И. КОРОТЧЕНКО: Сегодня мы пого
ворим о ключе
вых моментах,
важных для любого
военного, для социального оптимизма армии. Это
вопросы жилищного обеспечения. Потому что от решения этой проблемы
во многом за
висит то, как будут служить
наши
военные, как
вообще
в целом будет ощущать себя армия. Не случайно
наш гость
в студии директор департамента жилищного обеспечения министерст
ва обороны России Сергей Владимиро
вич Пирого
в. Разумеется,
наш разго
вор сегодня будет касаться непосредст
венно функцио
нала того департамента, которым
вы руко
водите. Пер
вый
вопрос – сколько
военнослужащих сегодня
находится
в очереди
на получение постоянного жилья? И сколько из них получили к
вартиры? Какие перспекти
вы
в целом?
С. ПИРОГОВ: Да,
вы абсолютно пра
вы. Вопрос обеспечения жильём, жилыми помещениями
военнослужащих один из самых злободне
вных, серьёзных
в плане социальной защиты
военнослужащих. Надо сказать, что
в ходе реформы
вооружённых сил, которая была про
веде
на в 2008-2011 гг. подлежали сокращению порядка 120 тысяч офицером, и был практически лик
видиро
ван
весь институт прапорщико
в-мичмано
в, это ещё 140 тысяч чело
век. В это
время
на очереди
находилось 60 тысяч, которые
встали к этому
времени
в очередь, и
в общей сложности
вы понимаете, какое количест
во людей
встали
в очередь
на обеспечение жильём. На 1 ян
варя 2012 года
в очереди состояло 82 400 чело
век. Они были приз
наны нуждающимися
в постоянном обеспечении жильём. При этом
в 2012-2014 гг. дополнительно
на очередь
встали почти 46 тыс. чело
век. Всего с 1 ян
варя 2012 года по
настоящее
время орга
нами жилищного обеспечения оказа
на помощь
в реализации пра
в на постоянное жильё 84 300 семей
военнослужащих. В результате удалось карди
нально переломить ситуацию с обеспечением
военнослужащих постоянным жильём, и сократить количест
во нуждающихся
в жилье. До 2013 года
в очереди
на обеспечение жильём
в среднем
военнослужащий стоял 5-7 лет. Хотя это средний показатель. Бук
вально
на днях мы
вручали документы для обеспечения полко
вника центрального аппарата. Тот
в очереди стоят почти 14 лет. По состоянию
на сегодняшний день очередь по обеспечению постоянным жильём соста
вляет 35 500 чело
век. Из них почти 18 000
военнослужащих предложены жилые помещения. Таким образом, сра
вни
вая 2012-2014 гг. можно сказать, что удалось добиться снижения очереди более чем
в 2,3 раза. Должен сказать, что мы полностью закрыли потребность
военнослужащих
в таких городах, как Тула, Калуга, Орёл, Владимир, Санкт-Петербург, Росто
в-
на-Дону, Краснодар, Рязань, Но
вороссийск и многим другим.
И. КОРОТЧЕНКО: Я з
наю, что
в целом
вопрос по
военнослужащим, которые не имеют с
воего жилья, стоит
на пер
воочередном контроле министра обороны, генерала армии Сергея Шойгу. Здесь позиция министра способст
вует тому, что так решительно д
вигаемся
вперёд? Не секрет, что
в предшест
вующие
временные отрезки были разные коллизии. Позиция министра
в данном
вопросе?
С. ПИРОГОВ: Вы з
наете, я могу оцени
вать позицию министра только со стороны с
воей должности. Безусло
вно, я,
наверное, имею пра
во сказать о том, что именно благодаря
воле, силе и самое гла
вное, нера
внодушию к
военнослужащим
во многом способст
во
вало решению этой проблемы,
в том числе,
внедрению но
вых форм жилищного обеспечения. Для того, чтобы обеспечить
военнослужащего жильём, необходимо построить дом. Для того, чтобы построить дом, нужно понимать, где его строить, как его строить, когда строить,
на сколько чело
век, какая планиро
вка. А
всё это подразуме
вает про
ведение соот
ветст
вующих организационных мероприятий,
в том числе
выполнение федеральных законо
в об оказании услуг, то есть конкурсные мероприятия, разработка документации, и
в последующем оформление пра
ва
на уже построенный дом. Мы
вышли
на некое предложение. И министр обороны это предложение
всячески поддержал. И более того, был доклад президенту
РФ, поскольку денежные средст
ва очень з
начительные, и поскольку но
виз
на этой формы откро
венно была
вид
на, последо
вал доклад министра обороны Сергея Шойгу президенту страны с целью получить одобрение
на раз
витие этой но
вой формы обеспечения жильём.
И. КОРОТЧЕНКО: Мы
в данном случае го
ворим про жилищные субсидии?
С. ПИРОГОВ: Да.
И. КОРОТЧЕНКО: Какая была идея для запуска этого механизма? Какими причи
нами было обусло
влено её поя
вление, и
в целом
на что рассчиты
вает министерст
во обороны от реализации этого проекта?
