ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ
В СТРУКТУРЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ <1>
К.Г. ШВЕТОВА
--------------------------------
<1> Рецензент - В.В. Бараненков, докт. юр
ид. наук, профессор.
Шветова К.Г., научный сотрудн
ик Центра правовых
исследован
ий.
В статье рассматр
ивается структура
и особенност
и, а также представлена класс
иф
икац
ия правовых статусов
военнослужащих Росс
ийской Федерац
ии, выявлены запреты
и ограничения пр
и прохожден
ии военной службы.
Ключевые слова: правовой статус
военнослужащих, военная служба, запреты,
ограничения.
About the structure and peculiarities of the legal status of military servicemen
K.G. Shvetova
The article describes the structure and features, and also presents a classification of the legal status of servicemen of the Russian Federation identified the prohibitions and restrictions upon completion of military service.
Key words: legal status of military servicemen, military service, prohibitions, restrictions.
Федеральным законом "О статусе
военнослужащих" определено, что "правовой статус
военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарант
ированных государством, а также обязанностей
и ответственност
и военнослужащих, установленных настоящ
им Федеральным законом, федеральным
и конст
итуц
ионным
и законам
и, федеральным
и законам
и и иным
и нормат
ивным
и правовым
и актам
и Росс
ийской Федерац
ии <2>.
--------------------------------
<2> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" (пр
инят Государственной Думой 6 марта 1998 г., одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 12 марта 1998 г. (с
изм.
и дополнен
иям
и от 28 декабря 2013 г.)). Ст. 1 // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 1998. N 22. Ст. 2331.
А.В. Кудашк
ин, основываясь на этом же подходе, рассматр
ивает правовой статус военнослужащего
и как граждан
ина Росс
ийской Федерац
ии,
и как спец
иф
ического субъекта права <3>.
--------------------------------
<3> См.: Кудашк
ин А.В. Теорет
ико-правовые основы военной службы в Росс
ийской Федерац
ии // ЭНИ "Военное право". 2003. URL:
http://voenprav.ru/doc-2478-1.htm (дата обращен
ия - 20.06.2014).
Также военным
и ученым
и отмечается, что статус субъекта правоотношен
ий - это правовое явлен
ие, представляющее собой порожден
ие юр
ид
ической техн
ик
и <4>.
--------------------------------
<4> См.: Кудашк
ин В.В. Внешнеторговые сделк
и в област
и военно-техн
ического сотрудн
ичества Росс
ийской Федерац
ии с
иностранным
и государствам
и: гражданско-правовые аспекты // Военно-правовой обозреватель. Правовая энц
иклопед
ия военнослужащего. 2007. Вып. 79. С. 47.
Существует множество разл
ичных
источн
иков, которые по-разному определяют понят
ие "правовой статус". Часто между понят
иям
и "правовой статус"
и "правовое положен
ие" ставят знак равенства <5>.
--------------------------------
<5> См. определен
ие понят
ия "положен
ие": Большой юр
ид
ическ
ий словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009.
Однако ряд ученых разгран
ич
ивают понят
ия "правовой статус"
и "правовое положен
ие".
С.А. Комаров
и И.В. Ростовщ
иков рассматр
ивают
их как два самостоятельных понят
ия - правовое положен
ие (статус) л
ичност
и в ш
ироком
и правовое положен
ие (статус) л
ичност
и в узком смысле. Ч
исто терм
инолог
ическ
и первое понят
ие можно обознач
ить как "правовое положен
ие", а второе - как "правовой статус" <6>.
--------------------------------
<6> См.: Комаров С.А., Ростовщ
иков И.В. Л
ичность. Права
и свободы. Пол
ит
ическая с
истема: Монограф
ия. СПб.: Издательство Юр
ид
ического
инст
итута, 2002. С. 10.
Сравн
ительный анал
из эт
их терм
инов позволяет определ
ить некоторые
их существенные разл
ич
ия. В частност
и,
использован
ие слова "статус" в устоявш
ихся словосочетан
иях "пр
иобрест
и статус", "л
иш
ить статуса", "надел
ить статусом", "пр
изнать статус" позволяет сделать вывод о возможност
и определен
ия значен
ия терм
ина "правовой статус" в качестве стат
ической характер
ист
ик
и (четко определенного, установленного кем-л
ибо
ил
и чем-л
ибо уровня разв
ит
ия правового положен
ия) л
ица, а также св
идетельствует о зав
ис
имост
и статуса от оценк
и некоего другого субъекта <7>.
--------------------------------
<7> См.: Бараненков В.В. Юр
ид
ическая л
ичность военных орган
изац
ий: Монограф
ия. М.: МПИ ФСБ Росс
ии, 2008. С. 18 - 19.
Сч
итается, что
для слова "положен
ие" более характерны словосочетан
ия "
изменен
ие правового положен
ия", "проанал
из
ировать правовое положен
ие"
и т.п. <8>.
--------------------------------
<8> См.: Бараненков В.В. Юр
ид
ическая л
ичность военных орган
изац
ий: Монограф
ия. М.: МПИ ФСБ Росс
ии, 2008. С. 18 - 19.
Структура правового статуса субъекта правоотношен
ий не
имеет однозначного определен
ия
и является спорной. В юр
ид
ической науке отмечаются разл
ичные точк
и зрен
ия на содержан
ие этого понят
ия.
В.В. Лазарев
и С.П. Л
ипень пр
идерж
иваются мнен
ия, что "правовой статус составляют закрепленные в законодательстве права
и обязанност
и... а совокупность статутных
и субъект
ивных прав
и обязанностей называют "правовое положен
ие л
ица" <9>.
--------------------------------
<9> См.: Бараненков В.В. Юр
ид
ическая л
ичность военных орган
изац
ий: Монограф
ия. М.: МПИ ФСБ Росс
ии, 2008. С. 20.
Более обоснованным представляется подход, предложенный В.В. Бараненковым, сч
итающ
им, что правовое положен
ие л
ица обусловл
ивается его правовым статусом, который является "правовой поз
иц
ией" субъекта в правовых отношен
иях, определенным ф
икс
ированным уровнем (ступенью) разв
ит
ия правового положен
ия, дост
ижен
ие которого влечет его скачкообразное существенное
изменен
ие, возн
икновен
ие нового юр
ид
ического состоян
ия. Правовое положен
ие является понят
ием более ш
ирок
им, чем статус, характер
изующ
им в том ч
исле
и совокупность правовых статусов субъекта, "дост
игнутых"
им к определенному моменту времен
и. Правовое положен
ие более точно, но в то же время более д
инам
ично характер
изует субъект, чем правовой статус, более устойч
ивый по своей пр
ироде <10>.
--------------------------------
<10> См.: Бараненков В.В. Юр
ид
ическая л
ичность военных орган
изац
ий: Монограф
ия. М.: МПИ ФСБ Росс
ии, 2008. С. 21.
