ПРЕЗИДЕНТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
____________________________________
103132, г. Москва, ул. Иль
инка, д. 23
от _Ивановой Мар
ии Н
иколаевны______,
Адрес: 123456, г. N, ул. Казанская, д. 12, кв. 125
Уважаемый Влад
им
ир Влад
им
иров
ич!
Я - жена военнослужащего,
имеющего 26 года календарной выслуг
и, с 2008 года находящегося за штатом (“в распоряжен
ии команд
ира част
и”) вследств
ие орган
изац
ионно-штатных меропр
ият
ий в результате провод
имой в Вооруженных С
илах РФ реформы,
и не уволенного
из рядов Вооруженных С
ил РФ в в
иду того, что наша семья не обеспечена постоянным ж
илым помещен
ием по
избранному месту ж
ительства в г. Балаш
иха Московской област
и. Мой муж пр
изнан нуждающ
имся в получен
ии ж
илья
и наход
ится в очеред
и на получен
ие ж
илого помещен
ия от МО РФ еще с 1997 года, в настоящее время наход
ится в Ед
ином Реестре военнослужащ
их нуждающ
ихся в обеспечен
ии постоянным ж
ильем по ДСН, за все время службы в ВС РФ н
икогда ж
ильем не обеспеч
ивался. За время нахожден
ия “в распоряжен
ии” также еще н
и разу не получ
ил
извещен
ия о распределен
ии кварт
иры в г.Балаш
иха. Соглас
иться на увольнен
ие
из ВС РФ с оставлен
ием в сп
исках очередн
иков не представляется возможным – ведь есл
и даже пр
и нахожден
ии в распоряжен
ии за более чем 4 года не было предложено н
ичего по
избранному месту ж
ительства, то в нынешн
их реал
иях про уже уволенного военнослужащего могут забыть
и тогда можно н
икогда не дождаться кварт
иры. Поэтому муж вынужден ож
идать кварт
иры, находясь “в распоряжен
ии” до получен
ия ж
илья на основан
ии того, что право на получен
ие ж
илья в натуральном в
иде до увольнен
ия
из ВС РФ закреплено в действующем на данный момент законодательстве. Муж оказался за штатом не по своей воле, а в результате проведенного прежн
им руководством МО РФ сокращен
ия ВС РФ. Уч
итывая, что колоссальные ф
инансовые ресурсы, выделенные государством на стро
ительство ж
илья для военнослужащ
их в последн
ие годы расходовал
ись крайне неэффект
ивно (ж
илье для военнослужащ
их стро
илось не там, где требовалось, а там где дешевле
и в результате осталось много невостребованного ж
илья в дальнем Подмосковье пр
и огромном кол
ичестве бескварт
ирных “распоряженцев”), я обосновано сч
итаю, что в
ина в создавшейся с
итуац
ии наход
ится полностью на прежнем руководстве МО РФ.
В начале мая текущего года в средствах массовой
информац
ии получ
ила продолжен
ие тема проведен
ия рад
икальной реформы в сфере обеспечен
ия постоянным ж
ильем военнослужащ
их. Ее суть заключается в том, что кварт
иры военным больше предоставлять не будут. Взамен натурального ж
илья все он
и получат ед
иновременную денежную выплату (ЕДВ). По мнен
ию руководства М
инобороны, такая мера л
икв
ид
ирует очередь. Именно об этом 24 апреля 2013 года шел разговор М
ин
истра обороны С. Шойгу с членам
и Общественного совета пр
и военном ведомстве. С. Шойгу прос
ил членов Совета поддержать эту
ин
иц
иат
иву.
Основные положен
ия грядущей реформы впервые был
и озвучены на февральск
их общественных слушан
иях «Обеспечен
ие военнослужащ
их ж
ильем в городе Москве» замест
ителем м
ин
истра обороны РФ Р.Цал
иковым
и получ
ил
и разв
ит
ие в проекте Федерального закона «О внесен
ии изменен
ий в Федеральный закон «О статусе военнослужащ
их».
Его пункт 6 звуч
ит так: «Военнослужащ
их – граждан
и совместно прож
ивающ
их с н
им
и членов
их семей, пр
изнанных нуждающ
им
ися в ж
илых помещен
иях (улучшен
ии ж
ил
ищных услов
ий), по дост
ижен
ии общей продолж
ительност
и военной службы 20 лет
и более, а пр
и увольнен
ии с военной службы по дост
ижен
ии им
и предельного возраста пребыван
ия на военной службе, по состоян
ию здоровья
ил
и в связ
и с орган
изац
ионно-штатным
и меропр
ият
иям
и пр
и общей продолж
ительност
и военной службы 10 лет
и более обеспеч
ивают ж
илым
и помещен
иям
и в форме предоставлен
ия ед
иновременной денежной выплаты на пр
иобретен
ие
ил
и стро
ительство ж
илого помещен
ия... предоставляемой
из федерального бюджета».
В документе особо подчерк
ивается: «Предоставлен
ие гражданам, указанным в настоящем пункте, ед
иновременной денежной выплаты является
исполнен
ием государством сво
их обязательств по обеспечен
ию ж
илым
и помещен
иям
и указанных граждан».
Из текста проекта непонятно, на кого будет распространяться его действ
ие. Вы неоднократно подчерк
ивал
и в сво
их выступлен
иях, что закон обратной с
илы не
имеет,
и, по лог
ике, военнослужащ
ий, вставш
ий на учет нуждающ
ихся в обеспечен
ии ж
илым помещен
ием для постоянного прож
иван
ия до момента
издан
ия поправок, не должен сам
искать ж
илье, тем более по увольнен
ию. Должность моего мужа была сокращена в результате орган
изац
ионно-штатных меропр
ият
ий
и, как подлежащ
ий увольнен
ию по этому основан
ию пр
и его выслуге более 20 лет, он пр
иобрел право на получен
ие постоянного ж
илья по
избранному месту ж
ительства уже достаточно давно – еще в 2008 году.
Однако, судя по поспешност
и разработк
и данного законопроекта
и по тому, какую л
ичную за
интересованность в его реал
изац
ии проявляет руководство военного ведомства, можно предполож
ить, что данная норма будет распространяться на все категор
ии, вне зав
ис
имост
и от даты пр
изнан
ия нуждающ
им
ися в постоянном ж
илье. Меня, как супругу военнослужащего, это очень с
ильно беспоко
ит!!! Общественное обсужден
ие намечаемых
изменен
ий в ж
ил
ищное обеспечен
ие военнослужащ
их МО РФ не провод
ится несмотря на все заверен
ия руководства МО РФ об открытост
и М
инобороны, детал
и держатся от общественност
и в секрете, работн
ик
и ДЖО МО РФ открыто заявляют, что ”кварт
ир в бл
ижнем Подмосковье больше не будет, жд
ите с 2014 года м
изерную компенсац
ию”. Это дает все основан
ия предполагать, что
интересы военнослужащ
их
и их семей уч
итываться не будут.
В проекте закона говор
ится: «Ед
иновременная денежная выплата предоставляется в размере, определяемом Прав
ительством Росс
ийской Федерац
ии,
и в порядке, установленном федеральным органом
исполн
ительной власт
и, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба». О как
их суммах
идет речь?
