Решение по гражданскому делу
ѕечать решени¤
Информация по делу №2а-61/2015 ~ М-76/2015
2а-61/2015
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 2015 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре Кудровой Л.В., с участием административного истца – Кокорина О.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению сержанта Кокорина О.В., проходящего военную службу по контракту в войсковой части №, о признании незаконными действий командующего Северным Флотом (далее – командующий СФ), связанных с изданием приказа об увольнении административного истца с военной службы, а также о взыскании с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ ОСК СФ) судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины,
установил:
Кокорин обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия командующего СФ, связанные с изданием приказа от 8 ноября 2015 года № об увольнении его с военной службы без обеспечения жилыми помещениями, и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить этот приказ, а также возместить понесенные судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины, взыскав их с ФКУ ОСК СФ.
В судебном заседании Кокорин свои требования поддержал и пояснил, что он проходит военную службу в войсковой части №, с 2006 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях на состав семьи 1 человек, проживает по договору найма. Местом жительства после увольнения с военной службы избрал г. Москва, ему трижды предлагались различные жилые помещения: в августе и ноябре 2013 года в г. Санкт-Петербурге, а в мае 2014 года в г. Москве, от которых он отказался в связи с несоответствием предложенного жилья г. Санкт-Петербурге избранному месту жительства и несоответствием площади и отсутствием денежных средств для доплаты в г. Москве, соответственно.
Далее Кокорин пояснил, что 7 июля 2014 года ему, согласно извещения №, было распределено жилое помещение по адресу: г. Москва, <адрес> общей площадью 36,0 кв.м., на получение которого он дал свое согласие, однако до настоящего времени квартира ему не предоставлена, договор не заключен.
Административный истец далее указал, что перед увольнением с военной службы с ним была проведена беседа, в ходе которой ему было предложено встать на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения, от чего он отказался, поскольку ранее ему было распределено жилое помещение по избранному месту жительства, на получение которого он согласился, а, следовательно, своим правом не злоупотреблял, после чего было составлено представление и в дальнейшем состоялся приказ об увольнении, с которым он не согласен.
Административный ответчик – командующий СФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, представитель административного ответчика по доверенности Ермолина О.А. в письменных возражениях пояснила, что не согласна с требованиями Кокорина, поскольку административному истцу 10 июня 2015 года предлагалось встать на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения и в дальнейшем получить служебное помещение по последнему месту военной службы в городе Архангельске, от чего он отказался, что не препятствует его увольнению, при этом он сохранил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства, а кроме того свидетельствует о желании военнослужащего затянуть процесс получения жилого помещения и как следствие – увольнения из рядов ВС РФ, просит в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо - командир войсковой части № - в судебное заседание не явился, представил в суд свои возражения, в которых поясняет, что в рамках проведения мероприятий по обеспечению военнослужащих, состоящих в распоряжении, жилыми помещениями и их последующему увольнению, 10 июня 2015 года Кокорину было предложено встать на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, после получения сведений из «территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ТО «Западрегионжилье») о том, что на учет он не встал, с ним была проведена беседа на предмет увольнения с военной службы, результаты которой были отражены в листе беседы от 25 сентября 2015 года.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в отсутствие административного ответчика, поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Свидетель Козырев Е.В. – военнослужащий войсковой части №, в суде показал, что 10 июня 2015 года Кокорину было предложено встать на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, после получения сведений из ТО «Западрегионжилье» о том, что на этот учет Кокорин не встал, с ним была проведена беседа на предмет увольнения с военной службы, результаты которой были отражены в листе беседы от 25 сентября 2015 года, после чего он в установленном порядке был представлен к увольнению с военной службы.
Заслушав доводы административного истца, исследовав материалы административного дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Копией контракта о прохождении военной службы подтверждается, что первый контракт о прохождении военной службы заключен Кокориным 27 декабря 1997 года.
Как видно из выписки из личного дела сержанта Кокорина О.В., в декабре 1997 года он поступил на военную службу по контракту, проходил ее в различных воинских частях г. Архангельска и Архангельской области, с 22 октября 2012 года находится в распоряжении командира войсковой части.
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № № от 19 декабря 2006 года подтверждается, что Кокорин О.В. признан нуждающимся в получении жилой площади.
Из решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 26 августа 2013 года усматривается, что исковые требования мэрии города Архангельска к Кокорину об устранении препятствий в осуществлении правомочий по распоряжению имуществом путем выселения его из жилого помещения – комнаты № в <адрес> без предоставления другого жилого помещения удовлетворены, решение вступило в законную силу 3 ноября 2013 года. Из решения также видно, что к участию в деле были привлечены войсковая часть № и ТО «Западрегионжилье».
Согласно личной карточки очередника №, Кокорин признан нуждающимся 19 декабря 2006 года, состав семьи 1 человек, избранное место жительства – г. Москва, норма предоставления площади – 18-36 кв.м.
Извещениями №№ и № от 19 августа и 27 ноября 2013 года, соответственно, подтверждается, что Кокорину на состав семьи 1 человек распределялись жилые помещения, расположенные по адресам: г. Санкт-Петербург, п. Шушары, ул. Ростовская (Славянка), д. 26, корп. 2, кв.кв. 250 и 312, от которых он отказался, в связи с не соответствием избранному месту жительства.
