерства обороны. Предпринятыми действиями руководства министерства обороны, заместителем министра обороны Руслан Саликов, когда он лично обратился к руководству Минстроя, мы получили дополнительные денежные средства практически в два раза больше.
И, соответственно, как я говорил, мы вместо 1000 выдали больше 2000 ГЖС на сумму в два раза больше. Она составила в настоящее время 4,2 млрд. рублей. По большому счёту эта форма в настоящее время существует. Денежные средства позволили нам предложить всем военнослужащим, которые избрали эту форму, использовать её для получения жилья. Но должен сказать, что значительная часть, самостоятельно имея право получить деньги, в очередной раз от них отказались. Это так называемая категория распоряженцев, которая находится за штатом, получает денежные средства, зарплату, и не торопится с реализацией своего права на получение в той или иной форме жилья. По большому счёту, служебные квартиры есть, жена работает, дети в школе, он каждый месяц получает 50-60 тыс. Это отдельная тема, мы этой категории будем оказывать помощь в ускорении жилищных проблем уже в 2015 году.
И. КОРОТЧЕНКО: Мы действительно видим прорывы в этой застарелой, уходящей ещё в советские времена проблеме. Конечно, во многом я лично хочу сказать, в том числе, как член Общественного совета при министерстве обороны – огромную работу проделал, прежде всего, министр обороны. Сергей Кужугетович, как человек дела, пообещал и сделал. Особенно порадовало, что закрывается проблема в Москве. Поэтому с оптимизмом завершаем наш сегодняшний эфир. Спасибо.
С. ПИРОГОВ: Спасибо. Всего доброго.