Добавлено: 06 апр 2008, 10:41
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
по делу … в связи с обращением гражданина Вдовина Федора Вадимовича
город Петрозаводск 29 января 2008 года
…
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Вдовина Федора Вадимовича.
Решение XXV сессии XXV созыва Петрозаводского городского Совета № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» принято 27 декабря 2005 года … установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
…
По мнению заявителя, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не может быть ниже нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленной Законом Республики Карелия от 25 февраля 1997 года «О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании» в размере 18 квадратных метров общей площади.
…
Суд установил:
… До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, были утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 и предусматривали предоставление жилого помещения на одного человека … в размере 18 квадратных метров общей площади.
С введением в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации … указанный республиканский Закон признан утратившим силу (Закон Республики Карелия от 27 июня 2005 года № 887-ЗРК).
…
Минимальный размер площади жилого помещения (норма предоставления), исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов (части 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» …).
…
Учитывая, что оспариваемая норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда применена воинскими жилищными комиссиями при распределении жилья заявителю, Конституционный Суд Республики Карелия считает необходимым отметить следующее.
Военная служба представляет собой особый вид государственной службы …
Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих,
выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильем на основе специального законодательства и по специальным правилам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года №115-0).
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом (включая военнослужащих), относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Жилищного Кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (статья 15) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, только нормативный правовой акт федерального уровня может регулировать правовые отношения, связанные с порядком и условиями предоставления жилья военнослужащим из жилищного фонда Российской Федерации.
Отсутствие такого специального федерального регулирования указанных правовых отношений Конституционный Суд Российской Федерации оценил как пробельность федерального законодательства и указал, что, переложив обязанность по обеспечению жильем военнослужащих с органов местного самоуправления на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, федеральный законодатель не определил условия и порядок их обеспечения жильем, что требует устранения пробела в правовом регулировании. …
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. При этом суды при рассмотрении споров до законодательного урегулирования рассматриваемых правоотношений вправе и обязаны истолковывать подлежащие применению нормы права в интересах личности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года № 68-0).
Оспариваемые правовые предписания пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № ХХУ/ХХУ-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» направлены на регулирование отношений, связанных с предоставлением жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в городе Петрозаводске, и не предназначены для правоприменения при предоставлении жилья военнослужащим из федерального жилищного фонда.
…
Конституционный Суд Республики Карелия ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
по ходатайству гражданина Вдовина Федора Вадимовича об официальном
разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия
от 29 января 2008 года
город Петрозаводск 29 февраля 2008 года
…
…
В Постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от
29 января 2008 года выражена правовая позиция о том, что только
нормативный правовой акт федерального уровня может регулировать правовые
отношения, связанные с порядком и условиями предоставления жилья
военнослужащим из жилищного фонда Российской Федерации, а также о том, что оспариваемые правовые предписания Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № XXV/XXV-256 направлены на регулирование отношений, связанных с предоставлением жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в городе Петрозаводске, и не предназначены для правоприменения при предоставлении жилья военнослужащим из федерального жилищного фонда (пункт 3 мотивировочной части). Данная правовая позиция также является общеобязательной для правоприменителей… полные тексты:MinimDom.zip (34.51
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
по делу … в связи с обращением гражданина Вдовина Федора Вадимовича
город Петрозаводск 29 января 2008 года
…
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Вдовина Федора Вадимовича.
Решение XXV сессии XXV созыва Петрозаводского городского Совета № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» принято 27 декабря 2005 года … установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
…
По мнению заявителя, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не может быть ниже нормы предоставления жилья по договору социального найма, установленной Законом Республики Карелия от 25 февраля 1997 года «О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании» в размере 18 квадратных метров общей площади.
…
Суд установил:
… До введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, были утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 и предусматривали предоставление жилого помещения на одного человека … в размере 18 квадратных метров общей площади.
С введением в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации … указанный республиканский Закон признан утратившим силу (Закон Республики Карелия от 27 июня 2005 года № 887-ЗРК).
…
Минимальный размер площади жилого помещения (норма предоставления), исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов (части 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» …).
…
Учитывая, что оспариваемая норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда применена воинскими жилищными комиссиями при распределении жилья заявителю, Конституционный Суд Республики Карелия считает необходимым отметить следующее.
Военная служба представляет собой особый вид государственной службы …
Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих,
выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильем на основе специального законодательства и по специальным правилам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года №115-0).
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом (включая военнослужащих), относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Жилищного Кодекса РФ).
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (статья 15) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, только нормативный правовой акт федерального уровня может регулировать правовые отношения, связанные с порядком и условиями предоставления жилья военнослужащим из жилищного фонда Российской Федерации.
Отсутствие такого специального федерального регулирования указанных правовых отношений Конституционный Суд Российской Федерации оценил как пробельность федерального законодательства и указал, что, переложив обязанность по обеспечению жильем военнослужащих с органов местного самоуправления на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, федеральный законодатель не определил условия и порядок их обеспечения жильем, что требует устранения пробела в правовом регулировании. …
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. При этом суды при рассмотрении споров до законодательного урегулирования рассматриваемых правоотношений вправе и обязаны истолковывать подлежащие применению нормы права в интересах личности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года № 68-0).
Оспариваемые правовые предписания пункта 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № ХХУ/ХХУ-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» направлены на регулирование отношений, связанных с предоставлением жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в городе Петрозаводске, и не предназначены для правоприменения при предоставлении жилья военнослужащим из федерального жилищного фонда.
…
Конституционный Суд Республики Карелия ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
по ходатайству гражданина Вдовина Федора Вадимовича об официальном
разъяснении Постановления Конституционного Суда Республики Карелия
от 29 января 2008 года
город Петрозаводск 29 февраля 2008 года
…
…
В Постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от
29 января 2008 года выражена правовая позиция о том, что только
нормативный правовой акт федерального уровня может регулировать правовые
отношения, связанные с порядком и условиями предоставления жилья
военнослужащим из жилищного фонда Российской Федерации, а также о том, что оспариваемые правовые предписания Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № XXV/XXV-256 направлены на регулирование отношений, связанных с предоставлением жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в городе Петрозаводске, и не предназначены для правоприменения при предоставлении жилья военнослужащим из федерального жилищного фонда (пункт 3 мотивировочной части). Данная правовая позиция также является общеобязательной для правоприменителей… полные тексты:MinimDom.zip (34.51