Направление военнослужащего, находящегося в распоряжении командира, к другому месту военной службы без приказа полномочного воинского должностного лица, признано незаконным

Показать текст
Подполковник медицинской службы Сорокина проходила военную службу по контракту в Федеральном государственном учреждении «Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Министерства обороны Российской Федерации».
29 октября 2009 года Сорокина обратилась к начальнику института с рапортом об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с предварительным обеспечением жилым помещением в городе Москве. Приказом начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 55 в связи с проведением в институте организационно-штатных мероприятий Сорокина была освобождена от воинской должности и зачислена в распоряжение начальника института. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2010 года № 245 с изменениями, внесенными в него приказом этого же должностного лица от 8 июня 2010 года № 621, институт реорганизован в форме присоединения к федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия» (город Санкт-Петербург) в качестве структурного подразделения с передислокацией в город Санкт-Петербург с 1 января 2011 года.
12 ноября 2010 года начальником института Сорокиной выдано предписание об убытии в город Санкт-Петербург в распоряжение начальника академии для дальнейшего прохождения военной службы. Об убытии Сорокиной в указанный населенный пункт начальником института 20 декабря 2010 года издан приказ № 362.
Полагая свои права нарушенными, Сорокина обратилась в военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия начальника института, связанные с выдачей ей названного предписания и возложением на нее обязанности по убытию к новому месту военной службы в распоряжение начальника академии в город Санкт-Петербург.
Гарнизонный военный суд заявление Сорокиной удовлетворил.
При этом суд обоснованно указал в решении, что в соответствии с Полномочиями должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 года № 410, правом назначения заявителя Сорокиной на воинскую должность как военнослужащей, имеющей воинское звание подполковника медицинской службы, наделен начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации,
Однако, несмотря на это, начальник института, не имея полномочий и соответствующего приказа полномочного воинского должностного лица о переводе Сорокиной к новому месту военной службы, 12 ноября 2010 года оформил и выдал заявителю предписание об убытии ее в академию в город Санкт-Петербург для дальнейшего прохождения военной службы и 20 декабря 2010 года издал об этом приказ № 362, который и был признан судом незаконным.
http://movs.msk.sudrf.ru/modules.php?na ... _sud&id=26
Добавлено спустя 42 минуты 11 секунд:
В распоряжении служить можно до гробовой доски... и это не будет считаться незаконным удержанием на военной службе более установленного ее срока...
Действия командовании, связанные с отказом в увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с предварительным обеспечением жильем во внеочередном порядке, судом кассационной инстанции признаны правомерными

Показать текст
Как усматривается из решения суда и материалов дела, в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил РФ должность старшего офицера 3 отдела 1 управления, которую занимал Зайцев, была сокращена. 19 марта 2009 года он обратился по команде с рапортом об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с предварительным обеспечением жилым помещением. Приказом соответствующего начальника Зайцев освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника управления с 11 мая 2009 года. В связи с тем, что шестимесячный срок нахождения в распоряжении истек, но он не обеспечен жильем и не уволен с военной службы, Зайцев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и нарушающим его права, а также права членов его семьи бездействие начальника и жилищной комиссии управления, связанные с не обеспечением его и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания во внеочередном порядке по месту прохождения военной службы и удержанием его в распоряжении сверх установленных сроков, не увольнением его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Кроме того он просил возложить на начальника и жилищную комиссию управления обязанность обеспечить его и членов семьи жилым помещением для постоянного проживания во внеочередном порядке по месту прохождения военной службы по нормам и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, на момент написания им рапорта об увольнении с военной службы. После обеспечения жилым помещением он просил возложить на начальника управления обязанность в установленном порядке представить документы на его увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил.
Судом кассационной инстанции данное решение в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, отменено и принято новое решение - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При этом суд кассационной инстанции исходил из следующего.
Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Подпунктом «а» пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 года № 599) определено, что увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями может производиться при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность, а также по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 указанного Федерального закона и Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Исходя из смысла изложенного, при сокращении занимаемой военнослужащим штатной должности в связи проводимыми организационно-штатными мероприятиями исключительное право на предложение военнослужащему высшей или низшей воинской должности, или же назначение его на равную воинскую должность, либо на увольнение с военной службы принадлежит командованию.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что Зайцев зачислен в распоряжение начальника управления, в своем рапорте выразил волеизъявление об увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с предварительным обеспечением жилым помещением по месту военной службы. Решением жилищной комиссии заявитель признан нуждающимся в жилом помещении, имеет общую продолжительность военной службы свыше 10 лет.
Таким образом, заявитель, имея право быть уволенным с военной службы по избранному им основанию, отказался от этого права, поставив его в зависимость от предоставления жилого помещения, то есть фактически высказал желание продолжить военную службу, поскольку без его согласия уволен он быть не может, как это и предусмотрено статьей 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 37 Инструкции, жилые помещения предоставляются гражданам, состоявшим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Аналогичные требования указаны в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В пункте 29 Инструкции также определено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обеспечение граждан жильем в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории граждан, имеющих аналогичные социальные гарантии.
Между тем, согласно материалам дела Зайцев находится на жилищном учете и состоит со 2 августа 2006 года в общей очереди военнослужащих управления на получение жилых помещений по договору социального найма. Кроме того, решением жилищной комиссии управления от 17 апреля 2009 года (протокол № 20) Зайцев включен в список военнослужащих управления, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Каких-либо данных о предоставлении жилых помещений жилищной комиссией другим военнослужащим в нарушение очередности заявителя в материалах дела не имеется.
Именно в связи с этим Пленум Верховного суда РФ в п. 1 постановления от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указал, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Таких нарушений командованием и жилищной комиссией прав заявителя не установлено.
Вот блин "гуманный" суд... если хотел уволиться, то на и заполучи... но без жилья...
Бездействие командования, связанное с удержанием на военной службе военнослужащего, признанного негодным к военной службе и желающего получить жилое помещение по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства, признано судом незаконным

