Интересные вариации о праве на ИМПЖ в исполнении Северного флотского суда (обзор судебной практики за 1 кв. 2012 г.)

Показать текст
Граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жильем по установленным нормам, не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
ТОЛЧИНСКАЯ обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать начальника отдела № 4 ФГУ « ЗРУЖО» отменить решение от 9 апреля 2012 года и повторно рассмотреть вопрос о принятии ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в г. Санкт-Петербурге.
Решением Североморского гарнизонного военного суда заявление ТОЛЧИНСКОЙ было удовлетворено.
Как следовало из материалов дела, ТОЛЧИНСКАЯ вместе с супругом и дочерью с октября 1995 года была постоянно зарегистрирована и фактически проживала в двухкомнатной квартире общей площадью 47,9 кв.м по адресу: пгт Росляково, «обезличено». Указанную квартиру ТОЛЧИНСКАЯ приобрела в 1995 году в собственность, а в октябре 2006 года продала своей дочери ФИО с оставлением за собой права регистрации в ней, а также проживания и пользования данным жилым помещением.
Делая вывод о незаконности отказа начальника отдела № 4 ФГУ «ЗРУЖО» в принятии ТОЛЧИНСКОЙ на учет нуждающихся в получении жилого помещения, суд первой инстанции сослался на отсутствие у заявителя и ее супруга в собственности жилья, на необеспечение ее жилым помещением в период военной службы, избрание ею места постоянного места жительства после увольнения с военной службы г. Санкт-Петербург, а также на ст. 53 ЖК РФ, что с момента отчуждения квартиры заявителем прошло более 5 лет.
Кроме того, суд указал, что факт регистрации и фактического проживания ТОЛЧИНСКОЙ совместно с супругом в указанной квартире правового значения при рассмотрении дела не имеет, поскольку они лишены права распоряжаться этим жильем.
Вместе с тем указанные выводы суда первой инстанции являются неверными.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Кроме того, в ч. 7 этой статьи предусмотрено, что граждане, пользующиеся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеют права, несут обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Такое соглашение между ТОЛЧИНСКОЙ, ее супругом и собственником жилого помещения - дочерью заявителя, было достигнуто п. 10 договора купли-продажи квартиры, где собственник жилья – дочь заявителя дала согласие на постоянное проживание своих родителей в купленной квартире. В связи с чем за заявителем и ее супругом сохранилось право пользования квартирой, принадлежащей ее дочери, откуда они не могут быть выселены.
Поэтому, применительно к жилищному законодательству, заявитель и ее супруг являлись членами семьи собственника двухкомнатной квартиры общей площадью 47,9 кв.м., а учитывая обеспеченность ТОЛЧИНСКОЙ как члена семьи собственника жилого помещения, жильем по установленным нормам, оснований для признания ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч.2 ст. 51 ЖК РФ не имелось.
Избрание же ТОЛЧИНСКОЙ постоянного места жительства после увольнения с военной службы в г. Санкт-Петербурге, вопреки выводу гарнизонного военного суда, следовало рассматривать в совокупности с приведенными выше правовыми нормами жилищного законодательства и во взаимосвязи с обстоятельствами дела об обеспеченности заявителя жильем по месту службы.
Таким образом, при рассмотрении настоящего гражданского дела определяющим служил факт постоянного проживания и пользования ТОЛЧИНСКОЙ указанной квартирой, а также ее обеспеченность, как члена семьи собственника жилого помещения, жильем по установленным нормам.
При указанных обстоятельствах оспариваемое ТОЛЧИНСКОЙ решение начальника отдела № 4 ФГУ «ЗРУЖО» по отказу в признании нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма являлось законным и обоснованным.
т.е. если обеспечен жильем по месту службы, то вигвам, а не ИМПЖ.
или это
Действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам или совершившим их отчуждение, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Показать текст
16 ноября 2011 года начальник отдела № 4 ФГУ «ЗРУЖО» вынес решение об отказе ТЕТУШКИНУ в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма со ссылкой на то, что его жена продала в 2010 году приобретенную в период брака с заявителем квартиру в г. Североморске общей площадью 41,4 кв.м, то есть совершила действия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.
ТЕТУШКИН обратился в суд с заявлением, в котором просил признать необоснованным указанное решение начальника отдела № 4 ФГУ «ЗРУЖО» и обязать ответчика принять его с супругой на данный учет.
Удовлетворяя заявление, Североморский гарнизонный военный суд в решении необоснованно пришел к выводу, что обстоятельства отчуждения женой ТЕТУШКИНА квартиры могут учитываться лишь при последующем предоставлении заявителю распределенного по избранному месту жительства жилья для определения размера общей площади причитающегося к получению жилого помещения.
Однако данный вывод суда не основан на действующем законодательстве.
Так, из пункта 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, следует, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Также в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 (далее – Правила).
В указанных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подпункту «и» пункта 7 Правил избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подпункт «а» пункта 10 Правил допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила), участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии с подпунктом «ж» пункта 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Согласно пункту 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Таким образом, по общему правилу действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам или совершившим их отчуждение, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
На основании изложенного флотский военный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления ТЕТУШКИНА.