В ходе текущей сессии Государственной Думы должны быть окончательно приняты Законопроекты серии, направленной на двух-трех кратное повышение денежного довольствия военнослужащих силовых ведомств, и на увеличение военных пенсий. Речь идет в основном о Проекте № 556556-5 и Проекте 565510-5.
В целом, просматривается целый ряд позитивных изменений.
Во первых, следует отметить введенную в статью 3 Законопроекта ФЗ ««О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации» правовую норму, не допускающую как ухудшения положения в плане денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу, так и военных пенсионеров – если изменения в расчетной базе каким-либо образом снижают фактические размеры выплат для отдельных категорий военнослужащих, к ним должна применятся расчетная база, действующая до принятия Закона.
Введение подобной нормы в сам текст Закона является усиливающим фактором прямого действия – в принципе, в основах законодательства уже заложены нормы, не допускающие ухудшения положение граждан вследствие изменений законодательства, однако прямая привязка к конкретике упрощает применение подобной нормы.
Введение расчетной базы для расчета пенсии в размере 54% от сумм ДД с одной стороны, может быть рассмотрено как постановка военнослужащих, и лиц, к ним приравненных, в менее благоприятные условия по сравнению с другими категориями пенсионеров.
Но с другой стороны, в связи с общим ростом размеров денежного довольствия военнослужащих, налицо и фактический рост размеров пенсий. Необходимо помнить, что в отличие от военнослужащих, для остальных категорий граждан, сейчас не произошло никакого разового двух-трех кратного повышение зарплат. То есть положение военных пенсионеров потенциально улучшилось как относительно, по сравнению с другими категориями, так и в абсолютном денежном выражении – более 50%.
Так же, механизм ежегодного двухпроцентного увеличения расчетной базы до достижения 100% размера, дополнительно к предусмотренной Законом индексации в соответствии с уровнем инфляции, и индексом потребительских цен (а это официальная «государева» цифра), на деле повышает уровень социальной защищенности военных пенсионеров.
С этой точки зрения, размер начальной базы в 54% от сумм ДД, правильно рассматривать именно как начальную базу, соответствующую реальным экономическим возможностям государства, а не как некий «понижающий коэффициент». Такой дополнительной, изначально заложенной в Законе возможности ежегодного гарантированного роста самой расчетной базы военных пенсий, не предусмотрено для остальных категорий пенсионеров.
То есть в целом, по сравнению с общегражданскими пенсионерами, пенсионеров из числа военнослужащих нельзя рассматривать, как некую ущемляемую часть общества, скорее наоборот.
Можно так же отметить, что Президент РФ Д.А.Медведев рекомендовал пересмотреть вопрос о расчетной базе военных пенсий, путем внесения соответствующей поправки, что он и отметил в своем блоге еще в мае:
http://blog.kremlin.ru/accounts/29245/a ... ment194348 . Однако, на момент принятия Законопроекта в первых чтениях, такая поправка не рассматривалась. Кстати, подобное выступление в блоге не является основанием для внесения поправки – так что эта запись несколько напоминает рядовую пиар-акцию, на которую Президент РФ имеет право, и соответствующие механизмы реализации законодательной инициативы – так что ничто не мешало ему предусмотренным способом организовать внесение такой поправки для рассмотрения, тем более, сами Законопроекты вносились по поручению и от имени Президента. Однако, этого мы не наблюдаем.
Законопроекты уже содержат отсылки на еще не принятые правовые акты. Здесь – практика принципиально неверна. Отсылочные нормы к еще непринятым исполнительной властью законодательным актам – в принципе ничем ее не ограничивают, в то время как депутаты Госдумы ограничены, например, следующим: «05.05.2011г. заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, академик РАМН С.И.Колесников ответил, что мое заявление переправлено в Комитет по безопасности и в Комитет по делам ветеранов. Довожу до Вашего сведения, что депутаты Государственной Думы могут влиять на принятие законопроектов только методом голосования и внесения поправок в законопроекты» – это один из ответов на письменный запрос одной из общественных групп, по вопросу последних Законопроектов, связанных с денежным довольствием и пенсионным обеспечением военнослужащих и работников силовых ведомств.
В связи с принятием ФЗ об административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (см здесь:
http://www.duma.gov.ru/news/274/93550/ ), данный способ воздействия на принимаемые властями решения становится более эффективным.
Однако, повышение денежного довольствия военнослужащих в 2-3 раза, и рост военных пенсий в полтора раза и более, достались не бесплатно – в Законопроекте «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», связанном, как видно из самого названия, с Законопроектом, предусматривающим рост выплат для военнослужащих, предусмотрено и значительное сокращение им льгот.
Коротко:
Оплачиваемый проезд к месту отпуска предполагается сохранить лишь частично, для тех, кто несет службу в отдаленных гарнизонах.
Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, ежегодные денежные компенсации на санаторно-курортное обеспечение военнослужащих и членов их семей – упраздняются, оплачиваемое санаторно-курортное лечение сохраняется лишь для военных пенсионеров.
Выплаты на содержание детей военнослужащих в образовательных учреждениях, на оплату путевок для детей военнослужащих школьного возраста для пребывания в оздоровительных лагерях и организациях отдыха – упраздняются.
Выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости – упраздняются.
Компенсации увольняемым по суммам Земельного налога и НИФЛ – упраздняются.
Средства на оплату проезда на общественном транспорте «срочникам» – упраздняются.
Общие выводы:
Если рассматривать только экономическую составляющую, наблюдается потенциальное улучшение финансового положения военнослужащих, как в процессе прохождения службы, в размере денежного довольствия, так и в пенсионном обеспечении. Однако происходит это на фоне изменения их общественного статуса, и отмена ряда льгот это подтверждает – льготы отличают людей не по экономическому статусу.
Вообще, тенденцию полной и окончательной замены льгот военнослужащих на денежные выплаты, можно рассматривать не как тенденцию, а как завершающийся процесс.
Армию, все Вооруженные Силы, в духе и букве новых законов, так же стоит перестать рассматривать как организацию, предназначенную для защиты народа и государства – скорее, армию, с точки зрения нынешних властей, уже пора воспринимать, как некую корпорацию, предоставляющую услуги по применению силы вовне государства, да и внутри него. Отсюда, какой-то особый статус защитника Отечества – перестает работать, что и отражается в законодательстве, с принятием каждого следующего закона, заменяющего собой действия статей ФЗ «О статусе военнослужащих».
Услуги оказывает наемник, и особый статус, и льготы ему не положены.
Подобный путь – порочен. Наемники сильнее у того, у кого сильнее экономика.
Вообще тенденции экономизма, корпоративности – прослеживаются в сегодняшней России все чаще и ярче.
Медицинские услуги заменили медицинскую помощь, образовательные услуги сменили народное образование, теперь вот и армию вписывают в концепцию услуг, власть тоже оказывает услуги – услуги Государственного Управления. На фоне внедряемого принципа экономической эффективности, оценки всего через прибыль, нормой является оказание услуг тому, кто больше платит. И в целом, наемная армия оказывает услуги властям, которые сами оказывают услуги – однако, слуга слуге не служит, это факт.
автор статьи – Владислав Сорокин