
Показать текст
Именем Российской Федерации
31 января 2012 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Подгурского В.В., при секретаре Тарасенко К.С., с участием представителя Директора ДЖО МО РФ Пурьева В.Ю., представителя председателя ДОСААФ России Максимова А.С. в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего проходившего службу в распоряжении председателя ЦС РОСТО «ДОСААФ России» полковника запаса об оспаривании бездействия председателя ДОСААФ России и Директора ДЖО МО РФ, связанных с невключением в единый реестр как нуждающегося в получении жилищного сертификата,
Установил:
обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать:
- председателя ДОСААФ России собрать и предоставить в Департамент жилищного обеспечения МО РФ документы, подтверждающие право заявителя на получение жилищного сертификата;
- Директора департамента жилищного обеспечения МО РФ включить заявителя и членов его семьи в единый реестр как нуждающихся в получении жилищного сертификата с 2005 года.
надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не прибыл.
В заявлении в обоснование своих доводов заявитель пояснил, что ранее 12 апреля 2005 года решением жилищной комиссии <адрес> РОСТО он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Свое право на жилище в настоящее время он решил реализовать путем получения жилищного сертификата. Для реализации этого права председатель ДОСААФ России обязан истребовать из Волгоградского регионального совета ДОСААФ России необходимые документы, после чего направить их в департамент жилищного обеспечения МО РФ. На основании указанных документов Директор Департамента жилищного обеспечения обязан внести его и членов его семьи в единый реестр как нуждающегося в получении жилищного сертификата с 2005 года.
Представитель председателя ДОСААФ России в судебном заседании возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что решением Центральной жилищной комиссии оформленным протоколом от 15 сентября 2008 года Дудкину было отказано в признании его нуждающимся в получении жилья. В последующем указанные действия жилищной комиссии были оспорены и вступившим в законную силу решением Волгоградского гарнизонного военного суда от 12 мая 2009 года решение жилищной комиссии признано законным и обоснованным. В настоящее время Дудкин уволен с военной службы и исключен из списков личного состава, поэтому председатель ДОСААФ России не несет перед ним каких либо обязательств по предоставлению документов и тем более их направлению в Департамент жилищного обеспечения.
Представитель Директора департамента жилищного обеспечения МО РФ, возражая против удовлетворения требований заявителя, пояснил, что в установленном законом порядке с просьбой о признании его нуждающимся в получении жилья не обращался и какие либо документы подтверждающие право состоять на жилищном учете не представлял, поэтому его доверитель каких либо прав заявителя не нарушал.
Выслушав объяснения представителей ответственных должностных лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании приказом Министра обороны РФ от 11 апреля 2008 года №305 уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по состоянию здоровья в связи с признанием его <данные изъяты> к военной службе, что подтверждается выпиской из приказа.
Приказом председателя ЦС РОСТО «ДОСААФ России» от 27 ноября 2008 года с 27 декабря 2008 года исключен из списков личного состава РОСТО.
Из копии решения Волгоградского гарнизонного военного суда от 12 мая 2009 года видно, что обоснованности принятого Центральной жилищной комиссии решению оформленного протоколом от 15 сентября 2008 года об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий была дана оценка, и это решение жилищной комиссии исследовалось в судебном заседании. Основанием для отказа в признании нуждающимся в улучшении стало не предоставление им необходимых документов, а также совершением им действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Согласно определению судебной коллегии по гражданским делам от 23 декабря 2009 года решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 12 мая 2009 года вступило в законную силу.
Справка от 31 января 2012 года №212/124 подтверждает, что в департамент жилищного обеспечения МО РФ с просьбой о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и внесению его в единый реестр в качестве нуждающегося в получении жилищного сертификата не обращался.
В соответствие с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок реализации военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, своего права на приобретение жилья по избранному ими месту жительства посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153).Распоряжением правительства РФ от 6 апреля 2011 года программа «Жилище» продлена до 2015 года.
В соответствии с пунктом 65 Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета (владельца сертификата) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета.
