"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год"
5.5. Защита прав военнослужащих и сотрудников
Показать текст
Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов - отдельная категория граждан, объединенных профессиональной деятельностью, направленной на предотвращение внутренних и внешних угроз национальной безопасности России, на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Выполнение этих задач требует большой моральной стойкости, профессионального мастерства и мужества, готовности не щадить свои силы, в в случае необходимости - и жизни при выполнении служебного долга. В связи с этим соблюдение прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов находится в сфере особого внимания Уполномоченного.
На протяжении многих лет в рамках подписанного 16 июня 2006 г. Соглашения о порядке взаимодействия Уполномоченного и Главной военной прокуратуры сотрудники Аппарата Уполномоченного совместно с офицерами военной прокуратуры принимают участие в работе выездных приемных в различных гарнизонах страны. Во время командировок осуществляется личный прием военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, лиц гражданского персонала воинских частей, в также инспектируются воинские части и места содержания арестованных, проводятся беседы и встречи с военнослужащими, проверяется исполнение по отношению к ним действующего законодательства, а при выявлении нарушений принимаются меры к их устранению.
В 2017 г. были осуществлены совместные выезды на Балтийский флот, в Южный военный округ, в также в дисциплинарную воинскую часть. По результатам проведенных проверок Минобороны России направлены предложения в защиту прав военнослужащих, проходящих службу в Калининградской области, и осужденных военнослужащих, находящихся в дисциплинарном батальоне.
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в также гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военнослужащие) с 11 ноября 2009 года действует Меморандум Уполномоченного и Минобороны России, который усиливает конструктивный диалог между Аппаратом Уполномоченного и специалистами различных служб Минобороны России.
Юрисдикцией Уполномоченного также охвачены вопросы защиты прав сотрудников правоохранительных органов, при решении которых Уполномоченный опирается на заключенные межведомственные документы - Меморандум о сотрудничестве Уполномоченного и МВД России и Соглашение о взаимодействии Уполномоченного и МЧС России.
В результате взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти в 2017 году были восстановлены права более 1100 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в том числе по жилищным вопросам - 40 семей, по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления льгот - 606 граждан, по вопросам регистрации - более 300 граждан.
Вместе с тем проблемы реализации прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов остаются. В 2017 году Уполномоченному поступило 1722 обращения, преимущественно по вопросам реализации жилищных прав и социального обеспечения.
Как и в прошлом году, основная часть обращений в сфере реализации жилищных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов касалась предоставления жилья либо единовременной социальной выплаты для его приобретения.
Вопросы бессрочной задержки предоставления жилых помещений и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам правоохранительных органов уже освещались в Докладе Уполномоченного за 2016 год. К сожалению, за истекший период положение дел не изменилось. На финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями сотрудников правоохранительных органов и пенсионеров на 2017 год в бюджет МВД России было выделено 1,29 млрд. руб. (в 2016 году - 1,28 млрд. руб.), в ФСИН России - 746,5 млн. руб. (в 2016 году - 284,5 млн. руб.). Несколько больше средств предоставлено на обеспечение единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения: МВД России - 2,09 млрд. руб. (в 2016 году - 2,47 млрд. руб.); ФСИН России - 1,991 млрд. руб. (в 2016 году - 2,188 млрд. руб.).
Однако средств федерального бюджета, выделяемых на решение жилищных проблем сотрудников правоохранительных органов, явно недостаточно, очередь движется медленно. Так, по состоянию на 1 января 2018 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях состояло 37609 сотрудников органов внутренних дел (на 1 января 2017 г. - 41046 человек) и 8295 сотрудников уголовно-исполнительной системы (на 1 января 2017 г. - 6958 человек). В настоящее время первыми на получение жилого помещения состоят очередники, принятые на учет в МВД России в 1986 году, а во ФСИН России - в 1983 - 1988 годах.
Аналогично обстоят дела с предоставлением сотрудникам правоохранительных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, хотя определенный прогресс и наметился. На 1 января 2018 г. в очереди на получение данной социальной выплаты состояло 94917 сотрудников органов внутренних дел (на 1 января 2017 г. - 91474 человека) и 16260 сотрудников уголовно-испровительной системы (на 1 января 2017 г. - 7427 человек). При сохранении такого объема выделяемых денежных средств для решения жилищного вопроса потребуются долгие годы.
Статистика свидетельствует о недостаточном выполнении государством своих обязательств по обеспечению сотрудников правоохранительной и пенитенциарной систем жилыми помещениями в разумные сроки. В этой связи Правительству Российской Федерации представляется необходимым рекомендовать дополнительные возможности и средства для финансирования мероприятий по обеспечению жильем названной категории граждан.
В 2017 году сохраняла свою актуальность проблема обеспечения жильем граждан Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины, проживающих в Республике Крым и городе Севастополе.