Нормат
ив общей площад
и ж
илого помещен
ия пр
и выдаче в соответств
ии с настоящ
им Федеральным законом ед
иновременной денежной выплаты на пр
иобретен
ие
ил
и стро
ительство ж
илого помещен
ия определяется Прав
ительством РФ. Выдавать ЕДВ план
ируется по средней сто
имост
и ж
илья по стране, без учета рег
иональных поправочных коэфф
иц
иентов?
Судя по план
ируемой сумме, майор с выслугой 20 лет
и семьей
из трех человек получ
ит 3 118 000 руб. Оф
ицер в зван
ии полковн
ика с выслугой 25 лет
и семьей
из четырех человек получ
ит 5 742 000 руб. Суммы небольш
ие, а для Москвы
и Московской област
и – м
изерные. Прошу Вашего содейств
ия в предлагаемой руководством М
инобороны
ин
иц
иат
иве - л
ично ч
иновн
икам М
инобороны опробовать
и куп
ить на ед
иновременную денежную выплату (ЕДВ) с учетом состава семь
и и выслуг
и лет, разумеется, кварт
иру в г. Москва
ил
и, хотя бы в бл
ижнем Подмосковье.
Очев
идно, что пр
и введен
ии ЕДВ моя семья не сможет куп
ить кварт
иру в бл
ижайшем Подмосковье. Сво
их сбережен
ий на покупку соответствующего ж
илья за срок в 1,5 года, как военнослужащ
им поднял
и денежное довольств
ие, накоп
ить нереально. В случае введен
ия ЕДВ вместо обеспечен
ия ж
ильем в натуральном в
иде моя семья будет вынуждена л
ибо куп
ить весьма скромное ж
илье в бл
ижнем Подмосковье на сколько хват
ит этой ЕДВ л
ибо более-менее подходящее ж
илье в том рег
ионе, где сложнее найт
и работу, хуже
инфраструктура. И в том,
и в другом случае будут нарушены
и мо
и права,
и, что особенно важно, нашего малолетнего ребенка.
Также, в случае введен
ия ЕДВ вместо обеспечен
ия ж
ильем в натуральном в
иде, мой муж будет сразу же уволен
и до покупк
и кварт
иры ж
илья (а это может занять весьма большой срок по времен
и!) наша семья не сможет зарег
истр
ироваться по месту будущего прож
иван
ия, а знач
ит, мы с мужем не сможем устро
иться на работу (наша семья останется без соответствующего
источн
ика средств к существован
ию – пенс
ии мужа недостаточно для прож
иван
ия семь
и из 3 человек), ребенка нельзя будет устро
ить в детск
ий сад, все мы не сможем получать бесплатную мед
иц
инскую помощь в учрежден
иях здравоохранен
ия!
Почему
и по как
им соображен
иям план
ируется выдавать ЕДВ по средней сто
имост
и ж
илья по стране, без учета рег
иональных поправочных коэфф
иц
иентов? Кстат
и, в МВД, где ед
иновременная денежная выплата реал
изуется с 1 января 2012 года, она куда весомей. Для сведен
ия: сотрудн
ик пол
иц
ии, отслуж
ивш
ий в органах 20 лет,
имеющ
ий состав семь
и четыре человека, может претендовать в Москве на сумму в 19 724 000 руб. Сч
итаю, что должностных л
иц М
инобороны РФ, зан
имающ
ихся решен
ием ж
ил
ищной проблемы, мало
интересуют проблемы военнослужащ
их
и членов
их семей,
и их будущее. Задача – ус
идеть в кресле любой ценой. По
их задумке, ЕДВ должна стать основной
и безальтернат
ивной формой обеспечен
ия военнослужащ
их ж
ильем с 2014 года. Маленьк
ий человек теряется на фоне глобальных проблем очередного этапа военного стро
ительства.
Н
икого не смущает
и то, что государство факт
ическ
и вместо предоставлен
ия постоянного ж
илья в натуральной форме переход
ит к предоставлен
ию денежного экв
ивалента сто
имост
и ж
илых помещен
ий по с
ильно зан
иженным, откровенно взятым с потолка ценам.
В пр
инц
ипе деньг
и – это хорошо. Прекрасно, когда
их много,
и ты умеешь грамотно
им
и распоряд
иться. Но покупка ж
илья – дело не просто хлопотное, а довольно-так
и р
искованное. Кто обезопас
ит мою семью от нечестных р
иелторов, застройщ
иков? Где гарант
ия, что после пр
инят
ия поправок цены на ж
илье не взлетят, а жертвы очередной «реформы» (любая
из н
их требует жертвопр
иношен
ия) не окажутся на ул
ице?
От введен
ия ЕДВ вы
играет М
ин
истерство обороны, освобод
ившееся от «груза» распоряженцев, а также стро
ительные корпорац
ии и р
иелторы. А вот пострадают не только военные, чь
и права будут нарушены, - «реформа» удар
ит по всем потенц
иальным покупателям в нескольк
их рег
ионах страны. Вброс бюджетных денег повлечет рост цен на рынке недв
иж
имост
и.
Остроту процессу пр
идаст то, что после массовых, н
ичем неоправданных сокращен
ий в МО РФ в 2008–2009 годах, в распоряжен
ии команд
иров
и начальн
иков наход
ится 43 000 бескварт
ирных оф
ицеров. Дабы крас
иво
и в срок отрапортовать Вам о л
икв
идац
ии ж
ил
ищной очеред
и,
их нужно в срочном порядке увол
ить, не пр
илагая особых ус
ил
ий.
Сч
итаю, что М
ин
истерство обороны РФ сво
им
и действ
иям
и встало на путь грубого нарушен
ия гарант
ированных Конст
итуц
ией Росс
ийской Федерац
ии прав
и свобод военнослужащ
их
и членов
их семей в порядке обеспечен
ия
их постоянным ж
ильем по
избранному месту ж
ительства, так как согласно ст. 55 Конст
итуц
ии Росс
ийской Федерац
ии в Росс
ийской Федерац
ии не должны
издаваться законы, отменяющ
ие
ил
и умаляющ
ие права
и свободы человека
и граждан
ина.
В соответств
ии с Федеральным законом Росс
ийской Федерац
ии «О порядке рассмотрен
ия обращен
ий граждан Росс
ийской Федерац
ии» прошу Вас, как Гаранта Конст
итуц
ии Росс
ийской Федерац
ии, вмешаться в ант
иконст
итуц
ионную
ин
иц
иат
иву М
ин
истерства обороны Росс
ийской Федерац
ии в вопросе обеспечен
ия военнослужащ
их МО РФ с 2014 года постоянным ж
ильем путем выплат ЕДВ на его пр
иобретен
ие,
и не допуст
ить внесен
ия поправок в Федеральный закон «О статусе военнослужащ
их».
Прошу Вас разъясн
ить мне суть
и содержан
ие законодательных
ин
иц
иат
ив М
инобороны Росс
ии, его превышен
ия полномоч
ий в част
и попытк
и правк
и ЖК РФ относ
ительно отдельных категор
ий граждан (военнослужащ
их МО РФ), а также Вашу оценку план
ируемых
изменен
ий порядка обеспечен
ия ж
илым
и помещен
иям
и военнослужащ
их МО РФ.
