Добавлено: 05 июн 2007, 18:34
Выступление заместителя Председателя Правительства РФ – Министра обороны РФ С.Б. Иванова на заседании Государственной Думы ФС РФ в рамках «правительственного часа» Выступление заместителя Председателя Правительства РФ – Министра обороны РФ С.Б. Иванова на заседании Государственной Думы ФС РФ в рамках «правительственного часа» ВЫСТУПЛЕНИЕ заместителя Председателя Правительства РФ – Министра обороны РФ С.Б. Иванова на заседании Государственной Думы ФС РФ в рамках «правительственного часа» «О мерах по повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» (г. Москва, 11 января 2006 года) Уважаемый Борис Вячеславович! Уважаемые депутаты! Прежде всего разрешите поздравить вас с прошедшими новогодними праздниками, а также поблагодарить за предоставленную возможность выступить с трибуны Государственной Думы. Тем более что мое выступление посвящено такой злободневной теме, как социальная защищенность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Следует признать, что, несмотря на принимаемые меры, ее уровень еще далек от желаемого, что, в свою очередь, негативно сказывается как на морально-психологическом состоянии личного состава армии и флота, так и на престиже военной службы. При этом и в Минобороны, и в Правительстве в целом прекрасно понимают, что речь идет прежде всего о бытовой необустроенности военнослужащих и недостаточных размерах их денежного довольствия. Вместе с тем нужно отметить, что во многом благодаря принципиальной позиции Президента и поддержке представителей законодательной власти, в последнее время все-таки удалось переломить негативное развитие ситуации в этой сфере. В рамках отведенного регламентом времени я хочу более подробно остановиться на основных аспектах нашей совместной деятельности, направленной на повышение уровня соцзащиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. По традиции освещение подобных тем начинается с вопросов денежного довольствия и военных пенсий, но на этот раз я хочу отойти от устоявшейся практики и поставить на первое место жилищную проблему. Тем более что в масштабах страны ее решение определено главой государства в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Чтобы наглядно показать актуальность жилищной проблемы для Вооруженных Сил, назову лишь несколько цифр. На сегодняшний день в списках бесквартирных числятся более 130 тысяч семей военнослужащих. Еще примерно 31 тысяча нуждается в улучшении жилищных условий. Теперь о том, что уже сделано и что предстоит сделать. В прошлом году, наверное впервые за последнее десятилетие, в воинских коллективах произошло реальное сокращение очереди на получение постоянного жилья. В 2005 году нуждающихся в жилье стало на 8 тысяч меньше. Причем среди основных направлений обеспечения военнослужащих постоянным жильем – наряду с традиционными способами, такими как покупка и строительство собственными силами, – Минобороны все активнее практикует использование рыночных инвестиционных механизмов. Такой подход позволил в прошедшем году получить около 3 с половиной тысячи квартир, а в этом году по нашим планам – уже более 6 тысяч. Положительную роль в процессе решения пресловутого «квартирного вопроса» лиц, увольняемых с военной службы, безусловно, играет и подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты». Однако, к сожалению, средняя стоимость квадратного метра, заложенная в стоимость ГЖC, существенно отличается от той, которая реально сложилась в крупных городах, и особенно в столице, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Калининградской областях. Поэтому если в провинции сертификаты еще «работают», то в названных мной пяти регионах ситуация сложилась крайне сложная. И для того, чтобы выйти из нее, Президент дал поручение в этом и следующем годах дополнительно выделить по 15 млрд. рублей. По нашим планам, около 60 процентов указанных средств пойдут как раз на то, чтобы максимально приблизить размеры государственных субсидий к реальной стоимости жилья в «проблемных» субъектах Федерации, а на остальные деньги там будет закупаться готовое жилье для военнослужащих, продолжающих службу. Кроме того, дополнительные 30 млрд. рублей позволяют перераспределить бюджетные средства, и те из них, которые ранее планировалось направить на решение жилищных проблем в названных мной регионах, теперь можно будет использовать на эти же цели, но уже в других местах. То есть дополнительные ассигнования дадут возможность ускорить темпы обеспечения военнослужащих постоянным жильем не только в Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье, Ленинградской и Калининградской областях, но и в целом по стране. Наряду с обеспечением постоянным жильем, вторым важным направлением деятельности Минобороны является создание служебного жилого фонда. На сегодняшний день он составляет уже более 200 тысяч квартир. И мы намерены форсировать мероприятия по его дальнейшему расширению до размеров, соответствующих количеству должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ориентировочно это порядка 480 тысяч квартир, и на этот показатель мы сможем выйти уже к 2012 году. В целом же считаю необходимым отметить, что в вопросах жилищного обеспечения все силовые структуры год из года сталкиваются с одними и теми же объективными трудностями. Они обусловлены в первую очередь тем, что доставшаяся нам в наследство советская система обеспечения жильем военнослужащих вошла в явное противоречие с нынешними рыночными реалиями развития строительной индустрии и возможностями национальной экономики. Поэтому, наряду с увеличением объемов бюджетных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, мы вынуждены изыскивать и новые, более эффективные пути выхода из сложившейся ситуации. К таким, без сомнения, инновационным проектам можно отнести накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих, которая начала функционировать с января 2005 года. Ее участниками уже стали более 14 тысяч человек, на индивидуальные счета которых перечисляются определенные Федеральным бюджетом средства. Вместе с тем в процессе реализации военной ипотеки есть и проблемы, решение которых находится в компетенции законодательной власти. Все они нашли свое отражение в предложениях Минобороны, Минэкономразвития и Федеральной службы по финансовым рынкам, которые после соответствующей проработки будут представлены вам на обсуждение в виде поправок к Федеральному закону № 117 от 20 августа 2004 года «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Справочно: Причем это касается как прав военнослужащих на участие в накопительно-ипотечной системе, так и вопросов инвестирования и использования их жилищных накоплений. В частности, Минобороны предлагает: – расширить перечень категорий военнослужащих, которые могут участвовать в ипотеке, включив в него: а) военнослужащих (граждан), не имеющих воинского звания офицера, проходящих (поступивших) военную службу по контракту на воинских должностях, для которых штатом предусмотрено воинское звание офицера, – при получении первого воинского звания офицера; б) военнослужащих, окончивших курсы по подготовке младших офицеров, получивших по окончании указанного учебного заведения первое воинское звание офицера; в) выпускников военно-медицинских и военно-ветеринарного институтов, которым в период обучения было присвоено первое, а по окончании указанных вузов присваивается очередное звание офицера; – предоставить военнослужащим, увольняемым с военной службы по состоянию здоровья (независимо от общей продолжительности военной службы), которым была установлена инвалидность вследствие увечья или заболевания, полученных в процессе прохождения военной службы, права на использование средств учтенных на именном счете, а также на получение в установленном порядке денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (кроме того, государство должно продолжить гасить ипотечные кредиты указанных военнослужащих за счет перечисления начислений на их именные счета). – в связи со вступлением в силу Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» привести в соответствие с ним некоторые положения Закона №117. В частности, касающихся установления обязательных требований к участникам конкурсов по отбору специализированного депозитария и компаний, управляющих жилищными накоплениями военнослужащих; – законодательно регламентировать вопросы определения срока действия договора страхования вкладов, порядка определения размера страховой выплаты, контроля за осуществлением страхования, последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектов страхования;