Посудился, но предчувствие, что толку не будет, если не взвалить на ответчика ставку рефинансирования. На что напереть в апелляции?
Показать текст
Копия
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2014 года город ХХХХХХ
ХХХХХХХХХ гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего -ХХХХХХХХ.,
при секретаре судебного заседания -ХХХХХХХХХ.,
с участием заявителя -ХХХХХХХХ., рассмотрев в помещении военного суда, в судебном заседании, гражданское дело по заявлению военнослужащего, проходящего военную службу в войсковой части ХХХХХ, ХХХХ ХХХХХ ХХХХХХ о признании незаконным бездействия руководителя федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и исполняющего обязанности начальника территориального отделения ХХХХХХХ области - г. ХХХХХХ федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невыплатой ему вне очереди денежных средств на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ХХХХХХХХ. в своём заявлении в военный суд и уточнении к нему указал, что он проходит военную службу в войсковой части ХХХХХ, где состоит в распоряжении командира названной части и не уволен до настоящего времени со службы на том основании, что не обеспечен жилым помещением. С 15 июля 2013 года он с составом семьи пять человек (супруга, дочь, двое сыновей) состоит на жилищном учёте. 28 августа 2014 года он обратился с заявлением к исполняющему обязанности начальника территориального отделения ХХХХХХХ области - г. ХХХХХ федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ИО начальника Отделения) о перечислении ему, как военнослужащему, имеющему троих детей, жилищной субсидии вне очереди для последующего улучшения своих жилищных условий. Однако ИО начальника Отделения своим письменным сообщением от 10 ноября 2014 года фактически отказал ему в реализации права на получение названной субсидии и направил его подордерное (жилищное) дело в адрес руководителя федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее -руководитель Учреждения) для принятия решения. Однако до настоящего времени интересуемые его денежные средства на счёт Сберегательного банка Российской Федерации, так и не поступили.
Полагая, что указанными выше должностными лицами нарушено его право на обеспечение вне очереди жилищной субсидией, заявитель просит военный суд:
- назначить ответчиками руководителя Учреждения и ИО начальника Отделения;
- признать незаконными действия ответчиков в невыплате ему жилищной субсидии вне очереди;
- обязать ответчиков выплатить ему жилищную субсидию вне очереди;
- обязать ответчиков выплатить ему жилищную субсидию с учётом срока задержки и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- обязать ответчиков вернуть ему уплаченную государственную пошлину. Надлежаще уведомленные о месте и времени судебного заседания должностные лица, чьё бездействие оспаривается руководитель Учреждения и ИО начальника Отделения в военный суд не прибыли.
При этом в своих возражениях и дополнениях к ним от 10, 16 декабря 2014 года представитель руководителя Учреждения МХХХХХХХ. требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объёме и пояснил следующее. В едином реестре военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ХХХХХХ. значится как внеочередник, то есть имеющий право на получение денежной субсидии вне очереди. Однако помимо него в названном реестре находится ещё более 300 человек, имеющих право на получение такой же, как и заявитель субсидии. В настоящее время все лимиты 2014 года по перечислению жилищных субсидий военнослужащим исчерпаны. В 2015 году после выделения Министерству обороны Российской Федерации определённых денежных средств, перечисление жилищных субсидий возобновится. Помимо этого Учреждение не имеет своего финансового органа, который мог бы перечислить ХХХХХХ требуемые им денежные средства, а потому является ненадлежащим должностным лицом, чьё бездействие оспаривается. Данным довольствующим органом является федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» и его необходимо привлечь по делу в качестве должностного лица, чьё бездействие может быть оспорено.
ИО начальника Отделения в своём заявлении от 4 декабря 2014 года исх. № ХХХХХХ требования ХХХХХХХ. также не признал, просил отказать заявителю в их удовлетворении в полном объёме и показал следующее. ХХХХХХХ был принят на жилищный учёт 15 июля 2013 года. 10 ноября 2014 года после письменного обращения ему был разъяснён порядок обеспечения жилищной субсидией его и членов семьи. Такой порядок предусматривает обеспечение военнослужащих названной субсидией исходя из даты постановки их на жилищный учёт. Таким образом, до обеспечения заявителя жилищной субсидией, сначала ей будут обеспечены те военнослужащие, которые раньше ХХХХХХХ. были поставлены на жилищный учёт, а только потом он сам. К тому же Отделение не является распорядителем денежных средств и не наделено полномочиями по их использованию, а потому требования заявителя о выплате ему жилищной субсидии с учётом срока задержки и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, также не подлежат удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства ХХХХХХ уточнил требования своего заявления и просил военный суд:
-признать незаконным бездействие руководителя Учреждения и ИО начальника Отделения, связанного с невыплатой ему жилищной субсидии вне очереди;
- обязать руководителя Учреждения и ИО начальника Отделения принять все необходимые меры для выплаты ему жилищной субсидии вне очереди;
- обязать руководителя Учреждения и ИО начальника Отделения выплатить ему жилищную субсидию с учётом срока задержки и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- взыскать с Учреждения в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.