С. ПИРОГОВ: Из тех цифр, которые я при
вёл, тот колоссальный рост очереди
военнослужащих, и, соот
ветст
венно, отста
вание
возможностей института строительных организаций, и з
начительный период
времени, необходимый для про
ведения строительно-монтажных работ, и, соот
ветст
венно, сдачи дома, оформления документо
в, мы пришли к той ситуации, что очередь росла со
вершенно
в другой прогрессии, нежели чем мы имели
возможность предоста
влять
военнослужащим, гражда
нам, у
воленным
в запас, которые стоят
в реестре для обеспечения жильём, к
вартиры
в натуральном
виде. Поэтому пришли к
вы
воду, что поскольку мы
находимся
в с
воей общест
венно-экономической формации, где до
вольно много определяют денежные средст
ва, соот
ветст
венно, если
военнослужащему предложить достаточное количест
во денежных средст
в, то тем самым мы снимем
все ограничения, которые
в настоящее
время есть по предложению жилых помещений
военнослужащим, но и более расширим
возможности его и его семьи для решения жилищной проблемы.
И. КОРОТЧЕНКО: Можем го
ворить о конкретных суммах, из чего они склады
ваются? Учиты
вается ли стаж, соста
в семьи, бое
вые заслуги? Например, раньше кандидаты, доктора
наук и полко
вники имели пра
во
на дополнительные метры. Из каких параметро
в сейчас склады
вается эта сумма, и жильё какого класса можно
на неё приобрести?
С. ПИРОГОВ: Да, безусло
вно, об этом стоит рассказать. Начну с нормати
вной базы. Когда мы получили согласие президента
РФ, Сергей Шойгу поста
вил задачу,
в соот
ветст
вии с которой жилищ
ная субсидия долж
на пре
вышать по стоимости государст
венные жилищные сертификаты и
накопительную ипотеку. В 2014 году
вступил
в силу федеральный закон 405 «О
внесении изменении
в ФЗ от 27 мая 1998 года №76 о статусе
военнослужащих». Соот
ветст
венно,
вышло постано
вление пра
вительст
ва
РФ №76, которым были ут
верждены пра
вила расчёта субсидии для приобретения или строительст
ва жилого помещения. И, соот
ветст
венно, 21 июля 2014 года приказом министра обороны
РФ №510 был определён порядок предоста
вления жилищной субсидии
военнослужащим, гражда
нам
РФ, проходящим
военную службу по контракту, и гражда
нам, у
воленным с
военной службы, и чле
нам их семей. И
начал он дейст
во
вать с 16 а
вгуста 2014 года.
Этим самым хотелось бы от
ветить
на многочисленные
вопросы, которые к
нам приходили – почему мы раньше не могли использо
вать эту форму? Только по одной причине, что жилищ
ная субсидия стала иметь пра
во
на сущест
во
вание только с 16 а
вгуста 2014 года, когда
начал дейст
во
вать приказ министра обороны. Надо сказать, что уже 22 а
вгуста 2014 года
в рамках праздно
вания 150-летия Западного
военного округа министр обороны по случаю праздника
вручил пер
вые с
видетельст
ва о предоста
влении жилищных субсидий. В течение следующей недели такие
вручения пер
вый жилищных субсидий прошли
во
всех
военных округах и флотах. Дан
ная форма жилищного обеспечения
востребо
ва
на военнослужащими, и поз
воляет обеспечить их
в сжатые сроки
в любом избираемом им месте жительст
ва,
вне за
висимости от
наличия гото
вого жилого фонда министерст
ва обороны для постоянного прожи
вания. В чём плюсы жилищной субсидии? Во-пер
вых, можно
воспользо
ваться жилищной субсидией с при
влечением средст
в материнского капитала, кредитных средст
в или собст
венных средст
в. Использо
вать жилищную субсидию можно
на приобретение строящегося дома, чего
в принципе раньше не было. И можно самостоятельно определять характеристики – площадь, планиро
вку, этаж,
вид приобретаемого жилого имущест
ва, к
вартира, дом, коттедж.
Более того, предоста
вление жилищной субсидии
в масштабе страны тоже даёт ряд сущест
венных положительных эффекто
в,
на наш
взгляд. Пер
вое – это ра
вномерное заселение территории страны. Не секрет,
в настоящее
время з
начительное количест
во
военнослужащих избирают местом жительст
ва крупные города,
в частности Моск
ву, только исходя из того, что здесь больше стоимость к
вадратного метра, и получая здесь к
вартиру,
в перспекти
ве можно по-разному ей распорядиться, можно продать, а
на вырученные деньги получить гораздо большую площадь
в других регио
нах,
на малой родине. Применение жилищной субсидии целиком снимает эту проблему. Второе – стимулиро
вание роста рождаемости, и улучшение демографической ситуации
в стране
в с
вязи с тем, что размер
выплаты жилищной субсидии
напрямую за
висит от соста
ва семьи, от количест
ва детей. И, кроме того, многодетные семьи
наделены пра
вом
внеочередного получения
выплаты. Третье – безусло
вно, это даст но
вый толчок раз
витию строительного комплекса, раз
витию рынка жилья. Надо сказать, что только
в этом году за неполные 4 месяца
военнослужащие получили 26 млрд. 500 млн. рублей, что,
в принципе, з
начитель
ная сумма, и, безусло
вно, даст толчок к раз
витию строительного комплекса
в разных регио
нах страны.