Показать текст
Как видно из решения суда и материалов дела, Данилин в сентябре 2009 года заключением военно-врачебной комиссии был признан негодным к военной службе в связи с чем в октябре 2009 года обратился с рапортом по команде об увольнении его с военной службы по состоянию здоровья с предварительным обеспечением жильем (с учетом членов семьи) во внеочередном порядке в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - Московской области. Решением жилищной комиссии воинской части он признан нуждающимся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства, однако до настоящего времени не обеспечен жильем и не уволен с военной службы.
Полагая, что бездействием командира и жилищной комиссии воинской части, выразившемся в незаконном удержании на военной службе и необеспечении его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы нарушаются его права, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Положением о порядке прохождения военной службы, заявитель просил суд признать указанное бездействие незаконным и восстановить его нарушенные права.
Судом первой инстанции заявление Данилина удовлетворено частично.
Суд признал незаконным бездействие командира воинской части, выразившееся в непредставлении заявителя к увольнению с военной службы и обязал это воинское должностное лицо представить Данилина к увольнению с военной службы в порядке, установленном действующим законодательством.
Кроме того, суд взыскал в пользу Данилина судебные расходы в размере 40 рублей.
В удовлетворении остальных требований заявителю отказано.
Принимая такое решение, суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что заявитель проходит военную службу и обеспечен жилым помещением по норме по предыдущему месту военной службы и его в установленном порядке не сдал. В сентябре 2009 года заключением военно-врачебной комиссии он признан негодным к военной службе, в связи с чем в октябре 2009 года обратился с рапортом по команде об увольнении с военной службы по состоянию здоровья с предварительным обеспечением жильем с учетом членов семьи во внеочередном порядке в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - Московской области. Решением жилищной комиссии воинской части он признан нуждающимся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в Московской области.
Согласно п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии воинской части от 26 ноября 2008 года (протокол № 12) Данилин признан нуждающимся в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в городах Московской области (Балашиха, Люберцы, Красногорск, Клин, Кожухово, Митино).
Кроме того, в судебном заседании суда кассационной инстанции Данилин пояснил, что желания получать жилье по месту прохождения военной службы у него не имеется.
Поскольку заявитель обеспечен жилым помещением по нормам действующего законодательства по предыдущему месту военной службы, изъявил желание и был признан нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства, суд пришел к правильному выводу о возможности увольнения Данилина с военной службы по избранному им основанию и обоснованно возложил на командира войсковой части 32882 обязанность по представлению заявителя к увольнению с военной службы по состоянию здоровья в установленном законом порядке.
http://movs.msk.sudrf.ru/modules.php?na ... _sud&id=24