Так, извещением о распределении жилого помещения № от 23 мая 2014 года подтверждается, что Кокорину на состав семьи 1 человек распределено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Синявинская, д. 11, корп. 10, кв. 11 общей площадью 66,20 кв.м., превышение на 30,20 кв.м., общая сумма компенсации составляет 2228760 рублей 00 копеек, от которой он 6 июня 2014 года отказался в связи с отсутствием денежных средств для доплаты.
Как видно из извещения о предварительном распределении жилого помещения № от 7 июля 2014 года Кокорину на состав семьи 1 человек распределено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. <адрес> общей площадью 36,00 кв.м., на получение которого он 21 июля 2014 года дал согласие и согласно заявления от 10 октября 2014 года просит предоставить ему данное жилое помещение в собственность.
Уведомлением начальника ТО «Западрегионжилье» о предоставлении жилого помещения в собственность от 12 февраля 2015 года № подтверждается, что на основании извещения № от 7 июля 2014 года о распределении жилого помещения подготовлен проект решения о предоставлении жилого помещения по адресу: г. Москва, <адрес>. В связи с отсутствием права собственности РФ на указанное жилое помещение решение о предоставлении в собственность выдано быть не может, решение будет выдано при появлении права собственности РФ на данное жилое помещение.
Из справки врио командира войсковой части № от 27 ноября 2015 года № видно, что сержант Кокорин О.В. на основании приказов командира войсковой части № за периоды с 01.12.2013 по 31.10.2014, с 01.12.2014 по 31.05.2015 года и с 01.07.2015 по 30.09.2015 года получал денежную компенсацию за поднаем жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Согласно копии листа беседы от 25 сентября 2015 года Кокорин согласен на увольнение после предоставления жилья в собственность по избранному месту жительства в г. Москве.
Из выписки из приказа командующего СФ от 8 ноября 2015 года № усматривается, что сержант Кокорин О.В. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья – в связи с признанием его ВВК не годным к военной службе, его календарная выслуга лет составляет 19 лет 2 месяца, жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен, увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающегося.
Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона) установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу того же пункта военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона.
Абзацем 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона установлено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим этого же пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Аналогичная правовая норма содержится в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение). При этом в данной норме определено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствие закону п. 17 ст. 34 Положения, подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года № ВКПИ 07-30, в котором отмечено, что норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Согласно же третьего абзаца ч. 1 ст. 23 Федерального закона в случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором этого же пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе в связи с прохождением службы.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы, при этом увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, а на основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу о том, что Кокорин, не обеспеченный жилым помещением по месту прохождения военной службы, имеющий выслугу лет более 10 лет и подлежащий увольнению с военной службы в отставку по состоянию здоровья, с 2006 года состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях, в 2015 году признанный не годным к военной службе и подлежащий увольнению с военной службы по состоянию здоровья, изъявил желание получить жилье не по месту прохождения военной службы - в г. Москве, при этом действующим законодательством установлен запрет на увольнение указанной категории военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем и, поскольку военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства должны реализовать свое право одновременно с прекращением военной службы, поэтому Кокорин, не злоупотреблявший своими правами, обоснованно отказываясь от предоставлявшегося ему ранее жилья не в избранном им после увольнения месте жительства и имеющего площадь, превышающую норму предоставления, согласившийся на распределенное ему жилое помещение, находящееся в избранном им месте жительства и имеющее площадь, соответствующую составу его семьи, однако не получивший это жилье по не независящим от него причинам, при таких обстоятельствах не может быть уволен с военной службы, в связи с чем действия командующего СФ, связанные с изданием приказа от 8 ноября 2015 года № об увольнении Кокорина с военной службы, военный суд находит незаконными, а требования административного истца – обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Что касается доводов представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что Кокорин не выполнил указаний командования встать на учет нуждающихся в получении служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы, то эти доводы являются несостоятельными и отвергаются судом, поскольку командованием не представлено доказательств фактической возможности обеспечения административного истца жильем для постоянного проживания по месту прохождения военной службы, а кроме того, гипотетическая возможность обеспечения Кокорина служебным жильем по месту прохождения военной службы, которое в силу закона может быть выделено военнослужащему исключительно на период прохождения военной службы и подлежит освобождению и сдаче по ее окончании, не свидетельствует об обеспеченности административного истца жильем по месту прохождения военной службы.
С учетом того, что требования Кокорина удовлетворены, на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, суд считает необходимым полностью удовлетворить требование Кокорина о возмещении понесенных им судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 рублей и взыскать последние с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота», руководителем которого является командующий Северным флотом.
Руководствуясь ст. ст. 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Кокорина О.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия командующего Северным флотом, связанные с изданием приказа от 8 ноября 2015 года № в части, касающейся увольнения Кокорина О.В. с военной службы, и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить этот приказ.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу Кокорина О.В. понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.С. Веселовский
http://agvs.arh.sudrf.ru/modules.php?na ... d=25149819