решение суда о праве военнослужащего на жилье, несмотря на то, что его отец получал на него сертификат
Показать текст
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу N 33-1219-2014г.
Судья: Нечаева О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлева А.В.,
судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску К.В. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 февраля 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования К.В. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства удовлетворить.
Признать незаконным решение территориального отделения в Курской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от 09.01.2014 г. об отказе К.В. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Признать за К.В. право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в <адрес>.
Обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Курской области принять К.В. с составом семьи из одного человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 29.11.2013 г.".
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
установила:
К.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в лице отделения в Курской области, в котором просил признать решение отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Курской области от 09.01.2014 г. N об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным; признать за ним право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в <адрес>; обязать ответчика признать его нуждающимся в получении жилого помещения от МО РФ в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и включить в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, с датой признания нуждающимся 29.11.2013 г., мотивируя свои требования тем, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, имеет выслугу в календарном исчислении более 14 лет. 29.11.2013 г. в адрес отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Курской области им было направлено заявление о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с приложением необходимых документов. Однако решением ответчика от 09.01.2014 г. N в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях отказано. Отказ мотивирован тем, что единожды он уже был обеспечен жилым помещением от государства и в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являлся собственником <...> доли квартиры, общей площадью <...> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, приобретенной его отцом - военнослужащим в порядке реализации Государственного жилищного сертификата на состав семьи <...> человека, в том числе и его. Поскольку вышеуказанная квартира ДД.ММ.ГГ была продана с его согласия, ответчик считает, что права быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, он не имеет.
С отказом не согласен, так как указанная выше квартира была предоставлена его отцу - военнослужащему при увольнении с военной службы. Он в то время являлся курсантом <...> и самостоятельным правом на получение жилого помещения от МО РФ не обладал. Поскольку с момента отчуждения им доли в указанной квартире прошло более 5 лет, полагает, что обладает самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением от МО РФ по избранному месту жительства как военнослужащий, нуждающийся в жилье, имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет и подлежащий увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, как незаконное, в удовлетворении иска отказать, указывая, что истец, как член семьи военнослужащего, уже обеспечивался жилым помещением за счет жилищного фонда Министерства обороны РФ и законных оснований к повторному обеспечению его жилым помещением не имеется. Кроме того, решением Курского гарнизонного военного суда от 06.08.2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии Московского окружного военного суда от 17.10.2013 г., установлено, что К.В. распорядился ранее полученным от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением, не сдал его в установленном порядке, в связи с чем, утратил право требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Поскольку истцом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Л., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения истца К.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений истца, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом первой инстанции установлено, что истец К.В. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил военную службу, последним местом службы являлась войсковая часть N. ДД.ММ.ГГ он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 14 лет 4 месяца 10 дней.
С ДД.ММ.ГГ К.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части N - <адрес>.
Будучи не обеспеченным жилым помещением, 29.11.2013 г. К.В. на имя начальника отделения в Курской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ было подано заявление о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением начальника отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в Курской области от 09.01.2014 г. N К.В. отказано в постановке на данный учет в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он имел в собственности <...> доли в праве на квартиру, общей площадью <...> кв. м в <адрес>, которая была приобретена в порядке реализации Государственного жилищного сертификата его отцом (также военнослужащим) с учетом всех членов семьи в количестве <...> человек (включая истца). И поскольку данная квартира была продана с согласия К.В., он использовал свое право быть обеспеченным жилым помещением единожды.
Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец являлся курсантом <...>; первый контракт на время обучения в институте и 5 лет военной службы после его окончания заключен им ДД.ММ.ГГ.
В период обучения в военном вузе его отцу - военнослужащему, с учетом всех членов семьи, включая сына-курсанта, в ДД.ММ.ГГ было предоставлено жилое помещение - квартира, общей площадью <...> кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
Данная квартира ДД.ММ.ГГ была оформлена в общую долевую собственность всех членов семьи, где истцу принадлежала <...> доли.
Право собственности К.В. на указанную долю в квартире прекращено ДД.ММ.ГГ в связи с отчуждением жилого помещения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ДД.ММ.ГГ истец обеспечивался жильем не как военнослужащий, а как член семьи военнослужащего (своего отца), при этом повлиять на данный процесс, в частности, отказаться от такого предоставления, возможности не имел, как и не имел возможности сдать предоставленное его отцу жилое помещение. И поскольку за истцом, как за военнослужащим, сохраняется право на получение жилья от Министерства обороны РФ, на момент обращения с заявлением к ответчику 29.11.2013 г. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он проходил военную службу, имел продолжительность военной службы более 10 лет, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в качестве военнослужащего жильем обеспечен не был, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, при этом дату принятия К.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях определил в соответствии с п. 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, с 29.11.2013 г., то есть с даты подачи (отправки по почте) заявления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Судебная коллегия вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований находит правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз. 1 п. 1 ст. 15).
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абз. 4 - 6 п. 1 ст. 15).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12 п. 1 ст. 15).
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абз. 13 п. 1 ст. 15).