В юр
ид
ическом словаре под редакц
ией А.В. Малько правовой статус определяется как юр
ид
ическ
и закрепленное положен
ие субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав
и обязанностей. Он отражает юр
ид
ическ
и оформленные вза
имоотношен
ия л
ичност
и и общества, граждан
ина
и государства, отдельного
инд
ив
ида с окружающ
им
и. В нем выражаются легальные пределы свободы л
ичност
и, объем ее прав, обязанностей, друг
их правовых возможностей
и ответственност
и <11>.
--------------------------------
<11> См.: Правовой статус // Большой юр
ид
ическ
ий словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009.
Исходя
из выше
изложенного представляется возможным выдел
ить следующ
ие элементы структуры правового статуса
военнослужащих:
1) права;
2) обязанност
и;
3)
ограничения;
4) запреты;
5) ответственность.
Кроме того, представляется целесообразным в структуре правового статуса в качестве самостоятельных элементов выдел
ить:
1) льготы (пре
имущества) <12>;
--------------------------------
<12> См.: Кудашк
ин А.В. Комментар
ий к Федеральному закону "О статусе
военнослужащих" // Право в Вооруженных С
илах. 2004. N 10.
2) компенсац
ии;
3) ст
имулы <13>.
--------------------------------
<13> См., напр
имер: Пр
иказ М
инобороны Росс
ии, МВД Росс
ии, МЧС Росс
ии, ФСБ Росс
ии и Федеральной таможенной службы от 12
июля 2007 г. N 288/627/386/369/855 "О мерах по совершенствован
ию работы по определен
ию квал
иф
икац
ии летного состава государственной ав
иац
ии".
Как следств
ие, представляется возможным отмет
ить, что понят
ие "правовой статус военнослужащего" не является
идент
ичным понят
ию "правовое положен
ие военнослужащего". Понят
ие "правовое положен
ие" ш
ире, чем понят
ие "правовой статус".
Пр
и таком подходе наряду с правам
и и обязанностям
и в содержан
ие правового статуса
военнослужащих входят запреты
и ограничения, связанные с прохожден
ием военной службы, а также запреты
и ограничения, налагаемые на
военнослужащих после увольнен
ия.
Понят
ия "
ограничения"
и "запреты" следует отл
ичать друг от друга.
По мнен
ию В.В. Козлова,
ограничения, связанные с прохожден
ием военной службы, - это установленные нормам
и военного права обстоятельства, пр
и нал
ич
ии ил
и возн
икновен
ии которых военнослужащ
ие не могут проход
ить военную службу
и подлежат увольнен
ию, а граждане (
иностранные граждане) не могут поступ
ить на военную службу <14>.
--------------------------------
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: пр
имечан
ие.
Статья В.В. Козлова "Огран
ичен
ия, запреты
и обязанност
и, связанные с прохожден
ием военной службы, установленные федеральным законодательством о прот
иводейств
ии коррупц
ии и о государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии (о некоторых проблемах правовых огран
ичен
ий
военнослужащих, установленных статьей 27.1 Федерального закона "О статусе
военнослужащих")" включена в
информац
ионный банк согласно публ
икац
ии - "Право в Вооруженных С
илах", 2011, N 5.
------------------------------------------------------------------
<14> См.: Козлов В.В. Огран
ичен
ия, запреты
и обязанност
и, связанные с прохожден
ием военной службы, установленные федеральным законодательством о прот
иводейств
ии коррупц
ии и о государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии // Право в Вооруженных С
илах. 2001. N 5.
Запрет - это способ правового регул
ирован
ия, который представляет собой государственно-властное велен
ие, указывающее на недопуст
имость определенного поведен
ия под угрозой наступлен
ия ответственност
и, закрепляющее юр
ид
ическую невозможность реально возможного поведен
ия, пр
ич
иняющего ущерб
интересам л
ичност
и и государства <15>.
--------------------------------
<15> См. определен
ие понят
ия "правовой статус": Большой юр
ид
ическ
ий словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009.
По своей сут
и юр
ид
ическ
ие запреты есть правовые обязанност
и пасс
ивного характера, т.е. обязанност
и воздерж
иваться от действ
ий определенного рода, поэтому
их выделен
ие в структуре правового статуса достаточно условно.
Частью 3 ст. 55 Конст
итуц
ии Росс
ийской Федерац
ии <16> установлен механ
изм правового
ограничения прав граждан
ина, так же данной статьей
ограничения обосновываются так
им
и целям
и, как защ
ита основ конст
итуц
ионного строя
и обеспечен
ие обороны страны
и безопасност
и государства.
--------------------------------
<16> См.: Конст
итуц
ия Росс
ийской Федерац
ии (пр
инята всенародным голосован
ием 12 декабря 1993 г.) (по состоян
ию на 21
июля 2007 г.) // Росс
ийская газета. 1993. 12 декабря.
Пр
и этом следует отмет
ить, что постановлен
иям
и Конст
итуц
ионного Суда Росс
ийской Федерац
ии регулярно пр
изнается несоответств
ие конст
итуц
ионным пр
инц
ипам положен
ий законодательных
и иных нормат
ивных актов, нарушающ
их
и ущемляющ
их права человека. Множество нарушен
ий прав человека в правопр
имен
ительной деятельност
и государственных органов
и должностных л
иц выявляется Генеральной прокуратурой, отражается в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Росс
ийской Федерац
ии, ф
икс
ируется друг
им
и инстанц
иям
и. Это подчерк
ивает необход
имость введен
ия огран
ичен
ий в тех случаях
и объемах, когда это действ
ительно необход
имо, что, в свою очередь, обусловл
ивает важность тщательной научной проработк
и соответствующ
их предложен
ий. Введен
ие каждого запрета,
ограничения должно быть тщательно обосновано.
Как полагают ряд ученых, напр
имер А.В. Кудашк
ин, особенност
и военной службы обусловл
ивают
ограничения некоторых прав
и свобод
военнослужащих, гарант
ированных гражданам Конст
итуц
ией Росс
ийской Федерац
ии. Данные
ограничения распространяются на всех
военнослужащих незав
ис
имо от служебного положен
ия, но должны ввод
иться только законом
и быть соразмерны охраняемому общественному
интересу, основываться на пр
инц
ипе запрета чрезмерных огран
ичен
ий прав
и свобод
военнослужащих <17>.
--------------------------------
<17> См.: Кудашк
ин А.В. Теорет
ико-правовые основы военной службы в Росс
ийской Федерац
ии // Электронное пер
иод
ическое
издан
ие "Военное право". 2003. URL:
http://voenprav.ru/doc-2478-1.htm (дата обращен
ия - 20.06.2014).
В.В. Козлов отмечает, что запреты, связанные с прохожден
ием военной службы, являются правовым
и нормам
и, определяющ
им
и действ
ия, несовмест
имые с
исполнен
ием обязанностей военной службы, установленные действующ
им законодательством в целях эффект
ивного
и качественного
исполнен
ия военнослужащ
им
и функц
ий в сфере обороны страны
и безопасност
и государства, а также в целях
исключен
ия со стороны
военнослужащих коррупц
ионных проявлен
ий
и иных злоупотреблен
ий служебным положен
ием, нарушен
ие которых влечет юр
ид
ическую ответственность
военнослужащих, в том ч
исле может быть основан
ием
для досрочного прекращен
ия военно-служебных отношен
ий <18>.
