Вот, показалось интересным практика Ленинградского ОВС за второе полугодие 2010 г. по вопросу расчета по вещевке при увольнении

Показать текст
Отказывая заявителю в восстановлении в списках личного состава, суд первой инстанции неверно определил характер и степень нарушения командованием установленного порядка.
На день исключения из списков личного состава П. не было выдано вещевое имущество за период с 2004 года. Отказывая заявителю в удовлетворении требования об отмене приказа об исключении из списков личного состава, Выборгский гарнизонный военный суд исходил из того, что нарушение порядка исключения заявителя из списков личного состава части носит незначительный характер и не влечет для него существенных негативных последствий.
Однако данный вывод не может быть признан обоснованным, поскольку он противоречит требованиям п. 16 ст. 34 Положения «О порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ №1237 от 16 сентября 1999 года. Данная правовая норма содержит прямой запрет на исключение военнослужащих из списков личного состава без полного обеспечения установленным довольствием. Никаких исключений из этого правила в ней содержится.
Поскольку на день издания оспариваемого приказа заявитель не был обеспечен вещевым довольствием за 6-летний период, у суда не имелось оснований для вывода о несущественном нарушении процедуры исключения его из списков личного состава части и отказа в удовлетворении его законного требования о восстановлении в указанных списках.
В судебном заседании установлено, что вещевое имущество не было выдано П. по независящим от него обстоятельствам, от получения предметов обмундирования он не уклонялся, согласия на исключение из списков личного состава без обеспечения указанным довольствием он не давал.
Аналогичная ошибка допущена 224 гарнизонным военным судом при рассмотрении заявления Ш., отказавшего ему в удовлетворении требования в части отмены приказа об исключении из списков части, на том основании, что сумма задолженности по денежному довольствию являлась несущественной по сравнению объемом денежных средств, выплаченных ему при увольнении с военной службы.
Из материалов дела следует, что на день исключения из списков личного состава воинской части Ш. не был полностью обеспечен не только установленным денежным довольствием на сумму свыше 14 000 руб., но и вещевым обеспечением. Это обстоятельство командованием не оспаривалось.
В соответствии с п. 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы исключение Ш., не обеспеченного установленным довольствием, из списков личного состава воинской части без его согласия не допускалось.
Заявитель утверждал, и эти утверждения представителем командования не опровергнуты, что согласия на исключение из списков института без окончательного расчета он не давал.
Мотивируя несущественность нарушения, суд указал, что размер имевшейся перед Ш. задолженности в 6 раз меньше объема денежных средств, фактически выплаченных ему при исключении из списков института.
Однако, критериями существенности нарушений порядка увольнения с военной службы должны служить не столько размер задолженности, сколько характер допущенных нарушений и их причины, а также действия самого заявителя.
Из материалов дела видно, что задолженность по выплате заявителю надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы хотя и возникла ввиду технической ошибки, однако эта ошибка длительное время не устранялась. Задолженность не была погашена не только непосредственно после выявления этой ошибки, но и в последующем, в том числе и после вынесения решения судом. Сам заявитель неоднократно обращался к командованию института по этому вопросу до обращения в суд.
Каких-либо уважительных причин, препятствующих своевременному устранению этой ошибки, командованием приведено не было.
В связи с неправильным применением нормы материального права и несоответствием выводов суда в решении обстоятельствам дела, окружной военный суд отменил судебное постановление и принял новое решение о восстановлении Щ. в списках личного состава на период с 8 апреля на 27 августа 2010 года, когда он получил окончательный расчет.
Комментируя приведенные примеры, необходимо отметить, что ультимативные правовые предписания п.16 ст. 34 указанного Положения вовсе не исключают возможность отказа в удовлетворении требований военнослужащих о восстановлении в списках личного состава части под предлогом неполного обеспечения установленным довольствием. Такая возможность судебного усмотрения вытекает из п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». В соответствии с содержащимися в нем разъяснениями о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Таким образом, суду предоставляется право оценивать характер нарушения установленного порядка и в зависимости от этой оценки делать вывод о законности либо незаконности решений и действий (бездействия) должностного лица либо органа военного управления.
Анализ судебной практики показывает, что на этапе подготовки дела к судебному разбирательству суды ставили командование перед необходимостью представления доказательств, которые бы подтверждали: своевременность оформления платежных документов и накладных для получения установленного довольствия; их вручение получателю; наличие денежных и материальных средств для полного обеспечения военнослужащего; уведомление его о порядке и сроках обеспечения; наличие согласия военнослужащего на исключение из списков без получения довольствия; иные данные о готовности воинской части к выполнению обязательства, предусмотренного п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Существенное значение суды придавали поведению самих заявителей, справедливо полагая, что процесс обеспечения установленным довольствием предполагает их непосредственное участие. При выявлении случаев преднамеренного уклонения от получения положенного довольствия в период, предшествующий исключению из списков личного состава, суды, как правило, отказывали заявителям в восстановлении в указанных списках.
Такая позиция высказана окружным военным судом по гражданскому делу по заявлению С. В частичное удовлетворение требований заявителя Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд обязал должностное лицо перенести дату исключения его из списков личного состава с 30 июня на 27 июля 2010 года с обеспечением за указанный период всеми положенными видами довольствия. При этом суд в решении указал, что на день издания приказа об исключении их списков части С. не был обеспечен вещевым довольствием и получил его лишь 27 июля 2010 года.
Однако суд не учел ряд обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно показаниям самого заявителя в судебном заседании, он был заблаговременно извещен о предстоящем исключении из списков личного состава и порядке расчета при увольнении.
Как видно из ведомости выдачи материальных ценностей с перечнем предметов вещевого имущества, предназначенных для обеспечения С., и расчетно-платежной ведомости на выплату ему выходного пособия, указанные документы были составлены до исключения из списков личного состава. Это обстоятельство заявителем не оспаривалось. Не отрицал он и факт своего отказа от предложения начальника вещевой службы получить предметы обмундирования в период прохождения военной службы. Свое поведение заявитель объяснил отсутствием должного внимания командования к процедуре его увольнения с военной службы и намерением получить положенное довольствие не иначе как по судебному решению в знак несогласия с исключением из списков личного состава.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что С. фактически уклонился от получения вещевого довольствия, а поэтому достаточных оснований для вывода о нарушении командованием порядка исключения его из списков личного состава у суда первой инстанции не имелось. Указание в решении на то, что меры к обеспечению С. вещевым имуществом были предприняты командованием лишь в связи с его обращением в суд, опровергнуты установленным в судебном заседании фактом составления ведомости на выдачу заявителю материальных ценностей с указанием перечня положенных ему предметов вещевого обмундирования до истечения срока военной службы.
Что касается п. 16 ст. 34 данного Положения, то данная норма не предусматривает принудительное обеспечение военнослужащего положенным довольствием, но обязывает командование создать беспрепятственные условия для реализации военнослужащим своих прав. Такие условия для С. были созданы, но он не воспользовался ими без уважительных причин.
По смыслу ст. 255 ГПК РФ незаконными признаются коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых: нарушены права и свобод гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина возложена какая-либо обязанность или ответственность, не предусмотренные законом.
Таких правовых последствий для заявителя оспариваемые действия командования не повлекли, а поэтому вывод суда первой инстанции об их незаконности признан судом кассационной инстанции необоснованным.