
Показать текст
В соответствие со ст. 2 ФЗ « О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Статьей 38 п. 11 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» установлено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно статьи 13 Устава внутренней службы ВС РФ, каждый военнослужащий имеет общие обязанности. При этом, как указано в уставе, военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации в служебной деятельности руководствуется требованиями законов, воинских уставов и не должен быть связан с деятельностью общественных, иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащий обязан:
- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;
- строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;
- постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;
- знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
- быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;
- беспрекословно повиноваться командирам (начальникам);
- всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;
Согласно ст. 23 этого же Устава все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения.
Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести, на основании и в порядке, установленных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Со¬глас¬но гл.1 Дис¬ци¬п¬ли¬нар¬но¬го ус¬та¬ва ВС РФ во¬ин¬ская дис¬ци¬п¬ли¬на есть стро¬гое и точ¬ное со¬блю-де¬ние все¬ми во¬ен¬но¬слу¬жа¬щи¬ми по¬ряд¬ка и пра¬вил, ус¬та¬нов¬лен¬ны¬ми за¬ко¬на¬ми, во¬ин¬ски¬ми ус¬та¬ва¬ми и при-ка¬за¬ми ко¬ман¬ди¬ров и на¬чаль¬ни¬ков.
Из ста¬тьи 48 Дис¬ци¬п¬ли¬нар¬но¬го ус¬та¬ва ВС РФ сле¬ду¬ет, что за на¬ру¬ше¬ние во¬ин¬ской дис¬ци¬п¬ли¬ны или об¬ще¬ст¬вен¬но¬го по¬ряд¬ка во¬ен¬но¬слу¬жа¬щий лич¬но не¬сет дис¬ци¬п¬ли¬нар¬ную от¬вет¬ст¬вен¬ность.
В соответствии со ст. 85 Дисциплинарного Устава ВС РФ на военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в Уставе и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.
Ст. 86 установлено, что принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Оно проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка.
В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает: действительно ли имел место проступок; где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен; в чем он выразился; наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами; каковы последствия проступка; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица; причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
Ст. 87 гласит, что при определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.
В ст. 88 Устава указано, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.
Ст. 64 командир батальона имеет право объявить выговор и строгий выговор.
Ст.96 о наложенных дисциплинарных взысканиях офицерам объявляется лично или на совещании. При объявлении дисциплинарного взыскания военнослужащему указываются причина, повлекшая наказание, и в чем состоит нарушение воинской дисциплины или общественного порядка.
Ст.97 строгий выговор объявляется только перед строем, на совещании или в приказе.
и ещё:
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Из норм законодательства следует, что военнослужащие, зачисленные в установленном порядке в распоряжение командира (начальника), обладают статусом военнослужащих.
Статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Особенности правового статуса военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определяются тем, что названные военнослужащие проходят военную службу не на воинских должностях.
В данном контексте следует выделить следующие особенности правового статуса указанной категории военнослужащих:
1. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются должностные обязанности, определяемые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных военнослужащему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
При этом на военнослужащих, зачисленных в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), в полном объеме распространяются общие и специальные обязанности военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих определены ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Некоторые общие обязанности военнослужащих (возлагаемые вне зависимости от занимаемых воинских должностей) определены в других статьях Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Специальные обязанности военнослужащие исполняют при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах (ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 22 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).
Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и др.), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.
Действующее законодательство не содержит прямого запрета на привлечение военнослужащих, зачисленных в распоряжение, к выполнению специальных обязанностей (привлечение к несению боевого дежурства (боевой службы), назначение в суточные и гарнизонные наряды, привлечение для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах).
При этом необходимо руководствоваться специальными правилами, установленными для данного вида службы (боевого дежурства, суточного наряда и т.д.), а также требованиями, предъявляемыми законодательством к личному составу, назначаемому (привлекаемому) к этому виду службы.
Так, например, в соответствии со ст. 283 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации дежурный по полку назначается из офицеров управления полка и батальонов, командиров рот и им равных. В отдельных батальонах и им равных воинских частях разрешается назначать дежурным по воинской части командиров взводов, а также прапорщиков штаба и служб батальона. В приведенном случае категории военнослужащих, которые могут быть назначены дежурными по полку, определены в зависимости от воинских званий и от принадлежности к названным в ст. 283 Устава подразделениям полка.
2. В соответствии со ст. 34 Устава внутренней службы по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.
Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.
Военнослужащие, зачисленные в распоряжение, воинских должностей не занимают и поэтому не могут являться начальниками или подчиненными по служебному положению. Соответственно их статус «начальник – подчиненный» по отношению к другим военнослужащим должен определяться их воинским званием.
Статьей 36 Устава внутренней службы предусмотрено, что по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:
маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота – для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга – для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана
3 ранга – для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;
младшие офицеры – для сержантов, старшин, солдат и матросов;
прапорщики и мичманы – для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;
сержанты и старшины – для солдат и матросов одной с ними воинской части.