Так же прошу разъясн
ить разл
ич
ия в правовом статусе между военнослужащ
им
и МО РФ, ФСБ, ФСО, МВД, МЧС в порядке правопр
имен
имост
и ед
иного для всех военнослужащ
их ФЗ "О статусе военнослужащ
их" в част
и, касающейся обеспечен
ия ж
илым
и помещен
иям
и.
Так же прошу разъясн
ить обоснованность разл
ич
ий в выделяемых суммах для пр
иобретен
ия ж
илья между федеральным
и государственным
и служащ
им
и и сотрудн
икам
и пол
иц
ии с одной стороны
и военнослужащ
им
и МО РФ – с другой. В соответств
ии с пр
ивод
имым
и в журнале “Право в Вооруженных С
илах” 2012, №10 (Пр
иложен
ие 1) в статье Е.Г. Воробьева
и И.В. Печенева “О равенстве в ж
ил
ищных правах федеральных государственных служащ
их: сказка-быль на юр
ид
ическую тему” расчетам
и по действующему в настоящее время законодательству для пр
иобретен
ия кварт
иры в Москве пр
и составе семь
и 3 человека
и выслуге 25 лет федеральный государственный гражданск
ий служащ
ий
и сотрудн
ик пол
иц
ии имеют право на получен
ие суммы в 15 582375 рублей, а военнослужащ
ий МО РФ в порядке обеспечен
ия госу-дарственным ж
ил
ищным серт
иф
икатом – на получен
ие суммы в 2 028240 рублей !?! Нет сомнен
ий в возможност
и установлен
ия законодателем правовой д
ифференц
иац
ии в регул
ирован
ии разл
ичных в
идов государственной службы с учетом
их объект
ивных особенностей (ч. 2 ст. 3 Закона о с
истеме службы). Но чем обоснованы столь существенные разл
ич
ия в регул
ирован
ии т
ип
ичного, од
инакового по своей пр
ироде права на постоянное ж
ил
ищное обеспечен
ие, которое сегодня оказывается откровенно ущербным для военнослужащ
их по сравнен
ию с друг
им
и государственным
и служащ
им
и? Ведь нельзя говор
ить о пр
исутств
ии какой-л
ибо справедл
ивост
и в этом вопросе пр
и нал
ич
ии разн
ицы в 7,5 раз (!!!) в суммах, выделяемых государством на пр
иобретен
ия положенного ж
илья для государственных служащ
их разных в
идов государственной службы! Прошу разъясн
ить будет л
и сохранена подобная д
искр
им
инац
ия военнослужащ
их МО РФ по сравнен
ию с федеральным
и государственным
и гражданск
им
и служащ
им
и и сотрудн
икам
и пол
иц
ии.
Как
им
и правовым
и актам
и установлен особый статус МО РФ, позволяющ
ий внос
ить законодательные
ин
иц
иат
ивы, ущемляющ
ие конст
итуц
ионные права отдельных категор
ий граждан?
С уважен
ием,
________________ Иванова М.Н.
«_____» мая 2013 г.
Пр
иложен
ие 1
О РАВЕНСТВЕ В ЖИЛИЩНЫХ ПРАВАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: СКАЗКА-БЫЛЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Е.Г. ВОРОБЬЕВ, И.В. ПЕЧЕНЕВ
Воробьев Е.Г., канд
идат юр
ид
ическ
их наук, доцент, полковн
ик юст
иц
ии.
Печенев И.В., преподаватель юр
испруденц
ии, со
искатель ученой степен
и канд
идата юр
ид
ическ
их наук, майор.
Правовое модел
ирован
ие реал
изац
ии норм о денежных формах ж
ил
ищного обеспечен
ия государственных служащ
их позволяет утверждать о том, что права военнослужащ
их знач
ительно ущемлены по сравнен
ию с аналог
ичным
и правам
и граждан в друг
их в
идах государственной службы.
Предлагаемая в в
иде сказк
и юр
ид
ическая фантаз
ия вряд л
и могла бы появ
иться на стран
ицах такого сол
идного правоведческого научно-практ
ического
издан
ия, как журнал "Право в Вооруженных С
илах", есл
и бы не одно но: за заявленной несерьезной жанровой формой на самом деле скрывается отнюдь не развлекательное юр
ид
ическое содержан
ие. В ней, говоря языком юр
испруденц
ии, представлены результаты пр
именен
ия метода правового модел
ирован
ия реал
изац
ии на
иболее знач
имых правовых предп
исан
ий общего
и спец
иального
законодательства о ж
ил
ищном обеспечен
ии федеральных государственных служащ
их разл
ичного в
ида. Что
из этого получ
илось
и как это оцен
ить, суд
ить ч
итателю.
А теперь сама сказка.
Было у отца тр
и сына. И все он
и - умные. Каждый хотел быть полезным обществу
и государству, а потому посвят
ил свою ж
изнь делу федеральной государственной службы. Старш
ий направ
ил свою деятельность на стезю гражданскую, средн
ий - правоохран
ительную, а младш
ий - на военное попр
ище (ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О с
истеме государственной службы Росс
ийской Федерац
ии" <1>).
Служ
ил
и братья честно
и долго, по 25 лет, а потому со временем занял
и вполне сол
идные должност
и в граде Москве, получ
ил
и соответствующ
ие
им ч
ины
и зван
ия: государственного советн
ика Росс
ийской Федерац
ии 2 класса, подполковн
ика пол
иц
ии и подполковн
ика, соответственно. Как
и все госслужащ
ие, братья много не зарабатывал
и, но
и не бедствовал
и. Семь
и их был
и самые обыкновенные, среднестат
ист
ическ
ие: муж, жена, од
ин ребенок <2>. А к концу службы все реш
ил
и остаться в стол
ице на постоянное ж
ительство: здесь
и опытным служ
ивым людям всегда место найдется,
и жены пр
и деле до пенс
ии дотянут,
и дет
и с внукам
и пр
и учебе, работе
и культуре будут. Хорошо!
И обрат
ил
ись братья к ведуну-юр
исту с вопросам
и, есть л
и у н
их право на получен
ие столь желанного стол
ичного ж
илья от государства, а есл
и есть, то когда
и как это право можно осуществ
ить. Юр
ист
их не только не расстро
ил, но
и обрадовал.
- Есть, - говор
ит, - общее законодательство, в котором закреплено ед
инство правовых
и орган
изац
ионных основ всех в
идов службы (ст. 3 Закона о с
истеме службы). Существуют
и спец
иальные нормат
ивные правовые акты, в которых каждому государственному служащему разного в
ида ж
илье обещается. Для старшего сына проп
исано это в Федеральном законе от 27
июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Росс
ийской Федерац
ии" <3>, для среднего - в Федеральном законе от 19
июля 2011 г. N 247-ФЗ
--------------------------------
<1> Далее - Закон о с
истеме службы.
<2> Пр
именяем государственный подход в расчетах нуждаемост
и: согласно стат
ист
ическ
им данным, средняя росс
ийская семья (
и семья госслужащего) состо
ит
из трех человек
и потому вправе претендовать на ж
илье общей площадью 54 квадратных метра.
