
Показать текст
Решение № М-117/2014 2-107/2014 2-107/2014~М-117/2014 от 30 апреля 2014 г.
Ростовский - на - Дону гарнизонный военный суд (Ростовская область) - Гражданское
Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2014 г. г. Ростов-на-Дону
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Колосова В.И., при секретаре – Тырса Ю.В., с участием заявителя и её представителя адвоката Сисюкина Е.Е., представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Зотова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части №00000 прапорщика Копытич Т.В. об оспаривании действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с предоставлением жилого помещения и изменением формы обеспечения жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Копытич обратилась в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных и измененных требований в суде просит признать незаконным действия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и решения начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Югрегионжильё) о предоставлении ей двухкомнатной квартиры общей площадью 57,9 кв.м. по адресу: <адрес> с доплатой в сумме <...> руб. как за лишние предоставленные 6 кв. м., исходя из расчета (18*4+9- 29,1 = 51,9), оформленное извещением от 28 декабря 2013 г. №00000 и изменении формы обеспечения жилым помещением с договора социального найма (либо в собственность бесплатно) на предоставление жилищной субсидии в <адрес> и обязать указанных заинтересованных лиц отменить упомянутые решения.
Руководитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, а его представитель Манич Д.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие. Данное ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании заявитель и её представитель адвокат Сисюкин требования поддержали в полном объеме и каждый в отдельности сообщили, что площадь предоставленной квартиры на состав семьи 4 человека не соответствует ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и должна быть не менее 72 кв.м. Заинтересованным лицом необоснованно уменьшен размер жилого помещения на основании ч.7 и 8 ст. 57 ЖК РФ, поскольку у заявителя и членов её семьи на момент предоставления жилья какой-либо собственности не имелось, а также не приняты решения об уменьшении общей площади жилого помещения при предоставлении упомянутой квартиры и изменении формы обеспечения жилым помещением с договора социального найма (либо в собственность бесплатно) на предоставление жилищной субсидии в <адрес>. У начальника Югрегионжилье отсутствовали полномочия на предоставление заявителю квартиры по договору социального найма, так как он не является уполномоченным органом, а заявителю без её согласия на доплату предоставили указанную выше квартиру.
Представитель начальника Югрегионжилье Зотов требования не признал и сообщил, что оспариваемые решения законны, так как были приняты на основании известных сведений об отчуждении заявителем и её дочерью собственности, что было учтено при предоставлении квартиры. После того как заявитель отказалась от предоставленного жилья не в связи с отсутствием денег для доплаты, а в связи с несоответствием общей площади жилого помещения и изменением избранного места жительства начальник Югрегионжилье изменил форму обеспечения жилым помещением с договора социального найма (либо в собственность бесплатно) на предоставление жилищной субсидии в <адрес>. Решения об уменьшении общей площади жилого помещения и изменении формы обеспечения жильем принимаются путем внесения соответствующих сведений в базы данных и как отдельные документы не предусмотрены и не принимаются.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Из копии заявления Копытич от 13 января 2011 г. и решения Югрегионжильё от 18 июля 2011 г. №<...> видно, что заявитель в составе семьи 4 человека принята на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма в избранном месте жительства в <адрес>.
Как усматривается из копии извещения о распределении жилого помещения от 28 декабря 2013 г. №00000 заявителю на состав семьи в количестве 4 человек начальником Югрегионжилье распределена квартира <адрес> общей площадью 57,9 кв.м. с доплатой в сумме <...> руб. за лишние предоставленные 6 кв. м., исходя из расчета (18*4+9- 29,1 = 51,9). От указанной квартиры Копытич отказалась 13 января 2014 г. в связи с несоответствием площади, что собственноручно отразила в извещении.
Изученные в судебном заседании копии свидетельств о государственной регистрации права от 14 мая 2012 г., решения <...> районного суда <...> от 13 марта 2012 г. достоверно подтверждают наличие у Копытич и её дочери К.Е.А. у каждой по 1/14 доли в общей долевой собственности <адрес> общей площадью 203,7 кв.м. Это обстоятельство заявитель подтвердила в суде и сообщила, что до распределения жилья они с дочерью провели отчуждение этой собственности, а Сисюкин утверждал, что это обстоятельство не имеет значения при предоставлении жилого помещения, поскольку они в указанном доме не проживали.
