
Показать текст
Решение
Именем Российской Федерации
26 августа 2015 года город Новосибирск
Новосибирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Марченко В.А., при секретаре судебного заседания Михайловой Я.Д., с участием заявителя Горюнова А.В., его представителя Шаманского Е.Н., представителя начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ (далее – ФГКУ «Центррегионжилье») Осинцевой Н.В., представителя командира войсковой части № Нестеренко Д.В., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрел гражданское дело по заявлению военнослужащего, находящегося в распоряжении командира войсковой части №, <данные изъяты> Горюнова А.В. об оспаривании действий начальника 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье», связанных с изменением способа обеспечения жильем, а также действий указанного должностного лица и командира войсковой части №, связанных с вручением уведомления о готовности предоставления жилищной субсидии.
В судебном заседании военный суд,
установил:
Горюнов обратился в суд с заявлением в котором указывает, что по указанию командования войсковой части № прибыл в строевую часть, где был вынужден получить уведомление начальника 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Уведомление).
Горюнов также указал, что совокупность действий должностных лиц 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ и командования воинской части, связанных с вручением указанного Уведомления грубо нарушают его права на получение жилого помещения в натуральной форме, поскольку он не давал согласия на получение жилищной субсидии.
На основании изложенного Горюнов просит военный суд признать незаконными действия начальника 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье», связанные с изменением способа обеспечения жильем, а также действий указанного должностного лица и командира войсковой части №, связанные с вручением Уведомления.
В судебном заседании Горюнов и его представитель Шаманский заявленные требования поддержали, а также подтвердили доводы, изложенные в заявлении.
Кроме того, представитель заявителя пояснил, что Уведомление является юридическим актом, в соответствии с которым военнослужащий должен предпринять определенные действия, а именно предоставить необходимые документы, либо отказаться от субсидии, после чего Горюнов будет исключен из списков личного состава части.
Шаманский также пояснил, что направление названного уведомления является одним из этапов процедуры увольнения с военной службы. Горюнов не относится к категории «увольняемых» военнослужащих. Выбранный заявителем способ обеспечения жильем не подлежит изменению.
Представитель начальника 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» Осинцева и представитель командира войсковой части № Нестеренко требования заявителя не признали. При этом Осинцева пояснила, что уведомление Горюнова о готовности предоставить субсидию не является решением и не нарушает прав заявителя, поскольку избранное им после увольнения с военной службы место жительства он не менял, как и не менял способ обеспечения жильем. Данное Уведомление носит исключительно информационный характер.
Представитель командира войсковой части № пояснил, что командир воинской части прав Горюнова не нарушал, поскольку последний находится в распоряжении командира воинской части, в связи с необеспеченностью жилым помещением и до момента обеспечения таковым заявитель не может быть исключен из списков личного состава части. В настоящее время права Горюнова не нарушены.
Начальник 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье», командир войсковой части № руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Свердловской области», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, военный суд приходит к следующим выводам.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих закреплены в положениях статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Так, согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации № 510 от 21 июля 2014 года, уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих является департамент жилищного обеспечения Российской Федерации и его территориальные органы.
Приказом Министра обороны РФ от 17 июня 2015 года № 333 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации абзаца третьего пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлен «Порядок уведомления военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка уведомление о готовности предоставить военнослужащему субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) направляется в центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации по месту прохождения военнослужащим военной службы.
Как следует из справки командира войсковой части № первый контракт о прохождении военной службы заключен заявителем 1 декабря 1999 года.
В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками СибВО № № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья. Общая продолжительность военной службы Горюнова в календарном исчислении составляет 12 лет 3 месяца.
Из рапорта Горюнова от 10 декабря 2009 года об увольнении с военной службы усматривается просьба последнего не исключать его из списков личного состава части без предоставления жилого помещения для постоянного проживания по последнему месту службы.
Как усматривается из справки командира войсковой части № от 23 июня 2015 года и выписки из личного дела, Горюнов проходит военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части №.
Из листа беседы составленного 25 мая 2015 года следует, что Горюнов желает получить квартиру в городе Новосибирске, согласно его рапорта на увольнение с военной службы.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части № № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ Горюнов признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в соответствующие списки.
Согласно договору найма служебного жилого помещения № № от ДД.ММ.ГГГГ Горюнов в настоящее время обеспечен служебным жилым помещением – однокомнатной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Горюнов, будучи в установленном порядке признанным нуждающимся в получении жилого помещения и состоящий на соответствующем учете, имеет право на получение жилого помещения для постоянного проживания по договору социального найма и выразил свое желание получить жилое помещение по избранному им после увольнения с военной службы в городе Новосибирске.
В силу п. 19 ст. 15 Закона в случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по истечении срока контракта в добровольном порядке до получения жилого помещения, отказывается от предложенного жилого помещения, которое расположено по избранному месту жительства, а также изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, такому военнослужащему предоставляется жилищная субсидия.
В судебном заседании Горюнов пояснил, что жилое помещение, которое расположено по избранному им месту жительства ему не предлагалось и он не изъявлял желание изменить ранее избранное место жительства.
Из обращения командира войсковой части № к начальнику 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» усматривается, что воинское должностное лицо просит оказать содействие в предоставлении Горюнову, состоящему в распоряжении командира воинской части, жилого помещения в городе Новосибирске, для последующего исключения военнослужащего из списков части.
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № № начальник 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» уведомляет Горюнова о готовности предоставить жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.
Оценивая законность действий должностного лица, военный суд учитывает следующее.
Согласно положениям ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 этого же Кодекса к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся, в частности, решения и действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 6 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлено, что гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В ходе судебного разбирательства Горюновым не приведено доказательств нарушения должностным лицом жилищного органа и командира войсковой части № его прав, связанных с вручением уведомления о готовности предоставления жилищной субсидии.
В судебном заседании представитель начальника 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» Осинцева пояснила, что способ обеспечения Горюнова жилым помещением не изменен и Горюнов подлежит обеспечению жилым помещением по избранному месту жительства в городе Новосибирске.
Осинцева также пояснила, что Уведомление носило исключительно информационный характер и было вручено заявителю лишь с целью его информирования о существовании такого способа обеспечения жильем.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые действия носили исключительно информативный характер и прав заявителя не нарушили.
При этом утверждения Горюнова о том, что начальником 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» изменен способ обеспечения жильем являются несостоятельными, поскольку само по себе Уведомление не свидетельствует об изменении должностным лицом территориального отдела способа обеспечения заявителя жильем.
Таким образом, поскольку действиями должностных лиц права и свободы Говорова не нарушены и каких-либо препятствий к осуществлению им своих прав и свобод не создано, то суд находит действия начальника 2 отдела «Центррегионжилье» и командира войсковой части № не противоречащими закону, а заявление Горюнова необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах военный суд приходит к выводу о том, что требование Горюнова о признании незаконными действий начальника 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье», связанных с изменением способа обеспечения жильем, а также действий указанного должностного лица и командира войсковой части №, связанных с вручением уведомления о готовности предоставления жилищной субсидии, не может быть признано обоснованным и удовлетворено.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд –
решил:
В удовлетворении заявления Горюнова А.В. об оспаривании действий начальника 2 отдела ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, связанных с изменением способа обеспечения жильем, а также действий указанного должностного лица и командира войсковой части №, связанных с вручением уведомления о готовности предоставления жилищной субсидии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Марченко