<3> Далее - Закон о гражданской службе.
"О соц
иальных гарант
иях сотрудн
икам органов внутренн
их дел Росс
ийской Федерац
ии и внесен
ии изменен
ий в отдельные законодательные акты Росс
ийской Федерац
ии" <4>, а для младшего - в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащ
их" <5>.
Старшему брату, гражданскому ч
иновн
ику, о его ж
ил
ищных правах вот что было поведано.
Согласно ч. 4 ст. 53 Закона о гражданской службе ему пр
и определенных услов
иях, учтенных законом
ил
и иным
и нормат
ивным
и правовым
и актам
и Росс
ийской Федерац
ии, может предоставляться право на ед
иновременную субс
ид
ию на пр
иобретен
ие ж
илого помещен
ия од
ин раз за весь пер
иод гражданской службы в порядке
и на услов
иях, устанавл
иваемых, соответственно, постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии. В самом Законе это право всего л
ишь обозначено, а все конкретные подробност
и регламент
ированы Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлен
ии федеральным государственным гражданск
им служащ
им ед
иновременной субс
ид
ии на пр
иобретен
ие ж
илого помещен
ия" <6>, согласно которому пр
и замещен
ии должност
и государственной гражданской службы не менее одного года служащ
ий может быть пр
инят на учет в федеральном государственном органе для получен
ия ед
иновременной выплаты <7> пр
и нал
ич
ии ж
ил
ищной нуждаемост
и. Пр
и этом устанавл
ивается ед
иная учетно-постановочная норма: общая площадь ж
илого помещен
ия на одного члена семь
и должна составлять менее 15 квадратных метров (эта норма од
инакова
и для нан
имателя по договору соц
иального найма,
и для члена семь
и нан
имателя ж
илого помещен
ия по договору соц
иального найма,
и для собственн
ика ж
илого помещен
ия,
и для члена семь
и собственн
ика ж
илого помещен
ия, пр
ичем незав
ис
имо от места ж
ительства) (ч. 2 п. 2 Прав
ил, утвержденных Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 63).
Расчет ЕВ осуществляется на основан
ии:
- нормат
ива пр
ич
итающейся площад
и ж
илья, устанавл
иваемого Прав
ительством Росс
ийской Федерац
ии;
- средней рыночной сто
имост
и одного квадратного метра общей площад
и ж
илья, определяемого ежеквартально М
ин
истерством рег
ионального разв
ит
ия Росс
ийской Федерац
ии;
- поправочного коэфф
иц
иента за выслугу лет, устанавл
иваемого Прав
ительством Росс
ийской Федерац
ии;
- поправочного коэфф
иц
иента к размеру средней рыночной сто
имост
и одного квадратного метра общей площад
и ж
илья с учетом места прохожден
ия гражданской службы гражданск
им служащ
им, определяемого ежегодно М
ин
истерством здравоохранен
ия
и соц
иального разв
ит
ия Росс
ийской Федерац
ии <8>.
Нормат
ив общей площад
и ж
илого помещен
ия для расчета размера ЕВ на семью
из трех
и более человек устанавл
ивается
из расчета 18 квадратных метров общей площад
и ж
илья на каждого члена семь
и, т.е. в конкретном случае для семь
и старшего брата он равен 54 квадратным метрам (п. 22 Прав
ил, утвержденных Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 63).
Поправочный коэфф
иц
иент с учетом стажа гражданской службы (полных лет) установлен в следующ
их размерах: от 3 до 5 - 1,05; от 5 до 9 - 1,1; от 9 до 11 - 1,15; от 11 до 15 - 1,2; от 15 до 20 лет - 1,25; 20
и более - коэфф
иц
иент увел
ич
ивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5. Следовательно, для государственного служащего с выслугой 25 лет он будет предельно высок
им
и состав
ит 1,5 (п. 25 Прав
ил, утвержденных Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 63).
--------------------------------
<4> Далее - Закон о соц
иальных гарант
иях.
<5> Далее - Закон о статусе.
<6> Далее - Постановлен
ие Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 63.
<7> Далее - ЕВ.
<8> С марта 2012 г. - М
ин
истерством труда
и соц
иальной защ
иты Росс
ийской Федерац
ии.
Рег
иональный поправочный коэфф
иц
иент, уч
итывающ
ий разн
ицу цен по рег
ионам, для г. Москвы равен 2,25 <9> (п. 25 Прав
ил, утвержденных Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 63).
- Так
им образом, - подытож
ил ведун, - для пр
иобретен
ия ж
илья на семью
из трех человек в г. Москве госслужащ
ий вправе рассч
итывать на определенную денежную сумму, которая может быть рассч
итана по трем вар
иантам...
В данном месте возн
икает необход
имость прервать наше плавное повествован
ие для уточнен
ия вопроса, откуда появ
ил
ись эт
и самые вар
ианты. Мы умышленно не делаем это в подстрочной сноске (хотя
именно так было бы прав
ильнее для сохранен
ия гармон
ии в дальнейшем
изложен
ии нашей сказк
и), во-первых, полагая, что далеко не каждый ч
итатель к эт
им самым сноскам обращается,
и, во-вторых, честно оберегая ч
итательское зрен
ие (да прост
ит нас редакц
ия журнала за столь откровенный намек). Сама же эта оговорка не столь мала по объему
и весьма существенна для пояснен
ия сут
и вопроса, так что ею нельзя пренебречь. Смысл же ее свод
ится к следующему.
Денежные нач
ислен
ия государственных бюджетных средств - штука весьма конкретная. Н
и од
ин эконом
ист
ил
и правовед не соглас
ится с тем, что в регул
ирован
ии так
их вопросов пр
и одн
их
и тех же факт
ическ
их обстоятельствах могут быть как
ие-л
ибо разл
ичные вар
ианты. С эт
им не согласны
и мы. Но, обрат
ивш
ись к правовым нормам, с уд
ивлен
ием обнаруж
иваем, что столь странная вар
иат
ивность вполне возможна, пр
ичем вопрек
и не только общему требован
ию конкретност
и для любого юр
ид
ического предп
исан
ия, но
и просто лог
ическ
и непрот
ивореч
ивому регул
ирован
ию любых денежных отношен
ий.
Дело вот в чем.
Законодательством о соц
иальной помощ
и в решен
ии проблем населен
ия установлены разл
ичные, но вполне конкретные порядк
и нач
ислен
ия бюджетных средств для ж
ил
ищного обеспечен
ия граждан - адресатов права. В эт
их порядках нас
интересует л
ишь од
ин
из элементов, относящ
ийся к
исходному размеру определен
ия сто
имост
и одного квадратного метра ж
илья для последующего отсчета сто
имост
и его общей площад
и.
В одн
их случаях за отправную вел
ич
ину берется средняя рыночная сто
имость ж
илья по Росс
ийской Федерац
ии в целом. Данная вел
ич
ина определяется од
ин раз в полгода (на полугод
ие). Тогда для пр
иведен
ия этой абстрактной средней цены в соответств
ие с существующ
им
и рег
иональным
и разл
ич
иям
и пр
именяются рег
иональные коэфф
иц
иенты, повышающ
ие размер нач
ислен
ий для субъектов Росс
ийской Федерац
ии с более дорогостоящ
им ж
ильем в зав
ис
имост
и от уровня разрыва цен.