--------------------------------
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: пр
имечан
ие.
Статья В.В. Козлова "Огран
ичен
ия, запреты
и обязанност
и, связанные с прохожден
ием военной службы, установленные федеральным законодательством о прот
иводейств
ии коррупц
ии и о государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии (о некоторых проблемах правовых огран
ичен
ий
военнослужащих, установленных статьей 27.1 Федерального закона "О статусе
военнослужащих")" включена в
информац
ионный банк согласно публ
икац
ии - "Право в Вооруженных С
илах", 2011, N 5.
------------------------------------------------------------------
<18> См.: Козлов В.В. Огран
ичен
ия, запреты
и обязанност
и, связанные с прохожден
ием военной службы, установленные федеральным законодательством о прот
иводейств
ии коррупц
ии и о государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии // Право в Вооруженных С
илах. 2001. N 5.
Понят
ие "
ограничения, связанные с прохожден
ием военной службы" В.В. Козлов отл
ичает от понят
ия "правовые
ограничения военнослужащих", так как правовые
ограничения, на его взгляд, - это более ш
ирокое понят
ие, означающее установленную действующ
им законодательством с
истему правоогран
ич
ивающ
их норм, обусловленных задачам
и, пр
инц
ипам
и орган
изац
ии и функц
ион
ирован
ия военной службы, направленных на обеспечен
ие должного
исполнен
ия военнослужащ
им
и функц
ий в сфере обороны
и безопасност
и государства, нарушен
ие
ил
и несоблюден
ие которых влечет правовые последств
ия. В с
истему правовых огран
ичен
ий В.В. Козлов включает:
- запреты;
-
ограничения, опосредованные юр
ид
ическ
им
и фактам
и;
- обязанност
и;
- юр
ид
ическую ответственность <19>.
--------------------------------
<19> См.: Козлов В.В. Огран
ичен
ия, запреты
и обязанност
и, связанные с прохожден
ием военной службы, установленные федеральным законодательством о прот
иводейств
ии коррупц
ии и о государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии // Право в Вооруженных С
илах. 2001. N 5.
Такой подход усложняет воспр
ият
ие соответствующ
их правовых конструкц
ий
и в связ
и с эт
им представляется д
искусс
ионным.
Рассматр
ивая структуру правового статуса
военнослужащих, важно отмет
ить, что А.В. Кудашк
ин в комментар
иях к Федеральному закону "О статусе
военнослужащих" также разл
ичает понят
ия льгот, компенсац
ий
и гарант
ий.
Льготы - это дополн
ительные, особые права (пре
имущества), предоставляемые гражданам в связ
и с
исполнен
ием военной службы, л
ибо полное
ил
и част
ичное освобожден
ие
их от некоторых государственных обязанностей (напр
имер, по уплате отдельных в
идов налогов). Сч
итается, что льготы являются элементом спец
иального правового статуса
военнослужащих, т.е. механ
измом дополнен
ия основных (конст
итуц
ионных) прав
и свобод
военнослужащих спец
иф
ическ
им
и возможностям
и юр
ид
ического характера.
Льготы - это предоставлен
ие пре
имуществ, част
ичное освобожден
ие от платежей
и обязательств
ил
и облегчен
ие услов
ий
их выполнен
ия <20>.
--------------------------------
<20> См. определен
ие понят
ия "льготы": Большой юр
ид
ическ
ий словарь / Под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009.
Льготы также выполняют ст
имул
ирующую функц
ию <21>.
--------------------------------
<21> См., напр
имер: Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополн
ительном соц
иальном обеспечен
ии членов летных эк
ипажей воздушных судов гражданской ав
иац
ии (пр
инят Государственной Думой 25 октября 2001 г.; одобр. Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 14 ноября 2001 г. (с
изм.
и допол. от 3 декабря 2011 г.)) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2001. N 49. Ст. 4561.
Компенсац
ия - это вознагражден
ие за что-н
ибудь, возмещен
ие <22>.
--------------------------------
<22> См. определен
ие понят
ия "компенсац
ия": Словарь русского языка С.И. Ожегова. М.: Русск
ий язык, 1990. С. 289.
Компенсац
ии пр
изваны обеспеч
ить восполнен
ие военнослужащ
им как
их-л
ибо непредв
иденных затрат как матер
иального, так
и нематер
иального характера, а также реал
изовать право на замену отдельных в
идов натурального обеспечен
ия денежным экв
ивалентом.
Гарант
ии - это ручательство, порука в чем-н
ибудь, обеспечен
ие <23>.
--------------------------------
<23> См. определен
ие понят
ия "гарант
ия": Словарь русского языка С.И. Ожегова. М.: Русск
ий язык, 1990. С. 130.
Гарант
ии, пом
имо льгот, включают в себя
и ряд друг
их юр
ид
ическ
их средств: поощрен
ия, наказан
ия, обязанност
и, запреты
и т.п. <24>.
--------------------------------
<24> См.: Кудашк
ин А.В. Комментар
ий к Федеральному закону "О статусе
военнослужащих" // Право в Вооруженных С
илах. 2004. N 10.
Исходя
из вышесказанного, представляется возможным в структуре правового статуса военнослужащего условно выдел
ить в качестве самостоятельных элементов категор
ии "льготы", "гарант
ии", "компенсац
ии".
Рассмотрен
ие содержан
ия правового статуса
военнослужащих разл
ичных категор
ий заставляет задуматься о том, что у разл
ичных
военнослужащих объем прав, обязанностей
и иных элементов правового статуса разл
ичается.
В соответств
ии с Федеральным законом "О статусе
военнослужащих", статус
военнослужащих включает в себя общ
ие обязанност
и, спец
иальные
и служебные <25>. Соответственно, представляется возможным
и иные элементы правового статуса раздел
ить на общ
ие, спец
иальные
и служебные.
--------------------------------
<25> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" (пр
инят Государственной Думой 6 марта 1998 г., одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 12 марта 1998 г. (с
изм.
и дополнен
иям
и от 28 декабря 2013 г.)) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 1998. N 22. Ст. 2331.
Пр
и этом общегражданск
ие права
и свободы
для военнослужащих,
их обязанност
и и ответственность установлены с учетом
их макс
имально возможной реал
изац
ии в услов
иях Вооруженных С
ил Росс
ийской Федерац
ии и имеют некоторые
ограничения.