Статья 51 ЖК РФ предусматривает, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, (то есть лиц, предусмотренных абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих) и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно и соответствующие Правила признания нуждающимися в жилых помещениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512.
В соответствии с п. 1 Правил, утвержденных названным Постановлением, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.
П. 6 этих же Правил предусматривает, что военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные, в том числе, с отчуждением жилых помещений или их частей, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, из содержания названных законодательных норм применительно к рассматриваемому делу следует, что государство гарантирует военнослужащим - гражданам РФ, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, предоставление жилых помещений по их выбору либо в собственность, либо по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства при наличии указанных в законе оснований (нуждаемость в жилье, наличие общей продолжительности военной службы 10 лет и более).
При этом, в случае намеренного ухудшения жилищных условий, нуждающимся в жилых помещениях военнослужащий может быть признан не ранее, чем по истечении 5 лет со дня совершения им указанных действий.
Поскольку общая продолжительность военной службы истца составляет более 10 лет, уволен он в связи с организационно-штатными мероприятиями, жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет, с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части N в <адрес>, где проходил военную службу по контракту, с момента намеренного ухудшения жилищных условий, а именно отчуждения ДД.ММ.ГГ <...> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную в <адрес>, ранее предоставленную его отцу - военнослужащему, прошло более 5 лет, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у суда первой инстанции правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истец, как член семьи военнослужащего, уже обеспечивался жилым помещением за счет жилищного фонда МО РФ, которое не сдал в установленном порядке, в связи с чем утратил право на повторное предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", судом первой инстанции исследовался и обоснованно отвергнут как несостоятельный.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривалось, непосредственно истцу, как военнослужащему, жилое помещение от МО РФ по установленным нормам в порядке ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" за период его военной службы не предоставлялось.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилым помещением.
Абзац двенадцатый п. 1 ст. 15 названного Федерального закона прямо закрепляет, что государство гарантирует обеспечение военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Поскольку члены семьи военнослужащего самостоятельным правом на обеспечение жилым помещением от МО РФ не обладают, предоставление ранее отцу истца - как военнослужащему, жилого помещения с учетом всех членов его семьи, включая истца, не исключает права последнего на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета как военнослужащего, нуждающегося в жилье, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом, право пользования указанным выше жилым помещением как членом семьи военнослужащего и последующее право собственности на его <...> долю имеет значение при решении вопроса о наличии (отсутствии) предусмотренных в законе оснований для признания истца нуждающимся в жилых помещениях.
Учитывая, что его действия по отчуждению в ДД.ММ.ГГ принадлежащей ему <...> доли квартиры, предоставленной отцу, свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий, в силу п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, нуждающимся в жилых помещениях К.В. не мог быть признан ранее чем через 5 лет с момента совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное правило содержится в п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом МО РФ от 30.09.2010 г. N 1280, на которую имеется ссылка в оспариваемом решении ответчика от 09.01.2014 г.
И поскольку на момент обращения истца к ответчику - 29.11.2013 г. с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях указанный 5-летний срок истек, правовых препятствий для удовлетворения его требований в этой части у ответчика не имелось.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебные постановления Курского гарнизонного военного суда от 06.08.2013 г. и Судебной коллегии Московского окружного военного суда от 17.10.2013 г., которыми признано законным решение начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (отделение в Курской области) N от 26.06.2013 г. о снятии К.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, основанием к отмене решения суда не является, так как по настоящему делу истцом оспаривается законность решения территориального отделения в Курской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N от 09.01.2014 г. об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, кроме того, ставится вопрос о признании за ним права на жилое помещение по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, что указанными выше судебными инстанциями не оценивалось и не проверялось.
Довод жалобы о том, что судом неправильно истолкованы положения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, судебная коллегия находит несостоятельным.
Как следует из названного выше судебного постановления Курского гарнизонного военного суда, вступившего в законную силу, К.В. относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и подлежит обеспечению на весь срок военной службы служебным жилым помещением. В период прохождения военной службы его отцом посредством реализации Государственного жилищного сертификата - свидетельства от ДД.ММ.ГГ было приобретено жилое помещение общей площадью <...> кв. м в <адрес>, с учетом всех членов семьи в количестве <...> человек. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ К.В. имел в собственности <...> доли указанного жилого помещения, затем это жилое помещение было продано отцом истца с согласия последнего. Учетная норма общей площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в <адрес> составляет 10 и менее квадратных метров на одного члена семьи, в связи с чем, К.В. в период прохождения военной службы был обеспечен жильем по установленным нормам. Прибыв к новому месту прохождения военной службы в войсковую часть N, с ДД.ММ.ГГ К.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. По состоянию на ДД.ММ.ГГ год - его вывода в распоряжение командира в/ч N, он подлежал снятию с учета нуждающихся в получении жилой площади, так как после отчуждения своей доли в праве общей долевой собственности на квартиру не прошло 5 лет. Начальник ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (отделение в Курской области), утверждая решение N от 26.06.2013 г. о снятии К.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем, его действия являются правомерными.
Как следует из обжалуемого решения Ленинского районного суда г. Курска от 27.02.2014 г., указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и не доказывались вновь, в связи с чем, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.