В друг
их случаях расчет сто
имост
и про
извод
ится от средней рыночной сто
имост
и ж
илья по субъектам Росс
ийской Федерац
ии. Данная вел
ич
ина определяется ежеквартально (на текущ
ий квартал). Вполне уместно полагать, что пр
и таком подходе рег
иональные разл
ич
ия в ценах на рынке ж
илья уже
и так учтены, поэтому как
их-л
ибо повышающ
их
ил
и пон
ижающ
их рег
иональных коэфф
иц
иентов быть не должно.
Теперь же еще раз проц
ит
ируем правовую норму, установленную для федеральных государственных гражданск
их служащ
их по
исследуемому нам
и вопросу: "Расчет ед
иновременной выплаты осуществляется федеральным государственным органом на основан
ии... размера средней рыночной сто
имост
и 1 кв. метра общей площад
и ж
илья, определяемого М
ин
истерством рег
ионального разв
ит
ия Росс
ийской Федерац
ии ежеквартально (здесь
и далее в ц
итате выделено нам
и. - Авт.),
и поправочного коэфф
иц
иента размера средней рыночной сто
имост
и 1 кв. метра общей площад
и ж
илья с учетом места прохожден
ия гражданской службы гражданск
им служащ
им, определяемого М
ин
истерством здравоохранен
ия
и соц
иального разв
ит
ия Росс
ийской Федерац
ии ежегодно" (п. 26 Прав
ил, утвержденных Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 63).
--------------------------------
<9> Пр
иказ М
ин
истерства здравоохранен
ия
и соц
иального разв
ит
ия Росс
ийской Федерац
ии от 21 декабря 2011 г. N 1597н "Об утвержден
ии поправочного коэфф
иц
иента средней рыночной сто
имост
и 1 кв. метра общей площад
и ж
илья с учетом места прохожден
ия федеральным государственным гражданск
им служащ
им государственной гражданской службы Росс
ийской Федерац
ии на 2012 год".
Нетрудно замет
ить, что в пр
иведенной выше норме не оговар
ивается, о какой средней рыночной сто
имост
и одного квадратного метра общей площад
и ж
илья
идет речь конкретно - о федеральной
ил
и рег
иональной. Есл
и речь
идет о сто
имост
и, устанавл
иваемой ежеквартально, то следует полагать, что это рег
иональная вел
ич
ина. Однако
и рег
иональный коэфф
иц
иент, налагаемый на
исходную вел
ич
ину, предусмотрен безальтернат
ивно.
Отсюда
и появляется та самая вар
иат
ивность, о которой странно заговор
ил наш сказочный юр
ист-консультант. Следуя лог
ике закона, можно сч
итать
исходным федеральный нормат
ив, пр
именяя, как это
и предусмотрено в обычном порядке, рег
иональный коэфф
иц
иент. Можно сч
итать
исходным рег
иональный нормат
ив, не пр
именяя пр
и этом рег
иональный коэфф
иц
иент. Можно, наконец, сч
итать
исходным рег
иональный нормат
ив
и пр
именять (по сут
и, второй раз) рег
иональный коэфф
иц
иент.
Для сравнен
ия: в положен
иях, относящ
ихся к регул
ирован
ию нач
ислен
ий средств по государственным ж
ил
ищным серт
иф
икатам для ж
ил
ищного обеспечен
ия военнослужащ
их
и сотрудн
иков органов внутренн
их дел, аналог
ичная норма не допускает какого-л
ибо разл
ичного толкован
ия. В ней прямо указано, что соц
иальная выплата предоставляется в размере
исходя
из нормат
ива сто
имост
и одного квадратного метра общей площад
и ж
илого помещен
ия по Росс
ийской Федерац
ии и пр
и расчете размера соц
иальной выплаты для пр
иобретен
ия ж
илого помещен
ия на терр
итор
ии отдельных субъектов Росс
ийской Федерац
ии пр
именяются повышающ
ие коэфф
иц
иенты к нормат
иву сто
имост
и одного квадратного метра общей площад
и ж
илого помещен
ия по Росс
ийской Федерац
ии (п. п. 13, 14 Постановлен
ия Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 153 <10>).
А теперь, после поясняющей оговорк
и, продолж
им наше сказочное повествован
ие...
И вот как
ие расчеты представ
ил консультант старшему брату.
Вар
иант 1. Расчет ЕВ от средней рыночной сто
имост
и ж
илья по Росс
ийской Федерац
ии:
(расчетная площадь ж
илья - 54 квадратных метра) x (средняя сто
имость одного квадратного метра в Росс
ийской Федерац
ии - 31300 руб. <11>) x (поправочный коэфф
иц
иент за выслугу 25 лет - 1,5) x (рег
иональный поправочный коэфф
иц
иент - 2,25) = (размер ЕВ - 5759100 руб.).
Вар
иант 2. Расчет от средней рыночной сто
имост
и ж
илья по субъекту Росс
ийской Федерац
ии без рег
ионального поправочного коэфф
иц
иента:
(расчетная площадь ж
илья - 54 квадратных метра) x (средняя сто
имость одного квадратного метра в г. Москве - 85500 руб. <12>) x (поправочный коэфф
иц
иент за выслугу 25 лет - 1,5) = (размер ЕВ - 6925500 руб.).
Вар
иант 3. Расчет от средней сто
имост
и ж
илья по субъекту Росс
ийской Федерац
ии с рег
иональным поправочным коэфф
иц
иентом:
(расчетная площадь ж
илья - 54 квадратных метра) x (средняя сто
имость одного квадратного метра в г. Москве - 85500 руб. <13>) x (поправочный коэфф
иц
иент за выслугу 25 лет - 1,5) x (рег
иональный поправочный коэфф
иц
иент - 2,25) = (размер ЕВ - 15582375 руб.). - Пр
и этом, - добав
ил правовед, - нужно учесть нал
ич
ие той особой государственной благосклонност
и к данному в
иду службы, согласно которой размер ЕВ гражданскому служащему может быть увел
ичен сверх нормат
ива на основан
ии решен
ия руковод
ителя федерального государственного органа с учетом конкретных обстоятельств
и в зав
ис
имост
и от
имеющ
ихся возможностей (п. 24 Прав
ил, утвержденных Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 63).
--------------------------------
<10> Постановлен
ие Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реал
изац
ии Подпрограммы "Выполнен
ие государственных обязательств по обеспечен
ию ж
ильем категор
ий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Ж
ил
ище" на 2011 - 2015 годы".
<11> Пр
иказ М
ин
истерства рег
ионального разв
ит
ия Росс
ийской Федерац
ии от 9 декабря 2011 г. N 562 "О нормат
иве сто
имост
и 1 квадратного метра общей площад
и ж
илья на первое полугод
ие 2012 года
и средней рыночной сто
имост
и 1 квадратного метра общей площад
и ж
илья по субъектам Росс
ийской Федерац
ии на первый квартал 2012 года".