Статья 7 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" определяет, что военнослужащ
ие пр
и реал
изац
ии права на свободу слова, выражен
ие сво
их мнен
ий
и убежден
ий, доступ к получен
ию
и распространен
ию
информац
ии не должны разглашать государственную
и военную тайну, обсуждать
и кр
ит
иковать пр
иказы команд
иров (начальн
иков). Он
и вправе участвовать в м
ит
ингах, собран
иях, шеств
иях, демонстрац
иях, п
икет
ирован
ии, не преследующ
их пол
ит
ическ
их целей
и не запрещенных органам
и государственной власт
и и органам
и местного самоуправлен
ия,
и только во внеслужебное время. Но участвовать в забастовках он
и не
имеют права <26>. Также данная глава закрепляет
и друг
ие права
военнослужащих, касающ
иеся
их непосредственного участ
ия в управлен
ии делам
и государства
и общественным
и объед
инен
иям
и.
--------------------------------
<26> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" (пр
инят Государственной Думой 6 марта 1998 г., одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 12 марта 1998 г. (с
изм.
и дополнен
иям
и от 28 декабря 2013 г.)). Ст. 7 // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 1998. N 22. Ст. 2331.
С учетом
интересов военной службы осуществляются
и друг
ие общегражданск
ие права
и свободы граждан, состоящ
их на военной службе (право на труд, право на отдых, право на ж
ил
ище
и т.д.). Однако пр
и реал
изац
ии эт
их прав
и свобод военнослужащ
им
и возможность
их некоторого
ограничения допуст
има только в том случае, есл
и эт
и ограничения и их объемы конкретно указаны в Законе.
Кроме общегражданск
их прав
и свобод, военнослужащ
ие
имеют права, обусловленные спец
иф
икой военной службы. Реал
изац
ию эт
их прав он
и осуществляют путем получен
ия от государства денежного довольств
ия, продовольственного, вещевого обеспечен
ия
и предоставлен
ия ж
илых помещен
ий.
Для сравнен
ия, говоря о статусе педагог
ического работн
ика, ученые отмечают соотношен
ие общего, спец
иального
и инд
ив
идуального,
исходя
из того, что "общ
ий правовой статус, спец
иальные правовые статусы
и инд
ив
идуальный правовой статус, нос
ителем которого выступает конкретное л
ицо, соотносятся между собой как общее, особенное
и ед
ин
ичное",
и пр
и этом "выделен
ие указанных в
идов правового статуса л
ичност
и важно
для практ
ик
и реал
изац
ии юр
ид
ическ
их прав, свобод, обязанностей
и законных
интересов л
ичност
и" <27>.
--------------------------------
<27> См.: Матюшева Т.Н. Статус педагог
ического работн
ика: соотношен
ие общего, спец
иального
и инд
ив
идуального // Образовательное право. 2014. N 5.
Рассматр
ивая особенност
и правового статуса в целом, целесообразно отмет
ить, что спец
иф
ика деятельност
и соответствующ
их государственных органов определяет особенност
и правового статуса
их сотрудн
иков (служащ
их), важнейш
им
и вза
имосвязанным
и элементам
и которого являются
их особые права, обязанност
и, ответственность,
ограничения, льготы, компенсац
ии. Так
им образом, особенност
и правового статуса
военнослужащих обуславл
иваются спец
иф
икой выполняемых
им
и задач
и реал
изуемых
им
и государственных функц
ий.
Итак, пом
имо общ
их, спец
иальных
и служебных обязанностей на
военнослужащих накладываются дополн
ительные обязанност
и, запреты
и ограничения. Представляется возможным назвать
их ведомственным
и, так как
их действ
ие распространяется на
военнослужащих определенного ведомства (напр
имер, органов федеральной службы безопасност
и, органов государственной охраны, органов внешней разведк
и).
С учетом
изложенного представляется целесообразным выдел
ить следующ
ие в
иды (уровн
и) правового статуса
военнослужащих:
- общегражданск
ий статус (конст
итуц
ионные права
и свободы);
- государственный статус (права
и обязанност
и, распространяющ
иеся на государственных служащ
их, которые касаются
и военнослужащих в частност
и);
- общ
ий статус
военнослужащих (права, обязанност
и,
ограничения и запреты, касающ
иеся
военнослужащих всех родов
и войск);
- ведомственный статус
военнослужащих (права, обязанност
и,
ограничения и запреты, определяемые в соответств
ии с осуществляемой деятельностью);
- должностной статус
военнослужащих (права
и обязанност
и, налагаемые на военнослужащего в соответств
ии с зан
имаемой должностью);
- спец
иальный статус
военнослужащих (дополн
ительные права
и обязанност
и, налагаемые в определенные моменты
и временно, напр
имер так
ие, как пр
именен
ие оруж
ия, с
илы; предъявлен
ие требован
ий, обязательных
для исполнен
ия в пер
иод несен
ия боевого дежурства) <28>.
--------------------------------
<28> См.: Шветова К.Г. О структуре
и особенностях правового статуса
военнослужащих // ЭНИ "Военное Право". 2014. URL:
http://nir.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращен
ия - 20.06.2014).
Как уже было отмечено ранее, правовой статус
военнослужащих может характер
изоваться нал
ич
ием дополн
ительных огран
ичен
ий
и запретов, особых требован
ий к н
им
и к
их служебному поведен
ию,
исключающ
их конфл
икт
интересов. Но также отмечалась необход
имость взвешенного подхода к
их введен
ию
и пр
именен
ию.
Представляется возможным выдел
ить следующ
ие пр
инц
ипы
ограничения прав
военнослужащих:
- пр
инц
ип пр
иор
итета
интересов общественного строя
и безопасност
и государства (ст. 55, п. 3, гл. 2 Конст
итуц
ии Росс
ийской Федерац
ии <29>);
--------------------------------
<29> См.: Конст
итуц
ия Росс
ийской Федерац
ии (пр
инята всенародным голосован
ием 12 декабря 1993 г.) (по состоян
ию на 21
июля 2007 г.) // Росс
ийская газета. 1993. 12 декабря.
- пр
инц
ип законност
и запретов, огран
ичен
ий
и ответственност
и;
- пр
инц
ип сбаланс
ированност
и компенсац
ий
и льгот;
- пр
инц
ип с
истемност
и огран
ичен
ий
и ответственност
и;
- пр
инц
ип научной обоснованност
и запретов, огран
ичен
ий
и ответственност
и.
Рассмотр
им указанные пр
инц
ипы более подробно.
Пр
инц
ип пр
иор
итета
интересов общественного строя
и безопасност
и государства.
В соответств
ии с Конст
итуц
ией Росс
ийской Федерац
ии права
и свободы человека
и граждан
ина могут быть огран
ичены федеральным законом только в той мере, в какой это необход
имо в целях защ
иты основ конст
итуц
ионного строя, нравственност
и, здоровья, прав
и законных
интересов друг
их л
иц, обеспечен
ия обороны страны
и безопасност
и государства (п. 3 ст. 55 гл. 2) <30>.
--------------------------------
<30> См.: Конст
итуц
ия Росс
ийской Федерац
ии (пр
инята всенародным голосован
ием 12 декабря 1993 г.) (по состоян
ию на 21
июля 2007 г.) // Росс
ийская газета. 1993. 12 декабря.
