ПРЕЗИДЕНТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
____________________________________
103132, г. Москва, ул. Ильинка, д. 23
от _Ивановой Марии Николаевны______,
Адрес: 123456, г. N, ул. Казанская, д. 12, кв. 125
Уважаемый Владимир Владимирович!
Я - жена военнослужащего, имеющего 26 года календарной выслуги, с 2008 года находящегося за штатом (“в распоряжении командира части”) вследствие организационно-штатных мероприятий в результате проводимой в Вооруженных Силах РФ реформы, и не уволенного из рядов Вооруженных Сил РФ в виду того, что наша семья не обеспечена постоянным жилым помещением по избранному месту жительства в г. Балашиха Московской области. Мой муж признан нуждающимся в получении жилья и находится в очереди на получение жилого помещения от МО РФ еще с 1997 года, в настоящее время находится в Едином Реестре военнослужащих нуждающихся в обеспечении постоянным жильем по ДСН, за все время службы в ВС РФ никогда жильем не обеспечивался. За время нахождения “в распоряжении” также еще ни разу не получил извещения о распределении квартиры в г.Балашиха. Согласиться на увольнение из ВС РФ с оставлением в списках очередников не представляется возможным – ведь если даже при нахождении в распоряжении за более чем 4 года не было предложено ничего по избранному месту жительства, то в нынешних реалиях про уже уволенного военнослужащего могут забыть и тогда можно никогда не дождаться квартиры. Поэтому муж вынужден ожидать квартиры, находясь “в распоряжении” до получения жилья на основании того, что право на получение жилья в натуральном виде до увольнения из ВС РФ закреплено в действующем на данный момент законодательстве. Муж оказался за штатом не по своей воле, а в результате проведенного прежним руководством МО РФ сокращения ВС РФ. Учитывая, что колоссальные финансовые ресурсы, выделенные государством на строительство жилья для военнослужащих в последние годы расходовались крайне неэффективно (жилье для военнослужащих строилось не там, где требовалось, а там где дешевле и в результате осталось много невостребованного жилья в дальнем Подмосковье при огромном количестве бесквартирных “распоряженцев”), я обосновано считаю, что вина в создавшейся ситуации находится полностью на прежнем руководстве МО РФ.
В начале мая текущего года в средствах массовой информации получила продолжение тема проведения радикальной реформы в сфере обеспечения постоянным жильем военнослужащих. Ее суть заключается в том, что квартиры военным больше предоставлять не будут. Взамен натурального жилья все они получат единовременную денежную выплату (ЕДВ). По мнению руководства Минобороны, такая мера ликвидирует очередь. Именно об этом 24 апреля 2013 года шел разговор Министра обороны С. Шойгу с членами Общественного совета при военном ведомстве. С. Шойгу просил членов Совета поддержать эту инициативу.
Основные положения грядущей реформы впервые были озвучены на февральских общественных слушаниях «Обеспечение военнослужащих жильем в городе Москве» заместителем министра обороны РФ Р.Цаликовым и получили развитие в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Его пункт 6 звучит так: «Военнослужащих – граждан и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более обеспечивают жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения... предоставляемой из федерального бюджета».
В документе особо подчеркивается: «Предоставление гражданам, указанным в настоящем пункте, единовременной денежной выплаты является исполнением государством своих обязательств по обеспечению жилыми помещениями указанных граждан».
Из текста проекта непонятно, на кого будет распространяться его действие. Вы неоднократно подчеркивали в своих выступлениях, что закон обратной силы не имеет, и, по логике, военнослужащий, вставший на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания до момента издания поправок, не должен сам искать жилье, тем более по увольнению. Должность моего мужа была сокращена в результате организационно-штатных мероприятий и, как подлежащий увольнению по этому основанию при его выслуге более 20 лет, он приобрел право на получение постоянного жилья по избранному месту жительства уже достаточно давно – еще в 2008 году.
Однако, судя по поспешности разработки данного законопроекта и по тому, какую личную заинтересованность в его реализации проявляет руководство военного ведомства, можно предположить, что данная норма будет распространяться на все категории, вне зависимости от даты признания нуждающимися в постоянном жилье. Меня, как супругу военнослужащего, это очень сильно беспокоит!!! Общественное обсуждение намечаемых изменений в жилищное обеспечение военнослужащих МО РФ не проводится несмотря на все заверения руководства МО РФ об открытости Минобороны, детали держатся от общественности в секрете, работники ДЖО МО РФ открыто заявляют, что ”квартир в ближнем Подмосковье больше не будет, ждите с 2014 года мизерную компенсацию”. Это дает все основания предполагать, что интересы военнослужащих и их семей учитываться не будут.