<12> Пр
иказ М
ин
истерства рег
ионального разв
ит
ия Росс
ийской Федерац
ии от 29 марта 2012 г. N 143 "О средней рыночной сто
имост
и 1 квадратного метра общей площад
и ж
илья по субъектам Росс
ийской Федерац
ии на второй квартал 2012 года".
<13> Пр
иказ М
ин
истерства рег
ионального разв
ит
ия Росс
ийской Федерац
ии от 29 марта 2012 г. N 143.
Так что с пр
иобретен
ием своего ж
илья за счет государства все будет хорошо.
Для среднего брата, пол
ицейского, установлены весьма похож
ие прав
ила.
- С недавн
их пор, - поведал юр
исконсульт, - законодательство о ж
ил
ищном обеспечен
ии для сотрудн
иков органов внутренн
их дел существенно
измен
илось, пр
ичем в лучшую сторону.
Есл
и сотрудн
ик не стал
инвал
идом вследств
ие увечья
ил
и иного поврежден
ия здоровья, полученного в связ
и с выполнен
ием служебных обязанностей, л
ибо вследств
ие заболеван
ия, полученного в пер
иод прохожден
ия службы в органах внутренн
их дел (в таком случае пол
ицейск
ий может получ
ить
и ж
илье в натуре), то он
имеет право на ед
иновременную соц
иальную выплату для пр
иобретен
ия
ил
и стро
ительства ж
илого помещен
ия <14>. Данное право возн
икает у пол
ицейского уже по
истечен
ии 10 лет календарной выслуг
и (стажа службы в органах внутренн
их дел).
Как
и для государственных гражданск
их служащ
их, пол
ицейск
им установлена ед
иная норма пр
инят
ия
их на учет в качестве нуждающ
ихся в получен
ии ЕСВ на терр
итор
ии всей Росс
ийской Федерац
ии - менее 15 квадратных метров общей площад
и ж
илого помещен
ия на одного члена семь
и (ст. 4 Закона о соц
иальных гарант
иях).
Порядок нач
ислен
ия размера ЕСВ установлен по прав
илам Постановлен
ия Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлен
ии ед
иновременной соц
иальной выплаты для пр
иобретен
ия
ил
и стро
ительства ж
илого помещен
ия сотрудн
икам органов внутренн
их дел Росс
ийской Федерац
ии" <15>, зав
ис
ит от тех же самых услов
ий
и осуществляется по тем же самым прав
илам, что
и для федеральных государственных гражданск
их служащ
их.
- Следовательно, - подытож
ил знаток государственного права, - выплаты в размерах, на которые может рассч
итывать старш
ий брат, полагаются
и среднему.
Младшему, служ
ивому, ж
ил
ищных гарант
ий законом установлено даже больше, однако по-
иному, чем для проч
их братьев.
Во-первых, младш
ий брат как военнослужащ
ий, в отл
ич
ие от братьев, вправе рассч
итывать на выбор одной
из трех форм ж
ил
ищного обеспечен
ия. Хочет - может получ
ить ж
илье в натуре, пр
ичем
ил
и по прав
илам соц
иального найма,
ил
и сразу пр
иобрест
и государственное ж
илье в собственность (абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона о статусе). Во-вторых, есл
и первые две формы его не устра
ивают
ил
и ж
ить без кварт
иры в ее ож
идан
ии невмоготу, перед увольнен
ием с военной службы он
имеет право
и на выплату денежных средств посредством получен
ия государственного ж
ил
ищного серт
иф
иката <16> (абз. 1 п. 14 ст. 15, абз. 3 п. 1 ст. 23 Закона о статусе).
Только вот учетная норма для пр
изнан
ия нуждаемост
и в ж
илье для военнослужащ
их, в отл
ич
ие от остальных госслужащ
их, может быть разной,
ибо зав
ис
ит это от места службы (ж
ительства) <17>. Но так как для всех гражданск
их москв
ичей (а чем вы, военные, хуже
ил
и лучше?) она од
инакова, то в конкретном случае для младшего брата эта норма будет на 5 квадратных метров меньше размера аналог
ичной нормы для пр
изнан
ия нуждаемост
и в ж
илье у друг
их братьев
и состав
ит менее 10 квадратных метров общей площад
и ж
илого помещен
ия на одного члена семь
и согласно рег
иональному законодательству г. Москвы <18>.
--------------------------------
<14> Далее - ЕСВ.
<15> Далее - Постановлен
ие Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 1223.
<16> Далее - ГЖС.
<17> Проблема неравенства ж
ил
ищных прав военнослужащ
их, для которых де-юре
и де-факто пр
именяются не ед
иные федеральные учетные нормы, а нормы рег
иональные, что став
ит
их в неравное правовое положен
ие не только по отношен
ию к друг
им госслужащ
им, но
и по отношен
ию друг к другу в зав
ис
имост
и от места
их военной службы (места ж
ительства), неоднократно подн
ималась на стран
ицах журнала "Право в Вооруженных С
илах". См., напр
имер: Троф
имов Е.Н. О некоторых вопросах, связанных с пр
именен
ием учетной нормы предоставлен
ия ж
илья во времен
и в целях оценк
и права военнослужащ
их на улучшен
ие ж
ил
ищных услов
ий // Право в Вооруженных С
илах. 2011. N 1; Воробьев Е.Г. Об учетных нормах для пр
иобретен
ия военнослужащ
им
и права на улучшен
ие ж
ил
ищных услов
ий: к чему
и почему ведет устоявшаяся правопр
имен
ительная практ
ика? // Там же. 2010. N 3, 4.
<18> Закон г. Москвы от 14
июня 2006 г. N 29 "Об обеспечен
ии права ж
ителей города Москвы на ж
илые помещен
ия".
- Но, слава богу, - подбадр
ивал правовед, - что младш
ий брат даже к концу службы остался бескварт
ирным, не всел
ился н
и к род
ителям жены, н
и к сво
им родственн
икам, н
и в подмосковный
ил
и иной военный городок, а то
и вовсе своего разового ж
ил
ищного права бы л
иш
ился <19>.
Есть, правда, одна небольшая загвоздка в реал
изац
ии первых двух форм получен
ия ж
илья. Оно для военнослужащ
их М
ин
истерства обороны Росс
ийской Федерац
ии в стол
ице давно не стро
ится
и не пр
иобретается, ведь это весьма накладно для военного ведомства. Земля дорогая, а цены на ж
ил
ищном рынке вообще заоблачные. В Подмосковье, а это рядышком, кварт
иры в два раза дешевле. А ведомство казенные средства сч
итать умеет, неэкономно расходовать
их не будет. Оно лучше земл
и московск
ие, за н
им закрепленные,
и кварт
иры, в Москве
имеющ
иеся, по коммерческ
им ценам друг
им продаст, а на вырученные средства постро
ит
ил
и пр
иобретет
иное ж
илье для сво
их служащ
их хотя
и в друг
их местах, но по кол
ичеству на порядок больше <20>. И неважно, что мног
ие
из так
их кварт
ир на дальн
их окра
инах
ил
и вне нормальных населенных пунктов не будут сразу заселены <21>, ведь запас-то в буквальном смысле кап
итальный, а он карман не тянет.