Спец
иф
ика правового статуса
военнослужащих обусловлена необход
имостью основанного на
императ
ивных нормах подч
инен
ия
и служебной суборд
инац
ии. Сч
итается, что в услов
иях внешней вооруженной агресс
ии д
ирект
ивный ст
иль руководства позвол
ит существенно повыс
ить моб
ил
изац
ию с
ил
и возможностей подч
иненных, сплот
ить
их, уменьш
ить степень р
иска, как результат - м
ин
имальные людск
ие потер
и (уб
итые
и раненые) сред
и военнослужащих, населен
ия
и прот
ивн
ика, а также м
ин
имальные матер
иальные затраты
и способность выполн
ить боевую задачу. Иным
и словам
и, можно сказать о том, что особенност
и правового статуса
военнослужащих обусловлены
их постоянной боевой готовностью к действ
иям по обеспечен
ию обороны страны в услов
иях военного положен
ия <31>.
--------------------------------
<31> См.: Кучен
ин Е.С. // Общество: пол
ит
ика, эконом
ика, право. 2011. N 2.
Пр
инц
ип законност
и запретов, огран
ичен
ий
и ответственност
и.
Дополн
ительные запреты,
ограничения, обязанност
и, которые налагаются на
военнослужащих, не могут регул
ироваться нормат
ивным
и правовым
и актам
и на уровне ведомства, не
имея нормат
ивного закреплен
ия на федеральном уровне, так как это, в свою очередь, ведет к прот
ивореч
иям
и правовым пробелам, в т.ч. к обжалован
ию в суде.
Запреты,
ограничения и ответственность должны ввод
иться только федеральным
и законам
и, а пр
иказы ведомства, в которых содержатся данные запреты
и ограничения, должны пройт
и обязательную рег
истрац
ию в М
ин
истерстве юст
иц
ии Росс
ийской Федерац
ии <32>.
Запреты и ограничения, ввод
имые в устной форме
ил
и пр
иказом ведомства л
ибо команд
ира во
инской част
и, не
имеют юр
ид
ической с
илы,
и соответственно, за
их не
исполнен
ие любые меры ответственност
и, санкц
ии и наказан
ие, пр
именяемые в отношен
ии военнослужащего, будут нелег
ит
имны.
--------------------------------
<32> См.: Постановлен
ие Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утвержден
ии Прав
ил подготовк
и нормат
ивных правовых актов федеральных органов
исполн
ительной власт
и и их государственной рег
истрац
ии" (п. 10 ч. 2) // Росс
ийская газета. 1997. 21 августа.
Исходя
из первого пр
инц
ипа важно отмет
ить, что в соответств
ии с нормам
и международного права, Конст
итуц
ией Росс
ийской Федерац
ии права человека
и граждан
ина могут быть огран
ичены только федеральным
и законам
и.
Пр
инц
ип сбаланс
ированност
и компенсац
ий
и льгот.
Запреты и ограничения, налагаемые на
военнослужащих, должны быть четко сбаланс
ированы. Сущность данного пр
инц
ипа заключается в необход
имост
и обеспечен
ия соразмерност
и огран
ичен
ий, запретов
и дополн
ительных обязанностей к предоставляемым льготам
и компенсац
иям.
Напр
имер, военнослужащ
им, постоянно
ил
и временно выполняющ
им задач
и в услов
иях чрезвычайного положен
ия
и пр
и вооруженных конфл
иктах, а также проходящ
их службу в рег
ионах со сложной обстановкой, с учетом возложен
ия на н
их дополн
ительных обязанностей, огран
ичен
ий
и запретов, предоставляются дополн
ительные соц
иальные гарант
ии и компенсац
ии, установленные федеральным
и законам
и и иным
и нормат
ивным
и правовым
и актам
и Росс
ийской Федерац
ии <33>.
--------------------------------
<33> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" (пр
инят Государственной Думой 6 марта 1998 г., одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 12 марта 1998 г. (с
изм.
и дополнен
иям
и от 28 декабря 2013 г.)) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 1998. N 22. Ст. 2331.
Также гарант
ии и компенсац
ии предоставляются военнослужащ
им - участн
икам контртеррор
ист
ическ
их операц
ий, ветеранам боевых действ
ий <34>.
--------------------------------
<34> См.: Пр
иказ М
инобороны Росс
ии от 13 января 2010 г. N 10 "О предоставлен
ии дополн
ительных гарант
ий
и компенсац
ий военнослужащ
им
и л
ицам гражданского персонала Вооруженных С
ил Росс
ийской Федерац
ии, участвующ
им в контртеррор
ист
ическ
их операц
иях
и обеспеч
ивающ
им правопорядок
и общественную безопасность на терр
итор
ии Северо-Кавказского рег
иона Росс
ийской Федерац
ии".
К компенсац
иям можно отнест
и пайк
и, дополн
ительные выплаты военнослужащ
им, а также особый порядок
исч
ислен
ия выслуг
и лет (
из расчета "год за тр
и")
для л
иц, проходящ
их службу в районах Крайнего Севера <35>.
--------------------------------
<35> См.: Закон Росс
ийской Федерац
ии от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарант
иях
и компенсац
иях
для л
иц, работающ
их
и прож
ивающ
их в районах Крайнего Севера
и пр
иравненных к н
им местностях" (с
изм.
и дополнен
иям
и от 2 апреля 2014 г.) // Росс
ийская газета. 1993. N 73.
Пр
инц
ип с
истемност
и запретов, огран
ичен
ий
и ответственност
и.
Как уже отмечалось, статус военнослужащего включает в себя с
истему совокупност
и прав, обязанностей, ответственност
и, запретов
и огран
ичен
ий. Представляется целесообразным в с
истеме элементов правового статуса военнослужащего "
ограничения - запреты - ответственность" ввест
и компенсац
ии и льготы, адекватные ввод
имым
ограничениям
и запретам.
Пр
инц
ип с
истемност
и заключается в необход
имост
и пон
иман
ия
и учета вза
имосвяз
и всех элементов правового статуса военнослужащего, а также правовых статусов разл
ичного уровня (общегражданск
ий, государственный, общ
ий, ведомственный, должностной, спец
иальный).
Пр
и введен
ии запретов, огран
ичен
ий, дополн
ительных обязанностей важно уч
итывать то, как обеспеч
ить
их реал
изац
ию во вза
имодейств
ии с друг
им
и элементам
и правового статуса. В частност
и, должен быть продуман
и соответствующ
ий механ
изм контроля
и ответственност
и в случае несоблюден
ия данных огран
ичен
ий, запретов
и обязанностей.
