#771
Непрочитанное сообщение Джон Поллок » 30 июл 2012, 16:35
Для информации.
1. Решение
2. г. Владивосток Дело № А51-18603/2011
3. 17 апреля 2012 года
4. Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года.
5. Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2012 года.
6. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи В.В. Овчинникова,
7. при ведении протокола секретарем судебного заседания
8. М.Ю. Мельниковой,
9. рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Владстройкомплекс» (ИНН 068796, ОГРН 105250409726052504097260)
10. к Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской федерации» (ИНН 7704684769, ОГРН 1087746462616), Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
11. об обязании осуществить приемку объекта законченного строительства и встречного искового заявления об обязании устранить недостатки,
12. при участии в заседании:
13. от ООО «Владстройкомплекс» – представитель Ляшенко В.Н., доверенность от 27.10.2011 со специальными полномочиями, постоянная (паспорт);
14. от ФКП «УЗКС МО РФ» и Министерства обороны Российской Федерации – не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом;
15. Установил:
o 0
16. Общество с ограниченной ответственностью «Владстройкомплекс» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации об обязании исполнить обязательства в приемке объекта законченного строительством по государственному контракту №050609/3 от 05.06.2009 года по адресу: г. Владивосток, Снеговая падь, шифр 4900/8.
17. Определением от 18.01.2012 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты уточнения исковых требований, в соответствии с которыми истец просит обязать ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» направить в адрес Департамента земельных отношений государственного строительства надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края извещение об окончании строительства жилого дома шифр 4900/8 в районе Снеговая Падь г. Владивостока, а также обязании ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» подписать акт приемки объекта капитального строительства; документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
18. Определением от 02.03.2012 к производству принято встречное исковое заявление ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» об обязании ООО «Владстройкомплекс» исполнить государственный контракт №050609/3 от 05.06.2009 по проекту.
19. В судебное заседание представители ФКП «УЗКС МО РФ» и Министерства обороны Российской Федерации не явились, извещены о судебном заседании надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств и заявлений о причинах неявки не представили. Суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей ФКП «УЗКС МО РФ» и Министерства обороны Российской Федерации.
20. Через канцелярию суда поступило письменное ходатайство ООО «Владстройкомплекс» об отказе от иска.
21. В судебном заседании представитель истца отозвал заявленное ходатайство, сославшись на то обстоятельство, что в данном судебном заседании противная сторона также должна была заявить отказ, но при смене руководства правовая позиция ответчика была изменена. Представитель ООО «Владстройкомплекс» заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
22. Рассмотрев ходатайство, суд отказывает в его удовлетворении, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
23. ООО «Владстройкомплекс» поддержал исковые требования, указав, что истец по первоначальному иску в полном объеме выполнил работы, предоставил ФКП «УЗКС МО РФ» акты КС-2, которые ответчик в полном объеме не подписал. Отказ ответчика мотивирован тем, что часть работ выполнена не по проекту и отсутствует согласование проектной организации на изменение видов работ. Истец полагает, что отказ не обоснован, и ответчик обязан принять выполненные ООО «Владстройкомплекс» работы. Перед сдачей объекта в эксплуатацию, одним из этапов будет являться проверка ГАСН соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов. В этой связи ООО «Владстройкомплекс» считает, что на ФКП «УЗКС МО РФ» лежит обязанность направить в адрес Департамента земельных отношений государственного строительства надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края извещение об окончании строительства жилого дома шифр 4900/8 в районе Снеговая Падь г. Владивостока.
24. В части встречных требований иск оспаривает, ссылаясь на отсутствие нарушений требований к качеству работ. Факт надлежащего исполнения подтверждается представленными исследованиями специалистов.
25. 14.12.2011 ответчик заявил ходатайство о проведении экспертизы. Однако последующую уточненную редакцию вопросов не представил, судебные расходы по оплате услуг эксперта не перечислил на депозитный счет суда.
26. Истец возражал против заявленного ходатайства, считая его необоснованным, так как качество работ и проектное Решение подтверждаются экспертными исследованиями.