И. КОРОТЧЕНКО: Сумма, которую
вы
наз
вали – это общий объём жилищных субсидий?
С. ПИРОГОВ: Это общий объём, который структура жилищного обеспечения, я уже сказал, с 22 а
вгуста
нача
в выдачу этих денежных средст
в, мы пришли к тому, что
все денежные средст
ва, которые
нам министерст
во обороны
выделило
в этом году,
в настоящее
время они рассчитаны и распределены для
военнослужащих. Чет
вёртое – с
ведёт к минимуму
возможность использо
вания так
назы
ваемых «серых» схем при обеспечении
военнослужащих жильём
в натуральном
виде, то есть,
в виде получения гото
вых к
вартир. И, безусло
вно, экономия средст
в федерального бюджета. Надо сказать, что
военнослужащие
в этом случае не
вы
водятся
в распоряжение до момента получения жилья. То есть, получи
в жилищную субсидию,
военнослужащий считается обеспеченным жильём,
в с
вязи с чем им не
выплачи
вается денежное до
вольст
вие, сущест
венно сокращаются затраты
на строительст
во и содержание построенного жилья. Всё это
вместе даёт
нам экономию денежных средст
в, которая
напра
вляется
на обеспечение жилищных субсидий.
И. КОРОТЧЕНКО: Здесь
надо пояснить радиослушателям, что
в предшест
вующие периоды было построено огромное количест
во жилья, которое пока остаётся
в силу разных причин не
востребо
ванным
военнослужащими. Люди просто отказы
ваются по тем или иным причи
нам получать, и реализо
вать с
воё пра
во
на жильё. Эксплуатационные расходы, оплата комму
налки, тепло, другие услуги –
всё это ложится
на бюджет
военного
ведомст
ва.
С. ПИРОГОВ: Да, безусло
вно, такая проблема есть. Но мы сейчас раскры
ваем суть жилищной субсидии. С
нашей точки зрения
введение но
вой формы обеспечения жильём мы у
верены, что это будет способст
во
вать раз
витию среднего класса
в стране, как
наиболее акти
вности части
населения
нашей страны. Несколько сло
в о порядке расчёта жилищной субсидии. Чтобы рассчитать суммы
выплаты, необходимо умножить количест
во положенных
военнослужащему к
вадратных метро
в на нормати
в стоимости 1 к
вадратного метра жилой площади по
РФ, который определяется Минстроем один раз
в полугодие. И полученную сумму следует ещё раз умножить
на попра
вочный коэффициент. Хочу обратить
внимание, поскольку мы жи
вём
в стране, где дейст
вуют законы, соот
ветст
венно, разрабаты
вая порядок расчёта жилищной субсидии, мы были обязаны дейст
во
вать из тех нормати
во
в, из тех пра
вил, которые устано
влены.
Безусло
вно, здесь Минстрой определяет стоимость к
вадратного метра по
всей территории
РФ. Мы никоим образом не могли этот показатель обойти. Но мы
ввели так
назы
ваемый попра
вочный коэффициент, который за
висит от продолжительности
военной службы. Кроме того, мы
вводили его ещё с той целью, чтобы придать больше позити
ва, и предложить тем
военнослужащим, которые собираются больше и дольше служить
в вооружённых силах, они, соот
ветст
венно, должны получать и большие денежные средст
ва. То есть, коэффициент по большому счёту за
висит от количест
ва члено
в семей, от длительности срока
военнослужащего. Чем он больше служит, тем больше денег получает. Но и
всё это,
в принципе, поз
волило
нам
выйти
на некие показатели. Например,
военнослужащий
в з
вании полко
вника, прослужи
вший 23 года и семья которого состоит из 4 чело
век – он, же
на и д
вое детей, при желании получить жилищную субсидию получит порядка 7,8 млн рублей, чего ему будет достаточно для приобретения трёхком
натной к
вартиры
в городе Троицк. Надо сказать, что эта категория
военнослужащего, такой же полко
вник, с таким же соста
вом семьи, получит эти же 7,8 млн
на территории
всей страны,
начи
ная от Калининграда до Сахали
на.
Выполняя указания и требо
вания министра обороны Сергея Кужугето
вича Шойгу, осно
вная цель была, чтобы не скомпрометиро
вать но
вую форму обеспечения жильём,
выйти
на такие денежные показатели,
вручаемые
военнослужащему, где было бы гарантиро
вано приобретение
военнослужащим не менее чем положенных норм обеспечения жилья
во
всех регио
нах
РФ,
включая город Моск
ва. Я го
ворил о том, что
военнослужащий имеет приобрести
в городе Троицк к
вартиру 80 к
в.м.
на соста
в семьи 4 чело
века. Так
вот,
на эту же сумму 7,8 млн он может получить большую площадь
в городе Санкт-Петербург. Это будет около 95-100 м. В городе Росто
в-
на-Дону это будет уже 110 м. В городах Екатеринбург и Хабаро
вск это будет порядка 110-120,
в Сочи – где-то 130 м. Это я
вный показатель того, что
военнослужащий приобретает з
начительное большее по метражу количест
во жилья, что
в принципе я
вляется решением его проблемы. Больше того, для того, чтобы распространить
наше предложение, мы
на сайте Министерст
ва обороны разместили так
назы
ваемый online калькулятор, где каждый
военнослужащий, зайдя
на сайт, сразу получает ту цифру, которую он получит по жилищной субсидии. По
верьте, эта форма
в несколько раз у
величила количест
во захода
на сайт среди
военнослужащих.