Доводы заявителя об отчуждении указанной выше собственности подтверждаются копией договора дарения от 1 июня 2012 г., зарегистрированного в органах юстиции 7 сентября 2012 г.
Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
На основании п. 11 и 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. № 1280 жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, а решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
Как указано в п. 14 той же Инструкции Минобороны России жилые помещения предоставляются по нормам, установленным ст. 15.1 Федерального закона 1998 г. «О статусе военнослужащих». Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
В соответствии с ч.8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно ч.6 ст. 6 Областного закона Ростовской области 2005 г. № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению учитываются за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, совершившему гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, что привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, учитывается площадь жилого помещения, находившегося у него в собственности.
Как установлено в судебном заседании заявитель и её дочь имели доли в общей долевой собственности дома по указанному выше адресу каждая по 14,55 кв.м., которыми распорядились путем дарения в июне 2012 г.
При этих обстоятельствах необходимо признать, что размер предоставляемой заявителю и членам её семьи общей площади жилого помещения был обоснованно уменьшен на 29,1 кв.м. (14,55*2) в том числе с учетом превышения на 9 кв.м., связанного с конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома.
Доводы представителя заявителя о необоснованном учете этой собственности при определении размера предоставления жилого помещения в связи с тем, что они там ранее не проживали, не имеют правового значения, поскольку это условие не связано с применением положений ч.8 ст. 57 ЖК РФ и ч.6 ст. 6 Областного закона Ростовской области 2005 г. № 363-ЗС.
Вопреки мнению адвоката Сисюкина в соответствии с п.3 приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 г. № 1455 специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, одной из которых является Югрегионжильё правомочны принимать решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Утверждение представителя заявителя о несогласии Копытич с предоставленной квартирой, в том числе по причине необходимости доплаты денег за 6 кв.м. опровергается изученным в суде извещением, в котором об этом обстоятельстве заявитель не указывала, а также п.16 ст. 15 Федерального закона 1998 г. «О статусе военнослужащих» регламентирующим порядок получения согласия военнослужащих на оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения за счет собственных средств таких граждан при предоставлении жилых помещений в собственность в соответствии с Федеральным законом 1998 г. «О статусе военнослужащих», то есть в ином порядке обеспечения жилыми помещениями.
Что же касается решения начальника Югрегионжилье об изменении формы обеспечения жилым помещением Копытич, то суд отмечает следующее.
В судебном заседании установлено, что заявителю на состав семьи по избранному месту жительства в <адрес>, совпавшего с местом военной службы была предоставлена квартира по установленным нормам, от которой она отказалась. При этом после распределения жилого помещения обратилась с заявлением об изменении избранного места жительства на <адрес>.
Согласно п. 19 ст. 15 Федерального закона 1998 г. «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
При этих обстоятельствах суд находит решение начальника Югрегионжилье об изменении формы обеспечения жилым помещением с договора социального найма (либо в собственность бесплатно) на предоставление жилищной субсидии в <адрес> обоснованным.
Возражения представителя заявителя об отсутствии решений об уменьшении общей площади жилого помещения и об изменении формы обеспечения жильем являются несостоятельными, поскольку не основаны на требованиях закона и нормативных правовых актов и являются субъективным мнением заявителя и её представителя. Как показал представитель заинтересованного лица Зотов такие решения не предусмотрены и принимаются с учетом информации в жилищном деле, о чем вносятся соответствующие изменения и извещается заявитель, что нашло свое отражение в суде.
Сведения на сайте Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об обеспечении Копытич жильем в форме квартиры подтверждают упущения в работе ответственных должностных лиц этого департамента, но не свидетельствуют о незаконности принятого решения об обеспечении заявителя жильем в форме жилищной субсидии.
Согласно ч.1 ст. 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
Принимая во внимание, что заявителем и её представителем в судебном заседании не приведены решения, действия (бездействие) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, нарушающие её права и свободы, то привлечение этого департамента к участию в деле в качестве заинтересованного лица суд находит необоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 195-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Копытич Т.В. об оспаривании действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с распределением жилого помещения по договору социального найма и изменением формы обеспечения жилым помещением, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.И. Колосов
Истцы: Копытич Т. В. (подробнее)
Судьи дела: Колосов Владимир Иванович (судья)