27. Заявитель (ответчик по делу) фактически самоустранился от процессуальных действий по назначению экспертизы, в связи с чем ходатайство судом отклоняется на основании части 2 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
28. Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, суд
29. Установил:
o 0
30. 05.06.2009 между ООО «Владстройкомплекс» (генподрядчик), ФКП «УЗКС МО РФ» (заказчик) и Министерства обороны Российской Федерации (государственный заказчик) заключен государственный контракт №050609/3, по условиям которого государственный заказчик – осуществляет финансирование, заказчик – обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генподрядчик – разработку рабочей документации, строительство объекта (15-ти этажный 150 квартирный жилой дом в жилом районе «Снеговая падь», в городе Владивостоке (шифр 4900/8), получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации и вводу объекта в эксплуатацию при наличии действующих постоянных сетей инженерно-технического обеспечения.
31. Срок подписания акта приемки законченного строительством объекта и получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации или при наличии действующих постоянных сетей инженерного обеспечения акта ввода объекта в эксплуатацию – получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в редакции дополнительного соглашения №2 установлен до 30.04.2011.
32. Согласно разделу 7 контракта генподрядчик обязуется выполнить работы в объеме и в сроки по контракту, сдать законченный строительством объект с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Заказчик обязан осуществить приемку работ и проверку их стоимости, рассмотреть формы КС-2 и КС-3, принять законченный строительством объект (раздел 6 контракта).
33. В силу п. 3.5 контракта генподрядчик до 25 числа отчетного месяца представляет заказчику акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Одновременно с вышеуказанными документами генподрядчик представляет заказчику исполнительную документацию на выполненный в соответствии с представленной формой КС-2 объем работ, а также счет и счет-фактуру на объем выполненных работ. Заказчик в течении 3 рабочих дней рассматривает, оформляет представленные документы и передает их на оплату государственному заказчику или направляет обоснованный отказ.
34. В соответствии с п. 6.2.13 контракта заказчик обязан в установленном порядке принять от генподрядчика законченный строительством объект. Окончательная приемка выполненных по настоящему контракту работ производиться в целом по всему объекту одновременно с приемкой законченного строительством объекта.
35. Во исполнение условий государственного контракта ООО «Владстройкомплекс» произвел работы на объекте – 15-ти этажный 150 квартирный жилой дом в жилом районе «Снеговая падь», в городе Владивостоке (шифр 4900/8), представил ФКП «УЗКС МО РФ» акты КС-2 и КС-3 за период с июля 2009 года по июль 2011 года (т. 1: л.д. 115–124, 132–143, 145-146, 148–149, 153–159, 161–166, 168, 173, 175–178; т.2: л.д. 3, 5-7, 13–19, 24, 27–31, 33, 36, 39-44, 50, 52–58, 67, 69–80, 85, 87–122, 127–156, 159–196, 208, 210–240; т. 3: л.д. 3, 8–41, 44, 47–102, 105, 116, 118–133, 138–158, 171–213, 218–227; т. 4: л.д. 1, 3–39).
36. Оформленные акты КС-2 за период с июля 2009 по июнь 2011 года подписаны принимающей стороной без замечаний и оговорок, в том числе по устройству линевой канализации.
37. Казенное предприятие работы на сумму 8 626 575 рублей 97 копеек за июль 2011 года не приняло, акты на указанную сумму не подписало, мотивированного отказа в предусмотренный п. 3.5 контракта срок не представило.
38. По мнению ООО «Владстройкомплекс», ФКП «УЗКС МО РФ» в нарушение п. 6.2.13 контракта не подписало акт приемки объекта капитального строительства и не направило в адрес Департамента земельных отношений государственного строительства надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края извещение об окончании строительства жилого дома шифр 4900/8 в районе Снеговая Падь г. Владивостока.