В проекте закона говорится: «Единовременная денежная выплата предоставляется в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба». О каких суммах идет речь?
Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством РФ. Выдавать ЕДВ планируется по средней стоимости жилья по стране, без учета региональных поправочных коэффициентов?
Судя по планируемой сумме, майор с выслугой 20 лет и семьей из трех человек получит 3 118 000 руб. Офицер в звании полковника с выслугой 25 лет и семьей из четырех человек получит 5 742 000 руб. Суммы небольшие, а для Москвы и Московской области – мизерные. Прошу Вашего содействия в предлагаемой руководством Минобороны инициативе - лично чиновникам Минобороны опробовать и купить на единовременную денежную выплату (ЕДВ) с учетом состава семьи и выслуги лет, разумеется, квартиру в г. Москва или, хотя бы в ближнем Подмосковье.
Очевидно, что при введении ЕДВ моя семья не сможет купить квартиру в ближайшем Подмосковье. Своих сбережений на покупку соответствующего жилья за срок в 1,5 года, как военнослужащим подняли денежное довольствие, накопить нереально. В случае введения ЕДВ вместо обеспечения жильем в натуральном виде моя семья будет вынуждена либо купить весьма скромное жилье в ближнем Подмосковье на сколько хватит этой ЕДВ либо более-менее подходящее жилье в том регионе, где сложнее найти работу, хуже инфраструктура. И в том, и в другом случае будут нарушены и мои права, и, что особенно важно, нашего малолетнего ребенка.
Также, в случае введения ЕДВ вместо обеспечения жильем в натуральном виде, мой муж будет сразу же уволен и до покупки квартиры жилья (а это может занять весьма большой срок по времени!) наша семья не сможет зарегистрироваться по месту будущего проживания, а значит, мы с мужем не сможем устроиться на работу (наша семья останется без соответствующего источника средств к существованию – пенсии мужа недостаточно для проживания семьи из 3 человек), ребенка нельзя будет устроить в детский сад, все мы не сможем получать бесплатную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения!
Почему и по каким соображениям планируется выдавать ЕДВ по средней стоимости жилья по стране, без учета региональных поправочных коэффициентов? Кстати, в МВД, где единовременная денежная выплата реализуется с 1 января 2012 года, она куда весомей. Для сведения: сотрудник полиции, отслуживший в органах 20 лет, имеющий состав семьи четыре человека, может претендовать в Москве на сумму в 19 724 000 руб. Считаю, что должностных лиц Минобороны РФ, занимающихся решением жилищной проблемы, мало интересуют проблемы военнослужащих и членов их семей, и их будущее. Задача – усидеть в кресле любой ценой. По их задумке, ЕДВ должна стать основной и безальтернативной формой обеспечения военнослужащих жильем с 2014 года. Маленький человек теряется на фоне глобальных проблем очередного этапа военного строительства.
Никого не смущает и то, что государство фактически вместо предоставления постоянного жилья в натуральной форме переходит к предоставлению денежного эквивалента стоимости жилых помещений по сильно заниженным, откровенно взятым с потолка ценам.
В принципе деньги – это хорошо. Прекрасно, когда их много, и ты умеешь грамотно ими распорядиться. Но покупка жилья – дело не просто хлопотное, а довольно-таки рискованное. Кто обезопасит мою семью от нечестных риелторов, застройщиков? Где гарантия, что после принятия поправок цены на жилье не взлетят, а жертвы очередной «реформы» (любая из них требует жертвоприношения) не окажутся на улице?
От введения ЕДВ выиграет Министерство обороны, освободившееся от «груза» распоряженцев, а также строительные корпорации и риелторы. А вот пострадают не только военные, чьи права будут нарушены, - «реформа» ударит по всем потенциальным покупателям в нескольких регионах страны. Вброс бюджетных денег повлечет рост цен на рынке недвижимости.
Остроту процессу придаст то, что после массовых, ничем неоправданных сокращений в МО РФ в 2008–2009 годах, в распоряжении командиров и начальников находится 43 000 бесквартирных офицеров. Дабы красиво и в срок отрапортовать Вам о ликвидации жилищной очереди, их нужно в срочном порядке уволить, не прилагая особых усилий.
Считаю, что Министерство обороны РФ своими действиями встало на путь грубого нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод военнослужащих и членов их семей в порядке обеспечения их постоянным жильем по избранному месту жительства, так как согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прошу Вас, как Гаранта Конституции Российской Федерации, вмешаться в антиконституционную инициативу Министерства обороны Российской Федерации в вопросе обеспечения военнослужащих МО РФ с 2014 года постоянным жильем путем выплат ЕДВ на его приобретение, и не допустить внесения поправок в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Прошу Вас разъяснить мне суть и содержание законодательных инициатив Минобороны России, его превышения полномочий в части попытки правки ЖК РФ относительно отдельных категорий граждан (военнослужащих МО РФ), а также Вашу оценку планируемых изменений порядка обеспечения жилыми помещениями военнослужащих МО РФ.