Кроме того, начальником для военнослужащего, зачисленного в распоряжение, будет являться то должностное лицо, в распоряжение которого этот военнослужащий зачислен.
3. Военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников), не несут ответственности за правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.
В связи с тем, что военнослужащие, зачисленные в распоряжение, не замещают воинских должностей и на них не возлагаются должностные обязанности, они не могут быть привлечены к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
4. Военнослужащим, зачисленным в распоряжение командиров (начальников), не устанавливаются меры правовой и социальной защиты, а также виды материального обеспечения, установление которых в соответствии с действующим законодательством производится с учетом занимаемых военнослужащими воинских должностей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В связи с тем, что военнослужащие, зачисленные в распоряжение, проходят военную службу не на воинских должностях и не исполняют должностных обязанностей, для них не устанавливаются меры правовой и социальной защиты, а также некоторые виды материального обеспечения, предоставление которых действующим законодательством напрямую связано с замещением определенных категорий воинских должностей.
Примечание: в том случае, если на военнослужащего, находящегося в распоряжении, возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности в порядке, установленном ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, на этого военнослужащего распространяются меры правовой и социальной защиты, а также виды материального обеспечения, предусмотренные для военнослужащих, замещающих временно исполняемую должность. В указанном случае военнослужащий также может быть привлечен к соответствующему виду ответственности при неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, установленных по воинской должности, к временному исполнению которой он допущен.
Особенности материального обеспечения военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определяются тем, что они проходят военную службу не на воинских должностях и не исполняют должностных обязанностей. На военнослужащих, зачисленных в распоряжение, не распространяются меры правовой и социальной защиты, а также некоторые виды материального обеспечения, предоставление которых действующим законодательством напрямую связано с замещением определенных категорий воинских должностей.
Предоставление военнослужащим натуральных (неденежных) видов материального обеспечения (продовольственного, вещевого, обеспечения жилыми помещениями, медицинского, транспортного и др.) в соответствии с действующим законодательством осуществляется, как правило, вне зависимости от того, проходят они военную службу по контракту на воинских должностях или находятся в распоряжении. Соответственно в том случае, если в нормативном правовом акте не указано особо на то, что конкретный вид натурального материального обеспечения (конкретная норма обеспечения) предоставляется военнослужащим, замещающим определенные воинские должности, группы должностей, то данный вид натурального обеспечения (норма) распространяется и на военнослужащих, зачисленных в распоряжение.
Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, зачисленных в распоряжение командира (начальника), определены в Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с последующими изменениями) (Приложение к приказу министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200).
В соответствии с п. 46 указанного Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, определенных статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются:
- оклады по воинскому званию,
- оклады по ранее занимаемой воинской должности,
- процентная надбавка за выслугу лет,
- ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в порядке, предусмотренном пунктами 109-110 Порядка.
П. 47 Порядка устанавливает, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командиров (начальников) по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы, по истечении установленного срока нахождения в распоряжении командира (начальника) денежное довольствие может выплачиваться по решению министра обороны Российской Федерации (в отношении высших офицеров), заместителей министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника аппарата министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, флотами, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны.
В связи с изложенным необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что цитируемым пунктом 47 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих фактически урегулированы правоотношения, которые могут возникнуть только при нарушении соответствующими органами военного управления правил, установленных п. 2 ст. 13 Положения, п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Напомним, что названными нормами Положения и федерального закона предусмотрено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) – не более чем на 3 месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более чем на 6 месяцев.
С юридической точки зрения зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника) на сроки, превышающие установленные Положением и вышеназванным законом, а равно бездействие органов военного управления (должностных лиц), повлекшие нахождение военнослужащих в распоряжении свыше этих сроков, должны признаваться неправомерными как несоответствующие нормам названных закона и Положения.
Парадоксально, но цитируемый пунктом 47 Порядка при возникновении ситуации, обусловленной неправомерными действиями соответствующих должностных лиц, предписывается прекращать военнослужащим, находящимся в распоряжении, выплату денежного довольствия, то есть, по сути, приказ предусматривает ограничение прав военнослужащих на денежное довольствие на том основании, что в отношении их допущены неправомерные действия со стороны органов военного управления. Подобную ситуацию нельзя признать соответствующей принципу законности, так как ответственность за неправомерные действия органов военного управления возлагается не на виновных лиц, а на военнослужащих, в отношении которых допущено нарушение.
В случае нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении свыше сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения, и прекращения выплаты этому военнослужащему денежного довольствия за период нахождения в распоряжении свыше этих сроков военнослужащим могут быть применены предусмотренные законом способы защиты прав и законных интересов.
zhdyn, 30 суток, если выслуги 20 лет и более, то да.