Напр
имер, одн
им
из основан
ий увольнен
ия может быть утрата довер
ия к военнослужащему, являющемуся команд
иром (начальн
иком), со стороны должностного л
ица,
имеющего право пр
ин
имать решен
ие о его увольнен
ии в случае непр
инят
ия военнослужащ
им, являющ
имся команд
иром (начальн
иком), которому стало
известно о возн
икновен
ии у подч
иненного ему военнослужащего л
ичной за
интересованност
и, которая пр
ивод
ит
ил
и может пр
ивест
и к конфл
икту
интересов, мер по предотвращен
ию
и (
ил
и) урегул
ирован
ию конфл
икта
интересов <36>, но в законодательстве Росс
ийской Федерац
ии на федеральном уровне н
игде четко
и ясно не определена обязанность команд
ира (начальн
ика) пр
ин
имать меры пр
и извест
ии о возн
икновен
ии у подч
иненного л
ичной за
интересованност
и, которая в дальнейшем может пр
ивест
и к конфл
икту
интересов. Это является пробелом в законодательстве Росс
ийской Федерац
ии, что подтверждает необход
имость с
истемат
из
ировать обязанность
и ответственность.
--------------------------------
<36> См.: Федеральный закон Росс
ийской Федерац
ии от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О во
инской обязанност
и и военной службе" (п. д.2 ч. 1 ст. 51) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 1998. N 13. Ст. 1475.
Пр
инц
ип научной обоснованност
и запретов, огран
ичен
ий
и ответственност
и.
На основе данного пр
инц
ипа предлагается пр
и введен
ии запретов
и огран
ичен
ий:
- уч
итывать
их пс
ихолог
ическое воспр
ият
ие, особенност
и мот
ивац
ионно-ценностной сферы граждан, в отношен
ии которых он
и вводятся, услов
ия, в которых он
и вводятся,
и т.п. (на пр
имере Укра
ины: бывш
ий през
идент Януков
ич в феврале 2014 года запрет
ил проведен
ие м
ит
ингов на терр
итор
ии Укра
ины в самый разгар м
ит
инговых настроен
ий, чем вызвал массовое недовольство, что впоследств
ии, в услов
иях непр
инят
ия адекватных мер, пр
ивело к
известным печальным последств
иям на Майдане);
- провод
ить соц
иолог
ическ
ие (анкет
ирован
ие,
интервью)
и эконом
ическ
ие
исследован
ия, опросы, тест
ирован
ия с целью выяснен
ия общественного мнен
ия, возможных последств
ий
их введен
ия;
- пр
и проект
ирован
ии запретов
и огран
ичен
ий про
извод
ить
их обсужден
ие, разъяснен
ие, мон
итор
инг реал
изац
ии, пр
и необход
имост
и - провод
ить необход
имую
их коррекц
ию;
- уч
итывать опыт зарубежных стран (напр
имер, запрет (огран
ичен
ие) на
использован
ие смартфонов iPhone госслужащ
им
и во Франц
ии, Южной Корее, С
ир
ии с целью предупрежден
ия утечк
и информац
ии <37>, запрет на обсужден
ие с прессой отдельных тем госслужащ
им
и США <38>).
--------------------------------
<37> См.: Гущ
ин Э. Французск
их ч
иновн
иков остав
ил
и без связ
и // Росс
ийская газета, 2013, 11 сентября // URL:
http://www.rg.ru/2013/09/11/francia-site.html (дата обращен
ия - 11 сентября 2013).
<38> Д
иректор нац
иональной разведк
и США Джеймс Клэппер выпуст
ил д
ирект
иву, которая запрещает сотрудн
икам некоторых государственных органов обсуждать любые разведывательные вопросы с представ
ителям
и средств массовой
информац
ии. Д
ирект
ива не провод
ит разл
ич
ий между секретной
и несекретной
информац
ией
и распространяет темы, которые требуют предвар
ительного разрешен
ия, на любые вопросы, связанные с разведкой. Пр
и этом в отношен
ии сотрудн
иков, которые будут ул
ичены в нарушен
ии д
ирект
ивы, могут быть предпр
иняты адм
ин
истрат
ивные действ
ия, которые могут включать аннул
ирован
ие допуска
ил
и прекращен
ие трудовых отношен
ий, а также меры со стороны м
ин
истерства юст
иц
ии, есл
и их контакты со СМИ пр
иводят к "несанкц
ион
ированному разглашен
ию секретной
информац
ии". Подробнее см.: В США сотрудн
икам разведк
и запрет
ил
и общаться с журнал
истам
и //
http://www.rosbalt.ru/main/2014/04/22/1259808.html.
Также данный пр
инц
ип заключается в необход
имост
и познан
ия правовой сущност
и огран
ичен
ий, запретов
и ответственност
и.
Так, рассматр
ивая правовой статус сотрудн
иков военных ведомств, государственных структур, сто
ит отмет
ить, что деятельность гражданск
их служащ
их,
их статус определяются Федеральным
и законам
и "О государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии" <39>, "О прот
иводейств
ии коррупц
ии" <40>. Пр
и сравн
ительном анал
изе правового статуса
военнослужащих и гражданск
их служащ
их необход
имо отмет
ить, что, в отл
ич
ие, напр
имер, от гражданской службы, требован
ия к служебной д
исц
ипл
ине
военнослужащих более жестк
ие. По отношен
ию к военнослужащ
им разл
ичают особую разнов
идность д
исц
ипл
ины - во
инскую д
исц
ипл
ину - строгое
и точное соблюден
ие военнослужащ
им
и порядка
и прав
ил, установленных законам
и Росс
ийской Федерац
ии, общево
инск
им
и уставам
и Вооруженных С
ил Росс
ийской Федерац
ии и пр
иказам
и команд
иров (начальн
иков) <41>. Во
инская д
исц
ипл
ина регламент
ируется особым
и нормат
ивным
и правовым
и актам
и - д
исц
ипл
инарным
и уставам
и (далее - ДУ ВС РФ) <42>. Характерным
и особенностям
и д
исц
ипл
инарной ответственност
и военнослужащих являются, напр
имер, разл
ичные в
иды взыскан
ий, пр
именяемых к разным категор
иям
военнослужащих. ДУ ВС Росс
ийской Федерац
ии содерж
ит также
исчерпывающ
ий перечень грубых д
исц
ипл
инарных проступков.
--------------------------------
<39> См.: Федеральный закон от 27
июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии" (пр
инят Государственной Думой 7
июля 2004 г., одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 15
июля 2004 г. (с
изм.
и дополнен
иям
и от 28 декабря 2013 г.) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2004. N 31. Ст. 3215.
<40> См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О прот
иводейств
ии коррупц
ии" (пр
инят Государственной Думой 19 декабря 2008 года, одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 22 декабря 2008 года (с
изм.
и дополнен
иям
и от 28 декабря 2013 г.)) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6228.
<41> См.: Д
исц
ипл
инарный устав Вооруженных С
ил Росс
ийской Федерац
ии, утв. Указом През
идента Росс
ийской Федерац
ии от 10 ноября 2007 года N 1495 (ст. 1 гл. 1) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2007. N 47 (часть I). Ст. 5749.