Данные требования ХХХХХХ. поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объёме и пояснил следующее. На момент обращения к ИО начальника Отделения 28 августа 2014 года с заявлением о выплате жилищной субсидии у него имелись все условия для реализации таковой вне очереди. По какой причине названная субсидия до сих пор ещё не выплачена, он недоумевает. По мнению заявителя, денежные средства, которые полагались к выплате ему, были перечислены иному военнослужащему, не обладающему внеочередным правом, как он. Некоторое время эти денежные средства находились в пользовании у должностных лиц, чьё бездействие он оспаривает и в настоящее время, с учётом кризиса в стране, потеряли свою платежеспособность, а потому к положенной ему к выплате сумме, с учётом задержки, необходимо применить ставку рефинансирования и перечислить получившуюся сумму на его счёт в банке.
Выслушав заявителя и исследовав представленные сторонами доказательства, военный суд исходит из следующего.
На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными «статьёй 15.1» настоящего Федерального закона.
Частью 17 ст. 15 этого же Федерального закона установлено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилыепомещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трёх и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии с п. 4, 7 «Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы», утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее -уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счёта и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счёта, подписанное ими и всеми членами их семей. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением необходимых документов, в течение трёх рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закреплённое за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
Из послужного списка ХХХХХ ХХХХХ . усматривается, что первый контракт о прохождении военной службы им был заключен до 1 января 1998 года. Из этого же списка видно, что в состав семьи заявителя, помимо супруги, входят трое детей – ХХХХ ХХХХХ ХХХХХХ.
Как видно из Перечня военнослужащих, изъявивших желание на получение жилищной субсидии, представленного в военный суд Учреждением, ХХХХХХХХ значится в них под № 242. Всего в данном перечне присутствует 315 позиций с числящимися в них военнослужащими, однако кто из этих очередников имеет право на внеочередное предоставление жилищной субсидии, выявить не представляется возможным.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Анализируя доказательства в их совокупности, военный суд считает, что ХХХХХХХ, у которого находятся на иждивении трое детей, имеет право на внеочередное предоставление жилищной субсидии и это его право должностными лицами, чьё бездействие он оспаривает нарушено.
Данных о том, что в Перечне военнослужащих, изъявивших желание на получение жилищной субсидии, имеются иные внеочередники, помимо ХХХХХХХ, должностными лицами, чьё бездействие он оспаривает в военный суд не представлено, а сведения о времени постановки таких военнослужащих на жилищный учёт ранее заявителя, не могут повлиять на выводы суда, к которым он пришёл.
Таким образом, для восстановления прав и социальных гарантий ХХХХХХ . необходимо обязать руководителя Учреждения и начальника Отделения принять все зависящие от них необходимые меры для выплаты заявителю жилищной субсидии вне очереди, тем, самым, удовлетворив в этой части заявления его требования.
Доводы же представителя руководителя Учреждения и ИО начальника Отделения о том, что они произвели все необходимые действия для получения ХХХХХХХ жилищной субсидии вне очереди, не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения данного гражданского дела, опровергаются доказательствами по нему, а потому подлежат отклонению.
Вместе с тем, военный суд полагает, что требование заявителя о выплате ему жилищной субсидии с учётом срока задержки и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не подлежит удовлетворению по причине того, что должностные лица, чьи действия он оспаривает, согласно исследованного выше приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 не наделены полномочиями по использованию денежных средств, предназначенных для выплаты военнослужащим жилищных субсидий.
Согласно этого же приказа Министра обороны Российской Федерации, таким уполномоченным лицом, перечисляющим жилищные субсидии военнослужащим в рамках Западного военного округа, как видится, является федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия».
Для такого перечисления денежных средств (жилищной субсидии) руководитель Учреждения, ИО начальника Отделения и должны были произвести все необходимые действия в рамках предоставленных им полномочий, а поскольку ХХХХХХ. такие денежные средства до сих пор не получил, значит, эти должностные лица не выполнили всех требований законодательства Российской Федерации в части их касающейся, чем нарушили его права.
В связи, с чем эти денежные средства не удерживались названными должными лицами от выплаты ХХХХХХХ. и не расходовались ими на иные нужды, поскольку попросту отсутствовали в их наличии и именно по этим основаниям требование заявителя в данной части заявления удовлетворению не подлежит, а его доводы об обратном, подлежат соответственно отклонению.
Согласно чека-ордера от 19 ноября 2014 года, представленного заявителем на оплату судебных расходов, им уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей за подачу заявления в суд.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Таким образом, военный суд считает, что поскольку требования ХХХХХХ удовлетворены частично, то понесённые им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины подлежат взысканию в его пользу с Учреждения, однако, как указано в федеральном законе, пропорционально размеру удовлетворённых требований и определяет их в размере 150 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление ХХХХХХХХ- удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие руководителя федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и исполняющего обязанности начальника территориального отделения ХХХХХХХ - г. ХХХХХХХ федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанное не выплатой ХХХХХХХХ денежных средств на приобретение жилого помещения вне очереди.
Обязать руководителя федерального государственного казеного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспеченилл Министерства обороны Российской Федерации и исполняющего обязанности начальника территориального отделения ХХХХХХХХ области - г. ХХХХХХХ федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять все необходимые меры для выплаты ХХХХХХХ денежных средств на приобретение жилого помещения вне очереди.
Взыскать с федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу ХХХХХХХ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей, отказав во взыскании судебных расходов в большем объёме.
В остальной части заявления в удовлетворении требований ХХХХХХХХ - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в ХХХХХХХ окружной военный суд через ХХХХХХХХХ гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Копия верна. Председательствующий Секретарь судебного заседания
ХХХХХХХ
ХХХХХХХХ