Так же прошу разъяснить различия в правовом статусе между военнослужащими МО РФ, ФСБ, ФСО, МВД, МЧС в порядке правоприменимости единого для всех военнослужащих ФЗ "О статусе военнослужащих" в части, касающейся обеспечения жилыми помещениями.
Так же прошу разъяснить обоснованность различий в выделяемых суммах для приобретения жилья между федеральными государственными служащими и сотрудниками полиции с одной стороны и военнослужащими МО РФ – с другой. В соответствии с приводимыми в журнале “Право в Вооруженных Силах” 2012, №10 (Приложение 1) в статье Е.Г. Воробьева и И.В. Печенева “О равенстве в жилищных правах федеральных государственных служащих: сказка-быль на юридическую тему” расчетами по действующему в настоящее время законодательству для приобретения квартиры в Москве при составе семьи 3 человека и выслуге 25 лет федеральный государственный гражданский служащий и сотрудник полиции имеют право на получение суммы в 15 582375 рублей, а военнослужащий МО РФ в порядке обеспечения госу-дарственным жилищным сертификатом – на получение суммы в 2 028240 рублей !?! Нет сомнений в возможности установления законодателем правовой дифференциации в регулировании различных видов государственной службы с учетом их объективных особенностей (ч. 2 ст. 3 Закона о системе службы). Но чем обоснованы столь существенные различия в регулировании типичного, одинакового по своей природе права на постоянное жилищное обеспечение, которое сегодня оказывается откровенно ущербным для военнослужащих по сравнению с другими государственными служащими? Ведь нельзя говорить о присутствии какой-либо справедливости в этом вопросе при наличии разницы в 7,5 раз (!!!) в суммах, выделяемых государством на приобретения положенного жилья для государственных служащих разных видов государственной службы! Прошу разъяснить будет ли сохранена подобная дискриминация военнослужащих МО РФ по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими и сотрудниками полиции.
Какими правовыми актами установлен особый статус МО РФ, позволяющий вносить законодательные инициативы, ущемляющие конституционные права отдельных категорий граждан?
С уважением,
________________ Иванова М.Н.
«_____» мая 2013 г.
Приложение 1
О РАВЕНСТВЕ В ЖИЛИЩНЫХ ПРАВАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: СКАЗКА-БЫЛЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Е.Г. ВОРОБЬЕВ, И.В. ПЕЧЕНЕВ
Воробьев Е.Г., кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.
Печенев И.В., преподаватель юриспруденции, соискатель ученой степени кандидата юридических наук, майор.
Правовое моделирование реализации норм о денежных формах жилищного обеспечения государственных служащих позволяет утверждать о том, что права военнослужащих значительно ущемлены по сравнению с аналогичными правами граждан в других видах государственной службы.
Предлагаемая в виде сказки юридическая фантазия вряд ли могла бы появиться на страницах такого солидного правоведческого научно-практического издания, как журнал "Право в Вооруженных Силах", если бы не одно но: за заявленной несерьезной жанровой формой на самом деле скрывается отнюдь не развлекательное юридическое содержание. В ней, говоря языком юриспруденции, представлены результаты применения метода правового моделирования реализации наиболее значимых правовых предписаний общего и специального законодательства о жилищном обеспечении федеральных государственных служащих различного вида. Что из этого получилось и как это оценить, судить читателю.
А теперь сама сказка.
Было у отца три сына. И все они - умные. Каждый хотел быть полезным обществу и государству, а потому посвятил свою жизнь делу федеральной государственной службы. Старший направил свою деятельность на стезю гражданскую, средний - правоохранительную, а младший - на военное поприще (ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <1>).
Служили братья честно и долго, по 25 лет, а потому со временем заняли вполне солидные должности в граде Москве, получили соответствующие им чины и звания: государственного советника Российской Федерации 2 класса, подполковника полиции и подполковника, соответственно. Как и все госслужащие, братья много не зарабатывали, но и не бедствовали. Семьи их были самые обыкновенные, среднестатистические: муж, жена, один ребенок <2>. А к концу службы все решили остаться в столице на постоянное жительство: здесь и опытным служивым людям всегда место найдется, и жены при деле до пенсии дотянут, и дети с внуками при учебе, работе и культуре будут. Хорошо!
И обратились братья к ведуну-юристу с вопросами, есть ли у них право на получение столь желанного столичного жилья от государства, а если есть, то когда и как это право можно осуществить. Юрист их не только не расстроил, но и обрадовал.