39. Учитывая изложенное, истец по первоначальному иску обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
40. В процессе рассмотрения спора ФКП «УЗКС МО РФ» заявило встречные требования, ссылаясь на то, что истец по первоначальному иску отступил от утвержденной проектно-сметной документации, что привело к невозможности ввести объект в эксплуатацию государственным заказчиком и срыву выполнения государственной программы по обеспечению жильем военнослужащих. По мнению ФКП «УЗКС МО РФ», ООО «Владстройкомплекс» допущены следующие нарушения. Ливневая канализация выполнена не по проекту, разработанному проектировщиком, прошедшему государственную экспертизу и утвержденному заказчиком, а также с нарушением СП 42.13330.2011, СанПиН 2.1.5.980-00 и технических условий №10714 СП от 06.05.2011 на ливневую канализацию. Кроме того, отсутствуют предусмотренные проектной документацией В540-01-02.2 колодцы ДСК-2, ПК-1, ДСК-7, ДСК-9, очистные сооружения ливневых стоков, дождеприемник сбора воды с территории придомовой стоянки автотранспорта. Установлено также наличие трещин со стороны квартир на примыкании наружных стен повсеместно.
41. Рассмотрев заявленные первоначальные и встречные исковые требования, суд пришел к выводу об их необоснованности по следующим основаниям.
42. Поскольку предметом договора является выполнение работ по строительству дома, то спорные отношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде.
43. Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
44. Как установлено судом, истец выполнил предусмотренные договором обязательства и передал результат работ ответчику. ФКП «УЗКС МО РФ» акты КС-2 и КС-3 за период с июля 2009 года по июнь 2011 года подписало, работы по актам за июль 2011 года на сумму 8 626 575 рублей 97 копеек не приняло, мотивированный отказ от подписания форм КС-2, КС-3 не заявило, недостатки выполненных работ либо возможность последующего предъявления требования об их устранении не оговорило.
45. В соответствии с пунктом 2, 3 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
46. Такие недостатки как выполнение ливневой канализации не по проекту, разработанному проектировщиком, прошедшему государственную экспертизу и утвержденному заказчиком, с нарушением СП 42.13330.2011, СанПиН 2.1.5.980-00 и технических условий №10714 СП от 06.05.2011 на ливневую канализацию; отсутствие предусмотренных проектной документацией В540-01-02.2 колодцев ДСК-2, ПК-1, ДСК-7, ДСК-9, очистных сооружений ливневых стоков, дождеприемников сбора воды с территории придомовой стоянки автотранспорта; наличие трещин со стороны квартир на примыкании наружных стен повсеместно – не являются скрытыми недостатками и могли быть установлены при обычном способе приемки.
47. При этом судом учтено, что казенное предприятие является профессиональным участником рынка по строительству как заказчик объектов недвижимости и его работники обязаны знать требования предъявляемые к работам при проведении их приемки.
48. В этой связи заказчик не вправе ссылаться на их наличие согласно пунктам 2, 3 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации при предъявлении требований об устранении недостатков.
49. На основании изложенного, встречные исковые требования об обязании ООО «Владстройкомплекс» исполнить работы по государственному контракту №050609/3 от 05.06.2009 в соответствии с проектом не подлежат удовлетворению.
50. Кроме того, казенное предприятие не представило доказательств того, что нарушения, которые по мнению заказчика, имеются на объекте, делают невозможным эксплуатацию дома и ливневой канализации.
51. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
52. Приказом Росстандарта от 18.05.2011 №2244 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», дополнен разделом «Своды правил», в который включен, в том числе Свод правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные» (утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 24 декабря 2010 г. №778).
53. Согласно пункту 6.1, 6.2, 10.1, 10.2 указанного Свода правил основания и несущие конструкции здания должны быть запроектированы и возведены таким образом, чтобы в процессе его строительства и в расчетных условиях эксплуатации была исключена возможность: разрушений или повреждений конструкций, приводящих к необходимости прекращения эксплуатации здания; недопустимого ухудшения эксплуатационных свойств конструкций или здания в целом вследствие деформаций или образования трещин. Конструкции и основания здания должны быть рассчитаны на восприятие постоянных нагрузок от собственного веса несущих и ограждающих конструкций; временных равномерно распределенных и сосредоточенных нагрузок на перекрытия; снеговых и ветровых нагрузок для данного района строительства. Несущие конструкции здания должны сохранять свои свойства в соответствии с требованиями настоящего свода правил в течение предполагаемого срока службы, который может быть установлен в задании на проектирование. Несущие конструкции здания, которыми определяется его прочность и устойчивость, а также срок службы здания в целом, должны сохранять свои свойства в допустимых пределах с учетом требований ГОСТ 27751 и сводов правил на строительные конструкции из соответствующих материалов.