Так, бывший военнослужащий Б. в обращении к Уполномоченному пишет: "Вся моя семья русские, уволился в запас из вооруженных сил Украины в 1995 г., и с этого года семья находилась в очереди для получения жилья. В этом году мне исполнится 68 лет, очень просим Вас войти в наше положение и помочь семье офицера в обеспечении жильем".
В обращениях председателя региональной общественной организации "Объединение военнослужащих запаса Севастополя", адресованных Уполномоченному от имени семей военнослужащих запаса, уволенных до 16 марта 2014 г., отмечается, что "департамент жилищного обеспечения Минобороны России отказывает нам в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на отсутствие нормативных правовых актов; после окончания переходного периода (1 января 2015 г.), социальные гарантии военнослужащих запаса из числа бывших граждан Украины до сих пор не приведены в соответствие с социальными гарантиями аналогичной категории граждан Российской Федерации...".
В своем Докладе за 2016 год Уполномоченный высказывался за принятие по данному вопросу соответствующего Указа Президента Российской Федерации. Проблема решена: 22 марта 2018 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя". Указ предоставил возможность обеспечения жилыми помещениями более 100 семей граждан Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины, состоявших на учете нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 г.
Наряду с этим Уполномоченный с удовлетворением отмечает, что в настоящее время также урегулированы вопросы регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины и членов их семей, проживающих в Республике Крым и городе Севастополе. С целью разрешения этой задачи с участием Уполномоченного два года проводились совещания, осуществлялись выезды на места. В итоге проблема была озвучена Президенту Российской Федерации, который поручил Правительству Российской Федерации принять меры к ее разрешению.
По результатам проведенной работы принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1379 "О регистрации по месту жительства отдельной категории проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя граждан Российской Федерации". Гражданам Российской Федерации из числа бывших военнослужащих вооруженных сил Украины и членам их семей предоставлена возможность зарегистрироваться по адресу военного комиссариата, расположенного на территории их места жительства, что позволяет им реализовать свои конституционные права.
Анализ поступающих к Уполномоченному обращений по рассматриваемой теме выявил еще одну острую жилищную проблему. При исчислении стажа военнослужащим для постановки на жилищный учет не засчитывается прошлая служба в правоохранительных органах.
По мнению Уполномоченного, такой подход нарушает конституционное право на жилище. Он не соответствует и сложившейся законодательной практике суммирования стажей военной и правоохранительной служб при решении других социальных вопросов. Так, для назначения военной пенсии в выслугу лет наряду с военной службой засчитывается и служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и ряде других силовых ведомств. Аналогично решается вопрос и при реализации права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
В связи с изложенным, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, предусматривающих учет выслуги лет на военной и правоохранительной службах при исчислении общей продолжительности службы для реализации гражданами права на жилище и другие меры социальной поддержки.
Кроме жилищной проблематики, много корреспонденции поступает Уполномоченному по вопросам социального обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, большая часть которых касается пенсионного обеспечения. В рамках компетенции, предоставленной федеральным конституционным законом, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных пенсионных прав граждан, получающих военную пенсию.
В июле 2017 г. к Уполномоченному обратилась одиноко проживающая в Рязанской области 80-летняя Г. по вопросу начисления надбавки к выплачиваемой пенсии в связи с гибелью второго кормильца - младшего сына, сотрудника полиции (ее старший сын и муж умерли ранее). В результате проведенной работы вопрос был решен положительно, к получаемой Г. пенсии в соответствии со ст. 38 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" начислена надбавка в размере 200% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 названного Закона. Г. подтвердила получение надбавки к пенсии в благодарственном письме Уполномоченному.
Часто в обращениях граждане поднимают вопрос о нарушениях законодательства, регулирующего повышение военных пенсий, в честности, о неисполнении положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" в части увеличения размеров военных пенсий. Действительно, подпункт "г" пункта 1 названного Указа содержит требование о ежегодном увеличении военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, однако на практике это требование не исполняется.
Уполномоченный считает неприемлемым ущемление пенсионных прав ветеранов военной и правоохранительной службы и поддерживает предложение Государственной Думы Правительству Российской Федерации обеспечить в течение 2018 года выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 упомянутого Указа Президента Российской Федерации.
Еще одна проблема социального характера была выявлена в ходе совместной выездной приемной Уполномоченного и органов военной прокуратуры, которая состоялась на Балтийском флоте в июне 2017 года. Военнослужащие, проходящие службу в Калининградской области, обратились с просьбой о содействии в решении вопроса о компенсации расходов на проезд воздушным транспортом к месту использования основного отпуска на территории других субъектов Российской Федерации и обратно.
Ранее военнослужащие и члены семей военных по контракту имели право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом к местам использования основного отпуска и обратно. Однако в рамках проведенной в 2011 году реформы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации право на проезд в отпуск на безвозмездной основе было сохранено только за военнослужащими, проходящими службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, в также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, и за пределами территории Российской Федерации.
