
Показать текст
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2012 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе: председательствующего судьи Манохина В.В., при секретаре Кузнецовой Я.О., с участием заявителя Петрова Ю.П., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего главного управления боевой подготовки Сухопутных войск генерал-майора Петрова ФИО7 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения,
установил:
Петров Ю.П. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просил:
- признать незаконными действия ДЖО МО РФ, связанные с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать ДЖО МО РФ отменить решение от 7 февраля 2012 года №194/01/2289 об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В судебном заседании Петров Ю.П. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. При этом он пояснил, что считает решение ДЖО МО РФ об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным, поскольку по месту службы в городе Москве какого-либо жилья не имеет. По прежнему месту службы, в городе Нижнем Новгороде, ему по ордеру была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 43,30 квадратных метров расположенной по адресу: <адрес>, которая в настоящее время из-за отсутствия жилья по месту службы им не сдана и используется для хранения его личных вещей. При направлении заявления о принятии его на жилищный учет в ДЖО им к данному заявлению был приложен, наряду с другими документами, рапорт с обязательством о сдаче жилья в Нижнем Новгороде при предоставлении жилого помещения по месту службы в городе Москве.
Надлежаще извещенный о дате судебного заседания руководитель ДЖО МО РФ в судебное заседание не прибыл, своего представителя не направил.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из выписки из приказа МО РФ от 2 марта 2011 года № 231 генерал-майор Петров Ю.П. назначен на воинскую должность заместителя начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск
Согласно справке из войсковой части 31460 от 8 апреля 2011 года № 450/202 генерал-майор Петров Ю.П. проходит военную службу в Главном управлении боевой подготовки Сухопутных войск (город Москва) с марта 2011 года по настоящее время.
Справкой войсковой части 31460 от 8 апреля 2011 года № 450/203 подтверждается, что в состав его семьи входят: жена Петрова О.Ю., сын Александр 1991 года рождения и дочь Анастасия 1996 года рождения.
Из справки из войсковой части 31460 от 8 апреля 2011 года № 450/201 усматривается, что Петров Ю.П. проходит в военную службу в ВС РФ с 5 августа 1981 года, его выслуга лет по состоянию на 8 апреля 2011 года составляет в календарном исчислении более 29 лет.
Согласно копии заявления от 25 октября 2011 года Петров Ю.П. обратился в ДЖО МО РФ с просьбой о принятии его в составе семьи 4 человека (он, жена, сын и дочь) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с приложением документов, в соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, а также указав, что по прежнему месту службы имеет двухкомнатную квартиру общей площадью 43,3 квадратных метров по адресу: <адрес>, которую обязуется сдать при обеспечении его жильем по месту службы в городе Москве.
Копиями справок Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 23 мая и 30 мая 2011 года, сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 28 ноября 2011 года подтверждается, что у заявителя и членов его семьи какого-либо жилья в городе Москве и Московской области не имеется.
Из копий справок Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28 ноября 2011 года № 98/018/2011-281, № 98/018/2011-282, № 98/018/2011-283, № 98/018/2011-284 усматривается, что сведений о праве Петрова Ю.П., Петровой О.Ю., Петрова, Петрова А.Ю., Петровой А.Ю. на имеющиеся объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации не имеется.
Из выписки из личного дела Петрова Ю.П. видно, что в период с июня 1994 года по июнь 1996 год он проходил службу в воинской части, дислоцированной в городе Нижний Новгород.
Как видно из копии контрольного талона к ордеру на жилое помещение № 920 от 20 декабря 1995 года Петрову Ю.П. на состав семьи 3 человека (он, жена и сын) на основании ордера была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 43,3 квадратных метров по адресу: <адрес>.
Из копии выписки из домовой книги (<адрес>), копии финансового лицевого счета № 58 и копий паспортов Петрова Ю.П. № № Петровой О.Ю. №, Петрова А.Ю. №, Петровой А.Ю. № усматривается, что заявитель, его супруга, сын и дочь зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Согласно копии решения ДЖО МО РФ от 7 февраля 2011 года № 194/01/2289 Петрову Ю.П. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно части 4 указанной статьи военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция) признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.
Пунктом 17 Инструкции предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.
Согласно пункту 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
По смыслу приведенных норм жилищное законодательство в части касающейся обеспечения жильем военнослужащих не содержит норм, препятствующих постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, военнослужащих, которым ранее предоставлено жилое помещение по договору социального найма, за исключением случаев, когда жилые помещения принадлежат военнослужащим на праве собственности. В этом случае военнослужащим предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития в порядке определенном пунктом 4 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В судебном заседании установлено, что Петров Ю.П. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, у него и членов его семьи жилых помещений в собственности не имеется, в марте 2011 года был назначен приказом министра обороны РФ на воинскую должность заместителя начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск, прибыл к новому месту службы в город Москву, 25 октября 2011 года обратился с заявлением в ДЖО МО РФ с просьбой о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, указав, что имеет жилое помещение по прежнему месту службы в городе Нижний Новгород, предоставленное ему на основании ордера.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что поскольку Петров Ю.П. в соответствии с требованиями п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит обеспечению жилым помещением по последнему месту военной службы которым является город Москва, решение ДЖО МО РФ от 7 февраля 2012 года №194/01/2289 об отказе в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма является незаконным, а требования Петрова Ю.П. о возложении обязанности на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 7 февраля 2012 года № 194/01/2289 об отказе Петрову Ю.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
заявление Петрова ФИО8 - удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с решением об отказе в принятии Петрова Ю.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 7 февраля 2012 года № 194/01/2289 об отказе Петрову Ю.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и возложить обязанность на Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Петрова Ю.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу: В.В. Манохин