И. КОРОТЧЕНКО: Сайт Минобороны
www.mil.ru.
С. ПИРОГОВ: В
настоящее
время,
начи
ная с 22 а
вгуста органы жилищного обеспечения, получи
в эти деньги, а это 26,5 млрд рублей, про
вели огромную работу. Специфика заключается
в том, что это не просто пере
вод денег. Мы должны были у каждого
военнослужащего рассмотреть его подордерное дело, про
верить
наличие собст
венности у него, у члено
в семьи. Более того, даже у бы
вших жён. Мы про
веряем
на предмет объекти
вного подхода, рацио
нального использо
вания
выделенных денежных средст
в. За 4 месяца изъя
вили желание получить жилищную субсидию более 7 тыс.
военнослужащих. Из них уже жилищ
ная субсидия предоста
вле
на 4800
военнослужащих. Процент
военнослужащих, реализо
ва
вших с
воё пра
во
на жильё посредст
вом жилищной субсидии, стремительно растёт. И уже
в настоящее
время з
начительно пре
вышает показатель обеспечения жильём
в натуральной форме, то есть
в виде
выделения к
вартир. На прошедшей неделе была обеспече
на 931 семья
военнослужащего, из которых 855 обеспечено за счёт предоста
вления жилищных субсидий. Что,
в принципе, соста
вляет более 91% от общего числа
военнослужащих, обеспеченных жильём,
включая к
вартиры и жилищные субсидии. Причём интересно, средний размер жилищной субсидии
в настоящее
время соста
вляет 5,3 млн. рублей.
Хотя у
нас есть и интересные примеры. У
нас
военнослужащий, старший мичман, проходящий службу
в Восточном
военном округе, получил 19,5 млн. рублей. У него многодет
ная семья, 11 чело
век. Возможности при получении такой суммы
на Дальнем Востоке большие. Пер
вые результаты
выдачи субсидий с
видетельст
вуют, что
на полученные средст
ва
военнослужащие приобретают жильё сущест
венно большего метража. Можно при
вести несколько примеро
в. Допустим, майор Семёно
в, которому положе
на 1-комн. к
вартира площадью 32 к
в.м.
в пригороде Но
восибирска, приобрёл д
вухэтажный таунхаус 140 к
в.м. с гаражом, земельным участком. Капитан Голицын, Центральный
военный округ, соста
в семьи 4 чело
века. При норме предоста
вления 87 к
в.м., приобрёл д
ве к
вартиры
в Екатеринбурге 3-комн. и 2-комн. общей площадью 120 к
в.м.
Пер
вый из четырёх
военнослужащих Восточного
военного округа получил жилищную субсидию, причём капитан Жуко
вский из Амурской области приобрёл сразу д
ве к
вартиры и коттедж
на семью из 4 чело
век площадью около 190 к
в.м. Семья Березнё
вых, муж и же
на, подполко
вники медицинской службы,
на сумму субсидии 6,6 млн. рублей купила
в городе Росто
в-
на-Дону три к
вартиры общей площадью 140 к
в.м. Тем самым решили проблему жилья и себе и детям. Подполко
вник Жмайло
на субсидию
в размере 5,3 млн. рублей купил 2-этажный коттедж 120 к
в.м.
в городе Батайске. Можно много примеро
в при
водить. Исходя из ежедне
вно у
величи
вающегося количест
ва
военнослужащих, желающих приобрести или реализо
вать с
воё пра
во
на получение жилья посредст
вом жилищной субсидии, го
ворит о том, что Министерст
во обороны
на пра
вильном пути. Эта форма поз
волит з
начительно прод
винуться
вперёд
в вопросе решения жилищного
вопроса
военнослужащих.
И. КОРОТЧЕНКО: Как обстоят дела с жильём для моско
вских
военных? Куда их заселяют, сколько осталось расселить? В целом как решается эта проблема для тех, кто проходит службу
в моско
вском гарнизоне?
С. ПИРОГОВ: Да, это очень сущест
венный
вопрос. В
настоящее
время из того количест
ва
военнослужащих, которые стоят
в очереди, я
напомню, их 35500 чело
век, порядка 10100 избрали местом жительст
ва город Моск
ву, это практически 30%. В
настоящее
время
в 2013-2014 гг.
в департамент жилищного обеспечения поступило порядка 14 тыс. к
вартир
в городе Моск
ва. В том числе, только
на 1406 к
вартир у
нас оформлено пра
во собст
венности
РФ. 6323 к
вартиры
введены
в эксплуатацию. 6319 к
вартир не
введены
в эксплуатацию, то есть, поступили для пред
варительного распределения. Мы уже го
ворили о том, что од
на из осно
вных причин избрания
военнослужащим постоянного места жительст
ва я
вляется как раз
высокая це
на на к
вадратный метр
в нашем городе. Должен
вам сказать, что
в соот
ветст
вии с решением коллегии министерст
ва обороны, департамент жилищного обеспечения обязан предложить
всем
военнослужащим, которые избрали местом постоянного жительст
ва Моск
ву, к
вартиры
в этом году. В принципе, это есть некое достижение. Я как полко
вник запаса
вооружённых сил, не помню эту ситуацию, когда бы
в армии предлагали
всем, кто изъя
вил желание получить жильё
в столице, предлагали жильё. На мой
взгляд, такого не было. Это поз
волит
в 2015 году закрыть очередь
на постоянное жильё, и приступить ко
второму этапу – это предоста
вление
в Моск
ве
военнослужащим служебного жилья,
выс
вобождающегося после предоста
вления постоянного.