Уполномоченный полагает, что эта норма должна распространяться как на военнослужащих, так и сотрудников правоохранительных органов, проходящих службу в Калининградской области. В силу анклавного положения этого региона, отделенного от территории Российской Федерации несколькими государственными границами, по существу единственно возможным транспортом для военнослужащих и членов их семей остается воздушный. Выходом из создавшегося положения является внесение соответствующих изменений в статью Федерального закона "О статусе военнослужащих", утверждающих аналогичный порядок, установленный для семей военнослужащих, проходящих службу за пределами Российской Федерации.
Согласно статистике рассмотренных Уполномоченным заявлений, четвертая часть (26,8%) обращений военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов касается вопросов прохождения службы и увольнения с нее. Жалобы данной категории охватывают широкий спектр служебных правоотношений: поступление (призыв) на службу, назначение на должность, продвижение по службе, присвоение воинского (специального) звания, награждение государственными и ведомственными наградами, проведение аттестации, повышение квалификации, перевод к новому месту службы, предоставление отпусков, увольнение со службы.
Для проверки обращений по вопросам прохождения службы и увольнения с нее Уполномоченным привлекаются органы военного управления и прокуратуры. По результатам проверок, инициированных Уполномоченным, нарушенные права граждан, как правило, восстанавливаются.
Так, например, полковник внутренней службы М. обратился с жалобой на руководство ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Удмуртской Республике в связи с нарушением порядка проведения аттестации, рассмотрения поданного им рапорта об увольнении со службы, производства причитающихся выплат, выдачи трудовой книжки. Поступивший на запрос Уполномоченного ответ Управления кадров о проведенной проверке подтвердил указанные заявителем факты. Выявленные нарушения были устранены: заявителю была выдана трудовая книжка, произведены соответствующие денежные выплаты, после чего он был уволен со службы по имеющемуся основанию. Виновные в допущенных нарушениях были привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проверок выявлено, что в отдельных случаях командованием воинских подразделений кадровые решения принимаются без учета фактических обстоятельств, в которых оказались заявители. В этих случаях Уполномоченный инициирует дополнительное изучение всех обстоятельств дела и во многих случаях добивается положительного результата.
Так, военнослужащая по контракту Д. обратилась к Уполномоченному за содействием в отмене уже подписанного приказа о ее переводе к новому месту службы в другой гарнизон. Просьба женщины-военнослужащей была обусловлена обстоятельствами, вызванными серьезным заболеванием одного из двоих детей, а также онкологическим заболеванием матери. По обращению Уполномоченного руководством Минобороны России принято решение об отмене приказа о переводе заявительницы к новому месту службы по семейным обстоятельствам.
Постоянного внимания органов власти всех уровней требуют вопросы социальной поддержки семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей. Очень важно, чтобы на пути решения этой задачи, имеющей мощную нравственную нагрузку, в унисон с федеральной властью были активны и субъекты Российской Федерации.
В течение 2017 г. на контроле Уполномоченного оставался вопрос восстановления права членов семей погибших (умерших) сотрудников МВД России на бесплатный проезд в общественном транспорте Новосибирской области. Об этой проблеме Уполномоченный говорил в Докладе за 2016 г. Следует отметить, что органы власти области с пониманием и с гражданской ответственностью отнеслись к предложениям Уполномоченного. Правительством Новосибирской области членам семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, выплачена компенсация стоимости проезда, а 5 июля 2017 г. принят Закон Новосибирской области, который нетрудоспособным членам семей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и войск национальной гвардии, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), предоставлено право проезда по муниципальным и межмуниципальным маршрутам на основании приобретаемого специального месячного проездного билета.
Вместе с этим Уполномоченный обращает внимание руководителей субъектов Российской Федерации на необходимость принятия дополнительных мер социальной поддержки семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
Системный характер имеет проблема соблюдения прав граждан при передаче имущества военных городков, утративших статус закрытых, а также служебного жилого фонда от органов военного управления в муниципальную собственность. Проживание в закрытом военном городке (далее - ЗВГ) накладывает на граждан определенные ограничения их прав и свобод. В связи с тем, что в ЗВГ зачастую проживают граждане, давно утратившие связь с Минобороны России, они необоснованно лишены некоторых видов прав и свобод, к примеру, ограничены в праве на приватизацию жилья и свободу переселения. Данная проблема, в части реализации права на приватизацию жилых помещений, касается не только гражданских лиц, но и уволенных с военной службы граждан, оставшихся проживать в служебных квартирах.
К моменту ликвидации воинских частей и снятия с военного городка статуса закрытого Минобороны России прекращает или существенно снижает финансирование расходов на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры в этих зонах. В результате страдают и терпят лишения граждане. Выходом из создавшегося положения является передача жилого фонда и других объектов социальной инфраструктуры ЗВГ на содержание органов местного самоуправления. Однако и эти вопросы решаются крайне медленно. Решение проблемы находится на контроле у Уполномоченного.