Может, конечно, и поздновато поднимаю эту тему, но может и пригодится кому информация ...
Существуют Указания начальника Службы расквартирования и обустройства МО РФ от 30.03.2007г. № 155/3/541 "По порядку сдачи военнослужащими, назначаемыми к новому месту прохождения военной службы, жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности"....
А законодательные акты по вопросу предоставления жилых помещений военнослужащим в порядке повторного заселения (в т.ч. и эти Указания) очень хорошо описаны в статье журнала "Военное право" вот по этой ссылке
http://www.voennoepravo.ru/node/2293
начальником Службы расквартирования и обустройства МО РФ даны указания от 30.03.2007г. № 155/3/541 "По порядку сдачи военнослужащими, назначаемыми к новому месту прохождения военной службы, жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности", которые приведены ниже.
Указания начальника Службы расквартирования и обустройства МО РФ
по порядку сдачи военнослужащими, назначаемыми к новому месту прохождения военной службы, жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности
Начальнику Главного квартирно-
эксплуатационного управления
Министерства обороны
Российской Федерации
Заместителям командующих войсками
военных округов по расквартированию и
обустройству войск
Начальникам строительства, инженерно-
технического обеспечения и расквартирования
видов Вооруженных Сил, родов войск
Начальникам главных и центральных
управлений Министерства обороны
Российской Федерации
Только:____________________________
После введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в Службу расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации поступают многочисленные обращения по вопросу о порядке сдачи военнослужащими, назначаемыми к новому месту прохождения военной службы, жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, и выдачи им справок установленного образца.
Причиной обращений являются отказы органов местного самоуправления в повторном заселении жилых помещений муниципального жилищного фонда, освобождаемых за выездом военнослужащих, другими военнослужащими, вследствие чего начальники квартирно-эксплуатационных частей районов? не выдают военнослужащему справку о сдаче жилого помещения установленного в Министерстве обороны Российской Федерации образца.
Таким образом, нарушаются требования пункта 5 статьи 15 Федерального закона 1998 года 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" о праве Министерства обороны Российской Федерации на повторное заселение жилых помещений, освобождаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей.
Передача жилищного фонда в муниципальную собственность не является основанием для снятия жилых помещений с учета в КЭЧ района и не снимает с начальников КЭЧ районов ответственности за их повторное заселение.
В результате неправомерных действий со стороны должностных лиц квартирно-эксплуатационных органов Министерства обороны Российской Федерации и органов местного самоуправления нарушаются права военнослужащих, установленные федеральным законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 декабря 2003 г. 453-О постановил, что жилищное обеспечение военнослужащих осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Федеральный закон 1998 года 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Анализ работы квартирно-эксплуатационных органов Дальневосточного военного округа и сложившейся судебной практики показывает, что при своевременном принятии должностными лицами необходимых мер освобождаемые военнослужащими жилые помещения муниципального жилищного фонда заселяются другими нуждающимися в жилье военнослужащими.
В целях обеспечения прав военнослужащих на жилище, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Т Р Е Б У Ю:
1. Предупредить начальников подчиненных КЭЧ районов о персональной ответственности за повторное заселение жилых помещений муниципального жилищного фонда, освобождаемых военнослужащими.
2. Довести до каждой КЭЧ района, председателей гарнизонных жилищных комиссий и жилищных комиссий воинских частей следующий порядок выдачи справок о сдаче жилья и повторного его заселения.
При обращении военнослужащих о намерении сдать занимаемые жилые помещения муниципального жилищного фонда начальникам КЭЧ районов:
- учитывать рапорты военнослужащих в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. 170;
- извещать командиров воинских частей, в которых проходили службу военнослужащие, (в случаях отсутствия в воинских частях нуждающихся в жилых помещениях, или при расформировании воинских частей - начальников гарнизонов) о необходимости распределения освобождаемых жилых помещений;
- принимать от военнослужащих освобождаемые жилые помещения муниципального жилищного фонда и выдавать им справки о сдаче жилых помещений установленного образца;
- предоставлять освобожденные жилые помещения другим военнослужащим на основании утвержденных списков распределения и документов, определенных пунктом 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. 80;
- утвержденные списки распределения жилых помещений и документы военнослужащих направлять в администрацию муниципальных образований для принятия решения о заключении с военнослужащими договоров социального найма;
- отказ администрации муниципального образования о заключении с военнослужащими договоров социального найма обжаловать в судебном порядке по искам военнослужащих о признании права пользования жилыми помещениями по договорам социального найма (приложение к настоящей директиве).