Хотелось бы отметить, что департамент жилищного обеспечения распределяет к
вартиры, поступающие
в департамент, которые должны полностью соот
ветст
во
вать техническим параметрам, и санитарно-эпидемиологическим нормам. В департамент жилищного обеспечения поступили к
вартиры
в следующем порядке. Пер
вым у
нас поступил микрорайон
на улице Большая Очако
вская. Затем Ле
вобереж
ная, Полины Осипенко и улица Синя
винская.
В
настоящее
время к
вартиры по адресам Большая Очако
вская, Ле
вобереж
ная, Полины Осипенко
все практически распределены. Я хотел бы обратить
внимание
наших слушателей, что департамент жилищного обеспечения по роду с
воей деятельности обязан предоста
вить
военнослужащим к
вартиры. Отсутст
вие инфраструктуры
в районе
нахождения жилого помещения не я
вляется осно
ванием для обосно
ванного отказа от к
вартиры. Естест
венно, что
в райо
нах но
востройки это
всё
в большинст
ве с
воём
находится
в черте города, соот
ветст
венно, рядом есть и общеобразо
вательные учреждения, магазины, культурные центры. И
в перспекти
ве, конечно, они будут ещё более и более раз
ви
ваться. Военнослужащим принимается решение по предложенному жилью. Но, как из
вестно, у
нас демократия,
военнослужащий может как согласиться, так и отказаться от предложенного жилья. Од
нако, необходимо иметь
в виду, что
на 2015 год объёмы
выделяемых бюджетных ассигно
ваний
на строительст
во, покупку постоянного жилья, соста
вит
всего-
навсего 9,5 млрд. рублей. Это го
ворит о том, что министерст
во обороны больше строить жилья для постоянного прожи
вания
военнослужащих не будет. А
вот эта сумма пойдёт
на за
вершение тех контракто
в, которые
в настоящее
время
находятся
в разной стадии. То есть, осно
вной формой
на этот период мы избрали жилищную субсидию. Указанные средст
ва планируется
на за
вершение ранее заключённых контракто
в. Лимиты бюджетных ассигно
ваний
на 2016-2017 гг. для осущест
вления строительст
ва и покупки постоянного жилья не предусмотрены.
И. КОРОТЧЕНКО: Сколько чело
век имеет
возможность отказаться от предложенных
варианто
в?
С. ПИРОГОВ: До
введения 405 зако
на не было ограничений по отказам. Собст
венно, этим и было
выз
вано большое количест
во к
вартир, которые
в настоящее
время не используются для постоянного обеспечения. По большому счёту,
военнослужащий изъя
влял желание получить к
вартиру
в некоем городе, пусть это будет И
вано
во. Таких
военнослужащих
набиралось 500 чело
век. Департамент жилищного обеспечения, а
нализируя ситуацию, делал соот
ветст
вующую зая
вку.
Департамент строительст
ва разрабаты
вал нормати
вную базу, про
водили конкурсные мероприятия,
выбирался подрядчик, который осущест
влял строительно-монтажные работы. Потом осущест
влялась разработка и согласо
вание пра
воуста
навли
вающих документо
в. Дом гото
в, мы об этом ста
вимся
в из
вестность. Мы предлагали
военнослужащим, пожалуйста, заезжайте, дом гото
в. А
военнослужащий го
ворит: «Я изменил решение. Я хочу теперь жить
в Воронеже». И он имел
на это пра
во. Именно с этой целью была
внесе
на попра
вка
в 76 закон о статусе
военнослужащего, где
военнослужащий имеет только один раз пра
во
выбирать себе постоянное место жительст
ва. А
в случае его отказа,
военнослужащему предоста
вляется другая форма обеспечения жильём – это жилищные субсидии.
И. КОРОТЧЕНКО: А что по по
воду служебного жилья? В Моск
ве много проходят службу. Како
ва потребность
в служебном жилье
в столице? Насколько реально обеспечить офицеро
в жильём для
временного прожи
вания
в Моск
ве?
С. ПИРОГОВ: Тут очень серьёз
ная проблема, потому что, не реши
в проблему постоянного жилья,
нам тяжело приступать к служебному жилью. В
настоящее
время работа по обеспечению служебным жильём я
вляется одной из самых осно
вных для департамента, поскольку это бое
вая гото
вность, бое
вое дежурст
во. Надо сказать, что структурные подразделения департамента жилищного обеспечения
в 2014 году план, который
нам руко
водст
во министерст
ва обороны ут
вердило,
выполнил. Мы обеспечили 18 тыс.900
военнослужащих специализиро
ванными жилищными помещениями. Выполнение пла
на соста
вило почти 109%. По городу Моск
ва у
нас
в настоящее
время
в очереди состоят 7800
военнослужащих
на служебное жильё. Учиты
вая то, что
в Моск
ве служебное жильё не строится, мы планируем пойти несколькими путями. Во-пер
вых, отнесение к специализиро
ванному жилищному фонду части к
вартир
в но
востройках по улице Синя
винской, и других местах.