При этом гражданин - участник подпрограммы считается реализовавшим свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) только после направления государственным заказчиком программы выписки из реестра оплаченных сертификатов органу исполнительной власти, выдавшему сертификат. Указанная выписка является основанием для снятия подразделениями и органами местного самоуправления гражданина - участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений)
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. В соответствие со статьей 27 действовавшей на момент увольнения заявителя с военной службы «Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации», приложение №1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», к рапорту о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
По смыслу приведенных норм жилищное законодательство в части касающейся обеспечения жильем военнослужащих не содержит норм, препятствующих постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, военнослужащих, которым ранее предоставлено жилое помещение по договору социального найма, за исключением случаев, когда жилые помещения принадлежат военнослужащим на праве собственности. В этом случае военнослужащим предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития в порядке определенном пунктом 4 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии с приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года №1297 «Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации», приложение №1 к приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» утратила силу с 9 ноября 2010 года.
На основании пункта 3 положения «О Департаменте жилищного обеспечения МО РФ» утвержденного приказом Министра обороны РФ №1888 от 23 декабря 2010 года «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения МО РФ» Департамент жилищного обеспечения является центральным органом военного управления и подчиняется заместителю Министра обороны РФ.
Пунктом 7 Положения установлено, что основными задачами Департамента жилищного обеспечения являются, в том числе, организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 г. № 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" установлено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации).
Следовательно Дудкин в период прохождения службы нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался. После увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава он к руководителю Департамента жилищного обеспечения МО РФ с просьбой о признании его нуждающимся в получении жилья не обращался. Анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод, что обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право состоять на жилищном учете лежит на заявителе, поэтому председатель ДОСААФ России каких либо обязательств по предоставлению указанных документов перед заявителем не несет и как следствие прав заявителя не нарушал. Поэтому заявление об оспаривании бездействия председателя ДОСААФ России, связанных с невключением в единый реестр как нуждающегося в получении жилищного сертификата и возложении обязанности на председателя ДОСААФ России по сбору и предоставлению документов, подтверждающих право заявителя на получение жилищного сертификата не подлежит удовлетворению.
Ссылка заявителя на решение жилищной комиссии Волгоградского областного РОСТО от 12 апреля 2005 года не состоятельна, поскольку указанной жилищной комиссий принято решение ходатайствовать перед Центральной жилищной комиссией о признании нуждающимся в получении жилья, которая в последующем отказала в признании заявителя нуждающимся в получении жилья. Кроме того, часть 2 статьи 61 ГПК РФ определяет, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствие с пунктом 4 статьи 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд. Как усматривается из копии решения Волгоградского гарнизонного военного суда от 12 мая 2009 года обоснованности принятого Центральной жилищной комиссии решению оформленного протоколом от 15 сентября 2008 года об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий была дана оценка, и это решение жилищной комиссии исследовалось в судебном заседании. Основанием для отказа в признан нуждающимся в улучшении стало не предоставление им необходимых документов, а также совершением им действий по намеренному ухудшению жилищных условий, поэтому оно имеет преюдициального значения для данного дела.
На основании изложенного суд также приходит к выводу, что при отсутствии надлежащего обращения в Департамент жилищного обеспечения МО РФ у ответственного должностного лица отсутствовали основания для принятия какого – либо решения по жилищному вопросу заявителя. Отсутствие этого обращения также не порождало противоправного бездействия со стороны Директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Поэтому не подлежит удовлетворению и его заявление в части требований о возложении на Директора ДЖО МО РФ обязанности по включению заявителя и членов его семьи в единый реестр как нуждающихся в получении жилищного сертификата с 2005 года.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления об оспаривании бездействия председателя ДОСААФ России и Директора ДЖО МО РФ, связанных с невключением заявителя в единый реестр как нуждающегося в получении жилищного сертификата и возложении обязанности на председателя ДОСААФ России по сбору и предоставлению документов, подтверждающих право заявителя на получение жилищного сертификата, а на Директора ДЖО МО РФ обязанности по включению заявителя и членов его семьи в единый реестр как нуждающихся в получении жилищного сертификата с 2005 года - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий В.В. Подгурский
<данные изъяты>