54. В силу приказа Росстандарта от 23 декабря 2010 г. №1059-ст ГОСТ 27751 не применяется на территории РФ с 1 сентября 2011 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования». Настоящий стандарт устанавливает общие принципы обеспечения надежности конструкций и оснований зданий и сооружений, и его следует применять при разработке технических регламентов, других нормативных документов и стандартов, регламентирующих проектирование, возведение и экс¬плуатацию строительных объектов.
55. В соответствии с п. 2.2.8, 3.1.1, 3.1.2 данного стандарта основным показателем надежности строительных объектов является невозможность превышения в них предельных состояний при действии наиболее неблагоприятных сочетаний расчетных нагрузок в течение расчетного срока службы, то есть таких состояний строительного объекта, при превышении которого его эксплуатация будет недопустима, затруднена или нецелесообразна. Надежность строительных конструкций и оснований следует обеспечивать на стадии разра¬ботки общей концепции сооружения, при его проектировании, изготовлении его конструктивных элемен¬тов, строительстве и эксплуатации. Примерный срок службы здания жилищно-гражданекого в обычных условиях эксплуата¬ции – не менее 50 лет.
56. Целью соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», стандартов и сводов правил является безопасность эксплуатации здания (сооружения) при которой отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, их имуществу.
57. Согласно акту от 02.12.2011 (т. 5.1 л.д. 127) при проведении проверки комиссией заказчика выявлено наличие трещины со стороны квартир на примыкании наружных стен повсеместно, что подтверждается приложенными к акту фотоснимками (т. 5.1 л.д. 134–135, 137–139, 140–143), а также письмом ДальНИИС РААСН исх.№871/50 от 28.12.2011 (т. 5, л.д. 42). Указанный факт ответчик в судебном заседании не оспорил.
58. Экспертиза по причинам возникновения трещин не производилась. Таким образом стороной не доказан факт, что наличие трещин не создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу и свидетельствует о невозможности безопасной эксплуатации 15-ти этажного 150 квартирного жилого дома в жилом районе «Снеговая падь». Построенный объект капитального строительства не соответствует требованиям технических регламентов, сводов правил, стандартов и проектной документации. Письмо ДальНИИС РААСН исх.№871/50 от 28.12.2011 (т. 5, л.д. 42) судом не принимается в качестве доказательства отсутствия угрозы жизни и здоровья граждан, поскольку отсутствуют доказательства исследования недостатков специалистами и обоснования выводов, указанных в ответе №871/50 от 28.12.2011.
59. В связи с указанным первоначальные исковые требования об обязании ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской федерации» подписать акт приемки объекта капитального строительства; документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации не подлежат удовлетворению.
60. В соответствии с пунктом 3 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации», итоговая проверка соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - итоговая проверка) проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
61. Исходя из смысла указанной нормы извещение направляется застройщиком или заказчиком после фактического окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий).
62. Поскольку строительство фактически не окончено, приемка законченного строительством объекта 15-ти этажного 150 квартирного жилого дома в жилом районе «Снеговая падь» не произведена, то требования ООО «Владстройкомплекс» об обязании ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской федерации» направить в адрес Департамента земельных отношений государственного строительства надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края извещение об окончании строительства жилого дома шифр 4900/8 в районе Снеговая Падь г. Владивостока необоснованны и не подлежат удовлетворению.
63. Расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца и ответчика в объеме заявленных ими требований по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
64. Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
65. Решил:
66. В удовлетворении первоначального иска отказать.
67. В удовлетворении встречного искового заявления отказать.
68. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
69. Судья Овчинников В.В.
С уважением, ДП.
-
Вложения
-