А вот получ
ить ГЖС - это пожалуйста! Но
и с н
им не все так гладко,
ибо больш
инство военнослужащ
их, следует полагать,
исключ
ительно
из вредност
и ил
и непостоянства по пр
ич
ине своего права выбора <22>, дож
идаются ж
илья, а от серт
иф
икатов отказываются: сто
имость
их, в
ид
ишь л
и, не столь вел
ика, как ЕВ
ил
и ЕСВ, предусмотренных для старш
их братьев.
И юр
ист тут же про
извел подсчет сто
имост
и ГЖС в г. Москве, который младшему брату во всей красе представ
ил:
(расчетная площадь ж
илья - 54 квадратных метра) x (средняя сто
имость одного квадратного метра в Росс
ийской Федерац
ии - 31300 руб.) x (рег
иональный поправочный коэфф
иц
иент - 1,2 <23>) = (размер ГЖС - 2028240 руб.).
Маловато для стол
ицы, конечно, тем более по сравнен
ию с размером ЕВ
ил
и ЕСВ, установленным для друг
их братьев, но
и на эт
и деньг
и кое-что пр
икуп
ить можно. Вот, напр
имер, согласно ж
ил
ищным прайс-л
истам эконом
исты в г. Москве как-то нашл
и самые недорог
ие однокомнатные кварт
иры в пределах 3,3 млн. руб., а двушку
и за 4 млн. руб. сыскать можно. За московской кольцевой дорогой
и в старых домах, правда, но зато в Москве <24>.
--------------------------------
<19> Верховодов В.А. Самый быстрый способ обеспечен
ия ж
ильем,
ил
и о том, почему открываются военные городк
и // Право в Вооруженных С
илах. 2012. N 1; Троф
имов Е.Н. К вопросу о предоставлен
ии гражданам ж
илых помещен
ий в порядке отселен
ия
из закрытых военных городков // Там же. 2011. N 11; Ильменейк
ин П.В. О некоторых пробелах правового регул
ирован
ия ж
ил
ищного обеспечен
ия граждан, уволенных с военной службы // Там же; Он же. Правовые пробелы в вопросах нормат
ивного регул
ирован
ия порядка ж
ил
ищного обеспечен
ия ж
ителей закрытых военных городков // Там же. N 4.
<20> Чуйков А. Это залет, солдат... // Аргументы недел
и. 2012. N 24; Воробьев Е.Г. Современная государственная пол
ит
ика в отношен
ии военных городков: о ж
ил
ищных правах военнослужащ
их, граждан, уволенных с военной службы,
и не только // Электронное научное
издан
ие "Военное право". 2010. N 3. URL:
http://www.voennoepravo.ru.
<21> По данным контрольных меропр
ият
ий Счетной палаты Росс
ийской Федерац
ии, на 1 января 2012 г. на балансе М
инобороны Росс
ии насч
итывалось 59,6 тыс. кварт
ир, которые не был
и заселены военнослужащ
им
и, так как эт
и кварт
иры был
и с больш
им
и недоделкам
и и зачастую наход
ил
ись в отдаленных
и не пр
испособленных к ж
изн
и районах (Правовой уголок оф
ицера ВС Росс
ийской Федерац
ии. URL: http:// voen-pravo.ru/ forum/ viewtopic.php?f= 68&t=663).
<22> Руковод
ител
и военного ведомства не раз упрекал
и норму Закона о статусе о праве военнослужащ
их на выбор форм
их ж
ил
ищного обеспечен
ия. Это, по
их мнен
ию, мешает плановой работе ведомства
и срывает выполнен
ие задач, поставленных През
идентом Росс
ийской Федерац
ии. И недаром М
ин
истерство обороны Росс
ийской Федерац
ии в конце 2011 г.
ин
иц
иировало законопроект, согласно которому в случае трехкратного отказа от постоянного ж
илья такому военнослужащему выплач
ивается денежная компенсац
ия.
<23> Постановлен
ие Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 153.
<24> Аксенов А. Ж
илье Москвы: центр
и окра
ины в рублях
и метрах // Недв
иж
имость. Пр
иложен
ие к деловой газете "Взгляд". 2009. 19 мая.
А не нрав
ится
ил
и не сможет доплач
ивать - пр
идется еще подождать,
ибо нач
иная с 2013 г. стро
ительство 3 тыс. кварт
ир в самой Москве обещается, хотя в очеред
и состоят почт
и 10 тыс. действующ
их
и бывш
их военнослужащ
их <25>.
Пока же суть да дело, можно
и в военный суд сход
ить. Он ж
ил
ищное право служ
ивого обязательно пр
изнает, его же (это право) ему
и пр
исуд
ит. Ну а то, что
исполнен
ие судебных решен
ий по предоставлен
ию ж
илья - дело небыстрое, то это не от суда зав
ис
ит <26>. Недаром
и иноземный Страсбургск
ий суд от росс
ийск
их военных уже хорон
ится, так как
и его донял
и сво
им
и многолетн
им
и ж
ил
ищным
и пр
итязан
иям
и к своему государству <27>.
На этом, пожалуй, заверш
им свое кваз
исказочное повествован
ие. Как говор
ится, тут
и сказочке конец...
Однако н
ить начатых рассужден
ий обязательно продл
им, попытавш
ись довест
и их до лог
ического завершен
ия,
ибо недосказанность в сказке дает об
ильную п
ищу для фантаз
ии, в то время как недосказанность в праве - юр
ид
ическую неопределенность, богатую почву для всевозможных соц
иально-правовых разноглас
ий, т.е. для бесправ
ия.
Какой
из трех вар
иантов в реальной ж
изн
и выбрал
и бы для себя старш
ий
и средн
ий братья, догадаться несложно. Между проч
им, отметая в сторону все досуж
ие правовые рассужден
ия о соц
иальной справедл
ивост
и, ед
инстве в правовом регул
ирован
ии и пр., а пр
идерж
иваясь л
ишь формальной голой буквы закона, этот на
илучш
ий вар
иант
и есть самый прав
ильный, самый законный, как вытекающ
ий
из буквального толкован
ия норм п. 26 Прав
ил, утвержденных Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 63,
и п. 27 Прав
ил, утвержденных Постановлен
ием Прав
ительства Росс
ийской Федерац
ии N 1223. Остальные граждане Росс
ии, в том ч
исле
и военнослужащ
ие, о таком вар
ианте могут л
ишь мечтать. Еще бы: разрыв в размерах денежной государственной помощ
и между ЕВ, ЕСВ
и ГЖС - более чем в 7,5 раза.
Л
ишь на одном пр
имере, выхваченном
из сложной с
истемы правовых предп
исан
ий, предназначенных для регул
ирован
ия одного
и того же права разных федеральных государственных служащ
их, мы убед
ил
ись в том, насколько по-разному установлены эт
и прав
ила.
Федеральные государственные гражданск
ие служащ
ие получ
ил
и от бл
изкого к н
им работодателя (ласковый теленок
известно что делает) очев
идные преференц
ии в матер
иальных возможностях адекватного решен
ия сво
их ж
ил
ищных проблем.