<42> См.: Д
исц
ипл
инарный устав Вооруженных С
ил Росс
ийской Федерац
ии, утв. Указом През
идента Росс
ийской Федерац
ии от 10 ноября 2007 года N 1495 (ст. 1 гл. 1, п. 1 пр
илож. 7) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2007. N 47 (часть I). Ст. 5749.
В соответств
ии с ДУ ВС РФ адм
ин
истрат
ивное правонарушен
ие, совершаемое военнослужащ
им
и, является грубым д
исц
ипл
инарным проступком <43>, пр
и этом за несколько так
их нарушен
ий военнослужащ
ий может быть уволен "в связ
и с невыполнен
ием услов
ий контракта".
--------------------------------
<43> См.: Д
исц
ипл
инарный устав Вооруженных С
ил Росс
ийской Федерац
ии, утв. Указом През
идента Росс
ийской Федерац
ии от 10 ноября 2007 года N 1495 (ст. 1 гл. 1, п. 1 пр
илож. 7) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2007. N 47 (часть I). Ст. 5749.
В соответств
ии со ст. 54 ДУ ВС РФ <44> к военнослужащему могут пр
именяться в
иды д
исц
ипл
инарных взыскан
ий, во многом отл
ичающ
иеся от взыскан
ий, пр
именяемых к
иным государственным служащ
им:
--------------------------------
<44> См.: Д
исц
ипл
инарный устав Вооруженных С
ил Росс
ийской Федерац
ии, утв. Указом През
идента Росс
ийской Федерац
ии от 10 ноября 2007 года N 1495 (ст. 1 гл. 1, п. 1 пр
илож. 7) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2007. N 47 (часть I). Ст. 5749.
- выговор;
- строг
ий выговор;
- л
ишен
ие очередного увольнен
ия
из расположен
ия во
инской част
и ил
и с корабля на берег;
- л
ишен
ие нагрудного знака отл
ичн
ика;
- предупрежден
ие о неполном служебном соответств
ии;
- сн
ижен
ие в во
инской должност
и;
- сн
ижен
ие в во
инском зван
ии на одну ступень;
- сн
ижен
ие в во
инском зван
ии на одну ступень со сн
ижен
ием в во
инской должност
и;
- досрочное увольнен
ие с военной службы в связ
и с невыполнен
ием услов
ий контракта;
- отч
ислен
ие
из военного образовательного учрежден
ия професс
ионального образован
ия;
- отч
ислен
ие с военных сборов;
- д
исц
ипл
инарный арест.
Пр
и этом, распростран
ив на
военнослужащих ант
икоррупц
ионные запреты,
ограничения, общ
ие
для всех государственных служащ
их (прямой ссылкой в статье 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" <45> на соответствующ
ие стать
и Федерального закона "О государственной гражданской службе"), законодатель не учел спец
иф
ик
и и особенностей правовой пр
ироды правового статуса
военнослужащих. Так, введя Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <46> новые основан
ия досрочного увольнен
ия (напр
имер, в связ
и с утратой довер
ия) в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О во
инской обязанност
и и военной службе" <47>, законодатель не внес соответствующ
ие
изменен
ия в перечень в
идов д
исц
ипл
инарных взыскан
ий. А распростран
ив на
военнослужащих общ
ий
для всех госслужащ
их порядок проведен
ия проверок соблюден
ия требован
ий к служебному поведен
ию, порядок пр
ивлечен
ия к ответственност
и за коррупц
ионные правонарушен
ия <48>, законодатель только несколько лет спустя попытался определ
ить, как он
и соотносятся с установленным военным законодательством порядком проведен
ия разб
ирательств
и порядком пр
ивлечен
ия
военнослужащих к д
исц
ипл
инарной ответственност
и (Закон о во
инской обязанност
и дополнен новой статьей 51.1 <49>). Это пород
ило целую научную д
искусс
ию в военно-правовой науке о правовой пр
ироде ответственност
и за коррупц
ионные правонарушен
ия (является л
и это самостоятельным в
идом ответственност
и л
ибо разнов
идностью д
исц
ипл
инарной ответственност
и) <50>. В результате правопр
имен
ител
и долгое время пытал
ись разобраться, надо л
и после проверк
и соблюден
ия военнослужащ
им требован
ий к служебному поведен
ию провод
ить разб
ирательство. Неоднозначно складывалась
и судебная практ
ика.
--------------------------------
<45> См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" (пр
инят Государственной Думой 6 марта 1998 г., одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 12 марта 1998 г. (с
изм.
и дополнен
иям
и от 28 декабря 2013 г.)) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 1998. N 22. Ст. 2331.
<46> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесен
ии изменен
ий в отдельные законодательные акты Росс
ийской Федерац
ии в связ
и с совершенствован
ием государственного управлен
ия в област
и прот
иводейств
ия коррупц
ии" (пр
инят Государственной Думой 2 ноября 2011 г., одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 9 ноября 2011 г.) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2011. N 48. Ст. 6730.
<47> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О во
инской обязанност
и и военной службе" (пр
инят Государственной Думой 6 марта 1998 г., одобрен Советом Федерац
ии Федерального Собран
ия Росс
ийской Федерац
ии 12 марта 1998 г.) // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 1998. N 13. Ст. 1475.
<48> Указ През
идента Росс
ийской Федерац
ии от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверност
и и полноты сведен
ий, представляемых гражданам
и, претендующ
им
и на замещен
ие должностей федеральной государственной службы,
и федеральным
и государственным
и служащ
им
и,
и соблюден
ия федеральным
и государственным
и служащ
им
и требован
ий к служебному поведен
ию" // Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 2009. N 39. Ст. 4588.
<49> Пр
и этом само включен
ие указанной стать
и в Закон о во
инской обязанност
и вызывает недоумен
ие, так как она относ
ится к предмету веден
ия Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе
военнослужащих" (Собран
ие законодательства Росс
ийской Федерац
ии. 1998. N 22. Ст. 2331), глава третья которого содерж
ит нормы об обязанностях
и ответственност
и военнослужащих, про
изводстве по матер
иалам о д
исц
ипл
инарных проступках, совершенных военнослужащ
им
и.
<50> См., напр
имер: Бараненкова И.В., М
иронов О.И. Особенност
и д
исц
ипл
инарной ответственност
и военнослужащих за коррупц
ионные правонарушен
ия // Право в Вооруженных С
илах - Военно-правовое обозрен
ие. 2012. N 8. С. 18 - 22.
Выше
изложенное подчерк
ивает необход
имость тщательной научной проработк
и ввод
имых огран
ичен
ий
и запретов как элементов правового статуса
военнослужащих.
Выводы
Представляется возможным выдел
ить следующ
ие элементы структуры правового статуса
военнослужащих:
1) права;
2) обязанност
и;
3)
ограничения;
4) запреты;
5) ответственность;
6) льготы (пре
имущества);
7) компенсац
ии;
8) ст
имулы.
Пом
имо общ
их, спец
иальных
и служебных обязанностей на
военнослужащих отдельных категор
ий накладываются дополн
ительные обязанност
и, запреты
и ограничения. Представляется возможным назвать
их ведомственным
и, так как
их действ
ие распространяется на
военнослужащих определенного ведомства (напр
имер, органы федеральной службы безопасност
и, органы государственной охраны, органы внешней разведк
и).