- Есть, - говорит, - общее законодательство, в котором закреплено единство правовых и организационных основ всех видов службы (ст. 3 Закона о системе службы). Существуют и специальные нормативные правовые акты, в которых каждому государственному служащему разного вида жилье обещается. Для старшего сына прописано это в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <3>, для среднего - в Федеральном законе от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ
--------------------------------
<1> Далее - Закон о системе службы.
<2> Применяем государственный подход в расчетах нуждаемости: согласно статистическим данным, средняя российская семья (и семья госслужащего) состоит из трех человек и потому вправе претендовать на жилье общей площадью 54 квадратных метра.
<3> Далее - Закон о гражданской службе.
"О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>, а для младшего - в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <5>.
Старшему брату, гражданскому чиновнику, о его жилищных правах вот что было поведано.
Согласно ч. 4 ст. 53 Закона о гражданской службе ему при определенных условиях, учтенных законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых, соответственно, постановлением Правительства Российской Федерации. В самом Законе это право всего лишь обозначено, а все конкретные подробности регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" <6>, согласно которому при замещении должности государственной гражданской службы не менее одного года служащий может быть принят на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты <7> при наличии жилищной нуждаемости. При этом устанавливается единая учетно-постановочная норма: общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна составлять менее 15 квадратных метров (эта норма одинакова и для нанимателя по договору социального найма, и для члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, и для собственника жилого помещения, и для члена семьи собственника жилого помещения, причем независимо от места жительства) (ч. 2 п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63).
Расчет ЕВ осуществляется на основании:
- норматива причитающейся площади жилья, устанавливаемого Правительством Российской Федерации;
- средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определяемого ежеквартально Министерством регионального развития Российской Федерации;
- поправочного коэффициента за выслугу лет, устанавливаемого Правительством Российской Федерации;
- поправочного коэффициента к размеру средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья с учетом места прохождения гражданской службы гражданским служащим, определяемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации <8>.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера ЕВ на семью из трех и более человек устанавливается из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи, т.е. в конкретном случае для семьи старшего брата он равен 54 квадратным метрам (п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63).
Поправочный коэффициент с учетом стажа гражданской службы (полных лет) установлен в следующих размерах: от 3 до 5 - 1,05; от 5 до 9 - 1,1; от 9 до 11 - 1,15; от 11 до 15 - 1,2; от 15 до 20 лет - 1,25; 20 и более - коэффициент увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5. Следовательно, для государственного служащего с выслугой 25 лет он будет предельно высоким и составит 1,5 (п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63).
--------------------------------
<4> Далее - Закон о социальных гарантиях.
<5> Далее - Закон о статусе.
<6> Далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 63.
<7> Далее - ЕВ.
<8> С марта 2012 г. - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Региональный поправочный коэффициент, учитывающий разницу цен по регионам, для г. Москвы равен 2,25 <9> (п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63).
- Таким образом, - подытожил ведун, - для приобретения жилья на семью из трех человек в г. Москве госслужащий вправе рассчитывать на определенную денежную сумму, которая может быть рассчитана по трем вариантам...
В данном месте возникает необходимость прервать наше плавное повествование для уточнения вопроса, откуда появились эти самые варианты. Мы умышленно не делаем это в подстрочной сноске (хотя именно так было бы правильнее для сохранения гармонии в дальнейшем изложении нашей сказки), во-первых, полагая, что далеко не каждый читатель к этим самым сноскам обращается, и, во-вторых, честно оберегая читательское зрение (да простит нас редакция журнала за столь откровенный намек). Сама же эта оговорка не столь мала по объему и весьма существенна для пояснения сути вопроса, так что ею нельзя пренебречь. Смысл же ее сводится к следующему.
Денежные начисления государственных бюджетных средств - штука весьма конкретная. Ни один экономист или правовед не согласится с тем, что в регулировании таких вопросов при одних и тех же фактических обстоятельствах могут быть какие-либо различные варианты. С этим не согласны и мы. Но, обратившись к правовым нормам, с удивлением обнаруживаем, что столь странная вариативность вполне возможна, причем вопреки не только общему требованию конкретности для любого юридического предписания, но и просто логически непротиворечивому регулированию любых денежных отношений.
Дело вот в чем.
Законодательством о социальной помощи в решении проблем населения установлены различные, но вполне конкретные порядки начисления бюджетных средств для жилищного обеспечения граждан - адресатов права. В этих порядках нас интересует лишь один из элементов, относящийся к исходному размеру определения стоимости одного квадратного метра жилья для последующего отсчета стоимости его общей площади.