Генерал армии А.Гребенюк
В ____________________ районный суд
г. _____________
Истцы: ___________________________
Ф.И.О. военнослужащего
Прож.: __________________________
________________________________
Совершеннолетние члены семьи
Прож.: __________________________
Ответчик: Администрация _________
г. _______________________________
Нах-ся ___________________________
Третье лицо: _________________ КЭЧ
Нах-ся ___________________________
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании права пользования жилым помещением
Я являюсь военнослужащим ВС РФ, прохожу службу ___________________. В _________________ (дата выделения жилой площади) мне на состав семьи решением жилищной комиссии ____ от ___________________ была распределена _____ - комнатная квартира по адресу: __________________, в порядке очереди. Факт распределения квартиры могу подтвердить списком распределения жилого помещения, списком очередности, выпиской из протокола заседания жилищной комиссии _____ от __________.
Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий __________ ( в/части, ФИО военнослужащего), но ему в порядке улучшения жилищных условий распределили ____ - комнатную квартиру, находящуюся по адресу ______________________ (квартиру освободил в связи с убытием к новому месту службы).
Оформление всех необходимых документов для заключения договора социального найма осуществляет КЭЧ.
В настоящее время КЭЧ оформлен пакет документов, я со своей семьей проживаю в вышеуказанном жилом помещении, но не имею возможность оплачивать за найм и коммунальные услуги, так как администрация г. ____________________ отказывает мне в заключении договора социального найма и открытии лицевого счета. Вынужден иметь прописку при воинской части.
Данное решение администрации г. ________ считаю незаконным и необоснованным, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного или муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещении.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998г. 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Положения данной нормы конкретизируются в абз. 3 п. 34 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силач РФ", утвержденной приказом Министра Обороны РФ 80 от 15.02.2000 г.: жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили службу. В случае отсутствия в воинских частях военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий}, жилые помещения распределяются между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Согласно карточки учета, квартира __________ по ул. ___________, д. _______ решением городского исполнительного комитета (либо другим документом) ______ от _____________ за _______________ гарнизоном.
Кроме того, существует судебная практика, которая подтверждает незаконность аналогичных решений администраций муниципальных образований, гак Определением Конституционного Суда Российском Федерации от 25 декабря 2003 г. 453-0 установлено что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Военная служба, по смыслу ст.ст. 59 и 71 (п. "т") Конституции Российской Федерации, представляем собой вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан.
На основании вышеизложенного, считаю, что в квартиру ____
по ул.__________ , _____ в г. ___________________ я и члены моей семьи вселились в связи с предоставлением данного жилого помещения по месту службы, в установленном законом порядке, проживаем и приобрели право пользования жилым помещением. Совместно со мной проживают члены моей семьи: жена - _________________ ; сын _____________, ___________ г.р.
Руководствуясь ст.ст. 3, 131, 132 ГПК РФ, п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
Прошу суд:
1. Признать за мной ___________________ , ________________ (указать ФИО всех членов семьи, включая несовершеннолетних) право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: г.____________, ул.________, д. _____, кв. _____.
2. Обязать администрацию г. ___________ заключить со мной договор социального найма на квартиру ___ по ул.______________, д. ___, _____, в г. __________________.
Приложение:
Документ, подтверждающий оплату госпошлины.
Копии искового заявления.
Копия запроса в администрацию г. _____________.
Копия карточки учета жилой площади, закрепленной за гарнизоном в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Копия выписки из протокола заседания жилищной комиссии.
Копия списка распределения жилой площади.
Копия списка очередности.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003г. 453-0.
Копия свидетельства о рождении ребенка.
10. Копии паспортов.
11.Копия справки об отсутствии регистрации прав собственности на квартиру.
12.Копии справок об отсутствии регистрации прав собственности на объекты недвижимости.
13.Копия решения о закреплении жилой площади.
14.Копия письма мэру г. ________ от ___________. .
15.Копия письма с администрации г. _______ ____ от ____________.
Необходимые оригиналы документов будут предоставлены в судебное заседание.
Ф.И.О. истцов __________________________________________
"_____" _______________200__ год
Кроме того, есть обзор судебной практики
ИЗ ОБЗОРА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА II КВАРТАЛ 2007 ГОДА
Вопрос 7: Возможно ли предоставление военнослужащим жилых помещений, которые ранее занимали другие военнослужащие и которые были освобождены ими за выездом в другое место жительства, если эти жилые помещения переданы в муниципальную собственность?
Ответ: Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом необходимо учитывать, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменены положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющие право на повторное заселение.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей, при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом в другое место жительства.
Источник: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 11 от 29.11.2007 г.