Пол
ицейск
ие до недавн
их пор довольствовал
ись тем
и же прав
илам
и, что
и военнослужащ
ие, поэтому положен
ие дел с ж
ильем в этой с
истеме до с
их пор остается не менее сложным, чем в М
ин
истерстве обороны Росс
ийской Федерац
ии. Только об этом громко не говорят. По оф
иц
иальным данным Департамента тыла МВД Росс
ии, всего тр
и года назад в этом ведомстве нуждал
ись в ж
илье более 100 тыс. очередн
иков (в том ч
исле около 20 тыс. военнослужащ
их внутренн
их войск МВД Росс
ии), пр
ичем полов
ина
из н
их вообще не
имела ж
илья <28>.
--------------------------------
<25> Гавр
илов Ю. Служу стол
ице. М
инобороны постро
ит в Москве 3 тысяч
и кварт
ир // Росс
ийская газета. 2012. 9
июля.
<26> Коряк
ин В.М. Может л
и судебное решен
ие быть заведомо невыполн
имым? // Право в Вооруженных С
илах. 2011. N 8; Выскуб
ин А.А. О некоторых аспектах пр
исужден
ия военнослужащ
им компенсац
ии за не
исполнен
ие судебного постановлен
ия в разумный срок // Там же. N 9; Он же. Некоторые предложен
ия о порядке действ
ий команд
ира во
инской част
и по
исполнен
ию вступ
ившего в законную с
илу решен
ия суда о предоставлен
ии ж
илого помещен
ия военнослужащему // Там же. 2009. N 1.
<27> Артемьев А., Ульянова Ж. Военные ждал
и кварт
ир незаконно: ЕСПЧ удовлетвор
ил жалобу росс
ийск
их военнослужащ
их, которым государство не предоставляет ж
илье. Росс
ийск
ие военные вы
играл
и еще од
ин коллект
ивный
иск к Росс
ийской Федерац
ии URL:
http://www.gazeta.ru/ politics/ 2012/ 04/ 17_a_4348389.shtml.
<28> ИНТЕРФАКС URL: http://
http://www.bank-city.ru/ nedvig/ 28586- bolee- 50- tysyach- semej- rossijskix- milicionerov- ne.html.
И л
ишь полгода назад, в пер
иод новейшей реформы перехода от м
ил
иц
ии к пол
иц
ии, ведомство сумело пр
исоед
ин
иться к тем благопр
иятным нормат
ивным прав
илам, которые проп
исаны для гражданск
их ч
иновн
иков <29>.
Зато военнослужащ
ие, обремененные багажом переж
ившего все
и вся постсоветского порядка
их ж
ил
ищного обеспечен
ия, продолжают оставаться в хвосте ж
ил
ищного права госслужащ
их, существенно обновленного для друг
их в
идов службы под новые рыночные услов
ия.
В комед
ии "Студент"
известного русского п
исателя
и государственного деятеля А.С. Гр
ибоедова честолюб
ивый, но недалек
ий пров
инц
иал, мнящ
ий себя самобытным
и даже талантл
ивым поэтом, сразу после выпуска
из Казанского ун
иверс
итета (где он
изрядно "
изуч
ил" пол
ит
ическ
ие, эконом
ическ
ие
и правовые наук
и) пр
иехал в стол
ицу с намерен
ием стать состоятельным, пр
ичем не
иначе как на попр
ище деятельност
и государственного человека. Весьма прямол
инейно доб
иваясь служебной
и л
ичной протекц
ии у своего покров
ителя, пр
идворного ч
иновн
ика высокого ранга (ему заочно была обещана не только непыльная должность, но
и невеста - восп
итанн
ица патрона), бывш
ий студент выслуш
ивает от гусарского ротм
истра следующую пр
итчу о выборе возможного направлен
ия своей трудовой деятельност
и, всегда полезной государству. Пр
иведем ее.
"Вот вам, как Ивану Царев
ичу, тр
и пут
и: на одном лошадь ваша будет сыта, а вы голодны - это наш полк; на другом
и лошадь, кол
и она у вас есть,
и сам
и вы умрете с голоду - это ст
ихотворство; а на третьем
и вы,
и лошадь ваша,
и за вам
и еще куча людей
и скотов будут сыты
и ж
ирны - это статская служба".
Время проход
ит,
изменяются соц
иально-эконом
ическ
ие формац
ии и соответствующ
ие
им нормат
ивные порядк
и. Но с соблюден
ием л
и пр
инц
ипов равенства
и соц
иальной справедл
ивост
и в правовых гарант
иях ж
ил
ищных
и иных матер
иальных прав военнослужащ
их по отношен
ию к правам друг
их госслужащ
их про
исходят так
ие
изменен
ия? Много л
и мы слыш
им о проблемах с ж
ильем для гражданск
их ч
иновн
иков, как прав
ило, почт
и всегда проходящ
их службу
и ж
ивущ
их в одном месте? Зато ж
ил
ищный завал у вечных ск
итальцев-военнослужащ
их, сам
им характером военной службы обреченных ж
ить долг
ие годы без своего постоянного угла, стал пр
итчей во языцех.
Так не должен л
и акцент в государственных ж
ил
ищных гарант
иях быть сделанным с точностью до наоборот?
Нет сомнен
ий в том, что федеральный законодатель совершенно справедл
иво допускает возможность правовой д
ифференц
иац
ии в регул
ирован
ии разл
ичных в
идов государственной службы с учетом
их объект
ивных особенностей (ч. 2 ст. 3 Закона о с
истеме службы). Но чем обоснованы столь существенные разл
ич
ия в регул
ирован
ии т
ип
ичного, од
инакового по своей пр
ироде права на постоянное ж
ил
ищное обеспечен
ие, которое сегодня оказывается откровенно ущербным для военнослужащ
их по сравнен
ию с друг
им
и государственным
и служащ
им
и, так
и непонятно. И такое положен
ие дел, несмотря на все предпр
ин
имаемые государством ус
ил
ия <30>, сохраняется,
ибо
исток
и выявленного соц
иально-правового неравенства заложены в недрах сам
их законов
и подзаконных актов.
Вопрос: доколе?
В последн
их строках своего повествован
ия прос
им ч
итателя о сн
исхожден
ии за л
итературное качество предложенного сказочного матер
иала. Гротесковая форма позвол
ила не столько побалагур
ить, сколько умышленно г
ипербол
из
ировать
использованные в статье правовые нормы
и факты практ
ической реал
изац
ии закона, не
искажая пр
и этом
их юр
ид
ической сут
и. А ус
ил
ия наш
и был
и сосредоточены совсем на
ином,
ибо каждый взрослый
и так хорошо знает, что сказка - ложь...
<29> Следует откровенно пр
изнать следующее: то, что для сотрудн
иков этого ведомства даже накануне своей очев
идной отставк
и сумел сделать генерал арм
ии Р.Г. Нургал
иев, заслуж
ивает
искреннего уважен
ия как поступок оф
ицера-руковод
ителя, до последней м
инуты не на словах, а на деле радеющего за права уже не сво
их подч
иненных.
<30> Указ През
идента Росс
ийской Федерац
ии от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствован
ии военной службы в Росс
ийской Федерац
ии".