В одних случаях за отправную величину берется средняя рыночная стоимость жилья по Российской Федерации в целом. Данная величина определяется один раз в полгода (на полугодие). Тогда для приведения этой абстрактной средней цены в соответствие с существующими региональными различиями применяются региональные коэффициенты, повышающие размер начислений для субъектов Российской Федерации с более дорогостоящим жильем в зависимости от уровня разрыва цен.
В других случаях расчет стоимости производится от средней рыночной стоимости жилья по субъектам Российской Федерации. Данная величина определяется ежеквартально (на текущий квартал). Вполне уместно полагать, что при таком подходе региональные различия в ценах на рынке жилья уже и так учтены, поэтому каких-либо повышающих или понижающих региональных коэффициентов быть не должно.
Теперь же еще раз процитируем правовую норму, установленную для федеральных государственных гражданских служащих по исследуемому нами вопросу: "Расчет единовременной выплаты осуществляется федеральным государственным органом на основании... размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемого Министерством регионального развития Российской Федерации ежеквартально (здесь и далее в цитате выделено нами. - Авт.), и поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения гражданской службы гражданским служащим, определяемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно" (п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63).
--------------------------------
<9> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1597н "Об утверждении поправочного коэффициента средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2012 год".
Нетрудно заметить, что в приведенной выше норме не оговаривается, о какой средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья идет речь конкретно - о федеральной или региональной. Если речь идет о стоимости, устанавливаемой ежеквартально, то следует полагать, что это региональная величина. Однако и региональный коэффициент, налагаемый на исходную величину, предусмотрен безальтернативно.
Отсюда и появляется та самая вариативность, о которой странно заговорил наш сказочный юрист-консультант. Следуя логике закона, можно считать исходным федеральный норматив, применяя, как это и предусмотрено в обычном порядке, региональный коэффициент. Можно считать исходным региональный норматив, не применяя при этом региональный коэффициент. Можно, наконец, считать исходным региональный норматив и применять (по сути, второй раз) региональный коэффициент.
Для сравнения: в положениях, относящихся к регулированию начислений средств по государственным жилищным сертификатам для жилищного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, аналогичная норма не допускает какого-либо различного толкования. В ней прямо указано, что социальная выплата предоставляется в размере исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации (п. п. 13, 14 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 <10>).
А теперь, после поясняющей оговорки, продолжим наше сказочное повествование...
И вот какие расчеты представил консультант старшему брату.
Вариант 1. Расчет ЕВ от средней рыночной стоимости жилья по Российской Федерации:
(расчетная площадь жилья - 54 квадратных метра) x (средняя стоимость одного квадратного метра в Российской Федерации - 31300 руб. <11>) x (поправочный коэффициент за выслугу 25 лет - 1,5) x (региональный поправочный коэффициент - 2,25) = (размер ЕВ - 5759100 руб.).
Вариант 2. Расчет от средней рыночной стоимости жилья по субъекту Российской Федерации без регионального поправочного коэффициента:
(расчетная площадь жилья - 54 квадратных метра) x (средняя стоимость одного квадратного метра в г. Москве - 85500 руб. <12>) x (поправочный коэффициент за выслугу 25 лет - 1,5) = (размер ЕВ - 6925500 руб.).
Вариант 3. Расчет от средней стоимости жилья по субъекту Российской Федерации с региональным поправочным коэффициентом:
(расчетная площадь жилья - 54 квадратных метра) x (средняя стоимость одного квадратного метра в г. Москве - 85500 руб. <13>) x (поправочный коэффициент за выслугу 25 лет - 1,5) x (региональный поправочный коэффициент - 2,25) = (размер ЕВ - 15582375 руб.). - При этом, - добавил правовед, - нужно учесть наличие той особой государственной благосклонности к данному виду службы, согласно которой размер ЕВ гражданскому служащему может быть увеличен сверх норматива на основании решения руководителя федерального государственного органа с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей (п. 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63).
--------------------------------
<10> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
<11> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2011 г. N 562 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года".
<12> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 143 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2012 года".
<13> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 143.
Так что с приобретением своего жилья за счет государства все будет хорошо.
Для среднего брата, полицейского, установлены весьма похожие правила.
- С недавних пор, - поведал юрисконсульт, - законодательство о жилищном обеспечении для сотрудников органов внутренних дел существенно изменилось, причем в лучшую сторону.
Если сотрудник не стал инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (в таком случае полицейский может получить и жилье в натуре), то он имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения <14>. Данное право возникает у полицейского уже по истечении 10 лет календарной выслуги (стажа службы в органах внутренних дел).