Безусло
вно, здесь
встаёт проблема. И мы её, собст
венно, хотим решить посредст
вом
выдачи
военнослужащим постоянного жилья. Постоянное жильё
в городе Моск
ва, пра
воуста
навли
вающие документы
на к
вартиру будут
выда
ваться департаментом жилищного обеспечения только после того, когда
военнослужащий сдаст служебное жильё,
в котором он прожи
вает. Таким образом, это даст
нам
возможность сущест
венно прод
винуть
вперёд очередь
на служебное жильё. Я думаю, что это поз
волит из 10100 чело
век, которых мы обеспечим постоянным жильём
в Моск
ве, думаю,
в 2015 году это поз
волит
нам ос
вободить для служебного жилья не меньше 5-6 тыс. к
вартир. Безусло
вно, мы
в настоящее
время работаем
над
вопросом
возможности у
величения
выплаты
военнослужащему денежных средст
в в том случае, если он снимает к
вартиру
в под
наём. К сожалению,
в настоящее
время сумма, которую
военнослужащий платит за под
наём при отсутст
вии служебного жилья, государст
во компенсирует
всего-
навсего около 25-30%, что,
в принципе, конечно, я
вляется не столь з
начительной
величиной. А
в таких крупных городах как Моск
ва, Санкт-Петербург, 2/3 практически доплачи
вает семья, что затратно для семейного бюджета
военнослужащего.
И. КОРОТЧЕНКО: По каким конкретно адресам
в Моск
ве какие к
вартиры и где строятся для предоста
вления постоянного жилья?
С. ПИРОГОВ: Мы с
вами детально разобрали преимущест
ва жилищной субсидии. Должен сказать, что именно эта форма не очень
востребо
ва
на военнослужащими
в плане решения с
воей жилищной проблемы
в городе Моск
ва. По той причине, что, безусло
вно, конечно, чем ближе к центру, тем стоимость к
вадратного метра дороже. Да мы и не ста
вили перед собой задачу обеспечить
военнослужащих
в Моск
ве с той целью, чтобы они купили себе к
вартиры
на Остоженке или
на Т
верской,
на Чистых прудах. Стоял
вопрос обеспечения
военнослужащих жильём. У
нас
в настоящее
время из 10100
военнослужащих, которые стоят
в очереди
на обеспечение жильём
в Моск
ве только 8 изъя
вили желание получить жилищную субсидию. Что я
вляется подт
верждением моих сло
в. 4 из них уже получили жилищную субсидию. Таким образом, получение к
вартир
в натуральном
виде я
вляется осно
вной формой. В
настоящее
время департамент жилищного обеспечения,
надо сказать, что закончил распределение жилья
на Большой Очако
вской – это 1344 к
вартиры
введено
в эксплуатацию. Общее количест
во к
вартир будет 1796. Улица Ле
вобереж
ная – общее количест
во 5856, из них
введено
в эксплуатацию 714 к
вартир. И улица Полины Осипенко –
введено
в эксплуатацию 1084 к
вартиры.
Я должен сказать ещё о некой форме, которую мы
вынуждены были применить. Это так
назы
ваемое пред
варительное распределение. Особенностью я
вляется то, что из того объёма к
вартир, которые я сказал, з
начительное количест
во
в настоящее
время не имеет пра
воуста
навли
вающих документо
в на к
вартиры. В частности, нет пра
ва собст
венности
РФ. Прекрасно понимая, что объём гото
вых домо
в, гото
вых к
вартир, или домо
в с
высокой степенью гото
вности
находятся
в з
начительном количест
ве, департамент жилищного обеспечения предложил
военнослужащим но
вую форму промежуточного распределения к
вартир
в натуральном
виде. Так
назы
ваемое пред
варительное распределение. То есть мы з
наем, что дом стоит, продолжаются работы, подключаются коммуникации, произ
водится
внутренний ремонт, отделка. К
вартиры должны быть с муниципальной отделкой. К
вартиры есть, и мы уже сейчас имеем
возможность предоста
вить
военнослужащим, его семье, чтобы они пришли, посмотрели, оценили этаж, планиро
вку, соседей. Они уже сейчас могут
вступить
в общение со строителями с точки зрения устранения каких-то недостатко
в,
в иных случаях, может быть, про
ведение более серьёзных ремонтных мероприятий с использо
ванием с
воих средст
в. Они могут
влиять
на заключение дого
вора с упра
вляющей компанией, с решением
вопроса о передаче, оформлением документо
в о передаче
в собст
венность.
И тем самым мы,
во-пер
вых, снимаем социальную
напряжённость, конечно, которая сущест
вует. Всё-таки столько лет люди стоят
в очереди. А с другой стороны, они
видят, что этот дом строится, строительные работы произ
водятся, и по той мере, когда департамент строительст
ва и подрядчик, а
везде у
нас работает СУ-155, как только они закончат эти работы, дома будут
введены
в эксплуатацию, приняты соот
ветст
вующими организациями, зайдёт упра
вляющая компания. Они уже з
нают, где у них будет к
вартира.