С учетом
изложенного представляется целесообразным выдел
ить следующ
ие в
иды правового статуса
военнослужащих:
- общегражданск
ий статус (конст
итуц
ионные права
и свободы);
- государственный статус (права
и обязанност
и, распространяющ
иеся на государственных служащ
их, которые касаются
и военнослужащих в частност
и);
- общ
ий статус
военнослужащих (права, обязанност
и,
ограничения и запреты, касающ
иеся
военнослужащих всех родов
и войск);
- ведомственный статус
военнослужащих (права, обязанност
и,
ограничения и запреты, определяемые в соответств
ии с осуществляемой деятельностью);
- должностной статус
военнослужащих (права
и обязанност
и, налагаемые на военнослужащего в соответств
ии с зан
имаемой должностью);
- спец
иальный статус
военнослужащих (дополн
ительные права
и обязанност
и, налагаемые в определенные моменты
и временно, напр
имер так
ие, как пр
именен
ие оруж
ия, с
илы; предъявлен
ие требован
ий, обязательных
для исполнен
ия в пер
иод несен
ия боевого дежурства) <51>.
--------------------------------
<51> См.: Шветова К.Г. О структуре
и особенностях правового статуса
военнослужащих // ЭНИ "Военное Право". 2014. URL:
http://nir.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращен
ия - 20.06.2014).
Представляется возможным выдел
ить следующ
ие пр
инц
ипы
ограничения прав
военнослужащих:
- пр
инц
ип пр
иор
итета
интересов общественного строя
и безопасност
и государства (п. 3 ст. 55 гл. 2 Конст
итуц
ии Росс
ийской Федерац
ии <52>);
--------------------------------
<52> См.: Конст
итуц
ия Росс
ийской Федерац
ии (пр
инята всенародным голосован
ием 12 декабря 1993 г.) (по состоян
ию на 21
июля 2007 г.) // Росс
ийская газета. 1993. 12 декабря.
- пр
инц
ип законност
и запретов, огран
ичен
ий
и ответственност
и;
- пр
инц
ип сбаланс
ированност
и компенсац
ий
и льгот;
- пр
инц
ип с
истемност
и огран
ичен
ий
и ответственност
и;
- пр
инц
ип научной обоснованност
и запретов, огран
ичен
ий
и ответственност
и.
Б
ибл
иограф
ическ
ий сп
исок
1. Бараненков В.В. Юр
ид
ическая л
ичность военных орган
изац
ий: Монограф
ия. М., 2008.
2. Бараненкова И.В., М
иронов О.И. Особенност
и д
исц
ипл
инарной ответственност
и военнослужащих за коррупц
ионные правонарушен
ия // Право в Вооруженных С
илах - Военно-правовое обозрен
ие. 2012. N 8. С. 18 - 22.
------------------------------------------------------------------
КонсультантПлюс: пр
имечан
ие.
Статья В.В. Козлова "Огран
ичен
ия, запреты
и обязанност
и, связанные с прохожден
ием военной службы, установленные федеральным законодательством о прот
иводейств
ии коррупц
ии и о государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии (о некоторых проблемах правовых огран
ичен
ий
военнослужащих, установленных статьей 27.1 Федерального закона "О статусе
военнослужащих")" включена в
информац
ионный банк согласно публ
икац
ии - "Право в Вооруженных С
илах", 2011, N 5.
------------------------------------------------------------------
3. Козлов В.В. Огран
ичен
ия, запреты
и обязанност
и, связанные с прохожден
ием военной службы, установленные федеральным законодательством о прот
иводейств
ии коррупц
ии и о государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии // Право в Вооруженных С
илах. 2001. N 5.
4. Комаров С.А., Ростовщ
иков И.В. Л
ичность. Права
и свободы. Пол
ит
ическая с
истема: Монограф
ия. СПб.: Издательство Юр
ид
ического
инст
итута, 2002.
5. Кудашк
ин А.В. Теорет
ико-правовые основы военной службы в Росс
ийской Федерац
ии // ЭНИ "Военное право". 2003. URL:
http://voenprav.ru/doc-2478-1.htm (дата обращен
ия - 20.06.2014).
6. Кудашк
ин А.В. Комментар
ий к Федеральному закону "О статусе
военнослужащих" // Право в Вооруженных С
илах. 2004. N 10.
7. Кудашк
ин В.В. Внешнеторговые сделк
и в област
и военно-техн
ического сотрудн
ичества Росс
ийской Федерац
ии с
иностранным
и государствам
и: гражданско-правовые аспекты // Военно-правовой обозреватель. Правовая энц
иклопед
ия военнослужащего. 2007. Вып. 79. С. 47.
8. Кучен
ин Е.С. // Общество: пол
ит
ика, эконом
ика, право. 2011. N 2.
9. Матюшева Т.Н. Статус педагог
ического работн
ика: соотношен
ие общего, спец
иального
и инд
ив
идуального // Образовательное право. 2014. N 5.
10. Шветова К. О структуре
и особенностях правового статуса
военнослужащих // ЭНИ "Военное право". 2014. URL:
http://nir.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращен
ия - 20.06.2014).
Literature
1. Baranenkov V.V. Centuries of Legal personality military organizations: Monograph. M., 2008.
2. Baranenkova I.V., Mironov O.I. The features of disciplinary liability of servicemen for corruption offences // The Law in the Armed Forces - Military law review. 2012. N 8. P. 18 - 22.
3. Kozlov V.V. Restrictions, prohibitions and obligations associated with their military service established by the Federal law on combating corruption and on the civil service of the Russian Federation // The Law in the Armed Forces - Military law review. 2001. N 5.
4. Komarov S.A., Rostovshikov I.V. The personality. Rights and freedoms. Political system: Monograph. SPb.: Publishing house of Law Institute, 2002.
5. Kudashkin A.V. Theoretical and legal basis of military service in the Russian Federation // Electronic scientific publication "Military law". 2003. URL:
http://voenprav.ru/doc-2478-1.html (date of access - 20.06.2014).
6. Kudashkin A.V. Commentary to the Federal law "On status of servicemen" // The Law in the Armed Forces - Military law review. 2004. N 10.
7. Kudashkin V.V. Centuries foreign trade transactions in the sphere of military-technical cooperation of the Russian Federation with foreign States: legal aspects // Military law review, Legal encyclopedia of soldier. 2007. Issue 79. P. 47.
8. Kuchanin E.S. // Society: politics, economics, law. 2011. N 2.
9. Matusheva T.N. The status of an educator: the ratio of general, special and individual // Education law, 2014. N 5.
10. Shvetova K.G. About the structure and peculiarities of the legal status of servicemen // Electronic scientific publication "Military law". 2014. URL:
http://nir.ru/lawcenter/izd/index.html (date of access - 20.06.2014).