Как и для государственных гражданских служащих, полицейским установлена единая норма принятия их на учет в качестве нуждающихся в получении ЕСВ на территории всей Российской Федерации - менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (ст. 4 Закона о социальных гарантиях).
Порядок начисления размера ЕСВ установлен по правилам Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" <15>, зависит от тех же самых условий и осуществляется по тем же самым правилам, что и для федеральных государственных гражданских служащих.
- Следовательно, - подытожил знаток государственного права, - выплаты в размерах, на которые может рассчитывать старший брат, полагаются и среднему.
Младшему, служивому, жилищных гарантий законом установлено даже больше, однако по-иному, чем для прочих братьев.
Во-первых, младший брат как военнослужащий, в отличие от братьев, вправе рассчитывать на выбор одной из трех форм жилищного обеспечения. Хочет - может получить жилье в натуре, причем или по правилам социального найма, или сразу приобрести государственное жилье в собственность (абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона о статусе). Во-вторых, если первые две формы его не устраивают или жить без квартиры в ее ожидании невмоготу, перед увольнением с военной службы он имеет право и на выплату денежных средств посредством получения государственного жилищного сертификата <16> (абз. 1 п. 14 ст. 15, абз. 3 п. 1 ст. 23 Закона о статусе).
Только вот учетная норма для признания нуждаемости в жилье для военнослужащих, в отличие от остальных госслужащих, может быть разной, ибо зависит это от места службы (жительства) <17>. Но так как для всех гражданских москвичей (а чем вы, военные, хуже или лучше?) она одинакова, то в конкретном случае для младшего брата эта норма будет на 5 квадратных метров меньше размера аналогичной нормы для признания нуждаемости в жилье у других братьев и составит менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи согласно региональному законодательству г. Москвы <18>.
--------------------------------
<14> Далее - ЕСВ.
<15> Далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1223.
<16> Далее - ГЖС.
<17> Проблема неравенства жилищных прав военнослужащих, для которых де-юре и де-факто применяются не единые федеральные учетные нормы, а нормы региональные, что ставит их в неравное правовое положение не только по отношению к другим госслужащим, но и по отношению друг к другу в зависимости от места их военной службы (места жительства), неоднократно поднималась на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах". См., например: Трофимов Е.Н. О некоторых вопросах, связанных с применением учетной нормы предоставления жилья во времени в целях оценки права военнослужащих на улучшение жилищных условий // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 1; Воробьев Е.Г. Об учетных нормах для приобретения военнослужащими права на улучшение жилищных условий: к чему и почему ведет устоявшаяся правоприменительная практика? // Там же. 2010. N 3, 4.
<18> Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
- Но, слава богу, - подбадривал правовед, - что младший брат даже к концу службы остался бесквартирным, не вселился ни к родителям жены, ни к своим родственникам, ни в подмосковный или иной военный городок, а то и вовсе своего разового жилищного права бы лишился <19>.
Есть, правда, одна небольшая загвоздка в реализации первых двух форм получения жилья. Оно для военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в столице давно не строится и не приобретается, ведь это весьма накладно для военного ведомства. Земля дорогая, а цены на жилищном рынке вообще заоблачные. В Подмосковье, а это рядышком, квартиры в два раза дешевле. А ведомство казенные средства считать умеет, неэкономно расходовать их не будет. Оно лучше земли московские, за ним закрепленные, и квартиры, в Москве имеющиеся, по коммерческим ценам другим продаст, а на вырученные средства построит или приобретет иное жилье для своих служащих хотя и в других местах, но по количеству на порядок больше <20>. И неважно, что многие из таких квартир на дальних окраинах или вне нормальных населенных пунктов не будут сразу заселены <21>, ведь запас-то в буквальном смысле капитальный, а он карман не тянет.
А вот получить ГЖС - это пожалуйста! Но и с ним не все так гладко, ибо большинство военнослужащих, следует полагать, исключительно из вредности или непостоянства по причине своего права выбора <22>, дожидаются жилья, а от сертификатов отказываются: стоимость их, видишь ли, не столь велика, как ЕВ или ЕСВ, предусмотренных для старших братьев.
И юрист тут же произвел подсчет стоимости ГЖС в г. Москве, который младшему брату во всей красе представил:
(расчетная площадь жилья - 54 квадратных метра) x (средняя стоимость одного квадратного метра в Российской Федерации - 31300 руб.) x (региональный поправочный коэффициент - 1,2 <23>) = (размер ГЖС - 2028240 руб.).
Маловато для столицы, конечно, тем более по сравнению с размером ЕВ или ЕСВ, установленным для других братьев, но и на эти деньги кое-что прикупить можно. Вот, например, согласно жилищным прайс-листам экономисты в г. Москве как-то нашли самые недорогие однокомнатные квартиры в пределах 3,3 млн. руб., а двушку и за 4 млн. руб. сыскать можно. За московской кольцевой дорогой и в старых домах, правда, но зато в Москве <24>.