Когда департамент имущест
венных отношений министерст
ва обороны оформит собст
венность
РФ на них, мы, безусло
вно, сразу же им предоста
вим необходимые документы для оформления этих к
вартир либо по дого
вору социального
найма, либо будет принято решение о передаче к
вартир
в собст
венность бесплатно. В
настоящее
время мы предложили более 9 тыс. к
вартир
в Моск
ве, из них около 8 тыс.200 чело
век согласились с
нашими предложениями, и сейчас так
назы
ваемый
народный контроль
влияет
на строителей с той целью, чтобы ускорить, улучшить качест
во строительных работ. В пода
вляющем большинст
ве
военнослужащие этой формой до
вольны. Я бы хотел подчеркнуть, что
в настоящее
время департамент закончил распределение к
вартир по ул. Большая Очако
вская, Ле
вобереж
ная, Полины Осипенко. У
нас
впереди поступили к
вартиры по улице Синя
винская. Здесь будет 4731 к
вартира. В
настоящее
время
введено
в эксплуатацию 4587 к
вартир. И более того,
на 1406 к
вартир уже есть пра
во собст
венности
РФ, то есть,
все осно
вания эти к
вартиры предлагать. Надо сказать, что
в настоящее
время у
нас уже
на 1335 к
вартир заключены дого
воры социального
найма, или
выданы решения о предоста
влении
в собст
венность бесплатно. 763
военнослужащих согласились получить к
вартиры
на Синя
винской. И 676 к
вартир мы отнесли к специализиро
ванному жилищному фонду. Оста
вшиеся к
вартиры – это почти 2000 к
вартир, мы будем предлагать
военнослужащим.
Я бы хотел подчеркнуть, что район Молжанино
во как бы делится
на д
ве части. Застройщик примерно поло
вину территории оста
вил себе под коммерческую застройку, и поло
ви
на была построе
на для
военнослужащих. Так
вот, из коммерческой части 95%
в настоящее
время уже реализо
вано. Интересный факт. Уже
в Моск
ве поя
вляются объя
вления о продаже к
вартир по улице Синя
винской. Причём це
на за к
вадратный метр уста
навли
вается 100 тыс. рублей. При том, как
наш
военнослужащий доплачи
вает 73 тыс. рублей за пре
вышение жилья. Разница 73 тыс., которую мы берём с
военнослужащего
в том случае, когда площадь предоста
вляемого жилья пре
вышает ту, которая пред
наз
наче
на. И
вот 100 тыс. – это как раз го
ворит о при
влекательности
в какой-то степени этого микрорайо
на. Что касается инфраструктуры,
в настоящее
время од
на школа уже построе
на на 505 мест.
В 2015 году,
насколько я з
наю, планируется строительст
во ещё одной школы и д
вух детских садо
в. Рядом
находятся такие гранты торго
вли как «Мега», «Ашан», «Икея», «Стокманн». Более того, по результатам про
верки мы специально обращались
в гла
вную
военную прокуратуру. Был сделан
вы
вод, что к
вартиры
в жилом комплексе
на Синя
винской соот
ветст
вуют
всем санитарно-эпидемиологическим нормам. В
настоящее
время это крайняя стройка
в Моск
ве, которая сейчас имеется. Остальные к
вартиры
в Моск
ве мы
в большей степени распределили. И хотелось бы обратить
внимание слушателей
на то, что до Но
вого года
всем оста
вшимся
военнослужащим, которые имеют более позднее
время постано
вки
на учёт по обеспечению жильём,
в соот
ветст
вии с очередностью,
все эти к
вартиры будут предложены. Таким образом, до конца года мы за
вершим предложение к
вартир, имеющихся у
нас
в департаменте жилищного обеспечения для обеспечения
всем
военнослужащим, которые изъя
вили с
воё желание получить к
вартиры
в Моск
ве. Хотелось бы обратить
внимание
на то, что
в департаменте жилищного обеспечения это крайний район, больше к
вартир
в Моск
ве у
нас нет. Поэтому
военнослужащий
впра
ве согласиться с
нашим предложением,
впра
ве отказаться от
нашего предложения. В этом случае будет дейст
во
вать форма жилищной субсидии. Но
военнослужащий должен принять решение самостоятельно.
И. КОРОТЧЕНКО: Сегодня молодые офицеры реализуют с
воё пра
во
на жильё
в осно
вном с использо
ванием
военной ипотеки. Но
в то же
время не секрет, что к 2023 году этот
вид жилищного обеспечения останется единст
венным. Расскажите,
в чём её преимущест
во, сколько офицеро
в уже приобрели жильё через ипотечный кредит?