--------------------------------
<19> Верховодов В.А. Самый быстрый способ обеспечения жильем, или о том, почему открываются военные городки // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 1; Трофимов Е.Н. К вопросу о предоставлении гражданам жилых помещений в порядке отселения из закрытых военных городков // Там же. 2011. N 11; Ильменейкин П.В. О некоторых пробелах правового регулирования жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы // Там же; Он же. Правовые пробелы в вопросах нормативного регулирования порядка жилищного обеспечения жителей закрытых военных городков // Там же. N 4.
<20> Чуйков А. Это залет, солдат... // Аргументы недели. 2012. N 24; Воробьев Е.Г. Современная государственная политика в отношении военных городков: о жилищных правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и не только // Электронное научное издание "Военное право". 2010. N 3. URL:
http://www.voennoepravo.ru.
<21> По данным контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, на 1 января 2012 г. на балансе Минобороны России насчитывалось 59,6 тыс. квартир, которые не были заселены военнослужащими, так как эти квартиры были с большими недоделками и зачастую находились в отдаленных и не приспособленных к жизни районах (Правовой уголок офицера ВС Российской Федерации. URL: http:// voen-pravo.ru/ forum/ viewtopic.php?f= 68&t=663).
<22> Руководители военного ведомства не раз упрекали норму Закона о статусе о праве военнослужащих на выбор форм их жилищного обеспечения. Это, по их мнению, мешает плановой работе ведомства и срывает выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации. И недаром Министерство обороны Российской Федерации в конце 2011 г. инициировало законопроект, согласно которому в случае трехкратного отказа от постоянного жилья такому военнослужащему выплачивается денежная компенсация.
<23> Постановление Правительства Российской Федерации N 153.
<24> Аксенов А. Жилье Москвы: центр и окраины в рублях и метрах // Недвижимость. Приложение к деловой газете "Взгляд". 2009. 19 мая.
А не нравится или не сможет доплачивать - придется еще подождать, ибо начиная с 2013 г. строительство 3 тыс. квартир в самой Москве обещается, хотя в очереди состоят почти 10 тыс. действующих и бывших военнослужащих <25>.
Пока же суть да дело, можно и в военный суд сходить. Он жилищное право служивого обязательно признает, его же (это право) ему и присудит. Ну а то, что исполнение судебных решений по предоставлению жилья - дело небыстрое, то это не от суда зависит <26>. Недаром и иноземный Страсбургский суд от российских военных уже хоронится, так как и его доняли своими многолетними жилищными притязаниями к своему государству <27>.
На этом, пожалуй, завершим свое квазисказочное повествование. Как говорится, тут и сказочке конец...
Однако нить начатых рассуждений обязательно продлим, попытавшись довести их до логического завершения, ибо недосказанность в сказке дает обильную пищу для фантазии, в то время как недосказанность в праве - юридическую неопределенность, богатую почву для всевозможных социально-правовых разногласий, т.е. для бесправия.
Какой из трех вариантов в реальной жизни выбрали бы для себя старший и средний братья, догадаться несложно. Между прочим, отметая в сторону все досужие правовые рассуждения о социальной справедливости, единстве в правовом регулировании и пр., а придерживаясь лишь формальной голой буквы закона, этот наилучший вариант и есть самый правильный, самый законный, как вытекающий из буквального толкования норм п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63, и п. 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223. Остальные граждане России, в том числе и военнослужащие, о таком варианте могут лишь мечтать. Еще бы: разрыв в размерах денежной государственной помощи между ЕВ, ЕСВ и ГЖС - более чем в 7,5 раза.
Лишь на одном примере, выхваченном из сложной системы правовых предписаний, предназначенных для регулирования одного и того же права разных федеральных государственных служащих, мы убедились в том, насколько по-разному установлены эти правила.
Федеральные государственные гражданские служащие получили от близкого к ним работодателя (ласковый теленок известно что делает) очевидные преференции в материальных возможностях адекватного решения своих жилищных проблем.
Полицейские до недавних пор довольствовались теми же правилами, что и военнослужащие, поэтому положение дел с жильем в этой системе до сих пор остается не менее сложным, чем в Министерстве обороны Российской Федерации. Только об этом громко не говорят. По официальным данным Департамента тыла МВД России, всего три года назад в этом ведомстве нуждались в жилье более 100 тыс. очередников (в том числе около 20 тыс. военнослужащих внутренних войск МВД России), причем половина из них вообще не имела жилья <28>.
--------------------------------
<25> Гаврилов Ю. Служу столице. Минобороны построит в Москве 3 тысячи квартир // Российская газета. 2012. 9 июля.
<26> Корякин В.М. Может ли судебное решение быть заведомо невыполнимым? // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 8; Выскубин А.А. О некоторых аспектах присуждения военнослужащим компенсации за неисполнение судебного постановления в разумный срок // Там же. N 9; Он же. Некоторые предложения о порядке действий командира воинской части по исполнению вступившего в законную силу решения суда о предоставлении жилого помещения военнослужащему // Там же. 2009. N 1.
<27> Артемьев А., Ульянова Ж. Военные ждали квартир незаконно: ЕСПЧ удовлетворил жалобу российских военнослужащих, которым государство не предоставляет жилье. Российские военные выиграли еще один коллективный иск к Российской Федерации URL:
http://www.gazeta.ru/ politics/ 2012/ 04/ 17_a_4348389.shtml.
<28> ИНТЕРФАКС URL: http://
http://www.bank-city.ru/ nedvig/ 28586- bolee- 50- tysyach- semej- rossijskix- milicionerov- ne.html.
И лишь полгода назад, в период новейшей реформы перехода от милиции к полиции, ведомство сумело присоединиться к тем благоприятным нормативным правилам, которые прописаны для гражданских чиновников <29>.
Зато военнослужащие, обремененные багажом пережившего все и вся постсоветского порядка их жилищного обеспечения, продолжают оставаться в хвосте жилищного права госслужащих, существенно обновленного для других видов службы под новые рыночные условия.
В комедии "Студент" известного русского писателя и государственного деятеля А.С. Грибоедова честолюбивый, но недалекий провинциал, мнящий себя самобытным и даже талантливым поэтом, сразу после выпуска из Казанского университета (где он изрядно "изучил" политические, экономические и правовые науки) приехал в столицу с намерением стать состоятельным, причем не иначе как на поприще деятельности государственного человека. Весьма прямолинейно добиваясь служебной и личной протекции у своего покровителя, придворного чиновника высокого ранга (ему заочно была обещана не только непыльная должность, но и невеста - воспитанница патрона), бывший студент выслушивает от гусарского ротмистра следующую притчу о выборе возможного направления своей трудовой деятельности, всегда полезной государству. Приведем ее.
"Вот вам, как Ивану Царевичу, три пути: на одном лошадь ваша будет сыта, а вы голодны - это наш полк; на другом и лошадь, коли она у вас есть, и сами вы умрете с голоду - это стихотворство; а на третьем и вы, и лошадь ваша, и за вами еще куча людей и скотов будут сыты и жирны - это статская служба".
Время проходит, изменяются социально-экономические формации и соответствующие им нормативные порядки. Но с соблюдением ли принципов равенства и социальной справедливости в правовых гарантиях жилищных и иных материальных прав военнослужащих по отношению к правам других госслужащих происходят такие изменения? Много ли мы слышим о проблемах с жильем для гражданских чиновников, как правило, почти всегда проходящих службу и живущих в одном месте? Зато жилищный завал у вечных скитальцев-военнослужащих, самим характером военной службы обреченных жить долгие годы без своего постоянного угла, стал притчей во языцех.
Так не должен ли акцент в государственных жилищных гарантиях быть сделанным с точностью до наоборот?
Нет сомнений в том, что федеральный законодатель совершенно справедливо допускает возможность правовой дифференциации в регулировании различных видов государственной службы с учетом их объективных особенностей (ч. 2 ст. 3 Закона о системе службы). Но чем обоснованы столь существенные различия в регулировании типичного, одинакового по своей природе права на постоянное жилищное обеспечение, которое сегодня оказывается откровенно ущербным для военнослужащих по сравнению с другими государственными служащими, так и непонятно. И такое положение дел, несмотря на все предпринимаемые государством усилия <30>, сохраняется, ибо истоки выявленного социально-правового неравенства заложены в недрах самих законов и подзаконных актов.
Вопрос: доколе?
В последних строках своего повествования просим читателя о снисхождении за литературное качество предложенного сказочного материала. Гротесковая форма позволила не столько побалагурить, сколько умышленно гиперболизировать использованные в статье правовые нормы и факты практической реализации закона, не искажая при этом их юридической сути. А усилия наши были сосредоточены совсем на ином, ибо каждый взрослый и так хорошо знает, что сказка - ложь...
<29> Следует откровенно признать следующее: то, что для сотрудников этого ведомства даже накануне своей очевидной отставки сумел сделать генерал армии Р.Г. Нургалиев, заслуживает искреннего уважения как поступок офицера-руководителя, до последней минуты не на словах, а на деле радеющего за права уже не своих подчиненных.
<30> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".