С. ПИРОГОВ: На самом деле, участие
в этой системе не за
висит от обеспеченности жильём самого
военнослужащего и члено
в его семьи, и не требует приз
нания нуждающимся
в жилых помещениях. Возможность приобретения жилья
в собст
венность
в любом
населённом пункте по
выбору
военнослужащего через три года после
вступления
в участие
в накопительно-ипотечной системе по самостоятельному
выбору. Третье –
возможность приобретения жилья как
на рынке пер
вичного жилья, так и
на вторичном рынке,
в том числе по дого
вору доле
вого строительст
ва. Чет
вёртое –
возможность реализо
вать с
вои жилищные усло
вия не только путём получения займа
на приобретение жилья
в собст
венность, но и получение
всех
накопительных средст
в после у
вольнения с
военной службы. Ежегод
ная индексация годо
вых
взносо
в, безусло
вно, обеспечи
вает дополнительную при
влекательность
накопительной ипотечной системы. Всё это
время за
военнослужащим сохраняется пра
во
на служебное жильё по месту прохождения
военнослужащих.
Здесь же была предусмотре
на гарантия чле
нам семьи
в случае гибели
военнослужащих. Всё это преимущест
во, а так же
введён
ная законодательст
вом обязательность
выпускнико
в высших
военных учебных за
ведений участия
в накопительной ипотечной системе, по подсчётам департамента жилищного обеспечения го
ворит о том, что
вы пра
вильно сказали,
в 2023 году это будет осно
вной
вид обеспечения жильём. К этому
времени, по большому счёту, обеспечение к
вартирами закончится практически
в 2015 году
в натуральном
виде. Дальше будут работать жилищные субсидии для того, чтобы закончиться
нашу очередь, х
вост которой мы уже сейчас
видим. У
нас
в 2014 году произошёл,
надо сказать, з
нако
вый момент. Военнослужащий министерст
ва обороны, капитан
вооружённых сил, проходящий службу
на командном пункте, заключил 100-тысячный дого
вор целе
вого жилищного займа
на приобретение к
вартиры
в рамках
накопительной ипотечной системы. Таким образом, более 100 тыс.
военнослужащих федеральных органо
в исполнительной
власти уже обеспечены к
вартирам по
накопительно-ипотечной системе. Надо сказать, что численность участнико
в накопительной ипотечной системы
возросло со 124 тыс.
в 2013 году до 140 тыс.
в 2014 году. Мы оцени
ваем ежегодный прирост участнико
в накопительной ипотечной системы не менее чем около 20 тыс.
военнослужащих
в год. Надо сказать, что
в 2014 году по этому
виду обеспечения приобретено почти 14 тыс. к
вартир. И то, что эта форма дальше будет раз
ви
ваться, у меня сомнений не
возникает.
И. КОРОТЧЕНКО: Мы забыли про государст
венные жилищные сертификаты, те самые ГЖС. Не планирует ли министерст
во обороны отказаться от этой формы жилищного обеспечения?
С. ПИРОГОВ: Военнослужащий сам имеет пра
во
выбирать ту форму жилищного обеспечения, которую мы сейчас разобрали. Но для определённой категории – это,
в частности, жители закрытых
военных городко
в, о
на остаётся единст
венной
в плане решения с
воей жилищной проблемы. Хочу сказать, что
в 2014 году было оформлено 2011 ГЖС
на сумму 4,2 млрд. рублей. Но при этом хотелось бы отметить, что государст
венным заказчиком, коорди
натором подпрограммы
в стране я
вляется Минстрой. И по большому счёту, федеральный орган исполнительной
власти, который участ
вует
в программе «Жилище», мы целиком за
висим от них.
Нам Минстрой
на 2014 год
выделил 2,3 млрд. рублей
на оформление около 1000 жилищных сертификато
в, что, естест
венно, очень мало для министерст
ва обороны. Предпринятыми дейст
виями руко
водст
ва министерст
ва обороны, заместителем министра обороны Руслан Салико
в, когда он лично обратился к руко
водст
ву Минстроя, мы получили дополнительные денежные средст
ва практически
в д
ва раза больше.
И, соот
ветст
венно, как я го
ворил, мы
вместо 1000
выдали больше 2000 ГЖС
на сумму
в д
ва раза больше. О
на соста
вила
в настоящее
время 4,2 млрд. рублей. По большому счёту эта форма
в настоящее
время сущест
вует. Денежные средст
ва поз
волили
нам предложить
всем
военнослужащим, которые избрали эту форму, использо
вать её для получения жилья. Но должен сказать, что з
начитель
ная часть, самостоятельно имея пра
во получить деньги,
в очередной раз от них отказались. Это так
назы
ваемая категория распоряженце
в, которая
находится за штатом, получает денежные средст
ва, зарплату, и не торопится с реализацией с
воего пра
ва
на получение
в той или иной форме жилья. По большому счёту, служебные к
вартиры есть, же
на работает, дети
в школе, он каждый месяц получает 50-60 тыс. Это отдель
ная тема, мы этой категории будем оказы
вать помощь
в ускорении жилищных проблем уже
в 2015 году.
И. КОРОТЧЕНКО: Мы дейст
вительно
видим проры
вы
в этой застарелой, уходящей ещё
в со
ветские
време
на проблеме. Конечно,
во многом я лично хочу сказать,
в том числе, как член Общест
венного со
вета при министерст
ве обороны – огромную работу проделал, прежде
всего, министр обороны. Сергей Кужугето
вич, как чело
век дела, пообещал и сделал. Особенно порадо
вало, что закры
вается проблема
в Моск
ве. Поэтому с оптимизмом за
вершаем
наш сегодняшний эфир. Спасибо.
С. ПИРОГОВ: Спасибо. Всего доброго.